ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МОРФОЛОГИИ




ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ

Планы практических занятий

 

Челябинск

Семинарское занятие № 1

ЯЗЫКИ МИРА

Вопросы для обсуждения

1. Генеалогическая классификация языков, принципы ее построения.

2. Сравнительно-исторический метод, его суть.

3. Назовите наиболее распространенные языки мира.

4. Что такое международные языки? Назовите их.

5. Какие языки называют «мертвыми»? что дает изучение «мертвых» языков? Какие «мертвые» языки вам известны?

6. Соотнесите понятия «территориальная общность языков» и «общность их происхождения». Дайте аргументированный ответ и проиллюстрируйте его примерами.

Термины

Международный язык – язык, служащий средством общения народов разных государств.

Мёртвый язык – язык, вышедший из употребления и известный на основании письменных памятников или записей, дошедших до того времени, когда он был живым.

Домашняя работа

1. Нижеследующие языки распределите по семьям и группам в соответствии с генеалогической классификацией языков (выпишите их колонками по семьям). Укажите, какие из них являются государственными и где: провансальский, французский, ирландский, белорусский, болгарский, готский, сардинский, суахили, лужицкий, полабский, русский, словенский, старославянский, румынский, шотландский, мегрельский, мансийский, индонезийский, латышский, немецкий, чироки, корякский, норвежский, зулусский, голландский, грузинский, марийский, турецкий, финский, ненецкий.

2. Укажите, в каких странах и отдельных районах страны говорят на нижеследующих языках: русский, португальский, турецкий, немецкий, албанский, туркменский, карельский, шотландский, греческий, китайский, чукотский, венгерский, чешский, испанский, узбекский, английский, армянский, эстонский, литовский, польский, урду.

Основная литература

Камчатнов А.М. Введение в языкознание: Учебное пособие. – 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001.

Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. - СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2003.

Дополнительная литература

Агранат Т.Б. Малые языки Российской Федерации: водский // ВЯ. 2008. № 2.

Александрова Н.Ш. Родной язык, иностранный и языковые феномены, у которых нет названия // ВЯ. 2006, № 3.

Баранникова Л.И. Основные сведения о языке. - М., 1982.

Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. - М., 1981.

Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику. - М., 1959.

Леонтьев А.А. Что такое язык. - М., 1976.

Откупщиков Ю.В. К истокам слова. - М., 1973.

Семинарское занятие № 2

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА

И РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВ

Вопросы для обсуждения:

1. Какие теории происхождения языков вы знаете? Изложите их суть.

2. Почему вопрос о происхождении языка не может быть решен одними лингвистами?

3. Как вы понимаете непрерывность и неравномерность в развитии языка?

4. В какую эпоху образуются нации? Перечислите признаки нации.

5. Назовите возможные пути складывания национальных литературных языков.

6. Соотнесите понятия литературный язык, диалект, жаргон, сленг.

7. В чем причина появления искусственных языков? Приведите примеры таких языков.

Термины

Диалект (греч. dialektos – говор, наречие) – разновидность общенародного языка, употребляемая сравнительно ограниченным числом людей, связанных какой-либо общностью (территориальной, социальной, профессиональной).

Жаргон (франц. jargon) – разновидность разговорной речи, используемая определенной группой носителей языка, объединенных общностью интересов, занятий, социальным положением. Жаргон студенческий. Жаргон школьный. Жаргон профессиональный.

Литературный язык – исторически сложившаяся, образцовая (обработанная) форма национального языка, обладающая богатым лексическим фондом, упорядоченной грамматической структурой и развитой системой стилей.

Сленг (общий) – находящиеся за пределами литературного языка общепринятые и широко распространенные в разговорной речи образные слова и словосочетания эмоционально-оценочной окраски, претендующие на новизну и оригинальность.

Основная литература

Камчатнов А.М. Введение в языкознание: Учебное пособие. – 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001.

Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. - СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2003.

Дополнительная литература

Базиев А.Т., Исаев М.И. Язык и нация. - М., 1973.

Бичакджян Б.Х. Эволюция языка: развитие в свете теории Дарвина // ВЯ. 1992. № 2.

Донских О.А. К истокам языка. - Новосибирск, 1988.

Николаева Т.М. Теория происхождения языка и его эволюция – новое направление в современном языкознании // ВЯ. 1996. № 2.

Плунгян В.А. Почему языки такие разные? – М., 2001.

Селищев А.М. Труды по русскому языку. Т.1. Язык и общество. – М.: Языки славянской культуры, 2003.

Шмелев Д.Н. Избранные труды по русскому языку. – М.: Языки славянской культуры, 2002.

Семинарское занятие № 3

ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

(ЗВУКОВОЕ ВАРЬИРОВАНИЕ)

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте определение фонетическим живым процессам.

2. Комбинаторные изменения звуков. Перечислите известные вам виды комбинаторных изменений.

3. Редукция звука, виды редукции.

4. Фонетическое и историческое чередование звуков.

5. Какие еще фонетические процессы вы знаете?

Термины

Ассимиля′ция (лат. assimilatio - уподобление) – фонетический процесс, в результате которого взаимодействующие звуки сближаются полностью или частично.

Аккомода′ция (лат. accomodatio приспособление) – частичное приспособление артикуляции согласного и гласного, обычно стоящих рядом, заключающееся в том, что начало артикуляции последующего звука приспособляется к окончанию артикуляции предшествующего звука.

Диссимиля′ция (лат. dissimilatio - расподобление) – фонетический процесс, в результате которого взаимодействующие звуки становятся менее похожими или разными; процесс, обратный ассимиляции.

Диере′за (греч. diairesis – разрыв, разделение) - выкидка звука или слога, объясняемая удобством произношения, в результате ассимиляции или диссимиляции.

Комбинато′рные изменения звуков (лат. combinare сочетать, соединять) – изменения фонем под влиянием соседних (или несоседних) фонем.

Метате′за (греч. metathesis – перестановка) перестановка звуков или слогов в составе слова на почве ассимиляции или диссимиляции.

Позицио′нные измене′ния звуков (лат. positio положение) – изменения звуков под влиянием позиции, расположения их в слове.

Проте′за (греч. prothesis – стоящий впереди) - появление в абсолютном начале слова согласного звука, вызванного фонетическими причинами.

Реду′кция звука (лат. reductio от reducere – приводить обратно, возвращать; сокращать, уменьшать) - ослабление артикуляции звука и изменение его звучания (в основном это относится к гласным в безударном положении).

Реду′кция ка′чественная – ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге, сопровождаемое потерей тех или иных признаков их тембра.

Реду′кция коли′чественная – уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге при сохранении характерного тембра.

Фу′зия (франц. fusion - сплавление, слияние от лат. fusio - литьё) – слияние морфем, сопровождающееся изменением их фонемного состава.

Эпенте′за (греч. epenthesis – вставка) – то же, что вставка звуков.

Домашняя работа

1. Найдите случаи ассимиляции и охарактеризуйте их: езжу, подход, упавший, рожки, будто, песня, счастливый, ошибка, отчалить.

2. Используя этимологические словари русского языка, определите, какие фонетические изменения претерпели слова в процессе их исторического развития: мести, где, здесь, пчела, свадьба, везде.

3. В результате каких фонетических явлений видоизменились следующие слова: ватрушка из творушка, февраль из феврарь, ладонь из долонь, верблюд из вельблюд, восемь из осьмь, дикобраз из дикообраз, знаменосец из знаменоносец.

4. Выпишите из сказа «Левша» Н.С. Лескова иностранные слова, которые произносятся действующими лицами искаженно, например, английский – аглицкий; определите, какие изменения происходят со словами.

Аудиторная работа

  1. Найдите случаи ассимиляции и охарактеризуйте их: сжалиться, снег, отец бы, к городу, с журналом, отцовский, сброс, подшить, визжать.
  2. Определите, какие фонетические процессы произошли в следующих словах (восстановите их первоначальный облик): ралек, тепелька, бонба, лаболатория, колидор, хто, радиво, вулица, шпиён, ероплан.
  3. Определите, какие чередования – фонетические или исторические - имеются в данных словах: снег – снежок, лес – леса, брать – беру, час – часы, глядеть – выгляну, друг – друзья, круг – круги, волочить - обволакивать.

Основная литература

Камчатнов А.М. Введение в языкознание: Учебное пособие. – 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001.

Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. - СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2003.

Дополнительная литература

Баранникова Л.И. Основные сведения о языке. М., 1982.

Зиндер Л.Р. Общая фонетика. 1979.

Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание. М., 1999.

Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. М., 1995.

Словари

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка / Пер. с нем. и доп. чл.-кор. АН СССР О.Н. Трубачева / Под ред. и с предисл. проф. Б.А. Ларина; изд-е 2-е, стереотип. В 4-х томах. – М.: Прогресс, 1986.

Семинарское занятие № 4

ФОНЕМА И ЗВУК РЕЧИ

Вопросы для обсуждения:

1. Звуки речи и их основные функции.

2. Фонема, ее сущность.

3. Фонема как явление речи и явление языка.

4. Как соотносятся между собой звук речи и фонема?

Термины

Гиперфонема – функциональная единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, общих для нескольких фонем, при отсутствии представителя этой единицы в сильной позиции.

Звук речи – комплекс артикуляционных движений и их определенный акустический эффект, формирующие звуковую оболочку значимых единиц языка.

Нейтрализация – неразличение нескольких фонем в определенной (слабой) позиции.

Фонема – минимальная языковая единица, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для отождествления и различения слов и морфем.

Фонетика (греч. phoné – звук, phonétikos звуковой, голосовой) раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка.

Домашняя работа

1. Сделайте транскрипцию и укажите, какими фонемами различаются следующие пары слов: вал-вял, еж-нож, кос-сок, раню-раю, сел-съел, тук-тюк, щит-счет.

2. Определите фонемный состав следующих русских словоформ: налегке, лошадка, мята.

Аудиторная работа

1. Определите, какими фонемами различаются русские слова пить, петь, пять. По каким признакам противопоставлены эти фонемы друг другу?

2. Сколько одинаковых гласных звуков в слове вышитый? А сколько одинаковых гласных фонем? Обоснуйте свой ответ.

3. Определите фонемный состав следующих слов: россыпь, аптека, кочан.

Основная литература

Камчатнов А.М. Введение в языкознание: Учебное пособие. – 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001.

Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. - СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2003.

Дополнительная литература

Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. М., 1984.

Евразийское пространство: Звук. Слово. Образ: Сб. статей. – М.: Языки славянской культуры, 2003.

Левицкий В.В. Фонетическая мотивированность слова // ВЯ. 1994. № 1.

Соколянский А.А. О статусе звука [ц] и фонемы <ц> в русском литературном языке // ВЯ. 2007. № 3.

Тимофеев В.П. Фонетическая транскрипция. – Челябинск, 1984.

Щербакова Л.А. Фонетика и фонология стыка морфем и слов (о делимитативной функции гортанной смычки в русском языке) // ВЯ. 2006.

№ 2.

Семинарское занятие № 5

ФОНЕТИЧЕСКОЕ ЧЛЕНЕНИЕ

РЕЧЕВОГО ПОТОКА

Вопросы для обсуждения:

1. Перечислите фонетические единицы русской речи.

2. Что такое интонация? Перечислите элементы, составляющие интонацию.

3. Что такое ударение? Какие типы и виды ударений вы знаете?

Термины

Интонация – важное средство формирования высказывания и выявления его смысла; явление сложное, состоит из ударения, ритма, темпа, паузы, интенсивности речи, тембра.

Проклитика (греч. proklinō наклоняю вперед) – безударное слово, примыкающее к последующему ударному.

Слог – часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков, образующая артикуляционное единство.

Такт – часть фразы (один или несколько слогов), объединенная общим ударением.

Ударение – выделение речевой единицы с помощью фонетических средств (высота тона, сила артикуляции, длительность произнесения, качества гласного).

Фонетическое слово – самостоятельное ударное слово вместе с примыкающими к нему безударными служебными словами.

Фраза (греч. phrasis – выражение, оборот речи) – высказывание или последовательность высказываний, представляющих собой интонационное единство.

Энклитика (греч. enklitikē из enklino - склоняюсь) – безударное слово, примыкающее к предыдущему ударному.

Домашняя работа

1. Разделите на такты следующий текст. В тактах одной чертой подчеркните проклитики, двумя чертами – энклитики.

Живым духом полнилась округа, леса, кусты, травы, листья. Залетали мухи, снова защелкали о стволы дерев и о камни железнолобые жуки и божьи коровки; бурундук умылся лапками на коряжине и беззаботно деранул куда-то; закричали всюду кедровки, костер наш, едва верескавший, воспрянул, щелкнул раз-другой, разбрасывая угли, сам собою занялся огнем. От звука ахнувшего костра совсем близко, за тальником, что-то грузно, с храпом метнулось и загромыхало камнями (А. Астафьев).

2. Приведите примеры слов, состоящих из: а) одного прикрытого слога, б) одного неприкрытого слова, в) одного открытого и одного закрытого слогов, г) одного неприкрытого и двух прикрытых слогов, д) одного закрытого и двух открытых слогов.

Аудиторная работа

1. Определите, подвижное или неподвижное ударение в следующих словах: гора, звонить, бык, бок, сосна, овца, стог, варить.

2. Прочитайте с различной интонацией фразы, определите разницу в постановке пунктуационных знаков:

Ходить - долго не мог.

Ходить долго – не мог.

Врач, может быть, сейчас в палате.

Врач может быть сейчас в палате.

Мост прогнил так, что по нему опасно ехать.

Мост прогнил, так что по нему опасно ехать.

Прохожий спросил: «Далеко ли до станции?».

Прохожий спросил, далеко ли до станции.

Основная литература

Камчатнов А.М. Введение в языкознание: Учебное пособие. – 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001.

Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. - СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2003.

Дополнительная литература

Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. - М., 1977.

Горбачевский А.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических специальностей педагогических университетов. - Челябинск, 1998.

Зализняк А.А. Еще раз об энклитиках в «Слове о полку Игореве» // ВЯ. 2007. № 6.

Князев С.В. О критериях слогоделения в современном русском языке: теория волны сонорности и теория оптимальности // ВЯ. 1999. № 1.

Красухин К.Г. Акцентология в предыстории индоевропейских языков // ВЯ. 1998. № 6.

Семинарское занятие № 6

ПИСЬМЕННОСТЬ

Вопросы для обсуждения:

1. Назовите причины возникновения письменности.

2. Каковы основные этапы предыстории письменной речи?

3. Перечислите этапы развития графического письма (пиктография, идеография, фонография).

4. Что такое алфавит?

5. Что такое орфография? Каковы принципы, на которых могут быть построены орфографические правила?

6. Что такое транслитерация и что такое транскрипция?

Термины

Алфавит (от названий первых двух букв греч. азбуки alpha и bēta – в среднегреческом произношении «вита») – совокупность графических знаков (букв), расположенных в принятом для данного языка (или языков) порядке.

Буква – условное графическое обозначение звука.

Орфография (греч. orthos – прямой, правильный + graphō – пишу) (правописание) – система правил, устанавливающих одинаковое написание одних и тех же слов.

Транскрипция (лат. transcriptio - переписывание) – 1. Передача звуков иноязычного слова (обычно собственного имени, географического названия, научного термина) при помощи букв русского алфавита. 2. То же, что фонетическая транскрипция.

Транслитерация (лат. trans – сквозь, через + litera - буква) – передача букв иноязычного слова при помощи букв русского алфавита.

Домашняя работа

1. Из нижеследующих слов выделите слова, в написании которых вы можете обнаружить действие: а) традиционно-исторического принципа орфографии, б) морфологического принципа, в) фонетического. Какой является ведущим в русской орфографии?

Тяжелый, предыстория, разыграть, дешевый, холод, роспись, ночь, пчела, сжечь, весна, расход, бесшумный, компания, сегодня, беззвучный, цирк, стол, свадьба, жить, пора, Россия, гриб.

2. Как с помощью букв русского алфавита записать по-другому слово расчет, чтобы запись читалась также?

3. Составьте предложение, при записи которого невозможно сделать ошибку.

Аудиторная работа

1. Как с помощью букв русского алфавита записать по-другому слово аспирант, чтобы запись читалась также?

2. Учитывая, что звуки ж, ш, ц до XII века были мягкими, по какому принципу писались слова живу, шить, цифра. В связи с отвердением данных звуков, каким стал принцип написания этих слов?

Основная литература

Камчатнов А.М. Введение в языкознание: Учебное пособие. – 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001.

Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. - СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2003.

Дополнительная литература

Гельб И.Е. Опыт изучения письма. - М., 1982.

Осипов Б.И. История русской орфографии и пунктуации. - Новосибирск, 1992.

Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. - М., 1995.

Семинарское занятие № 7

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МОРФОЛОГИИ

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое морфема? Какие виды морфем вы знаете?

2. В чем различие между словоизменительными и словообразовательными аффиксами?

3. Что такое грамматическая форма слова?

4. Что такое внутренняя форма слова?

5. Какие исторические процессы в морфемной структуре вы знаете?

Термины

Внутренняя форма слова – морфонологический состав основы, указывающий на мотивированную связь ее звучания с данным значением.

Морфема –значимая часть слова, далее неделимая.

Опрощение – изменение в морфологическом строении слова, в результате которого производная основа, ранее производная, членимая, превращается в непроизводную, нечленимую.

Переразложение – перемещение границ морфем в составе слова, в результате чего основа слова, оставаясь производной и членимой, членится сейчас иначе, чем когда-то.

Домашняя работа

1. Разделите на морфемы следующие слова: забор, петь, ловля, убеждаю, киевлянин, сидевший, лить, объявление, накормленный, головешка, рукавицы, любовь, коренья, пою, внакладку, братья, возмущение, травяной, сказка, болтливый, крутизна, досягаемый, мыло, первенство, бабушка, бегаю, ненавистный.

2. Сгруппируйте слова по сходству их морфемного состава: дом, безбожник, молочница, мечтатель, чернильница, покос, обложка, здесь, завязка, восхищение, беспечный, забота, восторг, обед, выслуга, крот, замазка, вопль, еще, смятение, печь, закон, новшество, иначе, порог, мягкий, вскормить.

3. Используя словари, укажите слова, в которых производная основа стала непроизводной. Как называется это явление?

Колесник, облако, расписание, вкус, кольцо, листок, окорок, подошва, ожерелье, пояс, ровесник, пончик, мальчик, крыльцо, забава, молодец, писец, борец, брак, сугроб, позор, предмет, сокровище, забор, насекомое, восток, заноза, трус.

Аудиторная работа

1. Чем отличаются по морфемному составу члены следующих пар слов: ножом – пот о м, стеной – домой, вобрать – водить, ободрать – обонять, косточка – ласточка, обобрать – отоварить.

2. Объедините следующие слова по группам (в зависимости от основы: производная или непроизводная): кость, радость, родина, детство, лебедь, сотня, тень, длина, бездна, весна, мыло, ласка, сетка, тьма, басня, старик, горец, зрелище, шорох, воля.

Основная литература

Камчатнов А.М. Введение в языкознание: Учебное пособие. – 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001.

Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. - СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2003.

Дополнительная литература

Добрушина Н.Р. Грамматические формы и конструкции со значением опасения и предостережения // ВЯ. 2006. № 2.

Зализняк А.А. Русское именное словоизменение. – М.: Языки славянской культуры, 2002.

Исаченко А.В. Грамматический строй русского языка в сопоставлении со словацким. Части 1-2. – М.: Языки славянской культуры, 2003.

Иткин И.Б. Мягкие основы в современном русском языке // ВЯ. 2007. № 5.

Йокояма О. Теория коммуникативной компетенции и проблематика порядка слов в русском языке // ВЯ. 1992. № 6.

Крысин Л.П. Жизнь слова. - М., 1980.

Сахарный Л.В. Как устроен наш язык. - М., 1978.

Словари

Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка: Ок. 52 000 слов. – М.: 1986. – 1136 с.

Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М.: Просвещение, 1987. – 319 с.

Семинарское занятие № 8

СПОСОБЫВЫРАЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ

Вопросы:

1. Что такое грамматическое значение?

2. Какие способы выражения грамматических значений вы знаете? Назовите их и объясните.

3. В чем разница между синтетическими и аналитическими средствами выражения грамматических значений?

Термины

Грамматическая форма – языковые средства, служащие для выражения грамматических значений.

Грамматическое значение – значение, выступающее как добавочное к лексическому значению слова и выражающее различные отношения (отношение к другим словам в словосочетании или предложении; отношение к лицу, совершающему действие; отношение сообщаемого факта к действительности или ко времени; отношение говорящего к сообщаемому и т.д.).

Домашняя работа

1. Укажите, какие грамматические значения выражены в приводимых ниже примерах и какими средствами: стол – стола – столу; кот – коты; избегал – избежал; выходил – выхáживал; день сменяет ночь – ночь сменяет день; белый – белее – белейший; синий-синий; хорошо – лучше; разрезáть – разрéзать; úглы – иглы; иду – шел; окнó – окнá; говорю – говоришь – говорит; прилежнейший – самый прилежный; напишу – буду писать; поехать – поехал бы.

2. Сгруппируйте следующие пары слов по общности средств, использованных для выражения грамматических значений: книга – книгу, я – меня, читаю – буду читать, сидишь – сидит, напишу – напишем, даем – дадим, пилы – пилы, плохо – хуже, теплый – самый теплый, иду – шел, леса – леса. Читал – читала, избегать – избежать, светлый – светлее, везу – вез, насыпать – насыпáть, черный – черная, ходит – ходил, вымыл – был вымыт, мой – моего, много – больше, сковать – сковывать, запретить – запрещать, милый – милейший, чудо – чудеса, прыгать – прыгнуть, падаю – упал, придем – придете, книга – книги, кладу – положу, она – ее, выразить – выражать, хороший – лучше, белый – белого, сказал – сказала.

3. Укажите, какие грамматические средства использованы в предложении. Какие значения ими выражены?

Старик, наконец, вспомнил, где он видел человека, который шел сейчас по краю платформы, опустив голову и прижав руки к бокам.

Аудиторная работа

1. Выделите из приведенных словоформ те, которые обладают нулевым показателем. Укажите, какие грамматические значения этими показателями выражены: стол, еще, коров, лучи, вперед, стекло, лугов, обед, стой, май, ветер, дал, миг, такси, пять, вчера, положá.

2. Разделите данные ниже словоформы на синтетические и аналитические. Какие грамматические значения и как в них выражены? Будем читать, моего, было написано, трех, прочитает, настоящий, на столе, о бабушке, к бабушке, манто, везу, дал бы, пошел, ушедший, наилучший, самый высокий, люди, бросаете, ниже, всех, более четкий, говорящий, простейшее, белый-белый, телята, рассказывай.

Основная литература

Камчатнов А.М. Введение в языкознание: Учебное пособие. – 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001.

Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. - СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2003.

Дополнительная литература

Дурново Н.Н. Избранные работы по истории русского языка. – М.: Языки славянской культуры, 2000.

Рожанский Ф.И. Редупликация и названия животных в африканских языках // ВЯ. 2007. № 2.

Селищев А.М. Труды по русскому языку. Т.1. – М.: Языки славянской культуры, 2003.

Шмелев. Д.Н. Избранные труды по русскому языку. – М.: Языки славянской культуры, 2002.

Якобсон Р.О. Избранные работы. - М., 1985.

Семинарское занятие № 9

ЧАСТИ РЕЧИ

Вопросы для обсуждения:

1. По каким признакам устанавливается принадлежность слова к той или иной части речи?

2. Назовите части речи в русском языке и перечислите признаки отдельных частей речи.

3. Что такое переход одних частей речи в другие? Как такой переход может осуществляться?

Термины

Грамматическая категория (греч. katēgoria – суждение, определение) – 1. Совокупность однородных грамматических значений. 2. Наиболее крупные лексико-грамматические разряды (классы) слов, объединенных общими семантическими и морфолого-синтаксическими признаками.

Конверсия – способ в словообразовании без использования специальных словообразовательных аффиксов, при котором переход слова из одной части речи в другую происходит так, что назывная форма слова одной части речи (или его основа) используется без всякого материального изменения в качестве представителя другой части речи.

Домашняя работа

1. Определите, к каким частям речи относятся следующие слова. Обоснуйте ответ: двадцать, тысяча, половина, треть, десяток, двадцать пять, пальто, хорошо, блестящий, рядом, бордо, бег, рохля, да, нужно, фламинго, нет, плакса, усталый, уставший, должен, блеснувший, беглый, голодный, Петр, есть, бежать.

2. В данном предложении распределите все слова по частям речи.

Опомнившись, учитель увидел привязанного медведя, зверь начал фыркать, издали обнюхивая своего гостя, и вдруг, поднявшись на задние лапы, пошел на него … (А.С. Пушкин).

Аудиторная работа

Определите, к какой части речи относятся выделенные слова, обоснуйте ответ.

a) А люди все шли и шли, за рядом ряд, молчаливые и усталые. Солдат стоял совсем рядом.

б) Война – величайшее зло, приносящее неисчислимые бедствия. Все первое звено было зло на вожатого за несправедливое замечание. Он зло и насмешливо взглянул на собеседника.

в) Цитрусовые деревья любят тепло и влагу. Это странное вещество на ощупь было тепло и мягко. Хозяин тепло и ласково приветствовал моего спутника.

Основная литература

Камчатнов А.М. Введение в языкознание: Учебное пособие. – 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001.

Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для вузов. - М.: Гаудеамус: Академический проект, 2004.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филологических и лингвистических факультетов высших учебных заведений. – 4-е изд., стер. - СПб., М.: Филологический факультет СПбГУ: Академия, 2005.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., 2003.

Дополнительная литература

Баранникова Л.И. Основные сведения о языке. - М., 1982.

Золотова Г.А. О возможностях грамматической науки // ВЯ. 2006. № 3.

Калинина Л.В. К вопросу о критериях выделения и отличительных приметах лексико-грамматических разрядов имен существительных // ВЯ. 2007. № 3.

Кубрякова Е.С. Язык и знание. – М., 2004.

Лукин О.В. Части речи в античной науке (логика, риторика, грамматика) // ВЯ. 1999. № 1.

Перехвальская Е.В. Части речи в русских пиджинах // ВЯ. 2006. № 4.

Фолсом Ф. Книга о языке. - М., 1977.

Ханзен Б. На полпути от словаря к грамматике: модальные вспомогательные слова в славянских языках // ВЯ. 2006. № 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: