Глава государства в зарубежных странах: понятие, виды, конституционный статус.




Глава государства – это верховный представитель государства внутри и вне страны, символ единства и преемственности государственной власти, гарант безопасности и суверенитета государства, прав и свобод личности.

Глава государства рассматривается как составная часть законодательной власти (Великобритания, Индия), либо как глава исполнительной власти, либо не входит ни в одну из ветвей власти (РФ, ФРГ, Израиль, Италия).

Правовой статус главы государства и его реальная роль в процессе осуществления власти зависят от формы правления и характера политического режима.

Главой государства выступает:

- выборный президент (республика)

- наследственный монарх (монархия) ( Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Дания, Швеция, Норвегия, Испания ).

В зависимости от формы правления и государственного режима, а также системы политических отношений в стране его конституционные полномочия могут быть:

- реальными;

- номинальными.

Политическая роль главы государства иногда формулируется в конституциях. Например, ст. 5 Конституции Французской Республики 1958 года.

Основные различия в положении главы государства возникают при разделении на главу-президента и главу- монарха.

Статус монарха:

- суверен, верховный правитель, а в ряде стран и верховный носитель государственной власти;

- занимает свой пост в порядке престолонаследия

- обладает неприкосновенностью

- обладает правом на титул

- от его имени издаются законы;

- его именем выносятся судебные постановления;

- важнейшие государственные дела составляют его прерогативу;

- в абсолютной монархии монарх обладает неограниченной властью;

- иногда монарх сочетает в своем лице функции светского и религиозного главы подданных;

Статус президента:

- является выборным должностным лицом

- в президентской республике президент обладает большими полномочиями, чем в парламентской, где он выполняет, в основном, представительские функции;

- в странах с однопартийной системой президент часто обладает на практике более широкими полномочиями, чем по конституции;

- в президентских республиках президент совмещает пост главы государства и правительства.

- место главы государства в системе органов власти определяется, прежде всего, формой правления.

Полномочия главы государства:

1.) представительские функции

- председательствует на торжественных церемониях, выступает с официальными обращениями к парламенту (США, Франция);

- исключительное большое значение в сфере внешних сношений – всегда выступает от имени своего государства и не нуждается в специальном на то уполномочии.

2.) в области государственного управления

- в парламентарных республиках и монархиях глава государства связан с результатами выборов и вынужден либо прямо проводить политику парламентского большинства, либо маневрировать, если ни одна партия не получила большинства мест в парламенте (Великобритания).

- в президентских республиках глава государства является единоличным носителем правительственной власти. Президент как глава государства играет решающую роль в определении программы правительственной деятельности, ему принадлежит право принятия окончательных решений (страны Латинской Америки).

3.) в сфере законодательной деятельности

- в парламентарных монархиях и республиках главе государства формально принадлежит право досрочного роспуска парламента. Однако на практике соответствующие решения принимаются правительством (ст. 7 Конституции Японии).

- в странах со смешанной формой правления глава государства пользуется широким спектром полномочий: роспуск парламента, созыв чрезвычайных сессий, возвращение законопроекта для повторного обсуждения и законодательная инициатива.

- в президентских республиках глава государства не обладает правом роспуска парламента. Одно из средств воздействия на парламент – вето

а.) абсолютное вето (Япония, Норвегия);

б.) отлагательное вето (Франция, Аргентина, Мексика).

- во многих странах пользуется правом издания собственных нормативных актов.

4.) внешнеполитические полномочия

- верховное представительство страны в международных отношениях (ст. 59 Основного Закона ФРГ);

- назначение руководителя ведомства иностранных дел и дипломатических представителей за рубежом;

- участие в переговорах, подписание договоров, объявление войны и заключение мира.

5.) в сфере судебной власти

- назначение на высшие судебные должности;

- председательствование в высших консультативных учреждениях, которые ведают дисциплинарными и отчасти административными вопросами, относящимися к судебному корпусу;

- право помилования.

6.) чрезвычайные полномочия (спящие)

- объявление чрезвычайного положения, право на использование вооружённых сил.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: