Высшая цель вегетарианства




Помимо медицинских, экономических и этических аргументов в пользу вегетарианства, а также его преимуществ с точки зрения религии и даже закона кармы, вегетарианство имеет еще один аспект — духовный. Главное преимущество вегетарианства заключается в том, что оно способствует развитию в человеке естественного влечения и любви к Богу. В комментариях к «Шримад-Бхагаватам» Шрила Прабхупада говорит: «Жизнь дана человеку для духовного самоосо- знания, и если он хочет достичь его, то должен есть только пищу, которая была предложена Господу. Господь принимает от Своих преданных любые блюда из овощей, фруктов, молочных продуктов и зерна. Ему можно предлагать самые разнообразные фрукты, овощи и молочные продукты, и, после того как Господь примет подношение, преданный может отведать прасад. Таким образом человек со временем избавится от всех страданий, связанных с борьбой за существование».

О божественной природе прасада говорил и Сам Кришна, когда Он около 500 лет назад приходил на землю в облике Шри Чайтаньи Ма- хапрабху: «Каждый пробовал эти блюда прежде, однако сейчас они приобрели необыкновенный вкус и удивительный аромат. Отведайте их — и вы почувствуете разницу. Один их аромат, не говоря уже о вкусе, приносит такое наслаждение уму, что заставляет его забыть обо всех других лакомствах. Это значит, что уста Кришны, источающие трансцендентный нектар, коснулись этой пищи и наделили се всеми качествами, которыми обладает Сам Кришна».

Питаясь предложенной пищей, традиционно называемой прасадом, «милостью Бога», человек не только ведет здоровый образ жизни, но и получает возможность осознать Бога. Прасад — это не обыкновенная пища, насыщающая голодных, это духовная пища, которая утоляет духовный голод человека. Когда Кришна принимает подношение. Он сообщает предложенной Ему пище божественные качества, поэтому прасад Кришны неотличен от Самого Кришны. Из сострадания к душам, которые томятся в темнице материального мира, Кришна приходит к ним в форме прасада, чтобы, просто принимая пищу, люди могли постичь Его.

Прасад насыщает тело духовной энергией. Питаясь прасадом, человек не только избавляется от последствий своих прошлых грехов, но и приобретает иммунитет против материальной скверны. Подобно тому как введение антисептической вакцины предохраняет нас от инфекционного заболевания, прасад даст нам иммунитет против иллюзии и материалистических представлений о жизни. Поэтому человек, который ест только пищу, предложенную Кришне, смывает с себя все грехи и быстро продвигается по пути самоосознания. Кришна освобождает нас от всех последствий кармы, материальной деятельности, поэтому мы легко можем выйти из-под влияния иллюзии и начать служить Ему. Человек, чьи поступки не имеют кармических последствий, способен развить в себе желания, полностью согласующиеся с желаниями Бога, и постоянно ощущать Его присутствие. Таково высшее благо, которое приносит человеку вкушение прасада.

Вкушение прасада — это одна из форм преданного служения Господу, поэтому тот, кто питается им, имеет все шансы снискать милость Кришны. Шрила Прабхупада часто говорил, что тот, кто хотя бы один раз отведал прасада, получает возможность вырваться из круговорота рождения и смерти и даже величайший грешник может стать святым, если будет питаться только прасадом. В ведических писаниях содержится немало историй о людях, чья жизнь полностью изменилась благодаря тому, что они попробовали прасад, и любой преданный, принадлежащий к движению Харе Кришна, может подтвердить, что прасад обладает необыкновенной духовной силой и сыграл очень важную роль в его жизни.

Диета, состоящая только из пищи, которая была предложена Кришне, является высшей формой вегетарианства. В конце концов, голуби и обезьяны тоже вегетарианцы, поэтому сам по себе переход на вегетарианскую диету не является таким уж большим достижением. В Ведах говорится, что цель человеческой жизни — возродить вечные взаимоотношения, которые связывают нашу душу с Богом, и, когда мы начнем питаться не просто вегетарианской пищей, а прасадом, еда также будет способствовать достижению этой цели.

 

Примечания

1. Journal of the American Medical Association, Editor: Diet and Stress in vascular disease. JAMA 176: 134-5. 1%!

2. Inter-Society Commission for Heart Disease Resources. Доклад объединенной комиссии no источникам сердечных заболеваний: Primary prevention of the arteriosclerotic diseases. Circulation 42: A53-95. December 1470: также Senate Select Committee on Nutrition and Human Needs: Dietary Goals for the United Slates. U.S. Government Priming Office. Washington, D.C.. 20402. 1977.

3. Насыщенные жиры встречаются в продуктах животного происхождения, но ие только в них: гидрогсиніированные жиры встречаются в продуктах пищевой промышлен мости: холестерин же есть только в мясных продуктах.

4. Каагс R. Norum. "What is the Experts* Opinion on Diet and Coronary Heart Diseases?" Journal of the Norwegian Medical Association. 12 February 1977.

5. C.R. Sirtori. et. al., "Soybean Protein Diet in the Treatment of Type II Hyperlipoprotei- nacmia". The Lancet I (8006): 275-7. (5 February 1977).

6. R.L. Phillips. "Role of Lifestyle and Dietary Habits in Risk of Cancer Among Seventh- Day Adventists". Cancer Research 35:3513. (November 1975): Morton Mint/. "Fat Intake Seen Increasing Cancer Risk". Washington Post, 10 September 1976.

7. MJ. Hill. "Bacteria and the Aetiology of Cancer of the Large Bowel". Lancet, 1:95-100. 1971.

8. Цитата из диссертации Cancer and Other Diseases from Meal Consumption. Blanche Leonardo. Ph.D. 1979. p. 12.

9. M. Jacobson. "How Sodium Nitrite Can Affect Your Health" (Washington. D.C.: Center for Science in the public interest. 1973); W. Linjinsky. S.S. Epstein. "Nitrosamines as Environmental Carcinogens". Nature, no. 225 (1970). p. 21-3; Committee on Nitrate Accumulation. National Academy of Sciences. 2101 Constitution Ave.. Washington. D.C.. 20418. 1972; Lancet. "Nitrate and Human Cancer". 2 (8032): 281. 6 August 1977.

10. Gary and Steven Null. Poisons in Your Body. Arco Press. 1977. p. 52.

11. American Academy of Sciences. Diet, Nutrition, and Cancer. National Reserch Consul. National Academy Press. Washington. June 1982.

12. Dr. Paavo Airola. "Health Forum". Vegetarian rimes. August 1982. p. 67.

13. Irving Fisher. "The Influence of Flesh Eating on Endurance". Yale Medical Journal. 13(5): 205-21 (March 1907).

14. J.L. Buttner. A Fleshless Diet: Vegetarianism as a rational dietary, Frederick A. Stokes Company. New York. 1910. p. 131-2.

15. Frances Moore Lappe. Diet for a Small Planet. (New York Ballantinc Books. 1975). p. 12.

16. Там же. стр. 10.

17. Там же. стр. 235.

18. Георг Боргстрем. цит. но книге Frances Moore Lappe. Die! for a Small PlaneI. p. 25.

19. Лестер Браун, цитируется no книге Vic Sussnian. The Vegetarian Alternative (Rodalc Press. 1978). p. 234.

20. Джин Мэйер. цитируется no докладу на выборной комиссии Сената США по питанию. нуждам населения и продовольственной стратегии США (Washington. D.C\: February 1977). p. 44.

21. Георг Боргстрсм, цит. по книге Frances Moore Lappe. Diet for a Small Питч, p. 32.

22. Paul and Anne Ehrlich. Population, Resources. Environment. W.H. Freeman and Company. 1970. p. 64.

23. "Food Price Rises". Sylvia Porter. New York Post. July 27. 1973.

24. Данные о числе ежегодно убиваемых домашних животных и птицах, основанные на статистике, опубликованной в РАО Production Yearbook 19Н4, vol. 38. Statistics Series No. 61. Food and Agriculture Organization of the United Nations/Rome, p. 226-47.

Статистика об убитых домашних животных, приведенная в этом ежегоднике, собрана в 200 странах и областях. Для читателей будет интересно узнать, что статистика ФЛО о числе скота, убитого в 1984 г.. (по некоторым видам) такова: крупный рогатый скот и телята — 229249000: буйволы — 7 269000: овцы — 409 500000: козы — 177 2% 000: свиньи — 765 424 000: лошади — 4 032 000; цыплята — 21 902 400 (XX): гуси — 234 000 000; и индюки — 372300000.

25. Интересно отметить, что в ведических писаниях Будда считается одним из воплощений Господа Кришны. В «Шримад-Бхагаватам» предсказано рождение Будды. Великий вайшнав Ііірила Джаядсва Госвами позже писал в своих молитвах, обращенных к Господу Кришне: «О мой Господь, о Личность Бога, слава Тебе. Ты милостиво явился в образе Господа Будды, чтобы осудить жертвоприношения животных».

26.

 

Храм Кришны в вашем доме

Все те, кто посещает храм Кришны впервые. Приходят в недоумение, наблюдая церемонии) предложения вегетарианских блюд изображению Кришны, установленному на алтаре. Причину их недоумения нетрудно понять. Действительно. неужели всемогущему. всеведущему и вездесущему Господу нужна ла маленькая тарелка с рисом и овощами? Неужели Он вдруі проголодался? Разве не Им сошно все это неизмеримое количество пищи? Раше Он не самодостаточен? Нужны ли Ему наши блюда?

Да. Кришна действительно просит нас предлагать Ему пищу, но не потому, что Ему нужны рис и овощи, а потому, что Он хочет видеть нашу преданность. В «Б.хагавад-гите» (lO>)On говорит: «Если кто-то с любовью и преданностью предложит Мне листок, цветок, плод или воду. Я приму их».

Па самом деле, прося предлагать Ему пищу. Кришна побуждает нас таким образом восстановить вечные любовные отношения с Ним. Вначале, уверовав в слова Ьога. мы следуем Его указанпячі ін чу вства долга, но затем. по мере нашего ду ховного прогресса, в нас развивается привязанность и любовь к Господу. Подобно человеку, который готов отдать все самое лу чшее, что у него есть, своей любимой, преданный Кришны отдаст Ему свою пищу.богатство, разум и жизнь.

Кришна — высший возлюбленный каждого из нас. По можем ли мы подносить дары тому, кого не знаем? Для /гою нужно следовать ведической традиции. Если вы решили начать предлагать пищу Кришне, но по тем или иным причинам пока не можете выполнять все. что требуется, то вспомните историю о паучке, который помогал строить мост для царевича Рамы, одного из воплощении Кришны: Хануман и его соратники таскали огромные каменные глыбы, а паучок носил самые крупные песчинки, какие только мог поднять, однако Господь был одинаково доволен и обезьянами, и пау чком.

\IWXI 13 НЛІІІІ м домі 39

Прежде всего отведите для предложения пищи специальное место. Это может быть отдельный столик или целая комната, превращенная в храм. Сделайте алтарь с изображением Господа Кришны — для этого можно использовать фотографию на стр. 38. Слева от Кришны на этом изображении стоит Шримати Радхарани, Его вечная супруга. Она является олицетворением энергии наслаждения Кришны, и именно Она дарует искреннему преданному любовь к Богу.

Если у вас есть фотография Шрилы Прабхупады, духовного учителя, основателя Международного общества сознания Кришны (ИСККОН), также поставьте ее на алтарь. Принимая подношения ученика, духовный учитель предлагает их своему духовному учителю, который в свою очередь предлагает их своему духовному учителю. Таким образом подношение передается от ученика к учителю по цепи ученической преемственности, пока, наконец, не достигает Господа Кришны. Члены движения Харе Кришна всегда ставят на алтарь фотографию Шрилы Прабхупады. а если преданный является учеником одного из учеников Шрилы Прабхупады, он ставит на алтарь также фотографию своего духовного учителя.

Покупая продукты и готовя пищу, старайтесь думать только о том, как доставить удовольствие Кришне. Выбирайте самые лучшие и свежие фрукты и овощи. Покупка продуктов в магазине требует осторожности. Недостаточно просто избегать мяса, рыбы и яиц. Следует внимательно читать каждую этикетку, содержащую перечень компонентов, входящих в состав продукта. Не покупайте продукты, в которые входит сычужный фермент (его получают из внутренней оболочки желудка теленка и используют при изготовлении большинства сыров), желатин (который получают путем вываривания костей, рогов и копыт и используют для приготовления желе и мармеладов) и лецитин (если на этикетке не написано «соевый лецитин», значит он извлечен из яиц). Нельзя предлагать Кришне и блюда, которые содержат лук и чеснок, потому что лук и чеснок, согласно Ведам, относятся к гуне невежества. Не берите продукты, содержащие животный жир. Если на продукте нет этикетки, то лучше вовсе не покупайте его, — судя по всему, производитель не хочет, чтобы покупатели знали его состав.

Итак, теперь вы можете начать готовить для Кришны. Вот как это делают в наших храмах:

• Повар должен думать не о наслаждении собственного языка, а о том, как доставить удовольствие Кришне. Он должен готовить пищу с мыслью: «Господь милостиво дал мне все эти продукты, поэтому я должен приготовить из них что-нибудь для Его удовольствия». Повторение мантры Харе Кришна или слушание кассет с записями музыки в исполнении преданных помогает помнить о Кришне во время приготовления пищи и избегать ненужных мирских разговоров.

• Духовность и чистота — родные сестры. Повар должен заботиться о чистоте своего тела и ума. Перед тем. как идти готовить, он должен надеть чистую одежду. Волосы следует завязать сзади, чтобы они не попали в пищу и не загорелись. И кухня, и кухонная посуда должны блестеть чистотой, поэтому, прежде чем начать готовить, повар должен тщательно протереть свое рабочее место. «Кришна примет и очень простое блюдо, приготовленное в чистой кухне. — говорил Шрила Прабхупада, — но никогда не примет даже самые изысканные яства, если они приготовлены в грязной кухне».

• Прасад (предложенную пищу) н бхогу (пищу, еще не предложенную) ни в коем случае не следует смешивать. Кришне нельзя во второй раз предлагать то. что уже было предложено, поэтому мы держим прасад в специальной посуде, отдельно от бхоги. чтобы случайно не перепутать их.

• Вероятно, вас удивит это. но повар не должен пробовать пищу прежде, чем она предложена, даже для того, чтобы определить ее вкус. Кришна первый должен насладиться ею. С опытом к вам придет умение на глаз определять необходимое количество соли и специй. Если кто-нибудь попробует пищу до того, как она была предложена, то вся она считается оскверненной и ее нельзя предлагать Кришне.

Когда пища готова, нужно предложить ее Кришне. В наших храмах мы предлагаем пищу в посуде, специально предназначенной для этой цели, из которой больше никто не ест. Остальная пища находится в кастрюле, пока церемония предложения не закончится.

Возле тарелки Кришны положите ложку, поставьте стакан холодной воды, а также маленькую тарелочку с солыо и перцем. Можете также зажечь одну-две палочки благовоний, чтобы создать приятную атмосферу. Поставив поднос с пищей на алтарь, произнесите мантру Харе Кришна:

Харе Кришна, Харе Кришна. Кришна Кришна. Харе Харе Харе Рама, Харе Pa.ua. Рама Рама. Харе Харе

Повторите мантру три раза и после этого оставьте подношение на алтаре на несколько минут. Мантра Харе Кришна — это молитва: «О Радхарани и Кришна, пожалуйста, позвольте мне служить Вам».

Чем сильнее наше желание удовлетворить Кришну, тем большее наслаждение Ему доставляет наше подношение. Мы можем предлагать Кришне самые изысканные блюда, но на самом деле Его привлекает только наша искренность. Основными «компонентами» нашего подношения должны быть любовь и преданность. Господа Кришну иногда называют Бхаваграхи-джанарданой, что значит «тот. кто наслаждается любовью и служением Своих преданных». Однажды, во время пребывания Кришны на земле пять тысяч лет назад. Его друг и чистый преданный Видура угощал Его бананами. Однако, глядя на Кришну, Видура от любви к Нему погрузился в транс и, сам того не замечая, начал выбрасывать очищенные бананы и предлагать Кришне кожуру. И Кришна ел ее с огромным удовольствием, так как она была предложена Ему с любовью. Другой великий преданный, Сана- тана Госвами, был так беден, что не мог предложить Кришне ничего, кроме сухих чапати, но для Кришны вкус этих чапати был подобен нектару, потому что они были предложены Ему с любовыо.

Через некоторое время после предложения снимите поднос с алтаря и переложите прасад в посуду для раздачи. Вымойте поднос и чашки Кришны и уберите их. Теперь можете раздавать прасад. Та пища, которая была на тарелке Господа, называется маха-прасадом (маха означает «великий», а прасад — «милость»). Это особая пища, и раздающий прасад должен позаботиться о том, чтобы кусочек маха- прасада достался каждому.

О том, каким должно быть наше отношение к прасаду, Шрила Пра- бхупада говорит в «Шри Чайтанья-чаритамрите»: «Прасад неотличен от Кришны. Поэтому мы должны не просто есть прасад, а почитать его. Принимая прасад, мы не должны считать его обычной пищей. Прасад означает „милость", и мы должны видеть в прасаде милость Кришны. Кришна очень добр. В материальном мире все стремятся наслаждаться разнообразной пищей, поэтому, попробовав множество изысканных блюд. Кришна возвращает их преданным. Вкушая прасад, преданные не только удовлетворяют свое желание наслаждаться пищей, но и прогрессируют духовно. Таким образом, прасад ни в коем случае нельзя считать обычной едой».

Иначе говоря, если человек ест прасад, видя в нем проявление милости Кришны, можно сказать, что он перестал просто есть — обычный прием пищи превратился для него в акт поклонения Господу. Поклоняясь Кришне в форме прасада, человек доставляет удовольствие Кришне, а когда Господь доволен. Его преданные тоже испытывают удовлетворение. Это и есть истинная (юга — связь с Верховным

Господом. Простой процесс предложения пищи помогает нам понять сущность учения Вед: все исходит от Кришны, поэтому мы должны все предлагать Ему, чтобы доставить Ему удовольствие.

Итак, всякий раз, когда вы собираетесь что-то готовить, готовьте для Кришны и предлагайте Ему приготовленное вами, тогда вскоре ваш дом превратится в храм, и вы почувствуете, что с каждым днем приближаетесь к Богу.

Если вы до этого никогда не предлагали пищу Кришне, то мы рекомендуем сначала предлагать ее самым простым способом, то есть просто повторяя во время предложения мантру Харе Кришна. Однако, если хотите, вы можете читать те же молитвы, какие читают при этом преданные. Зная, что Кришна принимает наше подношение лишь по милости духовного учителя и Господа Чайтаньи, преданный сначала трижды произносит пранама-мантру своего духовного учителя. Вы можете произносить пранама-мантру Шрилы Прабхупады:

нома ом виіину-падая криіина-прештхая бху-тале шримате бхактиведанта-свамин чти намине

намас те сарасвати-деве гаура-вани-прачарине нирвишеша-шуньявади-пашчатья-деша-тарине

После этого три раза читаются следующие молитвы, обращенные к Шри Чайтанье Махапрабху и Господу Кришне:

намо маха-ваданьня кришна-према придан те кришнан кришна-чашпанья-намне гаура-твиіие намах

«О самое милосердное воплощение Господа! Ты —Сам Кришна, явившийся в образе Шри Чайтаньи Махапрабху. Ты, чье тело приобрело цвет тела Шримати Радхарани, щедро раздаешь чистую любовь к Кришне. В глубоком почтении мы склоняемся к Твоим стопам».

намо брахманья-девая го-брахмана-хитая ча джагаддхитан кришнан говиндая намо намах

«Я в почтении склоняюсь перед Верховной Абсолютной Истиной, Кришной, покровителем коров и брахманов и благодетелем всех живых существ. Я вновь и вновь склоняюсь перед Говиндой — неиссякаемым источником радости для всех чувств».

 

Вегетарианство и движение Харе Кришна

Заботясь о духовном здоровье человечества. великие преданные прошлого бережно передавали науку преданного служения Кришне. бхакти-йогу. по цепи ученической преемственности. В ведической культуре челонек, который потворствует желаниям тела п ума и пренебрегает потребностями души, считается пораженным болезнью материализма. Когда кто-то заболевает, врач прописывает см\ лекарство и особую диетѵ. Подобно атому, тем. кто болен материализмом, прописывают в качестве лекарства повторение святого имени Кришны. а в качестве диеты — праан). И Недах предсказано, что /гот метод избавления от страдании материальной жизни станет і и весте п в каждом городе и деревне.

Горячо желая, чтобы это предсказание исполнилось как можно скорее. Его Божествен пая Милость Д.Ч. Бхактивсданта (вами Гірабху- пада по примеру своих великих духовных предшественников посвятил свою жизнь распространению сознания Кришны. И 1%5г.. выполняя наказ своего духовного учителя. Его Божественной Милости Бхак- тисиддханты Сарае ват и. он уехал из Индии і» Соединенные Штаты, чтобы проповедовать науку сознания Кришны людям Запада. Уповая только на милость Господа Кришны. Шрила Прабхупада. несмотря на свой преклонный возраст и множество препятствии, встававших на его пути, основал Международное общество сознания Кришны (ИСККОЫ). которое вскоре стало всемирным движением. Все это время — с 1965 г.. когда он приехал в Америку из Индии, и вплоть до 1977 г., когда он покинул этот мир. — он неустанно проповедовал: давал лекции, отвечал на письма, писал книги, делал музыкальные записи. За этот короткий срок он основал более ста храмов, перевел почти восемьдесят томов трансцендентной литературы и дал духовное посвящение пяти тысячам учеников.

Шрилу Прабхупаду не оставляло сознание неотложности его миссии, так как он видел, что столь необходимая миру великая духовная культура Индии быстро разрушается. Ои видел, как руководители его страны, не имея веры в учение Вед и не зная, как применить его на практике, пытаются решить важные духовные проблемы материальными методами. Он видел, что индийская молодежь утрачивает интерес к возвышенному духовному наследию страны, предпочитая ему западный материализм, тогда как многие люди на Западе, разочаровавшись в материализме, стремятся к новой, более возвышенной жизни.

Шрила Прабхупада хорошо знал проблемы, существующие в Индии и странах Запада и предложил разумное решение. Индию, сохранившую остатки духовного знания, но испытывающую недостаток в технических средствах и оборудовании, он сравнивал с хромым, а западные страны, высокоразвитые в техническом отношении, но не имеющие духовного знания, — со слепым. Если хромой сядет на плечи слепого, вместе они будут действовать как один полноценный человек, который может и видеть, и ходить. Международное общество сознания Кришны можно уподобить такому человеку, ибо его члены берут все самое лучшее как у Индии, так и у Запада, чтобы возродить ведическую культуру в Индии и распространить ее по всему миру.

Шрила Прабхупада часто говорил, что сознание Кришны — это не сухое, умозрительное учение, и прасад — одно из доказательств тому. Он показал своим ученикам, как готовить вегетарианские блюда и как предлагать их Кришне, Верховному Господу, а также научил их относиться к освященной пище как к милости Кришны. Шрила Прабхупада всегда очень радовался, когда видел, что его ученики едят только прасад Кришны. Много раз он сам готовил его, а затем собственноручно раздавал ученикам.

Во втором томе книги «Нектар Прабхупады» Его Святейшество Сатсварупа дас Госвами рассказывает о том, как Шрила Прабхупада раздавал прасад: «Ему нравилось раздавать прасад собственноручно, и все были счастливы получить прасад из его рук. Прасад. раздаваемый Прабхупадой, был не просто пищей, он был бесценным даром, ибо нес в себе бхакти, которая лежит в основе преданного служения. Шрила Прабхупада раздавал прасад неторопливо, с удовольствием и не отдавая никому особого предпочтения. Дети очень любили, когда он раздавал прасад, так как получали при этом какие-нибудь сладос- ти __ печенье или конфеты, и еще им нравилось, что угощение раздавал сам Прабхупада, которым, сидя на вьясасане*, наклонялся к ним с ее высоты. Женщины ценили эту минуту за редкую возможность подойти ближе к Прабхупаде и протянуть ему руку. Они вели себя очень сдержанно, но лица их светились радостью. А обычно серьезные мужчины вели себя словно нетерпеливые дети, отталкивая друг друга и стараясь первыми получить милость Прабхупады. Прабхупада относился к раздаче прасада как к очень важному и серьезному делу и лично следил за тем, чтобы большой поднос с прасадом был приготовлен заранее... Сейчас Общество сознания Кришны, выполняя волю Прабхупады, раздает прасад десяткам тысяч людей во всем мире, но начало этому положил он сам. когда собственноручно раздавал прасад всем, кто подходил к нему».

Шрила Прабхупада учил, что раздача прасада является важным аспектом деятельности преданных. Он говорил, что духовное движение не принесет никакой пользы, если его члены не раздают людям освященную пищу. Он хотел, чтобы каждый праздник, который устраивает общество сознания Кришны, сопровождался бесплатной раздачей прасада. Убежденный в том. что духовное могущество прасада поможет человечеству обрести сознание Бога, Шрила Прабхупада хотел, чтобы все люди мира получили возможность отведать прасад Кришны.

Двери каждого из сотен храмов Общества сознания Кришны и его сельскохозяйственных общин во всем мире всегда широко открыты, и любой может зайти туда и попробовать прасад Кришны. По воскресеньям преданные приглашают гостей на празднество с изысканным угощением — «пир любви». Начало этой традиции положил сам Шрила Прабхупада в 1966 г.. когда стал устраивать воскресные пиры в своем первом храме на Второй авеню в Нью-Йорке. Помимо того, каждый центр проводит ежегодно несколько больших праздников. На таких праздниках десятки тысяч людей получают возможность услышать мантру Харе Кришна и отведать прасад.

В 1979 г. преданные из Северной Америки создали культурную программу «Фестиваль Индии», с которой они ездят по США и Канаде, ежегодно устраивая 40 фестивалей в 20 крупных городах. Во время этого фестиваля преданные устанавливают огромные шатры, мно-

Вьясасана — сиденье для духовного учителя.

жество киосков и выставочных стендов, и тысячи люден получают возможность приобщиться к ведической культуре, которую принес на Запад Шрила Прабхупада. Чтобы поближе познакомить их с этой культурой, преданные используют все средства, спектакли, іанцсналь- ные и музыкальные номера, диорамы, выставки ведической литературы и обязательную раздачу вегетарианских угощений.

Во многих крупных городах мира, таких, как Лондон, Париж, Милан. Лос-Анджелес, Даллас и Сидней, открыты кафе и рестораны общества сознания Кришны. Те. кто работает в этих ресторанах стараются. насколько это возможно, использовать только продукты, выращенные на фермах Общества сознания Кришны. Во многих крупных университетах Англии, Соединенных Штатов и Австралии преданные организовали вегетарианские клубы, которые знакомят студентов с гуманной системой питания. Познакомившись с философией сознания Кришны, которая суммирует все обычные аргументы в пользу вегетарианства и дополняет их убедительными духовными аргументами, большинство членов этих клубов становятся убежденными вегетарианцами.

В некоторых странах храмы финансируют бесплатную раздачу прасада в ресторанах. Так, например, в сиднейском ресторане «Му- кунда» к концу 1985 г. было роздано более миллиона порций.

Другая программа по раздаче прасада была начата в 1973 г. В то время Шрила Прабхупада находился в Шри Майяпурс (Индия). Однажды, выглянув из окна своей комнаты, он увидел маленькую девочку, рывшуюся в отбросах в поисках пищи. Повернувшись к своим ученикам, он сказал, что в радиусе десяти километров от храма преданных в ІІІри Майяпуре не должно быть ни одного голодного. Спустя несколько дней, выглянув из того же окна, Шрила Прабхупада увидел, как его ученики раздают прасад жителям окрестных деревень, которые, сидя длинными рядами, с аппетитом едят с тарелок, сделанных из банановых листьев. Это зрелище доставило ему огромное удовольствие. «Делайте это и впредь, — сказал он своим ученикам. — Всегда раздавайте прасад». Так в ИСККОН было положено начало кампании помощи голодающим, в рамках которой в настоящее время раздается более 15 000 порций каждую неделю, главным образом в Индии, Бангладеш и странах Африки.

Аналогичная кампания получила название «Пища милосердия»[2]. Она проходит под девизом «Накормить голодных во всем мире».

в рамках этой программы в странах третьего мира, а также в развитых промышленных странах Запада нуждающимся ежедневно раздается свыше 20 ООО порций прасада. Движение Харе Кришна — один из самых активных сторонников перехода на вегетарианскую диету в качестве перспективного решения проблемы голода в мире. И чтобы уже сейчас уменьшить число голодающих, преданные Кришны, осуществляющие программу «Пища милосердия», раздают пищу пострадавшим от стихийных бедствий, бездомным, безработным и тем, кто просто голоден. Преданные, занятые в этой программе, тесно сотрудничают с местными властями и часто получают правительственные дотации и пожертвования в виде излишков пищевых продуктов.

Следует, однако, отметить, что подобные кампании и программы — это не просто раздача пищи, а нечто большее. Шрила Прабхупада подчеркивал, что просто накормить голодного еще не достаточно. Он говорил, что раздача пищи является дешевой благотворительностью, если при этом раздают обыкновенную пищу, а не прасад, благодаря которому человек может вырваться из круговорота рождения и смерти.

Итак, не удивительно, что движение сознания Кришны иногда называют «кухонной религией». Это движение, которое дает людям возвышенную философию и изысканные яства. Не все люди могут принять философское учение Вед, но от угощения вряд ли кто-нибудь откажется. Благодаря усилиям преданных более двадцати миллионов людей во всем мире ежегодно получают возможность насладиться прасадом Кришны, пищей, предложенной Верховной Личности Бога, Господу Кришне.

Мы с нетерпением ожидаем того времени, когда каждый человек в мире получит возможность обрести милость Господа в форме прасада Кришны и когда во всех городах и деревнях люди будут предлагать свою пищу Господу. И когда это произойдет, самая обыкновенная пища превратится в лекарство, которое, несомненно, излечит человечество от болезни материализма.

 

 

Искусство питания и здоровье

Индия— родина не только нсгстарпанскои кухни, но и науки о здоровом образе жизни — Аюр-всды. «Люр-исда» считается самым древним из всех известных трактатов по биологии, гигиене, медицине и питанию: это учение открыл человечеству несколько тысяч лет назад ІІІри Бхагаван Дханвантари. одно из воплощений Кришны. «Древнее» не значит «примитивное»: некоторые предписания «Аюр-веды» напомнят читателю положения современной диетологии или просто общепринятые правила, основанные на здравом смысле. Другие предписания. может быть, покажутся вам не такими очевидными, но. выполняя их. вы на собственном опыте убедитесь в их разумности.

Нас не должно смущать, что в священном писании обсуждаются вопросы телесного здоровья. Согласно Ведам, человеческое тело является даром Бога, ибо, воплощаясь в нем. душа, заточенная в темнице материального мира, получает возможность вырваться из круговорота рождения и смерти. О важности здорового образа жизни для тех, кто занят духовной практикой, говорит Сам Кришна в «Бхагавад-ги- те» (6.16- 17): «Гот. кто ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или слишком мало, не может стать йогом, о Арджуна. Но человек, умеренный в еде. сне. работе и отдыхе, занимаясь йогой, может облегчить свои материальные страдания».

Правильное питание важно по двум причинам. Помимо того, что оно является одним из необходимых условий физического здоровья (переедание, принятие пищи в возбужденном состоянии и употребление нечистой пищи вызывают, как известно, несварение желудка — «мать всех болезней»), правильное питание помогает человеку, занятому духовной практикой, овладеть своими чувствами. «Язык — самый неукротимый из всех органов чувств, — говорится в „Праса- да-севае“, песне, написанной Бхактивинодой Тхакуром, одним из духовных предшественников Шрилы Прабхупады, — но Кришна милостиво даровал нам чудесный прасад, чтобы мы могли обуздать свой язык».

Мы предлагаем вам несколько полезных советов, касающихся правильного питания, которые взяты из «Аюр-веды» и других писаний.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: