Вариант 4
Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию дается 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 31 задание.
Часть 1 включает 20 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный. При выполнении задания части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведенный номер крестом и затем обведите номер правильного ответа.
Часть 2 состоит из 5 заданий, требующих краткого ответа. Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 3 включает документ и 6 заданий к нему. Эти задания предполагают умения отбирать нужную информацию из текста, раскрывать (в том числе на примерах) его отдельные положения, соотносить сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса, применять имеющиеся знания при анализе социальных ситуаций, высказывать и обосновывать собственное мнение. Ответы на задания части 3 записываются на отдельном подписанном листе со штампом образовательного учреждения.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания и полноты ответа дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
При выполнении заданий с выбором ответа этой части обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
A1 |
В результате научного открытия, ученые изобрели новое лекарство от рака. Данный факт непосредственно связан со сферой
1) | экономики |
2) | духовной культуры |
3) | политики |
4) | социальных отношений |
Ответ: 2
A2 |
Что отличает человека от любого другого живого существа?
1) | эмоции |
2) | инстинкты |
3) | рефлексы |
4) | сознание |
Ответ: 1
A3 |
Ученик проводит по заданию учителя географии наблюдения за лишайниками, растущими на деревьях в городском парке для того, чтобы определить степень загрязнения воздуха в городе. Кто (что) является субъектом данной деятельности?
1) | деревья в городском парке |
2) | ученик, проводящий эксперимент |
3) | лишайники, растущие на деревьях |
4) | дневник наблюдений, ведомый учеником |
Ответ: 3
A4 |
Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода – внутреннее состояние человеческой души.
Б. Свободным можно назвать только того человека, который может воплотить ее в своей деятельности, соединив с ответственности за сделанное.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
A5 |
Какое из приведенных утверждений является примером научного знания?
1) | Люди, рожденный под знаком Овна, обычно упрямы и энергичны. |
2) | Согласно мифам древних китайцев, первые люди на земле были сотворены из глины. |
3) | Обнаруженные археологами при раскопках Помпей надписи на стенах домов дали дополнительную информацию о политической борьбе в древнем Риме. |
4) | Писатель Геродот, основываясь на слухах, писал о племени людей с собачьими головами, обитавшем в Причерноморье. |
Ответ: 3
A6 |
Верны ли следующие суждения о религии?
А) | Все религии включают в себя определенные моральные нормы, которых должны придерживаться верующие. |
Б) | Принадлежность к конфессии, религии помогает человеку обрести круг общения. |
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Ответ: 3
A7 |
Какой вид факторного дохода соответствует такому фактору производства как труд?
1) | прибыль |
2) | заработная плата |
3) | рента |
4) | процент |
Ответ: 2
A8 |
В преддверие праздника Пасхи возрастает спрос на яйца, муку, творог. Какой фактор влияет на формирование спроса в данном случае?
1) | рекламная кампания |
2) | веяния моды |
3) | народные традиции |
4) | рост цен на продукты |
Ответ: 3
A9 |
В результате нескольких аварий на самолетах авиакомпании «Авиатрейд» и отмены ряда постоянных и чартерных рейсов, акции компании существенно подешевели. Компания понесла значительные убытки. Данный пример иллюстрирует ситуацию на рынке
1) | ценных бумаг (фондовом) |
2) | банковских кредитов |
3) | товаров и услуг |
4) | недвижимости |
Ответ: 1
A10 |
Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
В рыночной экономической системе
А. гарантирована свобода производителя и потребителя.
Б. потребительский спрос оказывает решающее воздействие на определение цен на товары и услуги.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Ответ: 3
A11 |
Отличительные признаки группы – наличие эмоционально окрашенных межличностных отношений, устойчивость и постоянство состава. О какой группе идет речь?
1) | неформальной |
2) | референтной |
3) | малой |
4) | этнической |
Ответ: 3
A12 |
Среди ролевого набора личности можно выделить роли, которые в равной мере могут исполняться как взрослыми, так и подростками. Какой пример соответствует подобной универсальной социальной роли?
1) | кандидат в депутаты муниципального собрания |
2) | выпускник престижного вуза |
3) | воспитанник детского дома |
4) | владелец коллекции марок |
Ответ: 4
A13 |
Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Конструктивным способом разрешения общественных конфликтов признаются переговоры.
Б. Проявлением цивилизованности общества является возможность достижения компромисса между конфликтующими сторонами.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Ответ: 3
A14 |
Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике – это
1) | политический режим |
2) | форма правления |
3) | форма административного устройства |
4) | государственный суверенитет |
A15 |
Государство В. - многонациональное. Все народности имеют равные права и образование на родном языке. Какая дополнительная информация позволяет сделать вывод, что государство В. – унитарное?
1) | граждане данного государства имеют право на двойное гражданство |
2) | государство имеет в своем составе только административно-территориальные образования |
3) | в государстве действует несколько политических партий и движений, представляющих весь спектр социальных интересов |
4) | исполнительная власть в государстве сосредоточена в руках правительства |
Ответ: 2
A16 |
Верны ли следующие суждения о власти?
А) Сущность власти заключается в целенаправленном воздействии воли одного человека на волю других людей.
Б) В современном демократическом обществе политическая власть сосредотачивается исключительно в руках государства.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Ответ: 1
A17 |
Во дворе жилого дома поздней ночью молодежная компания шумно отмечала день рождения. Жильцы, которые так и не смогли уснуть, вынуждены были вызвать милицию. Нормы какого права нарушили молодые люди?
1) | административного |
2) | жилищного |
3) | уголовного |
4) | гражданского |
Ответ: 1
A18 |
Укажите ситуацию, в которой развод супругов может быть осуществлен только судебным решением.
1) | Супруги, не имеющие несовершеннолетних детей и не предъявляющие друг другу имущественных претензий, приняли решение о разводе. |
2) | Супруги прожили вместе более 20 лет, вырастили сына, который пошел служить в армию, и решили развестись. |
3) | Супруги, не имеющие детей, приняли решение о разводе, так как поняли, что не сошлись характерами. |
4) | Супруги не пришли к согласию о разделе совместно нажитого имущества. |
A19 |
Ответ: 4
Выпускнику основной школы необходимо заверить копию своего свидетельства об образовании для представления на работу. Куда ему следует обратиться для оформления копии документа?
1) | в паспортный стол |
2) | в судебную инстанцию |
3) | в отделение милиции |
4) | в нотариальную контору |
Ответ: 4
A20 |
Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?
К основам конституционного строя относятся положения о
А) приоритетности прав и свобод граждан.
Б) об особенностях правового статуса несовершеннолетних.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Ответ: 1
Часть 2
При выполнении заданий с кратким ответом этой части ответ необходимо записать в месте, указанном в тексте задания. |
В1 |
Каждому человеку приходится в жизни исполнять множество социальных ролей. Часть из них могут исполнять только подростки или только взрослые, некоторые роли могут исполняться людьми вне зависимости от их возраста. Укажите общие социальные роли подростка и взрослого, и различные роли подростков и взрослых. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера общих позиций, а во вторую колонку – порядковые номера позиций отличия.
1) пользователь сети Интернет
2) функционер футбольной команды
3) поклонник популярного певца
4) военнослужащий-контрактник
Черты сходства | Черты отличия |
В2 |
Установите соответствие между конкретными ситуациями и типом правонарушений, который они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
Ситуации | ПравоНАРУШЕНИЯ | ||
А) | Двое вооруженных мужчин совершили налет на пункт обмена валюты и похитили значительную сумму денег. | 1) | административное |
Б) | Бригада строителей не выполнила условия договора по строительству загородного дома для своего клиента. | 2) | уголовное |
В) | Жилец производил ремонтные работы в своей квартире в ночное время, работал дрелью и нарушал сон соседей. | 3) | дисциплинарное |
Г) | Молодой работник регулярно опаздывает на работу по причине автомобильных пробок на дороге. | 4) | гражданское |
Д) | Жилец многоквартирного дома припарковал свой автомобиль в неположенном месте |
Запишите в таблицу выбранные цифры.
А | Б | В | Г | Д |
Ответ: 24131
В3 |
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(А)Экономический кризис затронул не только финансовые рынки, но и реальный сектор экономики. (Б)Отмечается существенное сокращение производства в автомобильной отрасли. (В)Уже нет сомнений, что кризис окажется затяжным и, возможно, приведет мировую экономику к длительной депрессии. |
Определите, какие положения текста
1) | отражают факты |
2) | выражают мнения |
Запишите под номером положения цифру, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.
Ответ: 112
Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания В4 и В5.
В4 |
Социологические службы страны Н провели опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какие доходы в месяц Вы оцениваете как уровень черты бедности и как величину прожиточного минимума?» По итогам опроса была составлена таблица «Черта бедности и прожиточный минимум в оценке различных социальных групп»:
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ | черта бедности (руб.) | прожиточный минимум (руб.) |
1) жители столицы | ||
2) жители крупных городов | ||
3) жители малых городов | ||
4) жители сельской местности |
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основании диаграммы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) | Среди жителей сельской местности уровень черты бедности оценивается в два раза ниже, чем прожиточный минимум. |
2) | Жители столицы оценивают величину прожиточного минимума и уровень черты бедности выше, чем остальные группы опрошенных. |
3) | Среди жителей крупных городов оценки уровня черты бедности выше, чем у жителей столичного мегаполиса. |
4) | Жители малых городов определяют уровень черты бедности выше, чем жители крупных городов. |
5) | Прожиточный минимум жителей сельской местности оценивается в четыре раза ниже, чем прожиточный минимум жителей столицы. |
Ответ: ____________125
В5 |
Результаты социологического опроса, представленные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в средствах массовой информации. Какие из приведенных ниже выводов вытекают непосредственно из информации, полученной из опроса?
1) | Уровень цен в столичном мегаполисе существенно выше, чем в сельской местности. |
2) | Очевидно, жители столицы и жители крупных городов способны больше заработать, чем жители села. |
3) | Качество жизни городских жителей, оказывается, по результатам опроса ниже, чем у жителей села. |
4) | В стране необходима специальная программа, направленная на социальную поддержку жителей села. |
5) | Как представляется, жизнь в столице становится некомфортной для жителей, уровень жизни снижается. |
Ответ: ____________124
В5 |
Результаты социологических опросов, представленные на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в средствах массовой информации. Какие из приведенных ниже выводов вытекают непосредственно из информации, полученной из опросов?
1) | Политическая жизни перестает быть приоритетом, граждане больше интересуются частной жизнью. |
2) | Снижение интереса к политике может быть вызвано отсутствием ярких лидеров. |
3) | Очевидно, возрастает митинговая уличная активность граждан. |
4) | Думается, что за период проведения опросов, органы представительной власти не вполне заслужили доверие граждан. |
5) | Возросло доверие к политическим партиям, они стали признанными лидерами общества. |
Ответ: ____________124
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1 – С6) используйте отдельный подписанный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему. |
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6. |
Современная демократия
Демократия в политической жизни современного общества является результатом процесса, в рамках которого были бы в равной степени задействованы, обнародованы, обсуждены, сопоставлены и учтены интересы и волеизъявления всех.
Демократия также одновременно представляет собой состязательную систему, обеспечивающую честную конкуренцию конфликтующих интересов и противостоящих целей, а также, систему организации общественного обсуждения, призванную вырабатывать и продвигать общие интересы и коллективные цели.
Остановимся на проблеме выработки и принятия решений в демократическом обществе. Реальное демократическое принятие решений (как, впрочем, и недемократическое) всегда происходит в каких-то конкретных ситуациях – в определенное время и в определенном месте, по поводу определенных вопросов и для определенных людей.
Примерами подобных ситуаций могут быть, например, семья, школа, исследовательская лаборатория, спортивная команда, религиозное сообщество, округ или квартал, профсоюз либо фирма. В той мере, в какой любая из этих организаций, практик или структур включает в себя элементы демократического принятия решений, она представляет собой демократию.
Адаптировано по ст. Дж.Дж.Стура «Открывая демократию заново»
С1 |
Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С2 |
Результатом развития какого политического процесса автор считает демократию? Приведите в подтверждение слов автора собственное пояснение, опирающееся на знание курса.
С3 |
Какие две стороны демократии как системы выделяет автор? Сформулируйте иное известное вам из курса определение демократии.
С4 |
Автор пишет о демократическом пути принятия решений. Опираясь на знание курса, приведите две характерные черты подобного пути. Приведите любой конкретный пример принятия решения демократическим путем в современном обществе.
С5 |
В одной из неформальных молодежных групп установлен жесткий закон: любой участник, который не согласен с распоряжениями руководителя, наказывается. Его могут исключить из организации, объявить ему бойкот и т.д. Является ли подобная организация демократической. Дайте аргументированный ответ на вопрос, подтвердив его цитатой из текста.
С6 |
Автор подчеркивает, что одной из важнейших сторон демократии является состязательность и честная конкуренция участников. Дайте свою оценку приведенной точке зрения. Сформулируйте два аргумента в ее обоснование.
Правовая культура личности и общества.
Для стабильности общества необходимо, чтобы люди уважительно относились к праву, понимали смысл и назначение правовых норм. Порой, правонарушения совершаются людьми по незнанию. Совершив тот или иной противоправный поступок, человек ссылается на то, что не знал о нарушении. Во всех государствах мира действует принцип: «Незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение». Вместе с тем одно лишь владение этими знаниями не гарантирует, что человек будет соблюдать законы. Уважение к законам не менее важно, чем их знание.
Общество не может двигаться вперед, если люди не будут доверять законам, стремиться строить по ним свою жизнь. Отношение людей к праву, правопонимание, осмысление ценности права, поведение согласуемое с правовыми нормами, входит в понятие правовой культуройличности и общества в целом.
Таким образом, к проявлениям правовой культуры относятся:
· Во-первых, знание действующего законодательства (наиболее важных его положений), широкое распространение правовой информации в обществе;
· Во-вторых, уважительное отношение к праву (уважение чужих прав, добросовестное исполнение своих обязанностей, соблюдение законности) и стремление гражданина строить свое поведение в соответствии с предписанием юридических норм.
Особое значение имеет уровень правовой культуры должностных лиц, работников государственного аппарата, которые в силу своих служебных обязанностей призваны заниматься правоприменительной и правоохранительной деятельностью. Они должны с уважением относиться к закону, правам и свободам граждан, быть юридически компетентными в своей области деятельности.
Государство заинтересовано в высоком уровне правовой культуры населения. Всегда опасно, если в обществе распространено неуважительное отношение к праву, пренебрежение правовыми нормами. Подобное отношение определяется в науке понятием «правовой нигилизм». Он развивается, когда и представители власти, и представители закона сами не торопятся неукоснительно исполнять нормы права.
(По материалам Энциклопедии для школьников)
С1 |
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте их.
С2 |
Что автор вкладывает в понятие правовой культуры? Какие два проявления правовой культуры называет автор? Укажите их с опорой на текст.
С3 |
Автор подчеркивает, что «общество не может двигаться вперед, если люди не будут доверять законам, стремиться строить по ним свою жизнь». Опираясь на материал курса обществознание и личный социальный опыт, приведите любых два способа, при помощи которых общество и государство могут формировать в обществе высокий уровень правовой культуры.
С4 |
В чем автор усматривает опасность правового нигилизма? Приведите три суждения, в которых отражалось бы нигилистическое отношение к праву.
С5 |
Придя на прогулку в парк, молодые люди сорвали цветы с клумбы, и были оштрафованы милиционером. Молодые люди заявили, что не знали о том, что нельзя рвать в парке цветы, и не хотели ничего плохого, только порадоваться красотой цветов.Будет ли их объяснение расценено как смягчающее обстоятельство? Найдите в тексте цитату, которая объясняет поведение представителя правоохранительных органов? Норму какой отрасли права нарушили молодые люди?
С6 |
Автор подчеркивает, что «особое значение имеет уровень правовой культуры должностных лиц, работников государственного аппарата, которые в силу своих служебных обязанностей призваны заниматься правоприменительной и правоохранительной деятельностью». Сформулируйте свою точку зрения в отношении авторской позиции. Приведите два аргумента, подтверждающие важность соблюдения и уважения правовых норм госслужащими.
Часть 3