Общий, средний и предельный доходы фирмы-конкурента




Тема 5. Фирма в условиях совершенной конкуренции

 

Основные признаки рынка совершенной конкуренции

Совершенная конкуренция является скорее научной абстракцией, чем реальным фактом современного рынка. С определенной долей условности к ней могут быть отнесены рынки некоторых сельскохозяйственных культур (зерна, картофеля, хлопка и т.п.), валют и ценных бумаг. На рынке совершенной конкуренции фирма не имеет возможности контролировать цену своего продукта и механизмы конкуренции работают в полную силу. Тем не менее, модель совершенной конкуренции играет важнейшую роль в экономической теории. На ее основе строится эталон поведения субъекта хозяйствования в условиях совершенной конкуренции, а все остальные варианты, характерные для несовершенной конкуренции, описываются через отклонения от этого эталона.

Основные признаки рынка совершенной конкуренции таковы: многочисленность мелких фирм, автономность их поведения, однородность производимой продукции, отсутствие неценовой конкуренции и каких-либо ограничений на вход и выход их отрасли, доступность информации о рынке.

На данном рынке действует большое число независимых друг от друга мелких фирм, производящих один и тот же продукт. При этом каждая из фирм производит настолько незначительную долю от общего объема выпуска, что увеличение или уменьшение ее производства не оказывает ощутимого влияния на общее предложение и, следовательно, на рыночную цену, складывающуюся на основе взаимодействия отраслевого спроса и предложения.

В результате производитель воспринимает рыночную цену как заданную извне, приспосабливается к существующей рыночной цене. Поэтому цена на продукцию отдельной фирмы не будет падать по мере увеличения ею продаж, а кривая спроса для отдельной фирмы имеет вид прямой линии, параллельной оси абсцисс (рис.1).

 

Р Р

S

РЕ D РЕ Е

       
 
   
 


D

QE

0 Q 0 Q

А) б)

Рис. 1. Основные параметры рынка совершенной конкуренции

А) – фирма; б) – рынок

Автономность поведения фирм состоит в том что, принимая решения, фирмы не учитывают реакции своих конкурентов. Однородность производимой продукции означает, что продукты различных фирм в представлении покупателей полностью взаимозаменяемы. Единственной причиной, по которой покупатель может предпочесть одного продавца другому является уровень цены.

На рынке совершенной конкуренции отсутствует неценовая конкуренция, основными средствами ведения которой являются качество продукции, реклама, упаковка, условия продажи и послепродажного обслуживания и др. Отсутствуют ограничения на вход и выход производителей из данной отрасли, то есть существует полная мобильность материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Наконец, продавцы и покупатели располагают всей необходимой информацией для принятия решения о производстве и покупке товара.

 

Общий, средний и предельный доходы фирмы-конкурента

По аналогии с издержками фирмы различают общий, средний и предельный ее доходы.

Общий (валовой) доход (ТR) – это вся сумма дохода, полученная фирмойот продажи данного объема продукции. Он определяется путем умножения цены (Р) на количество продукции, проданной фирмой (Q), т.е. ТR = P × Q.. Средний доход (АR) – это общий доход, деленный на количество проданных товаров:

ТR P ´ Q

AR = = = P

Q Q

 

Предельный доход (МR) – это прирост общего дохода, связанный с продажей последней из реализованных единиц продукции. Цена продукции конкурентной фирмы задана извне и остается постоянной независимо от объема продаж, поэтому каждая дополнительно проданная единица продукции присоединяет к общему доходу дополнительный доход, равный цене. Таким образом, предельный доход, как и средний, тоже равен цене (МR = P).

Кривые среднего и предельного доходов на графике совпадают между собой, а также с горизонтальной линией спроса на продукцию конкурентной фирмы (рис. 2). Поскольку цена продукции при совершенной конкуренции не меняется, то график общего дохода представляет прямую линию с положительным наклоном исходящую от начала координат. Наклон линии ТR определяется уровнем цены, так как

DТR

tg a = = МR = P

DQ

Чем выше цена, тем круче вверх пойдет прямая валового дохода.

 

 

P TR

D = МR = AR = P

P

 
 


A Q


Рис. 2. График общего, среднего и предельного доходов фирмы-конкурента

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: