С1 |
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте их.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым частям текста и отражать основную идею каждой части. Могут быть выделены следующие смысловые части: 1) Важность знания и соблюдения правовых норм; 2) Понятие о правовой культуре; 3) Проявления правовой культуры; 4) Правовая культура должностных лиц; 5) Опасность правового нигилизма для государственных устоев. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. | |
Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждой части текста. Количество выделенных частей может быть различным. | |
Выделены не все (но большая часть) основные части текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи выделенных фрагментов ИЛИ Не все (но большая часть) выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста ИЛИ Не все (но большинство) названия выделенных частей (пункты плана) соответствуют основной идее фрагмента текста | |
Не выделены основные части текста ИЛИ Названия выделенных частей (пункты плана) не соответствуют основной идее фрагментов текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента ИЛИ Ответ неверный | |
Максимальный балл |
С2 |
Что автор вкладывает в понятие правовой культуры? Какие два проявления правовой культуры называет автор? Укажите их с опорой на текст.
|
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе должно быть представлены элементы: Приведено авторское понимание правовой культуры, например: - «Отношение людей к праву, правопонимание, осмысление ценности права, поведение согласуемое с правовыми нормами, входит в понятие правовой культуройличности и общества в целом». Указаны два проявления правовой культуры: - знание действующего законодательства, широкое распространение правовой информации в обществе; - уважительное отношение к праву и стремление гражданина строить свое поведение в соответствии с предписанием юридических норм. | |
Приведено определение понятия, указаны два проявления | |
Приведено определение понятия, указано одно проявление ИЛИ определение понятие приведено неявно, но указаны два проявления | |
Приведено определение понятия ИЛИ указано одно проявление ИЛИ Ответ неверный | |
Максимальный балл |
С3 |
Автор подчеркивает, что «общество не может двигаться вперед, если люди не будут доверять законам, стремиться строить по ним свою жизнь». Опираясь на материал курса обществознание и личный социальный опыт, приведите любых два способа, при помощи которых общество и государство могут формировать в обществе высокий уровень правовой культуры.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе должны быть следующие элементы: Указаны способы формирования правовой культуры, допустим: - введение в школе специальных курсов изучения основ права, правовых знаний; - проведение в обществе широкой кампании просветительского характера с объяснением правовых норм, демонстрации важности правомерного поведения, соблюдения правопорядка; - широкого информирования в средствах массовой информации о принятии новых законов и особенности их действия и т.д. Могут быть указаны иные верные способы | |
Приведены два способа. | |
Приведен один способ | |
Ответ неверный | |
Максимальный балл |
|
С4 |
В чем автор усматривает опасность правового нигилизма? Приведите три суждения, в которых отражалось бы нигилистическое отношение к праву.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
В ответе должны быть следующие элементы: 1) Приведено мнение автора об опасности правового нигилизма, например: - «Всегда опасно, если в обществе распространено неуважительное отношение к праву, пренебрежение правовыми нормами. Подобное отношение определяется в науке понятием «правовой нигилизм»»; 2) Приведены три суждения, в которых находит отражение правовой нигилизм, допустим: - «закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло»; - «что нам законы, коли у нас судьи знакомы»; - «закон, что паутина, шмель пролетит, а мошка застрянет»; - «с сильным не рядись, с богатым не судить»; - «сильному да богатому законы не писаны»; - «кто закон пишет, то его и ломает»; - «в судах правды нет». Могут быть приведены иные формулировки суждений. | |
Приведены мнение автора и три суждения | |
Приведены мнение автора и одно-два суждения | |
Приведено мнение автора ИЛИ одно суждение | |
Ответ неверный | |
Максимальный балл |
|
С5 |
Придя на прогулку в парк, молодые люди сорвали цветы с клумбы, и были оштрафованы милиционером. Молодые люди заявили, что не знали о том, что нельзя рвать в парке цветы, и не хотели ничего плохого, только порадоваться красотой цветов.Будет ли их объяснение расценено как смягчающее обстоятельство? Найдите в тексте цитату, которая объясняет поведение представителя правоохранительных органов? Норму какой отрасли права нарушили молодые люди?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Дан ответ: - объяснение, данное молодыми людьми, не будет рассматриваться как смягчающее обстоятельство. 2) Приведен фрагмент текста: «Во всех государствах мира действует принцип: «Незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение». 3) Указана отрасль права: - Молодые люди нарушили нормы административного права. | |
Дан ответ, приведен фрагмент текста, указана отрасль права | |
Дан ответ, приведен фрагмент текста ИЛИ указана отрасль права | |
Дан ответ ИЛИ приведен фрагмент текста ИЛИ Ответ неверный | |
Максимальный балл |
С6 |
Автор подчеркивает, что «особое значение имеет уровень правовой культуры должностных лиц, работников государственного аппарата, которые в силу своих служебных обязанностей призваны заниматься правоприменительной и правоохранительной деятельностью». Сформулируйте свою точку зрения в отношении авторской позиции. Приведите два аргумента, подтверждающие важность соблюдения и уважения правовых норм госслужащими.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) выражено мнение учащегося, например: Согласие с точкой зрения автора, признание особой значимости соблюдения правовых норм, предписания закона должностными лицами, уважительного отношения их к закону, неукоснительному следованию духу и букве закона. 2) приведены два аргумента, например: - Если допустить, что люди, призванные разрабатывать, исполнять и охранять законы, станут ими пренебрегать, будет нанесен существенный урон правопорядку, устои государства пошатнуться; - Доверие простых граждан к праву, законам будет подорвано, если они увидят, что законодатели и блюстители законы ставят себя выше него, пренебрегают правом. Могут быть приведены другие аргументы. | |
Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента | |
Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент ИЛИ Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента | |
Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены ИЛИ Мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент ИЛИ Ответ неверный | |
Максимальный балл |