Формирование умения работать с информацией
На уроке русского языка и литературы
Петрова Алёна Юрьевна, учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 58 г. Томска (молодой учитель)
Лубяная Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 58 г. Томска (наставник)
Образовательными учреждениями постепенно накапливается опыт по внедрению ФГОС в учебный процесс. Одной из направляющей силой стандарта являются универсальные учебные действия, которые должны стать результатом основного общего образования. Выпускник школы должен уметь извлекать нужную информацию из многообразия источников. Основополагающими в этом виде деятельности являются познавательные учебные действия, направленные на умение работать с информацией, в частности, на уроках русского языка и литературы.
Первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения зарождаются уже в начальной школе. Школьники учатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Обучающиеся овладевают элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретают опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
|
Умение работать с информацией – информационно – коммуникативная компетентность. Во ФГОС – умения работать с информацией – чтение/слушание, извлечение и переработка информации (репродуктивная/продуктивная) – включены в структуру коммуникативно-информационной деятельности и конкретизированы в предметной области в перечнях познавательных общеучебных умений, подлежащих освоению. Информационно – коммуникативная компетентность представлена следующим пошаговым алгоритмом:
1. Поиск (отбор, хранение, систематизация, обработка) информации из любого источника (письменный и устный текст, карта, график, таблица, рисунок, аудиовизуальный ряд…)
2. Переработка информации (анализ, интерпретация, моделирование, оценка точности и надёжности, перевод из одной знаковой системы в другую – из текста в графическое изображение – кластер, диаграмма, ментальная карта.., и обратно в связанное высказывание).
3. Обмен информацией, презентация информационных продуктов.
Учебный текст – носитель учебной информации и средство развития личности. Для достижения различных целей взаимодействия с текстом на уроках русского языка и литературы формируются следующие компетенции:
- Читательская компетентность, немаловажной деталью которой является техника чтения. Она направлена на развитиестратегии чтения. Это такие действия, формирование которых позволяет обучающемуся рефлексивно воспринимать культурный смысл информации - собственно понимание.
|
- « Грамотность чтения», или «грамотность в чтении» (PISA)–функциональное чтение, развивающее такие навыки, как установление отношений между частями текста, воспроизведение, комбинирование, анализ информации, понимание нюансов языка и логики. Читательская грамотность позволяет делать выводы с использованием специальных, обыденных знаний, опыта.
- Информационная грамотность - составляющая информационной культуры – умения, сопутствующие эффективному поиску информации; интерпретации и анализа найденной и извлечённой информации; оценки и надёжности информации, включая соблюдения этических норм и правил пользования полученной информацией, передачи и представления результатов анализа и интерпретации, последующего применения информации.
Уроки русского языка и литературы способствуют обучению понимания учебного текста и формируют умения школьников работать с информацией. Какие методические ресурсы (приёмы, методы, технологии) можно применять на уроках русского языка и литературы для развития умения работать с информацией:
1) Различные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое);
2) Различные виды анализа текстовой информации (текстоведческий анализ, лингвистический анализ, стилистический анализ, литературоведческий анализ, комплексный анализ текста);
3) Различные виды плана (простой, сложный, цитатный, тезисный, назывной, вопросный, тематический);
4) Методика усваивающего чтения (ответы на вопросы, различные виды пересказов и планов, аннотирование, комментирование, составление сводных таблиц, рефератов и докладов по нескольким источникам, постановка вопроса к тексту);
|
5) Методика продуктивного чтения (прогнозирование по заголовку, чтение с остановками – прогнозирование развитие сюжета);
6) Методы моделирования (денотатный граф, кластер, ментальная карта, концептуальная таблица, компрессия текста, свёрнутый эквивалент, кодирование информации, построение логико-смысловых схем текста);
7) Методики по созданию «вторичных» текстов, т.е. смысловой компонент исходного текста (изложение, конспект, сочинение - подражания, киносценарий, ремейк, плагиат, перевод, письмо, двойной дневник, бортовой журнал, реферат);
8) Методики по созданию «встречных» текстов, т.е. рефлексивный ответ на исходный текст(различные виды сочинений в различных стилях речи – эссе, дневник, автобиография, письмо, диалог – полемика с автором текста);
9) Метод конструирования (создание собственных текстов из имеющихся элементов – конструкторов; способы конструирование: тест; фрейм – заполнение речевой модели, состоящей из заданных речевых конструкций, которые позволяют расширить набор грамматических синонимов, освоить логико-смысловую конструкцию определённого жанра, для этого создаются «речевые модели», т.е. фреймы, сочинений различных жанров; конструктор - составление собственного текста из конструкторов, осуществляемый как выбор из предложенного множества вариантов формулировок, фрагментов высказываний, наиболее соответствующих жанровым признакам, стилю, типу речи, содержанию заданного текста);
11. Приём «Ромашка Блума» (приём, направленный на формирование умения задавать вопросы к тексту).
Пример кластера по теме «Категория состояния» (7 класс, русский язык)
Пример ментальной карты «Тема судьбы в балладе А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге» (7 класс, литература)
Пример ментальной карты по теме «Мцыри – романтический герой» (8 класс)
Пример ментальной карты по теме «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина»
Пример логико-смысловой модели по теме «Гласные в корне слова» (10 класс)
Пример фрейма – речевой модели сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста «ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА? КАКУЮ ДРУЖБУ МОЖНО СЧИТАТЬ НАСТОЯЩЕЙ?»
( по рассказу А.И. Куприна «Белый пудель»)
Тезис (Т) | мысль, которую нужно доказать по-моему, я думаю, убежден, мне кажется… | Что такое дружба? Дружба – это …. Настоящей дружбой можно считать ту, в которой отношения основаны на …. Умение дружить – важное качество, потому что …. |
Доказательство (Д) | факты, подтверждающие правильность тезиса (во-первых, во-вторых, например, чтобы убедиться, почему же) | Для подтверждения своего мнения хочу обратиться к рассказу Александра Куприна «Белый пудель». В рассказе повествуется о настоящей дружбе. Герои … оказались в такой ситуации: … Такой дружбу можно считать настоящей. |
Выводы (В) | итог рассуждения (поэтому, итак, следовательно, так как, словом, всё это, значит). | В ходе своих размышлений я пришёл к выводу, что дружба … |
Современное общество предъявляет высокие требования к профессиональной деятельности. В связи с этим человеку приходится сталкиваться с огромным потоком информации. Чтобы не затеряться в нём, необходимо иметь определённые навыки работы с информационными источниками. Именно для широкой адаптации выпускника, как профессионально пригодного будущего специалиста ФГОС в разделе требований к результатам освоения основной образовательной программы включены умения работать с информацией. Очень важно, чтобы в учебно-методических комплектах присутствовал материал, который с первых дней обучения в школе постоянно и планомерно ставил бы каждого ученика в ситуацию, когда ему необходимо работать с информацией, так как своевременная работа по формированию у обучающегося информационной компетентности позволит достичь достаточно высокого уровня развития познавательных УУД.