Консультация для родителей «Формирование графомоторных навыков у детей»




Всем родителям хорошо известно, что переход ребёнка из дошкольного возраста в школьный является сложным моментом в его жизни.

Уровень развития мелкой моторики у дошкольника - один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к успешному школьному обучению.

Современными психолого-педагогическими исследованиями установлен факт наличия трудностей, возникающих в процессе овладения первоклассниками графическими навыками письма.

К причинам их возникновения возрастного порядка можно отнести несовершенство нервной регуляции движений, слабое развитие мелких мышц руки, недостаточное окостенение запястьев и фалангов пальцев, низкую выносливость к статическим нагрузкам.

Одним из основных направлений подготовки ребёнка к обучению в школе является необходимость подготовить руку к письму, привить необходимые графомоторные навыки.

Задачи работыс детьми по развитию зрительно-моторной координации:

· развивать навыки прослеживания глазами за действиями руки (система «глаз-рука»);

· умение пользоваться ручкой и карандашом;

· умение проводить линии (прямые, косые, изогнутые) от заданного начала к заданному концу, между границами, по образцу;

· развивать мелкую мускулатуру пальцев рук;

· создать развивающую среду, способствующую развитию зрительно-моторной координации.

Работа в этом направлении также способствует развитию зрительного восприятия, поскольку зрительно-моторная координация является одной из сторон зрительного восприятия, страдающего в условиях нарушения зрительных функций. Во время выполнения ребёнком определённых заданий совершенствуются процессы зрительного различения, локализации, дифференцировки, опознания; формируются и развиваются такие зрительные умения, как умение видеть целое, часть в целом, последовательный анализ зрительного образца.

Понятие «зрительно-моторная координация» - это зрительный контроль за координированным движением руки.

Навыками зрительно-моторной координации дети дошкольного возраста овладевают постепенно в разнообразной творческой деятельности: рисовании, штриховке, разукрашивании, игре на музыкальных инструментах, спортивных играх, в бытовой деятельности и т.д.

Ребенку в процессе учебы часто необходимо одновременно смотреть на образец и срисовывать то, что он в данный момент рассматривает, поэтому так важны согласованные действия глаза и руки.

Графомоторные навыки - это совокупность двигательных умений, обеспечивающих возможность овладения процессом письма. Следовательно, подготовка к школе детей обязательно должна включать в себя систему упражнений, направленных на развитие и совершенствование зрительно-моторной координации.

При формировании графомоторных навыков нас интересуют компоненты письма, которые нарушены у детей с ОВЗ. К ним относятся: функциональные возможности кистей и пальцев рук (мелкая моторика), кинестетическая организация движений и серийная организация движений.

Коррекционная работа имеет три основных направления: развитие зрительного восприятия, формирование умения ориентироваться в пространстве и на плоскости, социально-бытовая ориентировка, развитие мелкой моторики.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем в сочетании со зрительной системой во время выполнения мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

При коррекции данного компонента можно использовать различные пальчиковые игры, изобразительное творчество, сортировку мелких предметов, застегивание пуговиц, шнуровку, игры с мозаикой и т.д.

Кинестезия - чувство положения и перемещения человеческого тела. Это способность головного мозга постоянно осознавать положение и движение мышц различных частей тела.

Как показывает практика, недоразвитие именно кинестетической организации движений ведет к формированию у ребенка плохого почерка, является предпосылкой возникновения в младшем школьном возрасте дисграфии (нарушение письма).

В качестве тренировки данной способности предлагаю выполнение пальчиковых игр, но без контроля зрения (с закрытыми глазами). Интересным и новым заданием для ребенка будет выполнение на ощупь (без контроля зрения) ранее знакомых и уже освоенных заданий: сбор пирамидки, стаканчиков-вкладышей, матрешки, мягких пазлов, рисование одновременно обеими руками предмета в воздухе, выполнение кинезиологических упражнений и т.п.

Серийная организация движений представляет собой серию плавно сменяющих друг друга движений. Несформированность этого компонента отражается на письме: двигательные навыки письма не автоматизируются, каждый элемент двигательной серии выполняется отдельно, нередки включения лишних элементов, пропуски букв, антиципации (более сильный, «выдающийся» звук записывается раньше). Число ошибок увеличивается по мере того, как ребёнок устает.

Здесь придёт на помощь кинезиология, можно рекомендовать выполнять упражнение «ладонь - кулак - ребро», а так же его различные модификации, вырабатывая плавные (слитные) движения, устраняя трудности переключения с одной программы на другую.

На графическом уровне тренировку данного компонента осуществляют путем прописывания различных орнаментов.

На начальных этапах освоения детьми навыков письма необходимо следить за правильностью формирования двигательных навыков: удержания карандаша, приемов штриховки, направлением рисования.

 

Можно выделить четыре этапа развития мелкой моторики руки путем графических упражнений.

I этап - подготовительный (начинается с трёх лет)

1. Знакомство с карандашом

2. Графические упражнения «Дорожки»

3. Закрашивание – умение видеть контур. (Сначала - на примере геометрических фигур, затем простейших контуров предметов – ведерко, домик)

II этап - автоматизация процесса работы пальцев с карандашом (с четырёх лет)

1. Усложняются графические упражнения: удлиняется длина дорожек, усложняются виды дорожек.

• Копирование по контуру, по точкам.

• Обводка трафарета.

2. Ориентирование на листе бумаги с использованием шаблонов геометрических фигур.

III этап - творческий (с пяти лет)

1. Составление предметных, а затем сюжетных рисунков из геометрических фигур по образцу. Закрашивание по заданному направлению, ответы на вопросы по сюжету.

2. Знакомство со штриховкой (простейшие виды).

3. Ориентировка на листе бумаги и знакомство с тетрадью в крупную клетку.

IV этап - подготовка руки к письму (с шести лет)

1. Графические диктанты.

2. Знакомство с тетрадью в косую линейку.

3. Более сложные виды штриховки.

При формировании и коррекции графомоторных навыков необходимо уделять внимание выработке следующих умений:

1) правильное удержание ложки, карандаша, кисти, ручки.

2) Опора ладони на стол при письме.

На начальных этапах данный навык отрабатывается путем рисования прямых линий на нелинованном листе бумаги без отрыва слева направо, затем – волнистых линий.

3) Выработка правильных направлений при письме.

Для правильного осуществления процесса письма в будущем ребенку прививаем навык рисования окружностей в направлении против часовой стрелки, вертикальных линий – сверху вниз, а горизонтальных – слева направо.

4) Плавность линий.

Для выработки данного навыка используется рисование по различным трафаретам, в т.ч. окружностей, рисование узоров.

5) Отработка нажима при письме осуществляю путем черчения линий различной толщины мягким карандашом. (Таким образом, сила нажима контролируется ребенком не только по ощущениям, но и зрительно.)

6) Прописывание элементов букв путем движения пальцев, а не кисти при письме.

Данные движения отрабатываются вначале без пишущих принадлежностей. Они представляют собой выработку умения сгибать и разгибать пальцы в положении удержания ручки. После отработки движений, их выполняют с удержанием ручки или карандаша сначала в воздухе, а затем - и на листе бумаги. От начертания таким образом прямых линий со временем переходят и к начертанию окружностей против часовой стрелки.

7) Упражнения для отдыха руки при письме. С этой целью используются разнообразные пальчиковые игры.

Часто можно услышать от родителей: «Он у нас и так очень любит закрашивать, может всю книжку за один раз закрасить». Но при этом вся деятельность ребенка проходит без контроля со стороны взрослого. Родитель порой даже не осознает, что давая полную самостоятельность ребенку, он тем самым наносит вред своему малышу. Ребенок, предоставленный сам себе, «забывает», как нужно правильно держать карандаш, закрашивает в разном направлении, выходит за линию контура. В итоге у него закрепляются неправильные графические навыки, что в дальнейшем создаст большие проблемы при обучении письму.

Письмо связано с умением ребенка ориентироваться на листе бумаги, видеть расположение строчек и если ребенок не привыкнет контролировать движение руки, понимать направление движения линий (а этот навык не закрепиться, если ребенок будет предоставлен сам себе) – то в школьной тетради ему будет сложно вписывать буквы в строчку. Нужно помочь родителям усвоить одну простую истину: «Переучиваться всегда сложнее, чем научиться».

Выработка графомоторных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья требует гораздо больше времени, поэтому залогом успеха будет раннее начало коррекционной работы родителей совместно с педагогами.

 

Литература.

· Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить» (коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей) – М. Издательство «Гном и Д» 2005;

· Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет.(в 2-х частях) М.; «Владос» 2003;

· Моргулис Л.И., Ремезова Л.А. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста. - Самара, 2007;

· Скворцова И В. 100 логопедических игр: для детей 4-6 лет. — СП6.: Нева, 2005, с. 231;

· Силберг Д. Детские игры на развитие восприятия и ощущений. – Минск, ООО «Попурри», 2008.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: