Негативное самопредъявление




В дошкольном или младшем школьном возрасте у детей с особенно высокой потребностью во внимании к себе (т. е. с яр­ко выраженной демонстративностью) часто складывается психологический синдром негативного самопредъявления. Его главное проявление состоит в том, что ребенок привлекает к се­бе внимание окружающих с помощью нарушения социальных норм. В этом и состоит основная особенность его деятельнос­ти. Негативное самопредъявление складывается вследствие невозможности найти другие способы удовлетворения особо высокой потребности во внимании к себе.

Позиция младшего школьника с негативным самопредъяв­лением – это позиция «ужасного ребенка», которого окружающие замечают лишь постольку, поскольку он их раз­дражает и возмущает. Эта позиция и становится центральной чертой психологического профиля ребенка с негативным са­мопредъявлением. Взрослые своим поведением поддерживают это представление, чем и обеспечивается реакция социально­го окружения, замыкающая положительную обратную связь. Схема развития этого психологического синдрома приведе­на на рис. 6.

 
 

 


Рис. 6. Схема развития негативного самопредъявления

Дмитрию В. 9 лет. Он единственный ребенок в семье. По словам родителей, Дима рос избалованным мальчи­ком и до пятилетнего возраста был окружен вниманием

всей семьи, включавшей бабушку и дедушку. После раз­мена квартиры контакты с бабушкой и дедушкой стали редкими. Родители Димы большую часть времени прово­дят на работе, поэтому мальчик оказался предоставлен самому себе. Его школьные успехи удовлетворительны, но не столь высоки, чтобы они могли обеспечить ему за­метное положение в школе.

Родители жалуются на высокую конфликтность Димы, негативизм и грубость. По словам мамы, «он ведет себя так, как будто хочет, чтобы его все время ругали и нака­зывали. Знает, что накажут, и все равно делает». Сход­ное поведение наблюдается и в школе. Попытки учителей воздействовать на Диму не приводят к улучшению его поведения. Вместе с тем, он не нарушает наиболее значи­мых социальных норм: дерется не больше других мальчи­ков, не ворует, не портит чужих вещей (подобные формы поведения мы увидим в одном из следующих подразде­лов, у детей с другим психологическим синдромом — со­циальной дезориентацией).

Психологическое обследование показало, что у Дмит­рия очень высок уровень демонстративности (потребно­сти во внимании к себе). Вместе с тем, он не обладает никакими особыми способностями (или почему-либо не имеет возможности их реализовать), у него нет серьез­ных достижений ни в одной области. Из-за этого он не может удовлетворить потребность во внимании окружа­ющих с помощью социально принятых способов, напри­мер, став лучшим учеником в классе. Ему пришлось выбрать другой путь: его демонстративность находит выражение в сознательном нарушении правил поведения. Он давно обнаружил, что это безотказное средство при­влечь к себе внимание. Разумеется, таким способом не заслужишь похвал, однако демонстративному ребенку получать внимание даже в негативных формах намного приятнее, чем ощущать свою полную незаметность и не-интересность для окружающих.

Мальчик чувствителен к социальным нормам, так что его грубость и другие негативные проявления не могут быть следствием их чисто случайного, непреднамерен­ного нарушения. Они используются им как способ при­влечь внимание к себе и к. своим эмоциональным пробле­мам. Дима чувствует себя одиноким и не удовлетворен своими отношениями с родителями. Друзей в классе у него нет.

На этом примере хорошо прослеживается обычная для не­гативного самопредъявления история развития. В раннем воз­расте ребенок воспитывался в атмосфере повышенного внимания со стороны окружающих. По-видимому, у него не были вовремя сформированы содержательные формы дело­вого общения со взрослыми. По терминологии М. И. Лисиной, деловое общение — это общение в ходе какой-либо деятель­ности: игры, рисования, действий с простейшими орудиями и т. п. У Димы же общение оставалось преимущественно не­посредственным: в форме самодемонстрации ребенка и ответ­ных восторгов взрослых. Это часто происходит с детьми, воспитываемыми в основном бабушками и дедушками, кото­рым, в силу возрастного снижения активности, подчас быва­ет трудно наладить с ребенком подлинно деловой контакт. В дошкольном возрасте повышенная демонстративность, как это обычно и бывает, проявлялась в форме избалованности, капризности.

Потребность в постоянном внимании окружающих успела у Димы стойко зафиксироваться. В результате изменения ус­ловий жизни она оказалась фрустрирована (не удовлетворе­на). Содержательная деятельность по ее удовлетворению не была сформирована. Так сложились типичные предпосылки к возникновению психологического синдрома негативного самопредъявления. Далее этот синдром закрепился по механиз­му, описанному выше.

И родители, и школьная учительница подтверждают пра­вильность избранной мальчиком тактики: они непрерывно делают ему замечания, читают нотации, т. е. в ответ на нарушение им правил поведения удовлетворяют его потребность во внима­нии к себе. Иногда они и сами замечают, что тут что-то не так. Не зря же мама восклицает: «Он как будто нарочно ведет себя так, чтобы его все время ругали!» В этой фразе только два лиш­них слова: «как будто». Дима именно нарочно, нарочито ведет себя так, чтобы его ругали. Иначе его вовсе не замечают, а это для него гораздо страшнее.

Парадоксальным образом те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребен­ка поощрением. Истинным наказанием является только ли­шение внимания. Любые же эмоциональные проявления взрослого, адресованные ребенку, воспринимаются им как бе­зусловная ценность, независимо от того, выступают ли они в положительной форме (похвала, одобрение, улыбка) или в отрицательной (замечания, наказания, крик, ругань). До­биться положительной реакции труднее, чем отрицательной. Дима, как и другие дети с негативным самопредъявлением, избрал простейший путь, а отрицательные реакции взрослых служат подкреплением его провоцирующего демонстратив­ного поведения.

Наблюдающиеся у Димы трудности в общении со сверст­никами типичны для младших школьников с негативным са­мопредъявлением. Это связано с тем, что в этом возрасте (особенно в начале этого периода) большинство учеников ори­ентируется на оценку учителя. Порицания, постоянно полу­чаемые ребенком с негативным самопредъявлением, часто приводят к его отрицательной оценке также соучениками, принимающими оценку учителя. Позднее (в предподростковом возрасте) нередки становятся случаи, когда ребенок с не­гативным самопредъявлением, напротив, воспринимается сверстниками как «герой» и имеет среди них весьма высокий статус. Это происходит, если ученики не идентифицируются с оценками учителя, если отношения учителя с классом кон­фликтны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: