Позитивное самопредъявление




Синдром позитивного самопредъявления близок к синдро­му негативного самопредъявления с тем отличием, что в этом случае внимание привлекается не посредством нарушения пра­вил, а, напротив, посредством их подчеркнутого соблюдения. Для младшего школьника с позитивным самопредъявлением характерна позиция «образцового ученика».

Вполне возможно (и даже довольно распространено) пара­доксальное сочетание у одного и того же ребенка элементов как негативного, так и позитивного самопредъявления. Эти психологические синдромы, несмотря на их внешнюю проти­воположность, очень близки между собой. Оба они характер­ны для детей с особенно высокой потребностью во внимании к себе со стороны окружающих. Они полярно различаются по внешним формам поведения, но в их основе лежит один и тот же общий психологический склад (см. рис. 7).

 
 

 


Рис. 7. Схема развития позитивного самопредъявления

Ребенок с позитивным самопредъявлением не забывает го­ворить «спасибо » и «пожалуйста », вежливо здороваться и про­щаться. Изображая «идеальногоребенка», «пай-мальчика»или «пай-девочку», он добивается практически того же, чего ребе­нок с негативным самопредъявлением — изображая «ужасно­го хулигана». Разумеется, формы внимания, получаемого при позитивном самопредъявлении, более привлекательны, так как оно при этом проявляется в похвалах, восхищении и умилении взрослых.

Дети с позитивным самопредъявлением почти никогда не попадают к психологу по направлению учителя. Однако таких детей нередко приводят на консультацию родители. Дело в том, что во многих случаях позиция «идеального ребенка » удержи­вается только в социальных ситуациях, тогда как в домашней жизни ребенок может быть совершенно невыносим. Причина того, что в домашней жизни ребенок перестает играть роль «образцового мальчика» или «образцовой девочки» состоит в том, что родители, привыкнув к хорошему поведению, начи­нают считать его нормой и перестают обращать на него внима­ние. Чтобы вернуть себе их внимание, ребенку приходится прибегать к другим средствам – например, заимствованным из арсенала негативного самопредъявления.

Приведем пример ребенка с сочетанием позитивного и не­гативного самопредъявления.

Антону Б. 8 лет. Мама жалуется, что дома он все вре­мя делает что-нибудь недозволенное. Впрочем, наруше­ния не выглядят особенно серьезными. На просьбу психолога привести какой-либо пример она ответила: «Например, примется вырезать из бумаги салфетки в большой комнате. Намусорит по всему полу как раз пе­ред приходом гостей, хотя я ему сто раз говорила, чтобы он это делал у себя в детской. Или над собакой начнет издеваться, а ведь мы по его просьбе ее и взяли. А может уйти гулять, когда я ему запретила ».

Вместе с тем, мама отмечает, что поведение Антона очень различно в разных ситуациях. Как она сообщила, «в гостях или в каком-нибудь новом месте, как у вас, он – просто ангел. В школе тоже его хвалят. А вот дома он невыносим».

Пока психолог беседовал с матерью мальчика, Антон, ожидавший в соседней комнате, трижды заглядывал* ка­бинет со словами: «Простите, Вы еще не закончили? Я уже устал ждать». Получив ответ, что ему придется еще не­много подождать, он с покорным вздохом выходил из кабинета. В руках у него при этом была книга, которую он сам выбрал на полке: энциклопедический том «История земли ». По-видимому, она должна была доказать, что Антон – образцовый мальчик, любящий чтение и инте­ресующийся науками.

В результате психологического обследования подтвер­дилось впечатление о высокой демонстративности Анто­на, полученное в наблюдениях. Обнаружилась также высокая конформность, типичная для синдрома позитив­ного самопредъявления (хотя и не являющаяся обяза­тельным признаком). У мальчика оказался весьма высок уровень умственного развития, что позволяет ему и в школе привлекать к себе внимание позитивными спосо­бами, выступая в роли отличника.

Сочетание позитивного самопредъявления с негативным облегчается тем, что центральным моментом в обоих этих синдромах является именно самопредъявление, то есть по­стоянное исполнение какой-либо роли, характерное для демонстративной личности. То, какой будет эта роль в каж­дый конкретный момент, зависит от ситуации. Вместе с тем, позитивное самопредъявление не обязательно требует столь ярко выраженной демонстративности как негативное. В этом случае усилия окружающих прямо (а не косвенно, как при негативном самопредъявлении) направлены на под­держание соответствующих форм поведения, поэтому даже довольно умеренной демонстративности достаточно для их закрепления.

У детей с позитивным самопредъявлением нередко возни­кают трудности в общении со сверстниками. Если в классе от­сутствует принятие оценок учителя, а тем более если отноше­ния с ним конфликтны (что часто бывает в подростковом возрасте, а иногда и в конце младшего школьного), то ребенок с позитивным самопредъявлением вызывает у одноклассников отрицательное отношение. Таким образом, ситуации, приво­дящие к трудностям в общении у детей с позитивным и с нега­тивным самопредъявлением, противоположны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: