Развитие волевой регуляции




Три ступени развития волевой регуляции:

1.Произвольные процессы, складывающиеся на основе потребностного побуждения (произвольные моменты в поведении животных);

2. Произвольные процессы, формируемые на основе сознательного отражения необходимости и возможности такой регуляции с помощью речевого опосредования (у человека);

3. Волевые процессы как личностный уровень произвольной регуляции.

Три ступени развития волевой регуляции:

1. Произвольные процессы. Складывающиеся на основе потребностного побуждения (произвольные моменты в поведении животных);

2. Произвольные процессы, формируемые на основе сознательного отражения необходимости и возможности такой регуляции с помощью речевого опосредования (произвольные процессы человека);

3. Волевые процессы как личностный уровень произвольной регуляции.

 

Теории волевой регуляции поведения:

Рубинштейн:

1)Возникновение побуждения и предварительная постановка цели.

2)Обсуждение и борьба мотивов.

3)Принятие решения. Варианты:

1. Если борьбы мотивов нет, постановка цели условно совпадает с принятием решения.

2. Если мотивы различны по значимости, решение наступает как полное и окончательное разрешение того конфликта, который вызвал борьбу мотивов.

3. Если мотивы почти равны по значимости и интенсивности – принятие решения сопровождается особыми переживаниями, все зависит только от человека.

4)Исполнение решения.

Особенность протекания волевого акта: волевое усилие – это акт проявления сознания, когда мы понимаем, что недостаточно какого-то актуального ресурса и нужно преодолеть себя. Волевое действие – сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Теория Воли Д.Н. Узнадзе – соотносит формирование воли с деятельностью, которая направлена на создание независимых от актуальных потребностей человека ценностей. Волевое поведение имеет период, предшествующий акту принятия решения.

Иванников обосновал понимание воли как разновидности регуляции действия, основанной на придании цели действия дополнительного смысла, стимулирующего либо тормозящего выполнение этого действия. В своей теории воли он удачно сочетал идеи Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, благодаря чему теория оказалась эвристична в применении к практике.

 

«Модель Рубикона» Х.Хекхаузена, Ю.Куля и П.Голвитцера. В ней различаются два состояния сознания: мотивационное, предшествующее окончательному принятию решения о выборе направленности действия – направлено на реальность, и волевое, начинающееся после принятия решения – направлено на реализацию. В многочисленных экспериментах было показано, что эти состояния характеризуются существенными различиями в процессах переработки информации.

Теория четырех стадий действия, или «модель Рубикона». Схема анализа психологиче­ского контроля действия:

1- стадия пред-решения. Выбор варианта будущего действия: принять решение о том, что делать. Принятие решения — формирование намерения (интенции).

2- стадия до-действия. Имея определенное намерение ожидает, ищет или формирует условия и возможности для реализации.

3- стадия действия, на котором происходит реализация намерения.

4- стадия после-действия, оценочная. Угасание намерения, оценка результатов, анализ.

Самодетерминация. Есть внешняя, внутренняя и амотивация.

 

Теория Десси и Райана. Теория внутренней мотивации. Поиск источников внутренней мотивации достижения. Опираются на гуманистическую теорию (в основном Маслоу).

У человека существует три базовых, врожденных потребности:

  • В самодетерминации (автономии) – стремление контролировать собственные действия и быть инициатором своего поведения;
  • Компетентности – достижение внешних и внутренних результатов, эффективность;
  • Отношениях с другими людьми.

Самодетерминация в данном подходе – ощущение свободы по отношению к силам внешнего окружения и к силам внутри личности. Автономный человек, действует как субъект, исходя из глубинного ощущения себя, самоинициируем и саморегулируем, в отличие от ситуаций принуждения и соблазнения, когда действия не вытекают из глубинного Я. Количественной мерой автономии является то, в какой степени люди живут в согласии со своим истинным Я.

Авторы выделяют три основные личностные ориентации, следуя доминирующим у людей механизмам регуляции их действий:

1) автономную, убеждение о связи осознанного поведения с его результатами; источником поведения – осознание своих потребностей и чувств;

2) подконтрольную, ощущение связи поведения с его результатом, однако источником поведения выступают внешние требования;

Развитие личности и мотивации протекает от чисто внешней мотивации через этапы интроекции, идентификации и интеграции к внутренней мотивации и автономии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: