Формирование знаний и понятий в процессе обучения.




Правильный и успешный перенос действий на новые объекты, условия и задачи во многом зависит от знаний, которые отражают свойства окружающего мира. Формирование и усвоение соответствующих знаний, составляет предпосылку эффективной деятельности человека при встречи с новыми объектами, ситуациями, задачами.

Роль различных видов деятельности в формировании знаний различна. Например, предметное деятельность (манипулирование и перемещение) нужно для того, чтобы эти вещи и явления продемонстрировали свои свойства, перцептивная деятельность (восприятие и наблюдение) – чтобы эти свойства отразились в восприятии и представлениях человека, мыслительное (анализ и синтез) – чтобы сопоставить эти свойства, абстрагировать их от предметов и обобщить как признаки классов.

Отсюда вытекает, что обучение знанием включает в себя несколько элементов:

1. Демонстрация ученикам (или обнаружение или самими) различных предметов или явлений определенного класса. При этом объекты подбираются так, чтобы они различались всеми признаками, кроме существенных.

2. Наблюдение учащихся за этими предметами или явлениями и выделение их различных сторон и свойств, связей, действий. Например: строение, образ жизни, размножение определенного вида животных.

3. Сопоставление, сравнение, противопоставление – выявленных свойств. Выявление и объединение свойств, которые является общими для рассматриваемых объектов и наоборот отличаются все объекты одной группы от объектов другой группы. Например: все млекопитающие – живородящие, теплокровные, дышат легкими, у них есть молочные железа, костный скелет, головной мозг – по расчленяющей методике. А по противопоставляющей – живородящие сравниваются с икромечущими.

4. Абстрагирование выделенных свойств путем закрепление в термине («млекопитающие»).

5. Обобщение понятия путем применение термина к различным объектам, имеющим выделения признаки (например: путем упражнений распознавание и выделения млекопитающих среди различных видов изучаемых животных).

Исходные объекты не обязательно должны быть единичными, конкретными предметами, а могут сравниваться класса объектов.

Например: сравнивать не одного кита и собаку, а китов и собак вообще.

Основное при обучении – то, что новое знание – конечный продукт, образованный с помощью обобщения свойств исходных объектов.

Психологические исследования вскрыли многие важные черты этого процесса.

Оказалось, что переработка сведений началось не после восприятие предметов и явлений, а уже в ходе восприятия. Восприятие отбирает одинаковые объекты и совсем не замечает других. Результаты всей дальнейшей мыслительной деятельности (сравнений обобщен) во многом зависят от того, что именно заметил человек в этих объектах.

Отбор этот зависит от 3 главных факторов:

1) строение объекта (какие черты в нем ярко выражены)

2) личного опыта (какие черты наиболее знакомы)

3) методика обучения (какие черты выделили учителя)

Например: при изучении животных ребенку бросается в глаза такая черта, как «злая морда». На этом основании многие дети определяют злую крысу, но причисляют туда «симпатичную лису и кошку» В результате - ошибочное обобщение и неверное понятие.

Представление может выделять существенные признаки соответствующих объектов, а могут закреплять и признаки случайные, побочные, частные. Отсюда видно, что не всякие обобщенные значения имеют характер понятия.

Чтобы формировать правильные знания и понятия необходимо специально обучать приемам самой умственной деятельности.

Дети обращают внимание на то, что им самим кажется важным и нужным, что для них значимо. Следовательно, сами процессы выделения определенных признаков вещей и формирование соответствующих знаний связаны с направленностью деятельности, ее мотивации и целями, опытом человека, его знаниями, отношением к миру.

Формирование правильного понятия идет через попытки его употребления и регулируется результатом этих попыток.

 

Вопрос №40

Ученик – субъект учебной деятельности.

Это значит, что успешность учебной деятельности зависит, прежде всего, от собственной активности ребенка. Именно собственная активность ребенка в усвоении знаний включает деятельность всех познавательных процессов, самообеспечивая тем самым их развитие.

С. Л. Рубинштейн специально подчеркивал, что всякая попытка взрослых «внести» в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка, формирования его личностных свойств и качеств.

Знания ведут к развитию только в том случае, если их получение, приобретение мотивировано собственной познавательной активностью. В любом другом случае ребенок воспринимает их как насилие над собой, не хочет учиться, ему неинтересно, он не видит смысла в изучении того или иного предмета и пр.

Известно, что основными мотивами учения, обусловливающими собственную интеллектуальную активность, являются учебно-позна­вательные и социальные мотивы учащихся, имеющие свое особое содержание на каждом этапе школьного детства.

В основе познавательного мотива лежит потребность в познании (познавательная потребность) — переживание состояния необходимо­сти в новых знаниях и/или новом уровне понимания(установление источников, причинно-следственных связей, механизмов) окружающих явлений, событий и себя самого.

Основными свойствами познавательной потребности являются: - ненасыщаемость: удовлетворение этой потребности ведет к ее уг­лублению и усилению, поиску новых целей; -процессуальноетъ: интерес не только к результату познания, но и к процессу, средствам и целям его достижения; -позитивная эмоциональная окрашенность, переживание радости познания.

Интеллектуальный аспект познавательного интереса связан с умственной деятельностью, с осознанием, пониманием, а также с работой воображения.

Эмоциональный аспект связан с чувством удовольствия и радости, которые доставляют человеку работа и творчество.

Волевой аспект познавательного интереса является стимулом к действию, к преодолению трудностей.

Познавательный интерес положительно влияет на все психические процессы и функции, но особенно велика связь интереса с внимание памятью, работоспособностью.познавательных интересе заключается в том, что они придают изучению учебного предмет позитивную эмоциональную окраску и, следовательно, он субъективно воспринимается учеником как более легкий. Правильная организация учебной деятельности школьников требует разработки и применения на уроке психолого-педагогических средств активизации обучения — системы вопросов и заданий, стимулирующих активную умственную деятельность и вызывающих интерес учащихся.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: