Понятие использования специальных познаний и их значение в раскрытии и расследовании преступлений




 

Специальные знания, используемые при расследовании преступлений — это система знаний, навыков и умений в области науки, техники, искусства или ремесла, применяемых субъектами расследования уголовного дела при выполнении процессуальных, следственных, организационных действий, оперативно-разыскных мероприятий, в разных их формах выражения. Привлечение лиц, обладающих познаниями в науке, технике и ремесле, обычно вызвано либо требованиями уголовно-процессуального закона (ст. 57, 58, 168, 178, 179, 196 УПК), либо необходимостью выполнения сведущими лицами действий вне следственных мероприятий, но в интересах проводимого расследования. Круг лиц, обладающих специальными познаниями, довольно широк. Это сотрудники экспертных учреждений Минюста России, сотрудники экспертно-криминалистических подразделений полиции, представители контролирующих органов, банковских и иных органов, инженеры, финансисты, экономисты, бухгалтеры, механики и другие специалисты предприятий, сотрудники научно-исследовательских институтов, преподаватели высших и средних специальных учебных заведений, а также иные лица, имеющие специальную подготовку.

Субъектами использования специальных знаний являются: эксперт, специалист, следователь, дознаватель, прокурор, судья, оперативный работник[3].

Достижения наук широко используются в различных формах привлечения специалистов к производству следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий.

На предварительном следствии специальные познания можно использовать в двух условно выделяемых формах: в форме консультаций и в форме участия специалистов в следственных действиях (в том числе в производстве экспертиз). Консультативная форма — это привлечение специалиста в случаях, не оформленных как следственное действие. По существу, эта форма представляет собой приглашение специалиста для освещения вопросов узкопрофессионального характера в областях знаний, где следователь не компетентен. Консультация специалиста может иметь вид как справочной, так и исследовательской деятельности. В первом случае следователь рассчитывает на получение справок по общим вопросам.

Справочная деятельность специалиста дает возможность следователю правильно ориентироваться в создавшейся обстановке, принимать решения о назначении экспертиз, определять круг вопросов, адресованных эксперту и т.п. Сущность ее заключается в том, что следователь в устной или письменной форме задает вопросы специалисту, который дает ответ на них в виде справки, не проводя специального исследования. Справка приобщается к материалам уголовного дела или первичным материалам проверки. Подобные справки не содержат выводов о каких-либо обстоятельствах совершенного деяния, но дают некоторую предварительную и очень важную для следствия информацию. Полезность этой формы взаимодействия делает необходимым дальнейшее накопление опыта подобного участия специалистов в деле. Исследовательская деятельность специалиста заключается в оценке им соответствия определенного факта требованиям ведомственных норм и правил, в выявлении разного рода нарушений и отклонений. Такая деятельность осуществляется либо согласно ведомственным инструкциям, либо по требованию следователя или адвоката.

Широко распространено мнение о том, что если ответ на интересующий следствие вопрос обязывает специалиста проводить какие-то исследования, то необходимо назначение экспертизы. Однако этот вопрос касается не существа, а формы. Выбор же формы обусловлен интересами следствия. Безусловно, специалист может исследовать свойства предметов, взаимосвязь процессов, происхождение определенных явлений и т.п. Другое дело — в какой форме следователь будет использовать результаты этого исследования: в форме экспертизы или консультации.

Перечень следственных действий, участие в которых принимают специалисты, ограничен уголовно-процессуальным законом.

В период подготовки и проведения осмотров, следственных экспериментов, проверок показаний на месте и других следственных действий специалист участвует в составлении планов совместных действий, помогает следователю в выдвижении версий, определении вопросов, подлежащих выяснению. В некоторых ситуациях специалист оказывает содействие в выборе оптимального момента производства следственных действий, использовании наиболее экономичных приемов, быстром и точном ориентировании в сложной обстановке. Специалист, привлекаемый для участия в следственных действиях, своими консультациями, советами помогает в обнаружении, закреплении и изъятии широкого круга доказательств, дает пояснения по поводу выполняемых действий, оказывает содействие в технически грамотном оформлении протокола. Следователь обязан зафиксировать в протоколе, какие технические средства имелись у специалиста и какие объекты, материалы ему были предоставлены. Использование специальных познаний в форме экспертизы не ограничивается перечисленным. В каждом конкретном деле необходимы скрупулезный поиск специалистов и установление тех отраслей знаний, которые могли бы помочь в получении достоверных и достаточных сведений.

К непроцессуальным формам относятся:консультативно-справочная деятельность сведущих лиц; осуществление предварительного исследования материальных объектов; участие специалистов в подготовке к проведению отдельных оперативно-разыскных мероприятий; оказание технической помощи следователю или оперативному сотруднику;

производство ревизионных, оценочных и аудиторских действий и т.п.

 

Задача 1

Условие:

Свидетель Т. А. Сидорова рассказала, что видела, как обвиняемый В. М. Васин поздно вечером вышел из дома ее соседей, где была совершена кража. Обвиняемый заявил, что в доме потерпевших никогда не был, а в 22 часа, как утверждает свидетель, было уже темно, и рассмотреть лицо человека с другой стороны улицы невозможно.

Вопросы

Возможно ли проведение в данном случае следственного эксперимента? Если да, то укажите вид следственного эксперимента.

Каковы круг участников и содержание опытных действий при проведении именно этого следственного эксперимента?

Решение:

Сле́дственный экспериме́нт — следственное действие, заключающееся в воспроизведении опытным путём действий, обстановки или иных обстоятельств, связанных с расследуемым преступлением.

Проведение следственного эксперимента регламентируется ст. 181 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Производится в ходе следствия в присутствии понятых для проверки и уточнения фактических данных, которые имеют доказательственное значение в уголовном деле, по инициативе следователя, по ходатайству подозреваемого (обвиняемого), потерпевшего и других участников уголовного процесса.

Результаты могут быть использованы при построении следственных версий и закрепляются в протоколе.

Виды экспериментов:

установление возможности совершения действий (мог ли преступник совершить деяние)

проверка возможности восприятия факта (мог ли кто-либо услышать, разобрать сказанное, и т. д.)

проверка возможности существования факта

установление механизма события, процесса следообразования (возможно ли было совершить действия в определенных условиях, нет ли инсценировки, и т. д.)

В наше случае будет следственный эксперимент на возможности восприятия факта в виде возможности рассмотреть как обвиняемый В. М. Васин поздно вечером вышел из, где была совершена кража.

В соответствии со ст.181 УПК РФ производство следственного эксперимента допускается, если не создается опасность для здоровья участвующих в нем лиц.

Для производства след. эксперимента необходимы след.учеастники:

К обязательным участникам следственного эксперимента относятся: следователь, понятые и лица, проводящие опытные действия. Этими лицами могут быть: обвиняемый или подозреваемый, потерпевший и свидетель, или специально приглашенные лица.

В нашем случае Т.А.Сидорова, подозреваемый, понятые, следователь.

 

 

Список литературы:

I. нормативные акты

 

1. Конституция Российской федерации. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993г. (с измен. и доп. от 0.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, 21.07.2014 № 11-ФКЗ)

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ(с измен. и доп. от 3 октября 2018 г. № 352-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от13 июля 1996 г.№ 245.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ(с измен. и доп. от 11 октября 2018 г. № 361-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 декабря 2001 г.№ 245.

Литертарура:

4. Абрамова В.М. Криминалистика: [учеб. пособ. для дистанционного обучения] / [В.М. Абрамова, А.А. Ляш]; за наук. ред. A. B. Ищенко. - М.: 2017. - 557 с.

5. Аверьянова Т.В. Судебная экспертиза: [курс общей теории.] - М.: Норма, 2015. - 479 с.

6. Бастрыкин А.В. Криминалистика. Техника, тактика и методика расследования преступлений: [научно-практическое пособие] / А.Ы. Бастрыкин. -С.-Пб.: Ореол, 2015.-489с.

7. Божьев В.П. Уголовный процесс. Учебник. М., 2015. -445с.

8. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. От теории к практике. М.,2016.-387с.

9. Баранов П.П., В.И. Курбатов Юридическая психология. Ростов - на - Дону, «Феникс», 2007.-368с.

10. Волков В.Н., С.И. Янаев Юридическая психология. М., 2015.-321с.

11. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб.: Питер, 2014.-445с.

12. Драпкин Л.Я.,Карагодин В.Н. Криминалистика: учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2016.-445с.

13. Григорьев В.Н. Победкин А.В., Яшин В.Н. Уголовный процесс. Учебник. М., 2015. -441с.

14. Гордон Э.С. Судебно-медицинская экспертиза: проблемы и решения. Ижевск, 2015. -448с.

15. Ищенко Е.П. Криминалистика: учебник. - М.: Проспект, 2015.-441с.

16. Мартыненко А.Я. Основы криминалистики: Учебно-методический комплекс – М.. 2015. -447с.

Колкутин В.В., Зосимов С.М., Пустовалов Л.В., Харламов С.Г., Аксенов С.А. Судебные экспертизы. М., 2015.-443с

17. Криминалистика: Краткий курс (конспект) лекций / Лавров В.П., Рахматуллин Р.Р., Романов В.И., Шалимов А.Н.Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2013.

18. Кудрявцева А.В. Судебная экспертиза в уголовном процессе России. Челябинск, 2015.-445с.

19. Кудрявцев М.А.Судебная психолго-психиатрическая экспертиза. - М.: Юридическая литература, 2015.-352с.

20. Лобан И.Е., Заславский Г.И., Попов B.JI. Судебно-медицинская деятельность в уголовном судопроизводстве: правовые, организационные и методические аспекты. СПб., 2014.-289с.

21. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Вопросы и ответы. М., 2007.-325с.

22. Юдина Е.В. Юридическая психология. Ростов-на-Дону, М.. 2014.-443с.

 


[1] Абрамова В.М. Криминалистика: [учеб. пособ. для дистанционного обучения] / [В.М. Абрамова, А.А. Ляш]; за наук. ред. A. B. Ищенко. - М.: 2017.С.118.

[2] Бастрыкин А.Ы. Криминалистика. Техника, тактика и методика расследования преступлений: [научно-практическое пособие] / А.Ы. Бастрыкин. -С.-Пб.: Ореол, 2015.-С.154.

[3] Аверьянова Т.В. Судебная экспертиза: [курс общей теории.] - М.: Норма, 2015.С.168.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: