В) мнемические и мыслительные свойства




Алгоритм разработки

Профессионально-квалификационной характеристики

 

В титульной части профессионально-квалификационной характеристики указывается министерство, в системе которого разработан данный документ – Министерство образования РБ. Размещаются грифы согласования и утверждения. Приводится наименование документа: «Профессионально-квалификационная характеристика». Указывается шифр и наименование учебной специальности, а также шифры и наименования единичных квалификаций, входящих в состав учебной специальности. В конце титульной части указывается место (г.Минск) и время разработки (конкретный год) профессионально-квалификационной характеристики.

Основная часть профессионально-квалификационной характеристики содержит следующие разделы:

- нормативные ссылки;

- формы и сроки освоения учебной специальности;

- характеристика учебной специальности;

- профессионально значимые свойства личности работника; требуемый уровень общего образования абитуриента;

- требования к результатам обучения по учебной специальности.

В разделе «Нормативные ссылки» приводится перечень нормативных документов, на основании которых разработана профессионально-квалификационная характеристика.

В разделе «Формы и сроки освоения учебной специальности» указываются конкретные возможные формы освоения учебной специальности или отдельных единичных квалификаций: дневная, вечерняя, заочная, экстернат, обучение на дому и др., а также конкретные сроки освоения учебной специальности.

В разделе «Характеристика учебной специальности» описываются:

- общие сведения об учебной специальности;

- предметы, средства, продукты (результаты) профессиональной деятельности;

- санитарно-гигиенические и физиологические особенности деятельности.

Раздел «Профессионально значимые свойства личности работника» включает два подраздела: психические и психофизиологические свойства, социально-психологические свойства.

 

Профессионально-значимые свойства личности

 

К психическим и психофизиологическим свойствам относятся:

А) внимание

- свойства: сосредоточенность как избирательность сознания в отношении различной информации; устойчивость как длительное удержание сознания на определенных объектах; распределение как одновременное внимание к нескольким объектам; переключение как перемещение сознания с одного объекта на другой; объем – количество объектов. Воспринимаемых одновременно в единицу времени;

- виды: произвольное (волевое), непроизвольное (неволевое), послепроизвольное (не требует волевых усилий для его поддержания, возникновение внутреннего интереса к деятельности); внешнее (направлено на предметы, объекты, деятельность из внешнего окружения); внутренне (направлено на собственные мысли, эмоции, чувства).

б) сенсорно-перцептивные свойства (сенсорные процессы, перцептивные действия)

- зрение: различение основных цветов, различение силы зрительного раздражителя, правильная глазомерная оценка, оценка различий в форме фигур, различение величины углов, утомляемость зрительного анализатора, реакция на световой и цветовой раздражитель, адаптация к свету и темноте, восприятие письменных знаков, аккомодация (ясное видение объектов на различном расстоянии), светочувствительность, цветовое зрение, острота зрения;

- слух: различение тихих, нечетких звуков; определение направления звука; различение звуковых ритмов; выносливость слухового анализатора; различение звуковых раздражителей по громкости, тону, скорости; различение частоты (высоты) тона, громкости, интенсивности; слуховая чувствительность;

- обаяние, осязание, вкус, другие виды ощущений: обнаружение и различение вкусовых обонятельных ощущений, температурная чувствительность, кожная чувствительность, чувствительность к колебаниям атмосферного давления, вестибулярная устойчивость, развитые ощущения движения, ощущения прикосновения, вибрационная чувствительность, оценка весовых характеристик, устойчивость к укачиванию, оценка временных промежутков, пространственная ориентация, степень развития мышечных и суставных ощущений.

в) мнемические и мыслительные свойства

- память: развитые процессы запоминания, сохранения, узнавания, воспроизведения зрительной, слуховой, моторной информации; умение забывать ненужную информацию; необходимость в словесно-логической, ассоциативной памяти; длительность сохранения информации; точность сохранения и воспроизведения информации; скорость запоминания и воспроизведения информации; зрительной, слуховое, обонятельное, осязательное, вкусовое запоминание; словесно-логическое, эмоциональное, ассоциативное, двигательное запоминание, виды – кратковременная, долговременная, оперативная;

- речь: хорошая дикция и выразительность, лаконичность, точность речи; правильность формулировок; громкость и тональность речи; устойчивость к длительной речи; грамотность устной, письменной речи; языковая культура, знание иностранных языков; развитая монологическая, диалогическая речь; умение дискутировать;

- мышление: развитые операции сравнения, анализа синтеза, дедукции, индукции, систематизации, обобщения, конкретизации, абстрагирования; склонности и способность к анализу ситуаций, способность оперировать отвлеченными понятиями; умение предвидеть результаты действий; прогнозирование алгоритма действий; способность к творческому мышлению; умение выделять существенное, главное; быстрота мышления и принятия решений в экстремальных ситуациях, независимость и самостоятельность суждений; быстрота и точность математических действий; выносливость к напряженной длительной мыслительной деятельности; развитые виды – предметно-действенное, наглядно-образное, абстрактное; способность к воображению.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: