Работа библиотек должна представлять собой разнообразную палитру специальных форм и методов по привлечению к чтению: от обычных книжных выставок до крупных долгосрочных читательских кампаний.
Выставка, даже самая маленькая, должна быть праздником для посетителей библиотеки. Читателя привлекают краткие, броские заглавия, тексты, обращения, яркие иллюстрации, нестандартные решения в оформлении. Выбор названия – очень важный момент, поскольку в нем, должна быть заключена идея всей выставки. Название должно иметь социальную направленность, и в то же время играть роль «приманки» для читателей, например: «Брось все и читай», «Когда хочется отдохнуть».
Особого внимания требуют инновационные формы популяризации чтения. Предлагаем использовать в работе такие виды интерактивных книжных выставок: выставка-панорама «Территория чтения», выставка-размышление «Чтение как образ жизни», выставка-призыв «Читайте со звездой», ретровыставка «Любимые книги наших родителей», выставка-совет (рекомендация) «Я прочитал и вам советую», выставка-рейтинг «Лучшие книги года», выставка-бенефис «Галерея лучших читателей», выставка, организованная по результатам конкурса «Лучший читатель года».
Основными составляющими выставок-инсталляций должно стать творческое начало и фантазия. Созданию целостного образа должны способствовать не только композиция выставки, заголовок, но и аксессуары-детали, содержательно связанные с ее проблематикой, дополняющие ее в качестве фона: натуральные предметы, модели, макеты, картины, иллюстрации, фотографии, драпировки, цветы.
Широкое распространение должны получить акции. Например, локальная акция «Лучшая книга в моей жизни!» предполагает написание на стенде всеми желающими названий книг, которые оставили неизгладимый след в их душах. Акция «Отдам книгу в хорошие руки!» заключается в обмене книгами из домашних библиотек между читателями в библиотеках города и летних читальных залах. Распространение должны получить акции «Литературная беседка в парке», «Читающий бульвар», «Книжная аллея», «Читай-дворик», « Аллея литературных героев». В результате акции «Ярмарка читательских мнений» должна сформироваться «Золотая полка читателя». Акция «А мне читать охота» проходит как День чтения вслух: прохожим предлагают прочитать отрывки из книг.
|
Крупномасштабные акции могут включать в себя самые разнообразные формы агитации за чтение. Например, во время уличных акций ко Дню поэзии «Стихи в кармане», «Поэтический перекресток» можно читать стихи, привлекать к чтению прохожих и раздавать карточки со стихами. Эти акции имеют различные названия, наполнены разным содержанием, но имеют одну цель – сблизить человека и книгу.
Большое значение в воспитании литературного вкуса, в формировании мотивации чтения играют комплексные мероприятия.
День книги готовят на определенную тему. Программа проведения может быть построена в разных вариантах. Важно, чтобы в этот день велась активная рекомендация литературных произведений, происходило знакомство читателей с имеющимися в библиотеке изданиями по выбранной тематике. По теме Дня оформляют книжную выставку, обзоры литературы, беседуют у выставки. Можно провести крупное мероприятие или 2-3 небольших, объединенных общим содержанием, соответствующим теме данного Дня. Хорошим дополнением послужат видеоматериалы и музыкальные заставки между паузами.
|
Дни молодежной книги и Дней современной прозы включают в себя разные формы проведения мероприятий: беседы и встречи у книжных выставок, раскрывающие мир современной прозы: «И к книге любовь, и общенья мгновенья», «Нет умного соседа – выбирай книгу», «Литературное сегодня»; «открытые микрофоны», встречи поколений с приглашением молодежной аудитории, представителей администрации города и молодежных организаций, СМИ, которые рассуждают о пользе книг, роли чтения в жизни каждого человека.
Книжный или литературный фестиваль, фестиваль чтения является одной из самых действенных форм пропаганды книги и чтения, поскольку позволяет сочетать индивидуальные и массовые формы работы для различных уровней читательского развития. Программа включает в себя, как правило, выставки, конкурсы, различные акции, КВН, бенефисы читателей, литературно-краеведческие чтения, громкие чтения, комментированное чтение, костюмированные праздники и другие интересные акции.
Праздник чтения может состоять из выставки книг из личных библиотек библиотечных работников или читателей, бенефиса «Похвальное слово читателю», на который приглашают читателей, долгие годы тесно сотрудничавших с библиотекой, встречи с писателями.
На молодежную аудиторию рассчитаны интерактивные формы: опросы, онлайн-викторины по творчеству автора (авторов), рейтинги книг и писателей, голосования.
|
Среди современных форм продвижения книги и чтения можно выделить следующие.
Викторина с использованием QR-кода. QR-код позволяет быстро доносить зашифрованную информацию до пользователя. В нем можно закодировать любую информацию (цифры, текст, символы, ссылки и т.д.), которая считывается с помощью программы для распознавания QR-кода. Специальное считывающее программное обеспечение устанавливается на мобильных телефонах, смартфонах и ноутбуках. В QR-кодах можно зашифровать известные литературные произведения, которые закодируются без указания автора, ответы участников викторины присылаются на электронную почту.
Интерес вызывает форма продвижения книги, которую только начинают осваивать российские библиотеки – «книжный челлендж» (от англ. challenge – «вызов, испытание, сложность»). На различных сайтах, в блогах, соцсетях активисты предлагают всем желающим принять участие в игре. Участники должны за указанный период прочитать определенное число книг и написать рецензию на прочитанную книгу, поставить ей оценку. Авторы лучших рецензий получают награды.
BookSlam (с англ.- «выталкивание, вытеснение») – своеобразное книжное соревнование, которое стало очень популярно в последнее время у читателей. Суть ее заключается в том, что необходимо за определенное время представить лучшую рекламу книги. Чаще всего, BookSlam в библиотеке – это соревнование на лучшую рекламную кампанию по продвижению книги, возможно, с элементами музыкальной театрализации.
Литературный калейдоскоп – это быстрая смена отдельных небольших мероприятий, связанных одним автором, художественным произведением, например, информационная минутка, посвященная отдельным фактам биографии писателя; отрывки из фильмов по его произведениям; блиц-викторина; театрализация.
Литературный лабиринт – игровое мероприятие, в ходе которого игроки получают цепочку вопросов, на них можно дать один из двух ответов. Выбирая те или иные ответы, участники прокладывают свой путь через лабиринт. Но только единственно верная последовательность ответов поможет найти из него выход. На пути могут встретиться герои любимых книг, которые предложат выполнить специальные миссии, дающие дополнительные очки. Лабиринт также может проходить в виде литературной игры, состоящей из нескольких туров, каждый из которых – путешествие по разным жанрам литературного мира: поэзии, прозе, фантастике.
Литературный квест (квест-ориентирование) – один из вариантов игры-поиска. Маршрут литературного квест-ориентирования связан с сюжетом и героями предложенных для чтения книг. Каждая остановка в маршруте – это памятные места, организации и предприятия, действующие на территории населенного пункта, в окрестностях библиотеки. Эта игра не только знакомит участников с новыми интересными книгами, но и помогает им лучше узнать родной город.
Литературный бал может включать в себя художественное чтение, музыкальные и танцевальные номера, инсценировки литературных произведений.
Литературный подиум – мероприятие, на котором активные читатели библиотеки выступают в роли моделей, которые представляют книги. Например, подиум может иметь разделы «Высокая мода от кутюр» (классика, фантастика, поэзия, изысканная проза); «Литературное прет-а-порте»: (произведения, написанные хорошим языком, с увлекательным сюжетом, интересные широкому кругу читателей); «Ретро»: переиздания ранее вышедших книг, но с дополнениями, в новом дизайне, написанные в стиле другой эпохи; «Из бабушкиного сундука» (интересные книги, которыми зачитывались родители). На подиуме также возможен парад литературных героев.
Литературная ярмарка – комплекс небольших, но разноплановых мероприятий, которые идут одновременно. Это могут быть викторины, конкурсы, встречи с интересными людьми, ролевые игры, номера художественной самодеятельности, розыгрыши призов.
Литературно-музыкальные салоны. Их суть заключается в камерном общении знатоков и любителей классического искусства, проходящем преимущественно в небольших, уютных гостиных, иногда при свечах, у имитирующего старину камина, рояля. При отсутствии специального помещения в гостиную можно преобразить читальный зал или его часть, оформив уголок мягкой мебелью и музыкальным инструментом.
Литературный брейн-ринг проходит по принципу известной интеллектуальной игры. Примерные темы: «В кругу любимых книг», «Мастер и Маргарита»: читать или нет?».
Литературный дилижанс «Ее величество литература» – путешествие с остановками в виде рассказа об истории книги, обсуждения литературного произведения, литературного конкурса.
В библиотеках можно провести литературные посиделки, где звучат воспоминания гостей о первых книгах, прочитанных в детстве, происходит обмен мнениями о прочитанных книгах.
Литературное кафе – место, где встречаются творческие люди, а также те, кто любит хорошую литературу. Здесь можно проводить литературные встречи, театральные вечера, кинопоказы.
Марафон «Ощути радость чтения» может включать разные формы, например, конкурсное чтение предложенных книг с дальнейшим обсуждением и выполнением творческих заданий. Участники должны стремиться в короткий срок прочитать как можно больше книг, иметь свое мнение о прочитанном и дать оценку книгам с помощью цветных закладок.
Модный приговор книге – ток-шоу, посвященное разным жанрам литературы или отдельным книгам. Может проходить в виде столкновения мнений, например, противников и сторонников классической литературы, художественного произведения одного из современных писателей.
Книжные свидания для молодых людей. Каждый участник библиотечного мероприятия должен принести с собой любимую книгу, с помощью которой определяется в дальнейшем общность интересов. Каждому гостю ведущий выдает именной бейджик с номером и карту симпатий. Юноши и девушки в течение нескольких минут общаются с противоположным полом, выясняют взаимные литературные пристрастия. Затем происходит ротация образовавшихся пар. После каждой беседы, участники делают пометки о впечатлениях от знакомства в карте симпатий. Можно выбрать несколько понравившихся собеседников. В конце вечера участники сдают анкеты со своими пометками организаторам для определения совпавших симпатий. Библиотекари изучают карточки участников и определяют пары, которые проявили взаимный интерес. В конце вечера ведущий называет пары, чьи симпатии совпали.
Целям пропаганды чтения должны служить библиотечные формы визуальной информации с использованием современных технологий – слайд-фильмы, видеопрезентации, буктрейлеры и другие формы. Данное многообразие форм может быть посвящено книге, чтению в целом, например, слайд-презентация «Чтение для сердца и разума». Молодых пользователей заинтересует конкурс электронных презентаций под названием «А я люблю читать!».
Можно создавать игровые (мини-фильм по книге) и неигровые буктрейлеры (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, тематическими рисунками, фотографиями и т. п.). Самый простой вариант – в виде слайд-шоу.
Перечисленные формы продвижения книги позволяют позиционировать чтение как неотъемлемую составляющую образа жизни современного человека, необходимую для успешной образовательной, профессиональной и творческой деятельности. Информационно-коммуникационные технологии, мультимедиа и театрализация помогают сделать книгу привлекательной и актуальной в глазах местного сообщества.