МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФГОУ ВПО
МГА ИМЕНИ АДМИРАЛА Ф.Ф. УШАКОВА
Кафедра «Экономика и менеджмент»
Составление систем договорных отношений при перевозке грузов морским транспортом
Методические указания к практическим занятиям № 2 по дисциплине «Основы экспедирования» по специальности 08.05.02
«Экономика и управление на предприятии (транспорт)»
Новороссийск
Методические указания подготовлены доцентом кафедры «Экономика и менеджмент» Ивановой М.Б., ассистентом Митрофановой Н.В.
Утверждены на заседании кафедры «Экономика и менеджмент» от ___________ 2006 г., протокол № _____.
Начальник кафедры «Экономика
и менеджмент», к.э.н., профессор С.Е.Иванова
Цель работы - научиться представлять сложные взаимоотношения участников перевозки, которые зависят от базисных условий поставки в виде простых наглядных схем.
Дополнительные материалы: Базисные условия поставки Incoterms – 2000.
Методические указания
Представим транспортный процесс в виде системы, элементами которой будут являться участники транспортировки груза, объединенные упорядоченными договорными отношениями.
Элементы системы «транспортный процесс» при перевозке грузов на морском транспорте:
1. Продавец-грузоотправитель ОТП.
2. Покупатель-грузополучатель П.
3. Морской перевозчик МП (линейный (Л) или трамповый (Т)).
4. Наземный перевозчик:
- автотранспортное предприятие АТ;
- железная дорога ЖД.
5. Стивидорная компания СТ осуществляет погрузку/выгрузку груза.
6. Морская администрация порта МАП и Росморпорт в российских портах или портовые власти ПВ в иностранных портах.
|
7. Морской агент МА – представитель судовладельца перед таможней, МАП, санитарными, пограничными органами надзора и другими учреждениями.
8. Экспедитор Э – представитель грузовладельца.
9. Таможня Т– оформление внешнеторговых грузов и судов, заходящих в порт.
10. Сертификационные органы СО – оформление ветеринарного, фитосанитарного, гигиенического и других сертификатов.
11. Сюрвейерская компания С – инспектирование состояния груза и судна, в том числе и после аварии.
12. Буксирная компания – БК.
13. Страховая компания – страхование грузов, транспортных средств, а также ответственности перевозчиков и экспедиторов.
Основу взаимоотношений между элементами системы составляет двусторонний договор между участниками.
Рассмотрим договорные отношения (связи системы) между участниками транспортировки грузов при импорте сахара-сырца на условиях CIF (free in and out): основная перевозка и страхование оплачивается продавцом, перевозка осуществляется на трамповом судне, стивидорные расходы оплачивает фрахтователь.
Продавец и покупатель заключают договор купли-продажи сахара сырца на условиях СИФ, то есть договор с морским перевозчиком и страховой компанией заключает отправитель.
В порту погрузки грузоотправитель, а в порту выгрузки получатель заключают стивидорный контракт с организацией осуществляющей погрузку/выгрузку (стивидорная компания) или поручают это своему экспедитору.
В стране отправления отправитель, а в стране назначения получатель или их экспедиторы заключают договоры на организацию и осуществление наземной перевозки автотранспортным предприятием или железной дорогой.
|
Страховая компания
ОТП П
АТ АТ
ЖД Морской перевозчик ЖД
Э Э СТ
СТ
МА МА Т С СО
С Т
СО ПВ МАП, РМП БК
Порт погрузки Порт выгрузки Новороссийск
Кроме того, для обслуживания груза в портах погрузки и выгрузки грузовладельцы заключают договор на экспедирование. В свою очередь экспедитор для выполнения своих функций устанавливает договорные отношения с таможней, сюрвейерской и другими организациями, заключая договоры от своего имени или от имени грузовладельца.
Морской перевозчик для обслуживания судна в порту погрузки и выгрузки заключает агентское соглашение с морским агентом, который в свою очередь устанавливает взаимоотношения с портовыми властями, таможней, буксирной компанией и др.
Схема взаимоотношений между участниками системы «ТП» при появлении нового участника – оператора мультимодальной перевозки ОМП – будет выглядеть следующим образом (базисное условие поставки DDP).
Грузоотправитель и оператор мультимодальной перевозки заключают договор перевозки, а затем оператор устанавливает договорные отношения с остальными участниками транспортного процесса.
Благодаря наличию единого управляющего элемента такая система становиться более организованной. За счет этого сокращаются непроизводительные простои груза и транспортных средств, расходы на перевозку снижаются за счет предоставления операторам от фактических исполнителей объемных скидок.
|
ОТП П
Оператор
Страховая мультимодальной
компания перевозки
АТ АТ
ЖД ЖД
СТ Т С СО Т С СО СТ
МП
МА МА
ПВ
ПВ БК
Порт погрузки Порт выгрузки
Задание
Сформировать графически систему договорных взаимосвязей при перевозке грузов морским транспортом при следующих условиях.
Общие условия:
- контракт купли-продажи заключен с использованием базисных условий поставки Incoterms-2000;
- основная перевозка осуществляется морским транспортом;
- в чартере указано одно из следующих условий распределения расходов на погрузку/выгрузку груза между судовладельцем и фрахтователем (free in, free out, free in and out, gross terms (liner in – liner out);
- если не указано иное, все функции по обслуживанию груза выполняет экспедитор-представитель грузовладельца;
- если не указано иное, наземная перевозка осуществляется железнодорожным транспортом.
Условия:
1. Условия контракта купли-продажи EXW, условие чартера free in, в порту выгрузки весь комплекс услуг по обслуживанию груза грузополучатель выполняет самостоятельно, при этом перевозка в стране назначения осуществляется с помощью автомобильного транспорта.
2. Условия экспортного контракта купли-продажи FAS Новороссийск, условие чартера gross terms, экспортное таможенное оформление и страхование груза осуществляет грузоотправитель.
3. Условия импортного контракта купли-продажи DDP Москва, перевозку «от двери до двери» организует оператор мультимодальной перевозки, условие чартера liner in – liner out.
4. Условия контракта купли-продажи CPT, морская перевозка осуществляется линейным оператором на стандартных условиях (liner in – liner out).
5. Условия контракта купли-продажи DAF Москва, основную перевозку через порт Санкт-Петербург осуществляет грузоотправитель с помощью оператора мультимодальной перевозки, от Москвы до Омска груз следует автотранспортом (free out).
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова С.Е. Коммерческая работа на морском транспорте (часть II). -Новороссийск: НГМА, 1999 г., -170 с.
2. Лимонов Э.Л. Внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки. –СПб.: Информационный центр «Выбор», 2000, - 410 с.
3. Плужников К.И. Транспортное экспедирование: Учебник. – М.: Рос-Консульт, 1999 г., -576 с.
4. Транспортное обеспечение внешнеторговых операций. Справочник. Книга 2. – СПб.: ЦНИИМФ, 1997. – 448 с.