Школа дает знания, а клуб пускает их в дело




О.С.Газман

«Академия» и «клуб»

 

Новые воспитательные задачи нельзя решать устаревшими методами и в отживших организационных формах.

 

Отличительная черта и показатель демократического воспитания заключаются в ответе на вопросы: стоит ли в центре воспитательной работы личность ребенка подростка, развитие его индивидуальности или все заслоняют планы, программы, мероприятия, отчеты? Ведет ли воспитатель к самоопределению, формирует ли жизненную позицию или только знания, умения и навыки?

 

Другое отличие современного подхода к воспитанию заключается в том, что оно не может быть принудительным. Детей нельзя обязать «воспитываться», на уроке ли, на классном часе или в ходе специальных мероприятий. Процесс воспитания — принципиально добровольный.

 

И третья особенность вытекает из определения воспитания как процесса организации совместной деятельности детей и взрослых в целях развития и тех и других. Она состоит в том, что это должен быть взаимно открытый процесс, где все участники гласно определяют свои позиции, вырабатывают цели роста и, что следует особо подчеркнуть, открыто обмениваются методами своей деятельности, направленной друг на друга. Без этого механизм воспитания как взаимодействия по поводу самоопределения не срабатывает. Без отношения к позиции друг друга, без взаимной критики нет стимула к самосовершенствованию

Из сказанного можно выделить новый подход и к методике, и к организационным формам воспитания.

 

В режиме поиска

Жизнь подсказывает несколько возможных путей преобразования воспитательного процесса.

Первый предполагает творческое развитие гуманистических и демократических принципов и новых технологий в рамках сложившихся организационных форм воспитания.

Второй — в режиме поиска. Педагогические коллективы создают и проводят в жизнь свои, новые для них авторские проекты. Например, право формирования первичного воспитательного коллектива не на классно-урочной, а на производственно-трудовой основе. Здесь должны ставиться все основные задачи духовного роста личности, здесь и перспективы развития коллектива. На этой базе возникают и дружба, и взаимопомощь, и воспитание гражданственности.

 

Третий. Опыт отечественной школы и демократической системы воспитания за рубежом выдвигает в качестве весьма перспективного направления клубную форму жизнедеятельности ребят.

 

Остановимся на ней подробней, она вбирает в себя все те принципы демократического воспитания, о которых говорилось выше.

В настоящее время школа (в силу исторически сложившейся традиции ее организации как института транслирования культуры путем передачи готовых знаний) остается академическим учреждением гимназического типа, где внеклассная воспитательная работа не вытекает ни из ее обучающей сущности, ни из материальных, кадровых возможностей, ни из наличия в ней объектов для преобразующей деятельности (лишь преобразуя мир, человек преобразует себя). Эта функция в том виде, в каком она существует, принудительно навязана школе. До тех пор пока семья не сможет взять на себя в полном объеме органически принадлежащие ей функции воспитания детей, заботы об их внешкольном времени, об их досуге и нравственном развитии — эта нагрузка со школы не будет обществом снята. Сегодня же она может и должна быть преобразована.

Как устранить противоречие между режимно-административным характером школы и требованием добровольности, самостоятельности, свободы в выборе коллектива сверстников, где только и возможно подлинное, а не лицемерное самоопределение? Где та база, на которой возможно общественно-политическое творческое сотрудничество поколений? Не случайно живой, живущий, а не декларируемый воспитательный коллектив в школе — явление весьма редкое. Зато существуют различные его суррогаты. Попытка совместить школу как административно-дисциплинарный институт обучения с существованием мажорного, устремленного к завтрашней радости единого коллектива учителей и детей удается лишь талантливым руководителям.

 

Осознание этого открывает важнейшее направление перестройки воспитания: разделение школьной жизни на академическую (учебную) и клубную (собственно воспитательную).

 

Мы останавливаемся на понятии «клуб». Несмотря на то, что оно на нашей почве дискредитировало себя, хотелось бы возродить его смысл, зафиксированный в словарях: клуб — это «общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами и имеющая своей задачей воспитание, самообразование и развитие творческих способностей».

Школьный (или межшкольный) клуб — это добровольное объединение детей, учителей, родителей и других лиц, выразивших желание состоять его членами и принятых в него общим собранием на основе закрытого голосования. В клуб могут входить жители микрорайона, люди всех возрастов, которые интересны друг другу.

Школьный клуб служит преодолению разрыва между детским и взрослым обществом, для взаимопомощи в развитии, в преобразовании себя и окружающего мира на основе подлинного самоуправления.

Все объединения, входящие в клуб, все его члены берут на себя обязательство выполнять законы клуба. Скажем, закон человека, закон красоты. Основные направления деятельности клуба: помощь школьникам в самоопределении; удовлетворение общественных, спортивных, художественных, технических интересов в кружках, секциях, самодеятельных группах; забота о социальном окружении; участие в гражданских акциях, связанных с традициями школы.

В клубе, наряду с индивидуальным членством, возможно и групповое, коллективное. Так, или сами подростки, или взрослые, или вместе они могут образовать театр, оркестр, редколлегию журнала и по решению общего собрания стать коллективными членами школьного клуба. В таком случае они должны получать от него помощь. Таким же правом обладает любой школьный класс, если входит в клуб как коллективный член.

Отношения школы и клуба строятся на взаимном интересе и помощи. Между ними нет отношений субординации (кто главнее), а существуют отношения координации. Школа по договору сдает клубу помещения для работы во внеурочное время; клуб сохраняет в них чистоту и заботится об эстетике, берет на себя подготовку школьных праздников, организацию встреч, субботников. Клубная форма жизни открывает простор для борьбы мнений, дискуссий вокруг участия в тех или иных гражданских акциях, дает возможность отстаивать свои идеологические позиции в ситуациях выбора дела, линии поведения, оценки поступка. Особо хотелось бы подчеркнуть, что наиболее важное преимущество школьного клуба в том, что здесь открывается широкое поле для содружества всех поколений: людей разных возрастов, разных интересов, разного общественного положения. Это благоприятная почва для освоения социального опыта и культуры. Тем самым и идеи сотрудничества и методики коллективного творческого воспитания обретают новую силу.

<…>

 

Школа дает знания, а клуб пускает их в дело

Столь пристальное внимание идее клуба неслучайно. Она может увлечь и старшеклассников, и подростков. Ведь клуб — это и форма демократизации школьной жизни, и увлекательное направление общественной активности, и форма включения в производительный кооперативный труд. И здесь методика коллективного творческого воспитания — незаменимое средство.

 

Школьный клуб мыслится как «гимнастический зал» народовластия, самоуправления. Процедуры выборов и перевыборов (в клубе, естественно, сменность актива), общее планирование и анализ сделанного всеми, спрос с избранного совета, совместное распоряжение клубной собственностью и ее распределение, общественный контроль за соблюдением устава и собственных законов жизни, коллективное творчество и групповая состязательность — все это есть хорошая почва для развития самоуправления, для формирования основ демократической культуры личности.

Учительская газета. 1988. 15 декабря.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: