Практическое занятие № 15
География водного и воздушного транспорта
Цель занятия: познакомиться с основными понятиями темы; изучить современные тенденции развития водных и воздушных видов транспорта.
Основные понятия: аванпорт, аэроузел, балкер, брутто-регистровая тонна (брт), генеральные грузы, грузопотоки, дедвейт, «дешевые флаги» («удобные флаги»), каботаж (малый и большой), контейнеровоз, лихтеровоз, массовые грузы, метановоз (газовоз), ролкер, танкер, фрахт, чартер.
Задания и вопросы
1. По главным показателям, приведенным в табл. 1, оцените динамику развития морского флота мира.
Таблица 1. Динамика развития мирового морского флота во второй половине XX в.
Год | Грузовместимость, млн. брт | Грузоподъемность, млн. двт | Объем перевозок, млн. т | Грузооборот, трлн. т-милей |
10,6 | ||||
13,1 | ||||
21,0 | ||||
24,6 |
1)Почему морской транспорт лидирует по грузообороту, хотя вес перевозимых грузов не так велик?
2)Продолжают ли расти, несмотря на конкуренцию трубопроводного транспорта, количество грузов, перевозимых по морю, и общий грузооборот морского транспорта?
2. Изучите материалы, отражающие НТР на морском транспорте (табл. 1, 2). Каковы тенденции развития морских перевозок? Укажите не менее трех направлений, включающих и географическую составляющую.
Примечание. Развитие транспортно-технологических систем (ТТС) — одно из важнейших направлений НТР на транспорте. Они подразумевают организационное, техническое, экономическое, правовое и коммерческое объединение различных видов транспорта и погрузочно-разгрузочных систем для доставки грузов по схеме «от двери до двери» с минимальными издержками. ТТС на морском транспорте: пакетная, контейнерная, ролкерная, паромная, лихтерная, барже-буксирная.
3. Проанализируйте карту в атласе и в учебнике для 10-го класса В.П. Максаковского «География. Экономическая и социальная география мира». Заполните предлагаемую форму табл. 2, сделайте выводы и ответьте на вопросы.
Примерная схема работы следующая.
1)Выделите главные грузопотоки основных видов продукции и обозначьте регионы, между которыми осуществляется связь.
2)Сравните направления грузопотоков по мощности.
3)Выделите грузы, идущие в одном и встречных направлениях.
4)Выделите участки наиболее интенсивного движения морских судов.
Вопросы
1.В каких регионах и странах находится большинство из обозначенных портов?
2.Какие это порты: универсальные или специализированные?
3.Какие регионы являются сырьевыми, какие — с преобладанием обрабатывающей промышленности?
4.Почему после восстановления и реконструкции Суэцкого канала большая часть грузов все же транспортируется вокруг Африки?
Таблица 2. Основные направления мирового линейного судоходства
Виды грузов | Североатлантическое | Южно-атлан- тическое | Северо- трансти- хоокеанское | Трансокеанское 1 Индийский — Тихий | Трансокеанское 2 Атлантический — Индийский — Тихий | |||||||
Европа — Северная Америка | Северная Америка — Европа | Европа — Южная Америка | Южная Америка — Европа | Северная Америка — Восточная Азия | Восточная Азия — Северная Америка | Австралия — Восточная Азия | Восточная Азия — Австралия | Европа — Азия и Австралия | Азия — Австралия — Европа | |||
Железная руда | + | |||||||||||
Оловянная руда | ||||||||||||
Бокситы | ||||||||||||
Нефть | ||||||||||||
Природный газ | ||||||||||||
Каменный уголь | ||||||||||||
Химическая продукция | + | |||||||||||
Текстильное волокно | ||||||||||||
Сельскохозяйственное сырье | ||||||||||||
Продукция машиностроения | ||||||||||||
Продукция легкой промышленности | ||||||||||||
4. На контурной карте обозначьте 10 крупнейших портов мира по грузообороту и по переработке контейнеров (табл. 3 и картосхема «Контейнерные порты мира»). Подсчитайте количество портов, приходящееся на каждую страну. Вычертите столбики. Высота каждого должна быть пропорциональной суммарному грузообороту портов в каждой стране (по материалам газеты «География». 2006. № 1).
-Какую страну (регион) можно назвать экономической владычицей Мирового океана?
-В каком полушарии больше крупных портов?
-На вывоз каких грузов ориентированы крупные порты Бразилии и Австралии?
-Почему почти нет крупных портов в Африке, Центральной Америке и высоких широтах?
-Почему в России нет крупных портов мирового уровня?
Таблица 3. Грузооборот крупнейших морских портов мира, 2008 г., млн. т
Ранг | Порт | Страна | Млн. т |
Шанхай | Китай | ||
Нинбо | Китай | ||
Сингапур | Сингапур | ||
Роттердам | Нидерланды | ||
Тяньцзинь | Китай | ||
Гуанчжоу | Китай | ||
Циндао | Китай | ||
Сянган | Китай | ||
Циньхуандао | Китай | ||
Пусан | Республика Корея | ||
Южная Луизиана | США | ||
Хьюстон | США | ||
Нагоя | Япония | ||
Шэньчжэнь | Китай | ||
Кванъян | Юж. Корея | ||
Антверпен | Бельгия | ||
Далянь | Китай | ||
Тиба | Япония | ||
Лос-Анджелес | США |
Источник. География. 2010. № 7.
5. Оцените: 1) экономическую целесообразность проекта строительства нового трансконтинентального канала, предложенного Никарагуа. По замыслу, канал должен соединить Атлантический и Тихий океаны. Он будет проложен по территории страны и способен пропускать суда водоизмещением 250 тыс. т. Предполагаемое начало эксплуатации — 2020 г.; 2) потенциал развития Северного морского пути (СМИ).
Информация для ответа на п. 2. В приполярных районах России сосредоточено 90% российской добычи никеля, 63% — меди, значительные запасы углеводородного сырья. Приполярные регионы крайне важны для обороноспособности страны.
Объем перевозимых по СМП грузов составляет 1,5 млн. т (максимальный показатель был достигнут в 1987 г. — 6,6 млн. т). При достижении объема в 4 млн. т в год перевозки перестают быть убыточными.
Переходы по маршруту Нордкап (Норвегия) — Берингов пролив невозможны без сопровождения ледоколов. Намерение России создать транспортный коридор через СМП привело к снижению Египтом тарифов на проход через Суэцкий канал на 10%. Используйте данные табл.4.
Таблица 4. Сокращение расстояний при использовании СМП
Порт назначения | Пути доставки грузов | Расстояние, мили | |
Порты отправки | |||
Мурманск | Роттердам | ||
Иокогама (Япония) | Суэцкий канал | ||
СМП | |||
Шанхай (Китай) | Суэцкий канал | ||
СМП | |||
Ванкувер (Канада) | Панамский канал | ||
СМП |
6. Подготовьте сообщение (реферат, презентацию) по теме (на выбор):
А) международные каналы (Панамский, Суэцкий, Кильский);
Б) международные проливы (Босфор, Гибралтарский, Скагеррак, Каттегат, Ла-Манш);
В) страны «дешевых («удобных») флагов»;
Г) европейские речные магистрали международного значения;
Д) крупнейшие речные (озерные) порты Европы (Северной Америки, Южной Америки, Азии)
При работе над выбранной темой следует по возможности включить навигационно-географические (протяженность, глубины, особенности климата) и экономические данные (количество судов за единицу времени, дедвейт, осадку судов, характер грузов, скорость прохождения, стоимость обработки грузов), оценить проблемы и перспективы развития.
7. Рассмотрите табл. 5. В каких регионах и странах находятся главные аэропорты мира? С помощью преподавателя выясните, чем аэропорт отличается от авиаузла? Используя понятие авиаузла, попробуйте провести новую группировку по размерам пасса- жирооборота (свыше 100 млн. чел., от 50 до 100, от 25 до 50, от 10 до 25 млн. чел.).
Пользуясь данными табл. 5, подсчитайте долю регионов в общем пассажиропотоке и долю отдельных стран в общем числе крупнейших аэропортов мира (более 25 млн. чел. в год).
Таблица 5. Крупнейшие аэропорты мира, 2008 г., млн. чел.
Аэропорт | Страна | Пассажиров в год, млн. чел. |
Атланта (Хартфилд) | США | |
Чикаго (О'Хара) | США | |
Токио (Ханеда) | Япония | |
Лондон (Хитроу) | Великобритания | |
Париж (Шарль де Голль) | Франция | |
Лос-Анджелес | США | |
Даллас — Форт-Уэрт | США | |
Пекин | Китай | |
Франкфурт на Майне | ФРГ | |
Денвер | США | |
Мадрид | Испания | |
Сянган | Китай | |
Нью-Йорк (им. Кеннеди) | США | |
Амстердам (Схипхол) | Нидерланды | |
Лас-Вегас | США | |
Хьюстон | США | |
Финикс | США | |
Бангкок | Таиланд | |
Сингапур (Чанги) | Сингапур | |
Сан-Франциско | США | |
Дубай | ОАЭ | |
Орландо | США | |
Детройт | США | |
Нью-Йорк (Ньюарк) | США | |
Мюнхен | ФРГ | |
Рим (Леонардо да Винчи) | Италия | |
Лондон (Гэтвик) | Великобритания | |
Майами | США | |
Миннеаполис — Сент-Пол | США |
8. (по желанию). Условия работы аэропорта зависят главным образом от характера местности, где он расположен, особенностей климата, степени освоенности (заселенности) территории. Используя разнообразные карты, а также известные сведения, попытайтесь выяснить, почему перечисленные в таблице 6 аэропорты считаются самыми сложными в мире.
Таблица 31.6
Аэропорт | Страна | Условия взлета- посадки (уникальность) |
Лхаса | Тибет, КНР | |
Бангда | Тибет, КНР | |
Улан-Батор | Монголия | |
Скопье | Македония | |
Хитроу (Лондон) | Великобритания | |
Адлер (Сочи)* | Россия | |
Иркутск* | Россия | |
Елизово (Петропавловск- Камчатский)* | Россия |
* Самые сложные в России.