Тема 5
Организация материально-технического обеспечения производства работ в дорожной отрасли
Обеспечение строительства материалами и конструкциями, техникой, полуфабрикатами, оборудованием, энергией, водой и т.д.
Техническое обслуживание и ремонт машин.
Обеспечение материалами, полуфабрикатами, конструкциями.
А. Материалы покупные
Б. Материалы собственного производства;
А.
Снабжение – составная часть проектирования организации строительства или производства работ.
В составе ПОС и ППР решают задачи:
· Рассчитать потребность;
· Определить сроки и объемы поставок, увязать их с потребностью производства;
· Определить источники снабжения, схемы поставок.
Службы снабжения дорожных организаций должны:
· заключить договора с соответствующими поставщиками,
· организовать и обслуживать складское хозяйство;
· обеспечить доставку материалов на объекты производства работ,
· обеспечивать контроль расходования и приемку материалов качественную и количественную.
Самым экономически выгодным вариантом является потребление «с колес». При этом исключаются расходы на содержание складского хозяйства. Однако в дорожной отрасли достаточно сложно обеспечить такие условия. Причины:
· неравномерный спрос на материалы (зимний и летний строительный сезон), разные темпы производства работ;
· неравномерность поставок продукции различными поставщиками (условия летнего и зимнего завоза).
Вывод: необходимо создание запасов.
Запас каждого материала должен быть достаточен для нормального производства работ с запланированными темпами.
В то же время запас каждого материала не должен быть избыточным, чтобы не вызывать излишнего отвлечения оборотных средства и увеличения складских расходов.
Теория управления запасами рассматривает методы нахождения оптимальных объемов запасов, при которых суммарные издержки предприятия на создание и хранение запасов стремятся к минимуму. Создавая запас мы имеем определенные расходы, но повышаем надежность выполнения плана, работая без резервов, мы не несем этих расходов, но можем понести большие убытки из-за срыва сроков выполнения работ и ввода объекта в эксплуатацию.
1-Убытки от простоев из-за отсутствия фронта работ;
2-Затраты на создание и хранение запаса.
Составные части производственного запаса материалов:
Текущий - обеспечение работ необходимыми материалами между двумя смежными поставками.
Зтек = Qсут * Dмп
Подготовительный – обеспечение потребностей производства в период приемки, разгрузки, сортировки, испытаний материалов.
Зполг = 3-5Qсут
Гарантийный запас – обеспечение производства работ на случай сбоя в поставках материалах.
Згар @ 50% Зтек
Сезонный запас – запас материалов, создаваемый на строительный сезон или его часть. Его создание связано с условиями поставок. Например: доставка водным транспортом; доставка по автозимникам, заготовка и накопление в зимний сезон для использования летом и т.д.
А-уровень запаса
К – точка возобновления запаса, наклонная линия- расход запаса
Амин-Акрит = Зстрах
Амакс – Амин = Зтек + Зподг
Схема поставок материалов на объект:
Б. Продукция собственной производственной базы. Производственная база -–совокупность предприятий, выпускающих необходимые для строительства материалы, полуфабрикаты, конструкции, обеспечивающих производство паром, электроэнергией, техникой и др. видами обслуживания.
Цель работы этих предприятий – обеспечение запланированного хода работ. Классификация: 1.П о назначению
а) производственные:добывающие, перерабатывающие.
б) вспомогательные: реммастерские, парки-стоянки,.
в) обслуживающие: (энергия, пар, сжатый воздух, автоколонны, склады)
2. По размещению: притрассовый, прикарьерный, прирельсовый.
3. По срокам действия:
а) постоянного типа (Т-10лет, Радиус->100км).
б) полустационарные (Т-3-5лет, радиус 40-60км).
в) передвижные (радиус 5-10км).
Для производственных предприятий предполагается решение задач 1. выбора местоположения
По следующим критериям:
1. Стоимость единицы продукции на месте использования д.б. минимальной.
2. Время, необходимое на доставку продукции к месту использования не должно превышать времени технологической пригодности этой продукции.
Первый критерий экономический:
С= С1 + С2 +С3 ,
С – стоимость ед. продукции на месте использования,
С1 – стоимость сырья на 1ед. продукции, франко-предприятие,
С2 – стоимость приготовления 1ед. продукции,
С3 – стоимость доставки от места приготовления к месту использования.
С1 = å Qi (Cо +Спр + Ст *Li),
Qi – масса материалов для приготовления 1ед. продукции
Со – стоимость отпускная (франко-станция назначения, карьер и т.д.)
Спр – стоимость погрузочно-разгрузочных работ,
Ст *Li - стоимость доставки до места переработки.
С2 = Сэ + Смд,
Сэ – стоимость маш.-час. предприятия на 1ед. продукции,
Смд – стоимость монтажно-демонтажных работ на 1ед. продукции.
С3 = Стп * Lср.
Среднее расстояние перевозки:
Q1 Q2
A B
L1 C
Lср = [Q1 *(L1 +AC/2) +Q2 *(L1 +CB/2)]/ (Q1 + Q2)
Мед.прод (ткм) = ∑Qi *Li + Qпрод*Lср
Определение зоны действия перерабатывающего предприятия
Ñ Ñ Ñ
Rb Rb K=1
Ñ Ñ Ñ
Rb Rb Rb Rb K=2
Сед = (Сэ + Сисх.мат.) + (Спередисл.,м.д. + Стр.смеси)
const переменная
C
м.д. тр dC/dRb =0
Rbопт = Ö Cмд*2S / 1000b*k*Cтр.смеси-км
Rb
Rbопт
Зона действия зависит от вида продукции:
1. Продукция может длительно храниться на складе;
2. Срок годности полуфабриката ограничен (ц/б в жаркий период не >0,5ч,20-30км.; а/б горячий в жаркую погоду 40-50км, прохладную – 20-25км.
L1 +L11 ≤ Lmax
L2 +L22 ≤ Lmax
L3 +L33≤ Lmax
Средневзвешенный радиус производственной базы на территории
Rср = ∑ri *Qi / ∑Qi
Rср = ∑fi *bi *ri / ∑ fi *bi fi –площадь квадрата
Добывающие предприятия
При выборе карьера экономическая целесообразность использования материала определяется сравнением вариантов по стоимости (стоимость единицы франко-место использования).
При определении зоны действия карьеров определяется точка равноудаленная от двух карьеров при одинаковой стоимости материала франко-карьер; при разной стоимости определяется место на дороге, где стоимость материала, добываемая из двух карьеров одинакова.
С =Свскр + Сд,пр + Спер +Стр,
где Свск- разработка карьера (вскрыша, бурение, взрывные работы, уборка взорванной породы) -–затраты, отнесенные к единице общей добычи материала в данном карьере;
Сд,пр-добыча, погрузочно-разгрузочные работы
Спер- переработка материала (мойка, сортировка, дробление и т.д.);
Стр- автотранспорт.
Для крупных карьеров < Свскр, <Спер, >Стр;
Для мелких карьеров > Свскр, >Спер, < Стр.
Пи одинаковой стоимости равноудаленная точка определяется следующим образом: Ñ
L2
А x L-x В L1+x = L-x+L2
L
L1
Ñ
Св
Са
Са +Стр*х = Св+Стр*(L-x)
Са=Свскр+Спер+Сд,пр+Стр(La)
A x L-x B
Зависимость между производительностью производственных предприятий и скоростью строительных потоков
Обязательное условие осуществления СМР в заданном темпе –своевременное и полное снабжение
При увязке работы м.б. 2 принципиально различных подхода
1. Производительность предприятия определяется скоростью потока на дороге (если предприятие создается специально);
3. Скорость потока определяется производительностью существующего предприятия или возможностями транспорта;
Срок годности продукции (может храниться на складе или срок ограничен несколькими часами) влияет на организацию и планирование работы подсобного производства.
1. Определить производительность при заданной скорости потока V и ограниченном сроке пригодности
П = Q км * V *(1+Kп) / Kн * t
2. Продукция может временно храниться на складе
П = Q км * L *(1+Kп) / Kн * t *T
3. Круглогодичная работа завода: зимой - на склад Q1, летом - на объект Q2.
Q = Q1 + Q2
Q1 = П*f *Т1 *t1 *Kн / (1+Кп )
Q2 = П*Т2 *t2 *Kн / (1+Кп )
Q (1+Kп )
П =
f *Т1 *t1 *Kн + Т2 *t2 *Kн
q=Q1 / T2
4. Отпуск продукции разным потребителям
Псм = Qгод / Др *Ксм*t
5. V = П*Kн t / Qкм (1+Кп )
Если продукция не полностью потребляется данной стройкой, рассматриваются меры:
А) увеличения темпа работ (увеличение мощности отрядов) и сокращение сроков строительствуа:
Б) реализация продукции другим потребителям.
Техническое обслуживание и ремонт машин на дорожном строительстве
ППР -совокупность организационных и технических мероприятий предупредительного характера, проводимых периодически в плановом порядке и направленных на поддержание машин в состоянии постоянной работоспособности.
ТО: ежесменное (ЕО) и периодическое (ПО): комплекс мер, направленных на предупреждение преждевременного и сверхнормативного износа деталей:
ТО-ЕО: заправка машин топливом, маслом, контрольный осмотр, проверка исправности;
ТО-ПО: Наработка 200-240ч –очистка от пыли и грязи, мойка, проверка надежности креплений, состояние узлов и агрегатов, регулирование двигателя и ходовой части
Ремонт текущий – ТР: Наработка 1200ч - частичная разборка, устранение неисправностей, замена отдельных агрегатов, кроме базовых.
Ремонт капитальный – КР: Наработка 6000ч - полная разборка, замена и ремонт изношенных узлов и агрегатов, заново сборка, регулировка.
Продолжительность выполнения работ: ТО-1сутки
ТР-4-6 дней
КР – 14-20дней.
Варианты организации работ по ТО и ТР
В ночное время;
В выходные дни
Остановка потока в рабочее время.
КР –в зимний период
Кроме плановых ремонтов –срочные в связи с внезапными отказами.
Схема:
Средства обслуживания: СТО, Передвижные реммастерские
Расчеты:
Мто = (∑Т1 + Т2 ) / Тн
Мто –количество станций ТО
Т1 –время ТО + ТР
Т2 –время передислокаций
Тн –нормативное время одной станции.
Маз = Vсут / Vц * Квм *Nрейсов
Маз –количество заправочных средств
Vсут –суточная потребность, т
Vц –емкость цистерны,
Квм –коэффициент использования емкости, 0,9-0,95
Полевой парк
1-мойка
2-пост контрольного осмотра
3-пост ТО
4-заправочная станция
5-места стоянок
6-площадки для ремонта
7 -реммастерская под навесом
8 –склады запчастей
9-склад ГСМ.