Содержание
Модель урока №1……………………………………………………………………….3
Модель урока №2……………………………………………………………………….6
Модель урока №3……………………………………………………………………….8
Модель урока №4……………………………………………………………………...11
Модель урока №5……………………………………………………………………...12
Модель урока №6……………………………………………………………………...14
Модель урока №1
Тема: Идейный замысел романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Жанр и композиция
Ход урока
1. Слово учителя о романе
2. Вопросы на первичное усвоение текста
· Какая из прочитанных повестей произвела на вас наибольшее впечатление?
· Расскажите о своем отношении к главному герою.
· О каких событиях из жизни Печорина мы узнали из главы «Бэла»? (Мы знакомимся с самим героем, узнаём о его ссылке на Кавказ, о похищении Бэлы, о развитии отношений между Печориным и Бэлой и т.д.)
· От чьего имени ведется рассказ о Печорине? Какую это играет роль?
· Кто такой Максим Максимыч? Что вы о нем узнаёте?
· Является ли Максим Максимыч тем человеком, который способен понять Печорина? Почему?
· Какое впечатление сложилось у вас о проезжем офицере?
· Прочитайте понравившееся описание природы. Какие слова помогают почувствовать присутствие человека, рисующего пейзаж?
3. Особенности композиции романа
· Что такое сюжет художественного произведения?
· Какие элементы сюжета вам известны?
· Что называется композицией художественного произведения? С какими композиционными приемами вы встречались раньше при изучении произведений?
· В чем особенность композиции «Героя нашего времени»? Можно ли в нём выделить известные вам элементы сюжета?
· Попробуем представить разницу между хронологическим и композиционным порядком. Скажите, в какой последовательности события, описанные в романе, происходили в действительности?
· Итак, хронологический порядок расположения повестей таков (записывают в тетради):
1. «Тамань».
2. «Княжна Мэри».
3. «Бэла».
4. «Фаталист».
5. «Максим Максимыч».
· Совокупность событий, развивающихся в хронологической последовательности (то есть согласно логике, так, как происходили бы они в действительности), называется фабулой.
· Иногда автор, в зависимости от своей задумки, меняет цепь последовательности событий, располагая их не в хронологическом порядке, а так, как сам считает нужным. Недавно вы уже говорили, как называется подобное (композиционное) расположение частей текста (сюжет). Именно к такому ходу прибегает М.Ю. Лермонтов. Композиция его романа такова:
1. «Бэла».
2. «Максим Максимыч».
3. «Тамань».
4. «Княжна Мэри».
5. «Фаталист».
· Почему именно так строит свой роман Лермонтов?
· О чём заставляет задуматься такая композиция?
· В какой форме написаны первые две повести? Три последние?
· Действующие лица в романе расположены контрастно. Смысл в том, чтобы подчеркнуть: Печорин является центром повествования. Композиция произведения (смена рассказчиков, нарушение хронологии событий, жанр путешествий и дневниковых заметок, группировка действующих лиц) помогает раскрыть характер Печорина, выявить причины, породившие его.
4. Тест
В конце урока ребята пишут небольшую самостоятельную работу на знание текста:
1.Из каких глав взяты эти пейзажи? Аргументируйте свой ответ.
а) «Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своею чешуею ».
б) «Множество низеньких домиков, разбросанных по берегу Терека, который разбегается шире и шире, мелькали из-за дерев, а дальше синелись зубчатою стеной горы, и из-за них выглядывал Казбек в своей белой кардинальской шапке ».
в) «Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить ».
г) «Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как „последняя туча рассеянной бури“; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона... »
д) «Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. »
Кто и где поет эти песни?
а) Как по вольной волюшке —
По зелену морю
Ходят все кораблики-
Белопарусники.
б) Много красавиц в аулах у нас,
Звезды сияют во мраке их глаз.
Сладко любить их, завидная доля;
Но веселей молодецкая воля.
в) «Стройны наши молодые джигиты, и кафтаны у них серебром выложены, а молодой русский офицер стройнее их, и галуны на нем золотые. Он как тополь между нами; только не расти, не цвести ему в нашем саду ».
3. Соотнесите героев и предметы их одежды:
«офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка» | Грушницкий |
«бешмет... изорванный... а оружие в серебре» | Печорин |
«полосатое платье» | Вера |
«черный шелковый бешмет» | Максим Максимыч |
«пыльный бархатный сюртучок», «запачканные перчатки» | Казбич |
«закрытое платье gris de perles», «ботинки couleur puce» | девушка-ундина |
«сюртук, галстук и жилет черного цвета» | Бэла |
«соломенная шляпка», «черная шаль» | княжна Мери |
«серая солдатская шинель», «эполеты неимоверной величины» | Вернер |
(Ответы: 1) Максим Максимыч; 2) Казбич; 3) девушка-ундина; 4) Бэла; 5) Печорин; 6) княжна Мери; 7) Вернер; 8) Вера; 9) Грушницкий).
5. Итог урока. Домашнее задание
Общее задание:
1) прочитать главы «Бэла» и «Максим Максимыч», составить план главы «Бэла»;
2) прочитать главу «Тамань», проанализировать (устно) эпизоды «Сцена в лодке» и «Прощание Янко со слепым мальчиком» (особенности композиции, пейзаж, речевые характеристики персонажей. Что нового узнали о главном герое?)
Модель урока №2
Тема: «Странный человек». Противоречивость характера Печорина (анализ повестей «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань»)
Ход урока
1. Анализ текста. Проверка домашнего задания
· В чем особенность построения романа Лермонтова «Герой нашего времени»?
· О чем заставляет задуматься такая композиция?
а) Беседа по главе «Бэла»
· На сколько частей можно разбить содержание повести? Какие заголовки придумать?
· От чьего имени ведется повествование? В какой форме написано?
· Что интересного вы можете рассказать об авторе и Максиме Максимыче?
· Попробуйте описать психологическое состояние Печорина. Как характеризуют главного героя эти эпизоды? Найдите в тексте нужные строки и прочитайте.
· Какие чувства вы испытываете к Печорину?
· За что вы осуждаете Печорина?
· Какие черты его характера заслуживают одобрения? Почему?
· Любовь Печорина к горянке Бэле – настоящее чувство или это просто увлечение, каприз? Подтвердите своё мнение цитатами из романа.
· В чем Максим Максимыч видит странность Печорина?
· Каково отношение к герою автора и других персонажей?
· Противоречивость Печорина раскрывается и в последующих главах романа со всей полнотой, обнаруживая «болезнь» поколения того времени.