Кто и где поет эти песни?




Содержание

 

Модель урока №1……………………………………………………………………….3

Модель урока №2……………………………………………………………………….6

Модель урока №3……………………………………………………………………….8

Модель урока №4……………………………………………………………………...11

Модель урока №5……………………………………………………………………...12

Модель урока №6……………………………………………………………………...14

 


Модель урока №1

Тема: Идейный замысел романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Жанр и композиция

Ход урока

1. Слово учителя о романе

2. Вопросы на первичное усвоение текста

· Какая из прочитанных повестей произвела на вас наибольшее впечатление?

· Расскажите о своем отношении к главному герою.

· О каких событиях из жизни Печорина мы узнали из главы «Бэла»? (Мы знакомимся с самим героем, узнаём о его ссылке на Кавказ, о похищении Бэлы, о развитии отношений между Печориным и Бэлой и т.д.)

· От чьего имени ведется рассказ о Печорине? Какую это играет роль?

· Кто такой Максим Максимыч? Что вы о нем узнаёте?

· Является ли Максим Максимыч тем человеком, который способен понять Печорина? Почему?

· Какое впечатление сложилось у вас о проезжем офицере?

· Прочитайте понравившееся описание природы. Какие слова помогают почувствовать присутствие человека, рисующего пейзаж?

3. Особенности композиции романа

· Что такое сюжет художественного произведения?

· Какие элементы сюжета вам известны?

· Что называется композицией художественного произведения? С какими композиционными приемами вы встречались раньше при изучении произведений?

· В чем особенность композиции «Героя нашего времени»? Можно ли в нём выделить известные вам элементы сюжета?

· Попробуем представить разницу между хронологическим и композиционным порядком. Скажите, в какой последовательности события, описанные в романе, происходили в действительности?

· Итак, хронологический порядок расположения повестей таков (записывают в тетради):

1. «Тамань».

2. «Княжна Мэри».

3. «Бэла».

4. «Фаталист».

5. «Максим Максимыч».

· Совокупность событий, развивающихся в хронологической последовательности (то есть согласно логике, так, как происходили бы они в действительности), называется фабулой.

· Иногда автор, в зависимости от своей задумки, меняет цепь последовательности событий, располагая их не в хронологическом порядке, а так, как сам считает нужным. Недавно вы уже говорили, как называется подобное (композиционное) расположение частей текста (сюжет). Именно к такому ходу прибегает М.Ю. Лермонтов. Композиция его романа такова:

1. «Бэла».

2. «Максим Максимыч».

3. «Тамань».

4. «Княжна Мэри».

5. «Фаталист».

· Почему именно так строит свой роман Лермонтов?

· О чём заставляет задуматься такая композиция?

· В какой форме написаны первые две повести? Три последние?

· Действующие лица в романе расположены контрастно. Смысл в том, чтобы подчеркнуть: Печорин является центром повествования. Композиция произведения (смена рассказчиков, нарушение хронологии событий, жанр путешествий и дневниковых заметок, группировка действующих лиц) помогает раскрыть характер Печорина, выявить причины, породившие его.

4. Тест

В конце урока ребята пишут небольшую самостоятельную работу на знание текста:

1.Из каких глав взяты эти пейзажи? Аргументируйте свой ответ.

а) «Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своею чешуею ».

б) «Множество низеньких домиков, разбросанных по берегу Терека, который разбегается шире и шире, мелькали из-за дерев, а дальше синелись зубчатою стеной горы, и из-за них выглядывал Казбек в своей белой кардинальской шапке ».

в) «Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить ».

г) «Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как „последняя туча рассеянной бури“; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона... »

д) «Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. »

Кто и где поет эти песни?

а) Как по вольной волюшке —

По зелену морю

Ходят все кораблики-

Белопарусники.

 

б) Много красавиц в аулах у нас,

Звезды сияют во мраке их глаз.

Сладко любить их, завидная доля;

Но веселей молодецкая воля.

 

в) «Стройны наши молодые джигиты, и кафтаны у них серебром выложены, а молодой русский офицер стройнее их, и галуны на нем золотые. Он как тополь между нами; только не расти, не цвести ему в нашем саду ».

3. Соотнесите героев и предметы их одежды:

«офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка» Грушницкий
«бешмет... изорванный... а оружие в серебре» Печорин
«полосатое платье» Вера
«черный шелковый бешмет» Максим Максимыч
«пыльный бархатный сюртучок», «запачканные перчатки» Казбич
«закрытое платье gris de perles», «ботинки couleur puce» девушка-ундина
«сюртук, галстук и жилет черного цвета» Бэла
«соломенная шляпка», «черная шаль» княжна Мери
«серая солдатская шинель», «эполеты неимоверной величины» Вернер

 

(Ответы: 1) Максим Максимыч; 2) Казбич; 3) девушка-ундина; 4) Бэла; 5) Печорин; 6) княжна Мери; 7) Вернер; 8) Вера; 9) Грушницкий).

5. Итог урока. Домашнее задание

Общее задание:

1) прочитать главы «Бэла» и «Максим Максимыч», составить план главы «Бэла»;

2) прочитать главу «Тамань», проанализировать (устно) эпизоды «Сцена в лодке» и «Прощание Янко со слепым мальчиком» (особенности композиции, пейзаж, речевые характеристики персонажей. Что нового узнали о главном герое?)

 

Модель урока №2

Тема: «Странный человек». Противоречивость характера Печорина (анализ повестей «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань»)

Ход урока

1. Анализ текста. Проверка домашнего задания

· В чем особенность построения романа Лермонтова «Герой нашего времени»?

· О чем заставляет задуматься такая композиция?

а) Беседа по главе «Бэла»

· На сколько частей можно разбить содержание повести? Какие заголовки придумать?

· От чьего имени ведется повествование? В какой форме написано?

· Что интересного вы можете рассказать об авторе и Максиме Максимыче?

· Попробуйте описать психологическое состояние Печорина. Как характеризуют главного героя эти эпизоды? Найдите в тексте нужные строки и прочитайте.

· Какие чувства вы испытываете к Печорину?

· За что вы осуждаете Печорина?

· Какие черты его характера заслуживают одобрения? Почему?

· Любовь Печорина к горянке Бэле – настоящее чувство или это просто увлечение, каприз? Подтвердите своё мнение цитатами из романа.

· В чем Максим Максимыч видит странность Печорина?

· Каково отношение к герою автора и других персонажей?

· Противоречивость Печорина раскрывается и в последующих главах романа со всей полнотой, обнаруживая «болезнь» поколения того времени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: