Нормирование труда на работах по обслуживанию производства




Тема 8. Нормирование обслуживания и управления производства

 

  1. Нормирование труда на работах по обслуживанию производства
  2. Нормирование труда служащих

 

Нормирование труда на работах по обслуживанию производства

Особенности выполнения работ по обслуживанию производства определяют специфический подход к их нормированию. Обслуживающие рабочие (наладчики, дежурные слесари, электрики, транспортные рабочие и контролеры) не создают непосредственно товарной продукции, но способствуют высокопроизводительной работе производственных рабочих.

Состав работ по обслуживанию производств разнообразен по содержанию и методам выполнения. Объем работ как в целом за смену, так и в отдельные ее периоды часто имеет значительные колебания и носит нерегулярный характер. Эти и другие особенности труда по обслуживанию производства должны учитываться при установлении норм труда.

Методы нормирования труда обслуживающих рабочих зависят от характера трудовых процессов. В зависимости от особенностей нормирования труда всех рабочих по обслуживанию производства целесообразно подразделить на две основные категории:

- выполняющих стабильные по составу и содержанию работы, объемы которых могут быть определены заранее и измерены в конкретных единицах;

- выполняющих часть работ, нестабильных по объему, комплексу операций, их однородности и повторяемости, которые поэтому не могут быть определены заранее.

Труд первой категории рабочих (например, рабочие по изготовлению инструмента, запасных частей, ремонту оборудования, контролю продукции, транспортные рабочие) нормируется с помощью норм времени, выработки и нормированных заданий.

Для нормирования труда рабочих второй категории применяются нормы обслуживания, нормативы численности и укрупненные нормативы трудоемкости.

Нормирование труда путем применения норм времени и выработки производится так же, как и основных рабочих-сдельщиков. Поэтому в дальнейшем будут рассматриваться вопросы нормирования труда второй категории рабочих.

Все работы по обслуживанию производства для целей нормирования классифицируются следующим образом:

1) наладочные работы (наладка и подналадка оборудования);

2) работы по ремонту и дежурному обслуживанию оборудования (ремонт, чистка, смазка, ремонт технологической оснастки);

3) контрольные работы (контроль качества продукции при приемке), включая лабораторные испытания;

4) работы по приему, хранению и выдаче материальных ценностей на складах, в кладовых и хранилищах;

5) транспортные и погрузо-разгрузочные работы (погрузка, разгрузка, транспортировка материалов, деталей внутри цеха, между цехами и в пределах заводской территории);

6) работы по уборке производственных помещений и территории предприятия;

7) работы по обслуживанию зданий и сооружений.

Наибольшее распространение в нормировании получили нормы обслуживания и нормы времени обслуживания, используемые для:

- нормирования не стабильных по объему работ, где выделяются периодически повторяющиеся элементы, время выполнения и повторяемость которых могут быть установлены (например, наладочные работы);

- расстановки по рабочим местам рабочих, выполняющих не стабильные по объему и повторяемости работы, если расстановка не может быть произведена с помощью нормативов численности.

В последнем случае нормы обслуживания в связи с затруднениями в определении объема работ на отдельных рабочих местах могут оказаться недостаточно точными, поэтому они должны устанавливаться в пределах численности, рассчитанной по нормативам численности. В случаях, когда объем работы на отдельных рабочих местах определить не удается вследствие его нестабильности и совмещения функций рабочими, расстановка по рабочим местам производится по опыту мастера в пределах численности, установленной по нормативам.

Нормы обслуживания могут разрабатываться дифференцированным и укрупненным методами.

Дифференцированный метод применяется в случае, если работы по непосредственному обслуживанию прикрепленных объектов могут быть разделены на регулярно повторяющиеся элементы, время выполнения которых может быть установлено путем наблюдений, а укрупненный метод — если отсутствует стабильность элементов работ по обслуживанию объектов как по времени, так и по повторяемости.

При разработке норм обслуживания дифференцированным методом функции обслуживающих рабочих условно делятся на основные и вспомогательные. Этот метод предусматривает изучение затрат рабочего времени на выполнение всех основных и дополнительных функций данного рабочего и установление аналитическим путем нормы времени обслуживания, т.е. времени, затрачиваемого рабочим в расчете на один объект обслуживания в течение данного периода (напри-, мер, смены).

Укрупненный метод разработки норм обслуживания применяется в случаях, когда нестабильность операций, разнообразие и редкая повторяемость работ, выполняемых обслуживающими рабочими, делают разработку норм дифференцированным методом экономически не оправданной.

При укрупненном методе норма обслуживания определяется без подразделения функций на основные и дополнительные и устанавливается исходя из всего объема работ по обслуживанию объекта в целом и за определенный период (смену, год). При этом выявляются прямые и косвенные факторы, влияющие на трудоемкость работ.

Кроме норм обслуживания широко применяются нормативы численности.

Нормативы численности обслуживающих рабочих — это регламентированные величины их численности, необходимой для выполнения определенных объемов или единицы объема работ. Пользуясь ими можно установить норму численности (нормативную численность).

Нормативы численности разрабатываются на работы в типовых условиях рациональной организации производства с учетом достигнутого уровня технической оснащенности и организации работ. Они устанавливаются по видам или группам вспомогательных работ и по отдельным профессиям. Это целесообразно в случаях, когда определенный круг работы выполняется рабочими только одной профессии; Если участвуют рабочие различных профессий или рабочие одной профессии совмещают функции других профессий, то нормативы разрабатываются по группе работ. При этом вспомогательные работы следует делить на следующие группы: работы по ремонту и обслуживанию оборудования; транспортные работы; работы по приемке, хранению и выдаче материальных ценностей; контрольные работы; наладочные работы; уборка производственных помещений; обслуживание зданий и сооружений.

Нормативы разрабатываются и по видам работ, входящих в основные группы.

Для разработки нормативов численности рабочих по обслуживанию производства применяются косвенные методы нормирования. При использовании этих методов нормативы устанавливаются не по трудоемкости работ в конкретных условиях, а по факторам, косвенно влияющим на численность соответствующей группы рабочих. Факторы могут быть количественными и качественными. К числу первых, например по транспортной группе работ, относятся: объем погрузочно-разгрузочных работ в тоннах, вес готовой продукции, площадь производственных помещений, обслуживаемых транспортом; по группе приемки, хранения и выдачи материальных ценностей для предприятия в целом — вес готовой продукции, число складов и цеховых кладовых, обслуживаемых кладовщиками, площадь производственных помещений.

К качественным факторам относятся: вид и тип производства, организационно-технические условия выполнения вспомогательных работ, в том числе организация труда рабочих по обслуживанию производства. Эти факторы учитываются при распределении предприятий или цехов на группы, для которых разрабатываются нормативы.

Нормативы численности устанавливаются путем графического и корреляционного анализа данных о явочной численности и количественных факторах по каждой группе или виду работ. При этом выводятся формулы корреляционной зависимости между нормативной явочной численностью и величинами факторов, характеризующих объем вспомогательных работ.

По выведенным формулам может быть определена нормативная численность рабочих, необходимая предприятию или цеху для выполнения каждой группы вспомогательных работ. Определяется она путем подстановки в формулы величин факторов, характеризующих объем работы на данном предприятии.

С помощью формул разрабатываются таблицы нормативов численности. Если формулы несложны, то в справочниках нормативов даются только формулы нормативной численности и примеры пользования ими, а также описание организации, на которую рассчитаны нормативы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: