Активность ребенка достигается прежде всего через:
· Мотивацию (яркую, доступную, реально-жизненную);
· Участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий;
· Выражение сущности этих действий в речи;
· Появление соответствующих эмоций, особенно познавательных;
· Использование экспериментирования, решение творческих задач, их варьирования с целью освоения детьми средств и способов познания, применение их в детских видах деятельности.
Суть технологии –создание взрослыми ситуаций, в которых ребёнок стремится к активной деятельности и получает положительный творческий результат..
Характерные черты технологии:
1. ребёнок не ограничен в поиске практических действий, экспериментировании, общении для разрешения ошибок и противоречий, проявлении радости и огорчений;
2. обычно исключаются показ и подробное объяснение;
3. ребёнок самостоятельно находит способ достижения цели или осваивает его;
4. ребёнок естественно принимает помощь со стороны взрослого: частичную подсказку, участие в выполнении или уточнении действий, речевых способов оценки и т.д.;
5. взрослый создаёт мотивацию и подбирает интересные для ребёнка игры, упражнения, развивающие смекалку и сообразительность.
Логические и математические игры.
Современные логические и математические игры разнообразны. В них ребёнок осваивает эталоны, модели, речь, овладевает способами познания, развивается мышление.
- настольно-печатные: «Цвет и форма», «Сосчитай», «Игровой квадрат», «Прозрачный квадрат», «Логический поезд» и др.
- игры на объёмное моделирование: «Кубики для всех», «Тетрис», «Шар», «Змейка», «Ёж», «Геометрический конструктор» и др.
- игры на плоскостное моделирование: «Танграм», «Сфинкс», «Т-игра» и др.
- игры из серии «Форма и цвет»: «Сложи узор», «Уникуб», «Цветное панно», «Разноцветные квадраты», «Треугольное домино», «Чтобы цвет не повторялся» и др.
- игры на составление целого из частей: «Дроби», «Сложи квадрат», «Греческий крест», «Сложи кольцо», «Шахматная доска» и др.
- игры-забавы: лабиринты, перестановки («Ханойская башня», «Чайный сервиз», «Козлы и бараны», «Упрямый осёл»);
- головоломки (пазлы, мозаики, «Радуга», «Фея цветов», «Бабочки», «Рыбки», «Хитрый клоун», «Петрушка», математические головоломки – магические квадраты; головоломки с палочками) и др.
В результате освоения игр происходит:
во первых - Развитие у ребенка интереса к познанию («Хочу все знать!»)
во вторых - Развитие умения думать, осваивать сущность допущенной им ошибки, прогнозировать дальнейший ход игры («Хочу играть в новую игру!», «Хочу играть по - другому!», «Давайте еще поиграем!»,
«Жалко, что так мало…»)
И в третьих - Ребенок становится более настойчивым, сосредоточенным в деятельности, способным к проявлению инициативы.
Проблемные ситуации.
Это средство овладения поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате, средство развития творческих способностей.
Структурными компонентами проблемной ситуации являются:
-проблемные вопросы (Сколькими способами можно разрезать квадрат на 4 части?),
-занимательные вопросы (У стола четыре угла. Сколько будет у стола углов, если один отпилить? Сколько месяцев в году содержат 30 дней?),
-занимательные задачи (Сколько концов у трех палок? А у трех с половиной? Коля поспорил, что определит, какой будет счет в игре футбольных команд «Спартак» и «Динамо» перед началом матча, и выиграл спор. Какой был счет?),
-задачи-шутки (Выше какого забора ты можешь прыгнуть? Яйцо пролетело три метра и не разбилось. Почему?).
Сначала взрослый ставит перед детьми проблему, добивается её осмысления, направляет внимание детей на необходимость её решения. Затем идёт выдвижение гипотез и их проверка практическим путём, коллективное обсуждение ситуации и путей её решения. Например: «На столе лежат три карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его?», «Как с помощью одной палочки выложить на столе треугольник?».
Этапы разрешения проблемной ситуации:
1. Представление взрослым проблемы и осмысление ее детьми. (на примере игры «Как помочь повару?»Ситуация направлена на понимание детьми того, что количество вещества не зависит от формы сосуда. Сюжет простой – приготовление пищи для детей. Проблема состоит в том, что сломаны весы (причина). Следствие – затруднение в определении количества гречневой крупы для каши. Но повар находит предварительное решение: предлагает три разные по размеру и форме банки и кружку (мерку). Затем он просит в каждую из банок насыпать по кружке крупы (представление взрослым проблемы и осмысление ее детьми)
2. Выдвижение гипотез. Как правило, дети расходятся в своих взглядах на проблему.
3. Практическая проверка гипотез. Это может быть система действий по высыпанию, насыпанию и пересыпанию крупы.
4. Коллективное обсуждение сложившейся практической ситуации и путей ее решения.
5. Обобщение результатов и подведение итогов.
Логико-математические сюжетные игры (занятия).
Это игры, в которых дети учатся выявлять и абстрагировать свойства, осваивают операции сравнения, классификации и обобщения. Для них характерно наличие сюжета, действующих лиц, схематизации. Такой комплекс игр предложен Е.А.Носовой на основе блоков Дьенеша: Мышки – норушки. Запасы на зиму. Автотрасса. Выращивание дерева. Где чей гараж? Научи Незнайку. Загадки без слов. Переводчики. Построй цепочку. Две дорожки. У кого в гостях Винни-Пух и Пятачок? Фабрика. Архитекторы. Помоги фигурам выбраться из леса. Оформим витрину. Построй дом. Раздели блоки – 1. блоки – 2. Помоги игрушке. Раздели блоки – 3. Подарки для трех поросят.
Этапы организации и проведения:
1 этап – педагог сообщает детям основной сюжет (завязка)
2 этап – развитие сюжета, в процессе которого дети становятся активными участниками сценария:
· Осваивают, преобразуют, изменяют информацию
· Овладевают системой познавательных действий (способов познания)
· Обобщают, делают выводы, прогнозируют развитие ситуации
Исследовательская деятельность и экспериментирование еще одно важное направление проблемно-игровой технологии.
Эта деятельность направлена на поиск и приобретение новой информации. Она не задана взрослым, а строится самим дошкольником по мере получения им новых сведений об объекте.
*Главный путь развитияисследовательского поведения ребенка – собственная исследовательская практика. Она чаще всего осуществляется в детском экспериментировании. Именно здесь ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.
Пробы и ошибки являются важным компонентом детского экспериментирования. Ребёнок пытается применить старые способы действий, комбинируя и перестраивая их.
Источником экспериментирования являются детские вопросы: почему идёт дождь? дует ветер? что получится, если кубик склеить по-другому? почему муха не падает с потолка?
*Этапы руководства:
I этап.
Совместная с педагогом деятельность:
- уточнение представлений детей о свойствах и качествах материалов,
- мотивирование,
- создание проблемной ситуации,
- постановка цели, определение этапов исследования,
- выдвижение предположений о результатах, их обоснование,
- проведение эксперимента,
- фиксация результатов, их обсуждение (с помощью педагога, используя готовые схемы и модели что делали? что получили? почему?)
- общий вывод (формулирует педагог на основе высказывания детей).
II этап.
Самостоятельное экспериментирование: беседы, специальные игры и упражнения, практическая деятельность в уголке экспериментирования.
- Педагог с помощью схем показывает проблему,
- дети предлагают пути решения, отбирают необходимые материалы,
- проведение эксперимента,
- фиксируют результаты (с помощью готовых моделей, затем самостоятельно).
*Одним из условий является наличие специально созданной предметной среды, куда помещаются приборы и материалы в соответствии с проблемой, которую дети решают вместе с педагогом. Например, «Что плавает, что тонет?», «Какой песок легче: мокрый или сухой?».
^ Результаты исследовательской деятельности
· Новая информация об исследуемом объекте, его свойствах, качествах, строении, связях с другими объектами.
· Знания о способах исследования и его результатах,
· Познавательное и личностное развитие.
Таким образом, интегрированный подход, реализуемый в процессе математического развития дошкольников, обеспечит достижение готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основной общеобразовательной программы начального общего образования, а также формирование интегративных качеств личности.