Содержание игры
Данная деловая игра делится на три этапа.
I этап. Выбор предпринимательской деятельности. (1 урок).
II этап. Составление бизнес- плана. Регистрация предприятия. (2-й урок).
III этап. Проведение расчетных операций. (3-й урок)
(Калькуляция затрат, валовой выручки, прибыли и рентабельности.)
На первом уроке целесообразно объяснить идею деловой игры. Рассказать о содержании каждого этапа и условиях его проведения.
Описание I этапа. Выбор предпринимательской деятельности
(Проводится со всем классом, не разделяя его на группы).
В основе любого предпринимательства лежит какая-нибудь идея. Без нее предпринимательство существовать не может. Предпринимательская идея – это интуиция профессионала. Это продуманное, проанализированное, просчитанное четкое представление о том, как потребность потенциального потребителя может быть удовлетворена, путем конкретных действий и, разумеется, затрат предпринимателя.
Предпринимательская идея может иметь существенные особенности, относящиеся одна к начинающему, другая – к функционирующему предпринимателю. Для первого – дело совсем новое, для второго – это процесс анализа существующего процесса, его достоинств и недостатков, процесс выявления такой идеи, которая принесет обновление деятельности, позволит повысить спрос и увеличить прибыль существующего бизнеса.
На этом этапе следует провести что-то вроде «мозгового штурма». Учащимся предлагается проанализировать социальную инфрастуктуру района, в котором они проживают, с целью выявления «слабых мест». Скажем, недостаточно развита система проведения досуга молодежи (спортивные сооружения, молодежные кафе и пр.). Отсутствует система бытового обслуживания: различные виды ремонтных мастерских, пунктов проката спортивного инвентаря, пунктов быстрого питания и т.п. Следует обратить внимание учащихся на наличие конкуренции в этом виде деятельности и, следовательно, поиск особого рода услуг, которые обеспечат спрос именно на выбранный ими вид услуг.
Обсудив, различные аспекты предложенных видов предпринимательской деятельности, следует провести голосование и выбрать 6-10 самых перспективных.
|

Для проведения второго этапа учащиеся должны разделиться на группы, образующие в дальнейшем фирмы (1, 2, 3 или 4 человека). Выбрать вид предпринимательской деятельности, руководителя предприятия и определиться с организационно – правовой формой своей фирмы.
Теперь можно приступить ко второму этапу.
Описание II этапа. Составление бизнес- плана. Регистрация
Предприятий.
На этом этапе участники игры будут заниматься формированием начального капитала и разработкой бизнес – плана.
Бизнес – план является исходным ключевым документом предпринимателя. Любое начинание, встреча с предполагаемым партнером, а также с налоговым инспектором не обходится этого довольно простого, ясного и четкого неформального документа.
Предпринимательская деятельность может проводиться как на основе собственного капитала, так и на основе заемного.
В протоколе учредительного собрания следует утвердить образование начального капитала. (Пример Протокола №1 дан в Приложении. Документ 1.)
Далее следует приступить к подготовке устава предприятия. Это своего рода «конституция», основной закон. Важно предусмотреть и записать в устав все виды будущей деятельности предприятия, в будущем к этому пункту проявит интерес налоговая инспекция. Для того, чтобы впоследствии между организаторами (учредителями) предприятия не возникли имущественные разногласия, споры о дележе доходов и другие, вопросы о доле каждого из учредителей в имуществе предприятия должны быть проработаны особенно четко. В уставе также указывается порядок образования и функции органов управления и контроля, порядок ликвидации предприятия и расчетов по его обязательствам и другие самые существенные детали будущей деятельности предприятия.
(Пример Устава предприятия дан в Приложении Документ 2.)
Основные разделы бизнес – плана и их примерное содержание.
1. Описание предприятия:
-название, адрес, данные о руководителях (владельцах);
-цели и объекты деятельности;
-возможности предприятия по выпуску товара и оказания услуг;
-краткое обоснование избранного направления деятельности.
2. Описание продукции предприятия (товары и услуги):
-продукция;
-жизненный цикл продукции предприятия (исследование и проектирование, изготовление, обращение, эксплуатация, потребление, утилизация).
3. Сбыт и маркетинг:
-рынок сбыта;
-конкуренты;
-ценообразование;
-реклама;
-обслуживание потребителя;
4. Производство:
-средства производства (помещение, оборудование, оборотные средства и т. д.);
-производственный персонал;
-транспортировка и реализация продукции.
5. Управление предприятием:
-управленческая структура.
6. Управление финансами и кредитом:
-источники и условия финансирования;
-первоначальные затраты;
-ожидаемый доход или возмещение капиталовложений;
-источники и условия кредитования;
-страхование, аренда и другие расходы;
- описание ведения бухгалтерского учета.
7. Внешнеэкономическая деятельность предприятия.
Учащимся предлагается составить бизнес – план на основе Задания. (Приложение. Документ 3.)
Описание III этапа. Проведение расчетных операций. (Калькуляция затрат, валовой выручки, прибыли и рентабельности.)
Одним из важных этапов бизнес – плана является правильное составление калькуляции затрат на единицу продукции, т. к. и объем производимой и реализуемой продукции и прибыль содержат этот показатель.
Статьи калькуляции затрат на единицу продукции:
1. Сырье и материалы.
2. Топливо и энергия на технологические цели.
3. Заработная плата рабочим.
4. Расходы на подготовку и освоение производства.
5. Износ инструментов и приспособлений.
6. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.
7. Потери от брака.
8. Прочие производственные расходы.
9. Внепроизводственные расходы.
Себестоимость продукции складывается из условно – постоянных и условно – переменных издержек, а также налогов.
К условно – постоянным издержкам будут относятся издержки, величина которых не зависит от величины объема выпуска продукции.
- аренда;
- транспорт;
- коммунальные услуги;
- охрана;
- реклама;
- зарплата управленческого аппарата;
- складские услуги;
- налог с ФОТ (фонда оплаты труда) управленческого аппарата;
ИТОГО:
К условно – переменным издержкам относятся издержки, величина которых напрямую зависит от величины объема выпуска продукции.
- стоимость материала;
- зарплата основных производственных работников;
- налог с ФОТ (фонда оплаты труда) основных производственных работников;
- оборудование.
ИТОГО:
ПРИМЕР.
Швейное производство брюк из шерстяного материала.
№ п/п | материал | расход | Единицы измерения | Цена за ед. измерения (руб.) | Стоимость Расхода (руб.) |
1. | шерсть | 1,2 | м2 | ||
2. | подкладка шелк | 0,5 | м2 | ||
ИТОГО: |