Конспект занятия по грамоте в старшей группе Звук «М», буква «М»





 

(Первый год обучения)

 

Программное содержание:

 

1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «м».

 

2. Формировать понятие «согласный звук».

 

3. Развивать слуховое внимание.

 

4. Познакомить с буквой «М».

 

5. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.

 

6. Формировать умение образовывать множественное число существительных.

Материалы:

 

синий круг, карточка с буквой «М» (из азбуки), палочки, кубики с буквами, рабочие тетради, цветные карандаши.

 

I. Организационный момент

 

- Сядет тот, кто назовет грибы.

 

1. – Молодцы. Послушайте, какой звук слышится в этих словах в конце:

 

Гном, дом, альбом.

 

Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой «М».

 

II. Основная часть

 

2. Артикуляция звука.

 

- Давайте вместе произнесем звук «М», губы сжаты и напряжены.

 

Это согласный звук. Его нельзя петь, нам во рту мешает преграда.

 

- А какие еще звуки вы уже знаете?

 

- Какие они?

 

- Почему их называют гласными?

 

Звук «М» согласный и, обозначать мы его будем синим цветом.

 

3. «Определи место звука в слове»

 

Рассматривание картинок, в названии которых есть звук «М»:

 

Дом, малина, мак, гном, муха.

 

4. Пальчиковая гимнастика «Грибы»:

 

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

 

Мы идем грибы искать.

 

Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,

 

Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.

 

Этот пальчик чистить стал,

 

Этот пальчик жарить стал,

 

Этот пальчик все съел,

 

Оттого и потолстел.

 

 

5. Знакомство с буквой «М»

 

Работа в тетрадях Коноваленко.

 

- Посмотрите, вот буква «М». (Выставляется карточка с изображением буквы «М»).

 

Палочка и палочка,

 

Между ними галочка.

 

И теперь понятно всем

 

Получилась буква «М».

 

- Найдите букву «М» в своей тетради, в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее синим карандашом.

 

6. Упражнение «Сосчитай и назови»

 

- Сосчитайте и назовите звуки в слогах:

 

ИМ АМ УМ

 

- Обозначьте красными и синими фишками на панно эти звуки.

 

7. Упражнение «Сложи из кубиков»

 

- Я предлагаю вам собрать из кубиков слоги: АМ, УМ, ИМ.

 

8. Чтение слогов в тетрадях.

 

- Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «У».

 

- Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «У».

 

9. Игра «Один – много»

 

Гриб – грибы, лисичка — лисички

 

Мухомор – мухоморы, опенок – опята,

 

Сыроежка – сыроежки, боровик – боровики.

 

10. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

 

Нарисуйте в воздухе букву «М».

 

11. Игра «Четвертый лишний»

 

- Я буду называть слова, а вы скажете какое слово лишнее и почему.

 

Мухомор, опенок, лисичка, боровик;

 

Подосиновик, трава, подберезовик, масленок;

 

Лисичка, малина, поганка, волнушка.

 

12. Выкладывание буквы «М» из палочек.

 

- Сколько вам понадобилось палочек?

 

13. Напечатайте букву «М» в своих тетрадях.

 

III. Итог занятия, оценка детей.

 

- Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

 

-Какой это звук?

 

- Каким цветом обозначаем?

 

- Что понравилось больше всего?

 

- Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

 

Занятие «Звуки [х], [х']. Буква X. Ударение»

 

Цель: познакомить детей с буквой X.

 

Задачи:

 

- учить ставить ударение в словах

 

- развивать умение сопоставлять слова, противоположные по смыслу

 

- закреплять умение делить слова на слоги и выполнять звуковой анализ.

 

Ход занятия

 

I. Объяснение нового материала

 

1. Знакомство со звуками [х], [х'] Послушайте стихотворение.

 

Завидовал хорек соседу хомяку:

 

«Имеет он в каждой щеке по мешку!

 

И мне бы хотелось с такими щеками

 

Зерно приносить в кладовую мешками».

 

(По Т. Крюковой)

 

О каких животных в нем идет речь? С какого звука начинаются слова хорек и хомяк? Догадайтесь, с каким звуком мы сегодня познакомимся? (Со звуками [х], [х'].) Рассмотрите картинку. Кто из зверьков худой, а кто толстый? Кто высокий, а кто низкий?

 

2. Работа с антонимами. Послушайте слова-признаки. Подберите к ним

 

слова, противоположные по смыслу.

 

длинный — ... маленький — ... кислый — ...

 

белый — ... хороший — ... сухой — ...

 

Определите место звука [х] в словах: хороший, плохой, сухой, худой.

 

3. Знакомство с буквой X. Записать буквы X, х на доске.

 

4. Работа с Городом букв, буквой X.

 

X — это согласная буква. Как и буква М, она непарная и живет на Непарной улице. Вырежьте из разрезной

 

азбуки и наклейте букву X в свой домик

 

5. Письменное задание. Научитесь писать печатные буквы X, х по клеточкам.

 

6. Чтение слогов. Посмотрите, как весело смеются дети

 

Давайте к ним присоединимся! Для этого прочитайте ряды слогов.

 

ха-ха-ха хе-хе-хе

 

хо-хо-хо хи-хи-хи

 

В каких слогах согласный звук звучит твердо?

 

(Ха, хо.) В каких — мягко? (Хе, х и.)

 

7. Чтение слов. Подготовьте слова для чтения и прочитайте их.

 

мех муха сухо

 

мох ухо уха

 

Выполните звуковой анализ слова мех. Если буква обозначает гласный звук — подчеркните её красным

 

карандашом, если твёрдый согласный — синим, если мягкий согласный — зелёным.

 

Педагогу необходимо четко произнести с детьми все звуки слова и дать характеристику каждому звуку (сказать, гласный звук или согласный, твердый согласный звук или мягкий).

 

Слова муха, ухо и уха раздели на слоги вертикальными черточками. Педагог еще раз напоминает детям, что в каждом слоге обязательно должен быть гласный звук, обращает внимание детей на то, что одна гласная буква может составлять целый слог (у-хо, у-ха).

 

8. Знакомство с понятием «ударение» Эту собачку зовут Муха. Давайте ее позовем!

 

Подставьте ладошку под подбородок и произнесите слово. Сколько в нем слогов? Теперь позовите собачку: «Му-у-у-ха». Какой слог вы тянули дольше, выделили голосом? (My.) Этот Слог называется ударным. На письме он выделяется знаком ударения — наклонной черточкой над буквой.

 

Ударение всегда ставится над гласной буквой. На слоговой схеме ударный слог отмечается также. Назовите второй слог в слове Муха. (Ха.) Он называется безударным. Затем педагог просит детей подобрать собаке другие клички и найти ударный слог в этих словах.

 

II. ФизкультминуткаНа морковной вкусной грядке. Зайка делает зарядку. Предложил нам делать вместе

- Будет первым бег на месте,Чтобы вы всегда смогли Быстро бегать от лисы. движения по тексту

А теперь пора кружиться,Чтобы точно убедиться:Волка рядом с вами нет,Значит, можно есть обед:На обед вас ждет морковка,Накланяйтесь, рвите ловко!

 

 

III. Закрепление изученного материала

 

1. Выделение ударного слога. Послушайте слова: мама, бабуля. Устно разделите их на слоги. Назовите ударный слог в каждом слове.

 

VI. Подведение итогов занятия

 

Педагог читает выводы и проверяет, насколько правильно и точно дети усвоили материал занятия.

 

Запомни!

- Слоги в словах могут быть ударными и безударными.

 

- Ударение всегда стоит над гласной буквой.

 

 

Вырежьте из разрезной азбуки и наклейте букву Х в свой домик.

 

Научитесь писать печатные буквы X, х по клеточкам

 

Прочитайте ряды слогов

 

Чтение слов. Подготовьте слова для чтения и прочитайте их.

 

мех муха сухо

 

мох ухо уха

 

Муха

 

Техника медитации





Читайте также:
История русского литературного языка: Русский литературный язык прошел сложный путь развития...
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность...
Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного...
Аффирмации для сектора семьи: Я создаю прекрасный счастливый мир для себя и своей семьи...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.064 с.