(Первый год обучения)
Программное содержание:
1. Вырабатывать навык четкого произношения звука «м».
2. Формировать понятие «согласный звук».
3. Развивать слуховое внимание.
4. Познакомить с буквой «М».
5. Развивать мелкую моторику, зрительное внимание, память, мышление.
6. Формировать умение образовывать множественное число существительных.
Материалы:
синий круг, карточка с буквой «М» (из азбуки), палочки, кубики с буквами, рабочие тетради, цветные карандаши.
I. Организационный момент
- Сядет тот, кто назовет грибы.
1. – Молодцы. Послушайте, какой звук слышится в этих словах в конце:
Гном, дом, альбом.
Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой «М».
II. Основная часть
2. Артикуляция звука.
- Давайте вместе произнесем звук «М», губы сжаты и напряжены.
Это согласный звук. Его нельзя петь, нам во рту мешает преграда.
- А какие еще звуки вы уже знаете?
- Какие они?
- Почему их называют гласными?
Звук «М» согласный и, обозначать мы его будем синим цветом.
3. «Определи место звука в слове»
Рассматривание картинок, в названии которых есть звук «М»:
Дом, малина, мак, гном, муха.
4. Пальчиковая гимнастика «Грибы»:
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
5. Знакомство с буквой «М»
Работа в тетрадях Коноваленко.
- Посмотрите, вот буква «М». (Выставляется карточка с изображением буквы «М»).
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И теперь понятно всем
Получилась буква «М».
- Найдите букву «М» в своей тетради, в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее синим карандашом.
6. Упражнение «Сосчитай и назови»
- Сосчитайте и назовите звуки в слогах:
ИМ АМ УМ
- Обозначьте красными и синими фишками на панно эти звуки.
7. Упражнение «Сложи из кубиков»
- Я предлагаю вам собрать из кубиков слоги: АМ, УМ, ИМ.
8. Чтение слогов в тетрадях.
- Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «У».
- Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «У».
9. Игра «Один – много»
Гриб – грибы, лисичка — лисички
Мухомор – мухоморы, опенок – опята,
Сыроежка – сыроежки, боровик – боровики.
10. – Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.
Нарисуйте в воздухе букву «М».
11. Игра «Четвертый лишний»
- Я буду называть слова, а вы скажете какое слово лишнее и почему.
Мухомор, опенок, лисичка, боровик;
Подосиновик, трава, подберезовик, масленок;
Лисичка, малина, поганка, волнушка.
12. Выкладывание буквы «М» из палочек.
- Сколько вам понадобилось палочек?
13. Напечатайте букву «М» в своих тетрадях.
III. Итог занятия, оценка детей.
- Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
-Какой это звук?
- Каким цветом обозначаем?
- Что понравилось больше всего?
- Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
Занятие «Звуки [х], [х']. Буква X. Ударение»
Цель: познакомить детей с буквой X.
Задачи:
- учить ставить ударение в словах
- развивать умение сопоставлять слова, противоположные по смыслу
- закреплять умение делить слова на слоги и выполнять звуковой анализ.
Ход занятия
I. Объяснение нового материала
1. Знакомство со звуками [х], [х'] Послушайте стихотворение.
Завидовал хорек соседу хомяку:
«Имеет он в каждой щеке по мешку!
И мне бы хотелось с такими щеками
Зерно приносить в кладовую мешками».
(По Т. Крюковой)
О каких животных в нем идет речь? С какого звука начинаются слова хорек и хомяк? Догадайтесь, с каким звуком мы сегодня познакомимся? (Со звуками [х], [х'].) Рассмотрите картинку. Кто из зверьков худой, а кто толстый? Кто высокий, а кто низкий?
2. Работа с антонимами. Послушайте слова-признаки. Подберите к ним
слова, противоположные по смыслу.
длинный —... маленький —... кислый —...
белый —... хороший —... сухой —...
Определите место звука [х] в словах: хороший, плохой, сухой, худой.
3. Знакомство с буквой X. Записать буквы X, х на доске.
4. Работа с Городом букв, буквой X.
X — это согласная буква. Как и буква М, она непарная и живет на Непарной улице. Вырежьте из разрезной
азбуки и наклейте букву X в свой домик
5. Письменное задание. Научитесь писать печатные буквы X, х по клеточкам.
6. Чтение слогов. Посмотрите, как весело смеются дети
Давайте к ним присоединимся! Для этого прочитайте ряды слогов.
ха-ха-ха хе-хе-хе
хо-хо-хо хи-хи-хи
В каких слогах согласный звук звучит твердо?
(Ха, хо.) В каких — мягко? (Хе, х и.)
7. Чтение слов. Подготовьте слова для чтения и прочитайте их.
мех муха сухо
мох ухо уха
Выполните звуковой анализ слова мех. Если буква обозначает гласный звук — подчеркните её красным
карандашом, если твёрдый согласный — синим, если мягкий согласный — зелёным.
Педагогу необходимо четко произнести с детьми все звуки слова и дать характеристику каждому звуку (сказать, гласный звук или согласный, твердый согласный звук или мягкий).
Слова муха, ухо и уха раздели на слоги вертикальными черточками. Педагог еще раз напоминает детям, что в каждом слоге обязательно должен быть гласный звук, обращает внимание детей на то, что одна гласная буква может составлять целый слог (у-хо, у-ха).
8. Знакомство с понятием «ударение» Эту собачку зовут Муха. Давайте ее позовем!
Подставьте ладошку под подбородок и произнесите слово. Сколько в нем слогов? Теперь позовите собачку: «Му-у-у-ха». Какой слог вы тянули дольше, выделили голосом? (My.) Этот Слог называется ударным. На письме он выделяется знаком ударения — наклонной черточкой над буквой.
Ударение всегда ставится над гласной буквой. На слоговой схеме ударный слог отмечается также. Назовите второй слог в слове Муха. (Ха.) Он называется безударным. Затем педагог просит детей подобрать собаке другие клички и найти ударный слог в этих словах.
II. ФизкультминуткаНа морковной вкусной грядке. Зайка делает зарядку. Предложил нам делать вместе
- Будет первым бег на месте,Чтобы вы всегда смогли Быстро бегать от лисы. движения по тексту
А теперь пора кружиться,Чтобы точно убедиться:Волка рядом с вами нет,Значит, можно есть обед:На обед вас ждет морковка,Накланяйтесь, рвите ловко!
III. Закрепление изученного материала
1. Выделение ударного слога. Послушайте слова: мама, бабуля. Устно разделите их на слоги. Назовите ударный слог в каждом слове.
VI. Подведение итогов занятия
Педагог читает выводы и проверяет, насколько правильно и точно дети усвоили материал занятия.
Запомни!
- Слоги в словах могут быть ударными и безударными.
- Ударение всегда стоит над гласной буквой.
Вырежьте из разрезной азбуки и наклейте букву Х в свой домик.
Научитесь писать печатные буквы X, х по клеточкам
Прочитайте ряды слогов
Чтение слов. Подготовьте слова для чтения и прочитайте их.
мех муха сухо
мох ухо уха
Муха
Техника медитации