Урбанизация как всемирный процесс.




Тема. Городское и сельское население мира.

Цель урока Формирование представлений о размещении населения мира, о формах расселения, о характерных особенностях городского и сельского населения.
Задачи урока 1. Углубить представления учащихся об особенностях расселения населения; выявить особенности городского и сельского населения; выявить проблемы современных городов и пути их решения. 2. Развивать умения анализировать различные источники географической информации, выделять ключевые моменты из текста и составлять маршрутный лист. 3. Воспитывать интерес к предмету, осознание значимости получаемых знаний.
Планируемые результаты Личностные результаты: - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной и других видов деятельности. - понимать смысл поставленной задачи - давать позитивную самооценку результата учебной деятельности. Метапредметные результаты обучения географии: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; -умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Предметные результаты: - сформируются основные понятия: расселение, основные формы расселения, формы сельского расселения, урбанизация, город, мегаполис, городские агломерации. - Учащиеся узнают об основных формах расселения, об особенностях сельских поселений, узнают, как делятся страны по уровню урбанизации, расширят представления о понятиях мегаполис и городская агломерация, выявят отрицательные и положительные стороны городов, проанализируют экологическую ситуацию городов.

Расселение населения — процесс формирования и развития сети населённых пунктов.

Населённый пункт — место постоянного проживания людей.
Населённые пункты бывают двух типов: 1) городские; 2) сельские.

К числу городских относятся города и городские посёлки, а к сельским — деревни (групповая форма расселения, распространённая преимущественно в Центральной и Южной Европе, России) и фермы (рассеянная форма расселения, распространённая в США, Канаде, Австралии).

В 2009 году впервые за всю историю человечества численность городского населения сравнялась с численностью сельского, составив 3,4 млрд человек. И далее ожидается, что всё большая часть мирового населения будет представлена горожанами (то есть городское население продолжит расти быстрее, чем население мира в целом), что подтверждается и последними (на 2013 год) данными.

ОСОБЕННОСТИ ГОРОДСКОГО РАССЕЛЕНИЯ

Город — населённый пункт, большая часть населения которого занята в сфере промышленности, строительства, обслуживания и в других сферах, не связанных с сельскохозяйственной деятельностью.

Единого понятия «город» для всех стран не существует. Часто главным критерием его выделения является людность. В некоторых странах городами считают поселения с численностью больше 1000 человек. В США, чтобы населённый пункт был городом, в нём должно жить не меньше 2500 человек, в России — не менее 12 000, в Японии — больше 30 000.

ПОНЯТИЕ УРБАНИЗАЦИИ

Урбанизация — рост городов и городского населения. Три основные черты современной урбанизации:

· быстрый темп роста городского населения (особенно в менее развитых странах);

· высокая концентрация населения в больших городах;

· разрастание городов вширь.

Особенно быстрые темпы роста городского населения характерны для XX в. Если в начале столетия в городах проживало всего лишь 14 % населения Земли, то уже к середине этот показатель вырос в два раза.

Доля городского населения значительно отличается по странам и континентам. В Европе, Северной и Южной Америке, Австралии и Океании городское население составляет около 75 % от всего населения, а в Африке и Азии — чуть более 30 %.

Особенностью процесса урбанизации в развитых странах стало явление субурбанизации — переезд части городского населения в пригороды. В США 60 % городских жителей проживает в пригородах. Это связано с ухудшениемэкологических условий в крупных городах, высокими местными налогами и удорожанием инфраструктуры.

Типы стран по уровню урбанизации

· Высокоурбанизированные (уровень урбанизации > 50%). Относятся все высокоразвитые страны и многие из развивающихся: Норвегия, Швеция, Финляндия, Нидерланды, Дания, Аргентина, Бразилия, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Израиль, США, Канада и др.

· Среднеурбанизированные (уровень урбанизации 20-50%). Относится большинство стран Азии — Казахстан, Китай, Индонезия и отдельные страны Африки — Египет, Нигерия, Марокко, Тунис, Алжир, ЮАР.

· Слабоурбанизированные (уровень урбанизации < 20%). Относится большинство слаборазвитых стран: Афганистан, Чад, Нигер, Эфиопия и др.

Агломерация — скопление мелких городов вокруг крупных, объединённых в одну систему хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями.

Рост и слияние агломераций приводит к появлению мегалополисов (не путать со словом: мегаполис!).

Мегалополис — крайне урбанизированная, как правило, стихийно складывающаяся форма городского расселения, возникающая путём срастания нескольких городских агломераций в странах, в которых имеются регионы сбольшими масштабами урбанизации. Термин происходит от названия древнегреческого города Мегалополь, возникшего в результате слияния более чем 35 поселений Аркадии. Буквально, мегалополис в переводе с греческого означает город завышенных размеров, где префикс мегало- представляет собой количество в преувеличенном размере.

Крупнейшие мегалополисы мира:

· Мухафазы Дельты Нила, Африка (Александрия, Эль-Бухейра и др.) — 41 миллион человек.

· Дельта реки Чжуцзян, Китай (Гонконг, Шэньчжэнь, Гуанчжоу, Макао и др.) — 55 млн.чел.

· Дельта реки Янцзы, Китай (Шанхай, Нанкин и др.) — 88 млн.

· Бохай, Китай (Пекин, Тяньзцинь и др.) — 66,4 млн.

· Южно-Китайское побережье, Китай — 25 млн.

· Тайхэй, Япония — 81,8 млн.чел.

· Токайдо, Япония (Токио — Осака) — 60 млн.чел.

· Сеульский национальный столичный пояс, Южная Корея — 25 млн.

· Махараштра, Индия — 39,5 млн.

· Южная Индия (Бангалор, Ченнаи, Хайдарабад и др.) — 38 млн.

· Ява, Индонезия — 141 млн.

· Европейский межгосударственный мегалополис «Голубой банан» — более 110 млн.чел.

· Европейский межгосударственный мегалополис «Золотой банан» — 40 млн.чел.

· Европейский межгосударственный мегалополис «Зелёный банан» — 40 млн.чел.

· Мегасити юго-восточной Бразилии (Сан-Паулу, Кампинас, Сорокаба и др.) — более 32,2 млн жителей.

· Великие озёра, США, Канада — 55,5 млн.чел.

· Босваш, США (Бостон — Вашингтон) — 52,3 млн.жителей

· Мегалополис Мехико, Мексика — 34 млн

· Южная Калифорния, США — 24,4 миллионов человек.

В последние годы всё большее распространение получает «ложная»» урбанизация — стремительный рост численности городского населения, не сопровождающийся ростом числа рабочих мест. Отличие от истинной урбанизации в том, что не происходит развитие городских функций, характеризующих мировой процесс урбанизации. Прибывающее в город сельское население пополняет армию безработных, а недостаток жилья приводит к образованию неблагоустроенных городских окраин с антисанитарными условиями (трущоб).

«Ложная» урбанизация распространена в странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.

 

Выполненные задания по географии отправлять на электронную почту преподавателя.
Комов Игорь Владимирович - igrkom@bk.ru

 

Большая просьба, помечать фамилию, высылающего д/з и предмет. Например: Князева, география.

Файлы можете архивировать, можете прикрепить как картинку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: