Возрастные особенности ребенка.
РАННЕЕ ДЕТСТВО
От 1 до 3-х лет.
Родившись, ребенок отделяется от матери физически, но биологически он связан с ней еще длительное время. Ранний возраст – это возраст психологического отделения от матери. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и инстинктивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы самосознания. Рассматривая психические функции, нужно отметить в первую очередь, что раннее детство сензитивно к усвоению речи.
Речь. Автономная речь довольно быстро трансформируется и исчезает, быстрый переход на уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях – в первую очередь, при полноценном общении ребенка со взрослыми. Если общения не достаточно, освоение речи замедляется. Осваивая родную речь, дети овладевают как, фонематической, так и семантической стороной. Самое важное изменение в речи ребенка – то, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, сходные по какому-либо существенному признаку или способу действия с ними. С появлением предметных значений слов связаны первые обобщения. В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь – количество понимаемых слов. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие предметы. Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь, появляются первые фразы, вопросы, обращенные к взрослым. К трем годам активный словарь достигает 1500 слов.
Помимо речи развивается восприятие, мышление, память, внимание. Внимание непроизвольное, вызывается внешне привлекательными предметами, легко переключаемое. Дети раннего возраста максимально связаны с наличной ситуацией, тем что они непосредственно воспринимают. Все их поведение импульсивно, ничто из того, что лежит вне этой ситуации, их не привлекает.
|
Наблюдаются элементарные формы воображения, такие как предвосхищение, но творческого воображения еще нет. Маленький ребенок не способен солгать, выдумать, только к концу раннего детства он может говорить то, чего нет на самом деле. В процесс активного восприятия включается память, в основном это узнавание. Мышление детей наглядно-действенное. Во время совместной деятельности со взрослыми ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами. Мышление развивается в процессе практической деятельности и из практической деятельности. Ведущий вид деятельности в этот период – предметно-манипулятивная. В конце раннего детства уже появляется игра с сюжетом, режиссерская игра. Такие игры непродолжительны, примитивны.
Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают познавать мир взрослых предметов, преобладает мотив сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не становится еще полноценным. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребенка, но и не умеет ему сопереживать. Тем не менее общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в той мере, что общение со взрослыми. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису трех лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Как известно, аффективные вспышки легче гасятся, когда взрослые достаточно спокойно реагируют на них, а по возможности – вообще игнорируют. В противном случае особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении со взрослыми следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться.
|
К 3-м годам появляются личные действия, осознание «Я - сам». Возникают чисто эмоциональная завышенная самооценка. К концу раннего детства возникает кризис 3-х лет – кризис выделения своего Я. Ребенок отделяется от взрослых, пытается установить новые глубокие отношения. Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, а самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в общении со взрослыми, и никогда – с детьми. Первая из них – негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, а на требование взрослого. Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали. Вторая характеристика кризиса 3х лет - упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, что ему не так уж сильно хочется, или давно расхотелось. В переходный возраст может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. Это положительное явление, но во время кризиса это может привести к своеволию, так как самостоятельность неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. У некоторых детей конфликты со взрослыми становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этом случае говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может проявиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые никаких прав в семье не имеют, с точки зрения юного деспота. Следующая характеристика, присущая всем последующим переходным периодам – обесценивание. Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых. Это важный этап в эмансипации ребенка: не менее бурный ждет его в дальнейшем – в подростковом возрасте.
|
«Возрастные особенности ребенка».
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ.
(3 -4 года)
Младшие дошкольники играют в одиночку. В своих предметных и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление, двигательные способности. Сюжетно-ролевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.
Психические процессы имеют непроизвольный характер, внимание непроизвольное. Запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т.е. без специального обучения мнемическим операциям, является непроизвольными. Первые припоминания впечатлений относятся обычно к возрасту 4-х лет. У ребенка складывается долговременная память, ее основные механизмы: один из них – ассоциативная связь запоминаемого материала с эмоциональными переживаниями. Доминирует непроизвольная, зрительно-эмоциональная память. В развитии памяти огромное значение имеет игра, поэтому дети 3-4 летнего возраста могут в играх произвольно припомнить, запомнить, помнить материал в играх. У детей 3-4х лет преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов, они восстанавливают действительность в основном на эмоциональной основе. Ребенок не может восстановить картину по памяти, творчески ее преобразовывать, расчленять, воображение слабое основанное на эмоциональных реакциях. Воображение разделяется на познавательное и аффективное. Познавательное – формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате осознания ребенком своего «Я».
Мышление детей 3-4х лет – наглядно-действенное. Речь используется для называния предметов, с которыми дети манипулируют. Ребенок не может действовать в уме, но может решать задачи в наглядно действенном плане.
В младшем дошкольном возрасте наряду с режиссерской игрой возникает образно-ролевая игра, проигрывание тех образов, которые оставили яркое эмоциональное переживание. Игра в один и тот же сюжет становится более устойчивой. В 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, затем ему нужно переключиться на другое. Младшие дошкольники имитируют процесс выполнения действий и забывают о результате, действия не согласуются друг с другом. Младшие дошкольники играют рядом, но не вместе, общения в игре нет. Растет словарный запас, развивается словотворчество.
Восприятие, благодаря прошлому опыту становится многоплановым, развивается апперцепция – влияние на восприятие собственного опыта, восприятие утрачивает свой первоначальный аффективный характер. Важным личностным механизмом является формирование соподчинения мотивов (реагирование на привлекательный предмет из нескольких). Сильный мотив – поощрение, слабый – наказание, слабее всего – обещание ребенка.