Программа коррекционной работы на примере темы: «Развитие пространственной ориентации у дошкольников с нарушениями зрения»
Пояснительная записка.
В системе коррекционной работы с детьми с нарушением зрения важное место занимает работа по развитию и коррекции зрительного восприятия, что способствует развитию умений и навыков ориентации в пространстве.
В связи с актуальностью проблемы нами принято решение – разработать коррекционную программу как эффективное средство коррекции выявленных нарушений у детей.
Для решения поставленных задач используются дидактические игры, упражнения и продуктивные виды деятельности, приёмы и методы, направленные на развитие зрительного восприятия и формирование умения ориентации в пространстве.
Концептуальными основами организации коррекционного процесса является обеспечение оптимальных условий для системного, непрерывного комплексного обучения детей с нарушением зрения в сенситивный период созревания их зрительного анализатора.
Программа предназначена для детей с нарушением зрения, а именно для дошкольников с косоглазием и амблиопией.
Разработка программы коррекционных мероприятий в зависимости от характера происхождения и конкретного механизма нарушений, направлена на их предупреждение, уменьшение или устранение.
Предлагаемая коррекционная программа может быть использована педагогами коррекционных учреждений: логопедами, психологами, учителями-дефектологами, воспитателями, работающими с детьми с нарушениями зрения, старшего дошкольного возраста.
Цель программы: формировать и развивать способы зрительного восприятия, совершенствовать умения и навыки пространственной ориентации, опираясь на сохранные функции.
|
Задачи программы:
1.Комплексный и дифференцированный подход к детям с учётом состояния зрительного анализатора и имеющегося уровня познания окружающего.
2.Применение специально подобранных форм и методов развития пространственной ориентации у детей.
3.Обеспечение оптимальных условий для коррекции зрительного восприятия и развития пространственной ориентации.
4.Использование детьми получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной, коммуникативной деятельности.
5.Формирование социально-адаптивного поведения, позволяющего ребенку быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях.
6.Формирование навыков выполнения различных видов предметно - практических действий с использованием сохранных анализаторов.
7.Использование рациональных способов ориентировки на собственном теле, в быту, в пространстве.
8.Обучение умению анализировать форму, величину, состояния конструкции, способствовать развитию бинокулярного зрения.
Принципы составления коррекционной программы.
1.Деятельностный принцип коррекции. В данной программе учитывается ведущая деятельность дошкольников – игра, подобраны игры и игровые упражнения на развитие зрительного восприятия и пространственной ориентации.
2.Принцип единства коррекции и диагностики. Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи.
3.Принцип учёта возраста, психологических и индивидуальных особенностей.
|
4.Принцип комплексности методов психологического воздействия.
5.Принцип вариативности в выборе средств и методов коррекционного воздействия.
6.Принцип системности и последовательности коррекционно-развивающей работы.
Направления работы:
- развитие зрительного восприятия и пространственных представлений, посредством включения специально подобранных упражнений;
- учёт зрительных нарушений, индивидуальных особенностей детей и темпов психического развития;
- оказание консультативной помощи педагогам, родителям по вопросам использования методов и средств коррекционного воздействия на детей;
Характеристика содержания коррекционной программы.
Вид программы – свободный, то есть актуальный на данный момент времени.
Данная программа учитывает возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, ведущую деятельность дошкольников – игру.
Занятия проводятся с дошкольниками подготовительной группы в количестве 8 детей.
Подбор заданий, игровых упражнений осуществляется в зависимости от результатов диагностики. Задания предлагаются в соответствии с учётом характера зрительных нарушений, сформированности знаний по ориентировке в пространстве, учётом имеющихся умений.
Структура построения занятий включает в себя игровые приёмы, физкультурные минутки, релаксационные упражнения. Знания пройденного этапа закрепляются на следующем, а также в ходе режимных моментов.