ЛЕКЦИЯ 27
БЛАГОВЕЩЕНИЕ
Благовещение раньше было Триодным праздником и служилось в Неделю 5-ю Великого поста. У него было предпразднство - Суббота акафиста. Обе службы имеют одинаковые стихиры, кондак. Эти две службы были твердой связкой.
Потом Благовещению был отдан отдельный день - 25-го (7) марта, ровно за 9 месяцев до Рождества Христова.
Благовещенье попадает на любой день от четверга 3-й седмицы поста и до среды Светлой седмицы включительно. Поэтому Благовещенье всегда с чем-нибудь соединяется и очень разнообразно в вариантах служения. Ни один день триоди не отменяет Благовещения. Благовещение всегда празднуется в свое время, с чем бы оно не совпало, даже попадание Благовещения на Пасху (Кириопасха). В любой день, куда бы ни попало Благовещенье, служится Литургия, и даже в Великий пяток. На все случаи соединения есть Марковы главы.
Благовещение является как бы тестом на то, на сколько человек умеет читать и распорядиться Марковыми главами.
9 страниц Минеи принадлежит самой службе, собственно гимнографии. На Марковы главы отведено 12 страниц.
Единичный случай соединения Благовещения с чем-либо рассматривать бессмысленно, об этом и пишет Маркова глава. Марковы главы надо уметь читать. Марковы главы содержатся в конце службы. Марковы главы выдержаны строго хронологически: от «Аще случится Благовещение в субботу 3-ю постов» (с самого раннего соединения) до «аще случится Благовещение в понедельник, вторник или среду Светлой седмицы». Марковы главы пишут о чем-то особенном: о попадании Благовещения в субботы 3-ю и 4-ю поста, в Неделю 3-ю (Крестопоклонную), понедельник 4-й, 5-й или 6-й седмицы, в среду Крестопоклонную, в Неделю 4-ю или 5-ю поста, в среду 5-й седмицы, в четверток 5-й седмицы, в Субботу акафиста, в субботу Лазареву, в Неделю ваий, в Великие понедельник, вторник, среду, четверток, пяток, субботу, в Пасху...
|
В любой книге любой праздник обозначен как норма, как точка отсчета. То, что служится по норме, Маркова глава не пишет. Она пишет о том, что меняется. Содержание службы, которое дано в контексте - это некая норма, некая модель. Марковы главы говорят о том, как эта модель нарушается в том или ином случае. Поэтому если Маркова глава содержит мало информации, это значит, что в данном соединении мало отходов от нормы.
Благовещение всегда соединяется с Триодью (Постной или Цветной). Норма Благовещения - попадание его на любой седмичный день Четыредесятницы.
Но на понедельник Маркова глава нужна, потому что накануне Благовещения есть день воскресный и вечерня утром служится не будет. Утреня будет как в любой простой седмичный день («на утрени поем праздника службу, якоже в постен день предписася наряду»), а вот по поводу вечерни могут быть всякие интересности. Есть малая и Великая вечерни, а это говорит о том, что будет служится Бдение.
Благовещение, как двунадесятый праздник, имеет предпразднство, состоящее из одного дня (по Минее) и не имеет попразднства. Благовещение имеет только следующий тематический день - Собор Архистратига Гавриила.
Суточный круг начинается с вечера накануне. Вечерня праздника служится накануне утром.
Накануне вечером: Великое повечерие, переходящее в литию, утреня, 1-й час.
Утром в день праздника: 3-й, 6-й, 9-й часы, Изобразительны и вечерню, переходящую в Литургию Иоанна Златоуста.
|
Хоть Благовещение и Богородичный праздник, но в нем нет ничего обычного Богородичного, в нем вои, особые элементы, этот праздник стоит особняком.
Среднестатистический постовой вариант служения Благовещения
в будний день Великого поста.
ДЕНЬ НАКАНУНЕ
НА ВЕЧЕРНИ: 103-й псалом, Великая ектения.
(кафизмы нет)
На «Господи, воззвах»:
1. Если есть Литургия Преждеосвященных Даров, стихир 10:
6 Триоди + 4 Минеи - в среду,
2 Триоди + 8 Минеи - в пяток.
2. Если нет Литургии Преждеосвященных Даров, стихир 8:
3 Триоди + 5 Минеи
3 В Неделю вечера стихир 10: 3 Триоди + 7 Минеи.
Триодь не сокращается, все тексты остаются на месте.
Стихиры очень известные - «Совет превечный...» Указан подобен «Все отложше...»
Часто именно эту стихиру поют на отдельный напев, в редакции Д. Соловьева.
Все 3 стихиры есть в обиходе Киево-Печерской Лавры.
В «золотой» фонд вошел «Совет превечный...» на музыку П. Чеснокова. По многим параметрам эта вещь выходит за рамки богослужебного пения. Но, тем не менее, Павел Григорьевич очень удачно нашел в церковном гимне повод к тому, чтобы применить не церковный музыкальный способ - соло. Начало стихиры поется хором, как бы предваряя прямую речь Архангела. Солистке (альту) отдается прямая речь Архангела, а мужской хор - это педаль, поет фоном только «Радуйся!»
Но чаще всего эта вечерня проходит при двух с половиной бабульках и таком же составе хора. Поэтому хорошо спеть просто на подобен «Все отложше».
Вход. «Свете тихий».
Паремии: Триоди 2 и праздника - 3 (в понедельник, вторник, среду и четверг).
|
В Минее все 5 штук паремий даны наряду, сразу. Из этих 5 паремий 3 читаются на этой вечерне, а 2 - в сам день праздника. Все 5 штук сразу читаются в пятницу и субботу вечера (когда Благовещение попадает на субботу или воскресенье).
И прочее последование либо вечерни, либо Преждеосвященных.
ВСЕНОЩНАЯ очень похожа на Сочельническую. Служится Великое повечерие, переходящее в литию.
По 90-м псалме - «С нами Бог...»
«День прешед...» лучше уже перевести в чтение, как это было в службе Рождественской.
А как быть с «Пресвятая Владычице...», лучше спросить у священника, потому что Устав ничего не говорит о том убирать его или нет. Поэтому по традиции его либо совсем убирают, либо читают, но без поклонов.
По 1-м Трисвятом - тропарь праздника «Днесь спасения...»
По 2-м Трисвятом - кондак праздника «Взбранной Воеводе...»
По славословии - лития праздника и 2-я половина вечерни праздника (все по Минее, по праздничному чину).
НА УТРЕНИ
На «Бог Господь...» тропарь трижды.
Службу постоянно качает из праздничного содержания в постовое. На Благовещение это тоже есть. Поэтому некоторые комбинируют постовые напевы. Если мы видим впереди Триодное включение, их можно опередить напевами, возвращающими нас в постовой распев. Но это не обязательно.
3 кафизмы:
по 1-м стихословии ектении нет, седальны из Триоди (которые по 2-м и 3-м стихословии), читаются оба за един. Эту кафизму можно опеть постовым распевом;
по 2-м стихословии - малая ектения, седален праздника;
по 3-м стихословии - малая ектения, седален праздника.
Полиелей.
Величание «Архангельский глас...» особое, не попадает под общую схему величания.
Есть знаменный распев, но неудобный, унывный, с большим диапазоном. Есть его гармонизация Смирнова, но не очень удачная.
Более удачная - Киево-Печерского распева, которая прочно осела в Москве и является основным видом величания.
Многие регенты знают «Архангельский глас...» Киево-Печерского распева в обработке Д. Бортнянского, который наполнил распев мелизмами и получился такой красивый салонный терцет.
Часто священник не рискуют петь «Архангельский глас...» (они и не так хорошо его знают, все-таки раз в году поется, и не каждый из священников заканчивал музыкальную школу) и поэтому скорее всего пение «Архангельского гласа...» дилигируют хору.
Прокимен: «Благовестите день от дне спасение Бога нашего» (на Литургии - он же).
По 50-м псалме:
СЛАВА: «Молитвами Богородицы...»
И НЫНЕ: «Молитвами Богородицы...»
«Помилуй мя, Боже...»
И стихиры 2-го гласа «Благовествует Гавриил...» Лучше спеть Лаврским распевом.
КАНОН
Канон Благовещения встречается с трипеснцем Триоди.
Ирмосы Благовещения «Отверзу...» с поправкой некоторых песен на праздник. Они же и являются катавасией. В песнях с трипеснцем катавасия - из Триоди.
На полях перед тропарями канона написано: «Ангел возопи» и «Богородица рече». Эти слова были присоединены к канону потому что сами тропари представляет собой диалог (прямую речь) Архангела и Девы Марии. Прямая речь всегда персонифицирована с человеком, который читает. Поэтому в храмах часто прямую речь Архангела дают читать какому-нибудь благочестивому алтарнику, а прямую речь Богородицы - какой-нибудь благочестивой прихожанке и прямая речь, таким образом, тембрально оттеняется. Хотя, может быть, этого делать и не стоит, чтобы не звучала излишняя театральность в чтении этого канона.
Поскольку по Уставу положены библейские стихи «Поим Господеви...», то по традиции они заменяются на припев «Пресвятая Богородице, спаси нас». Некоторые считают, что слова «Ангел возопи» и «Богородица рече» заменяют собой припевы к тропарям. Это не так. Эти слова вставляются в тропарь после припева, чтобы немного снизить эту персонификацию.
Таким образом, звучать будет так:
«Пресвятая Богородице, спаси нас! Ангел возопи: вопию Тебе веселяся...»;
«Пресвятая Богородице, спаси нас! Богородица рече: да разумею, Ангеле, твоих глагол силу...»
Святитель Афанасий (Сахаров) писал: «Канон Благовещения составлен в виде трогательного диалога между небесным благовестником Ангелом и смиренной Девой, имеющей стать Богородицей. Чтобы.... представить умилительную беседу Ангела с Богородицей, следует, во-первых, тропари, против которых на полях стоит напечатанное киноварью «Ангел» предварять «Ангел возопи», а те, против которых стоит «Богородица» - предварять словами «Богородица рече» за исключением 8-й песни, где таких добавлений делать не следует ».
Прямой речи нет в 1-м тропаре 1-й, 8-й и 9-й песнях, поэтому «довесочки» не читаем.
К тропарям канона Триоди припев «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе!»
По 3-й песни - седален праздника.
По 6-й песни - кондак «Взбранной Воеводе...» и икос «Ангел предстатель...» (из акафиста Богородице).
На 9-й песни «Честнейшую...» не поем, отменяются библейские стихи. Поем припев праздника.
9-я песнь:
ирмос «Яко одушевленному...»
припев «Благовествуй, земле, радость велию, хвалите, Небеса, Божию славу»
тропарь
...........
...........
к тропарям Триоди «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»
к Богородичным Триоди - «Благовествуй, земле...»
к Троичну Триоди можно спеть «Пресвятая Троице Боже наш, слава Тебе» (хотя в Типиконе об этом ничего не сказано).
«довесок» Триоди
«Благовествуй, земле...»
и ирмос Триоди.
Если уж припевы поются, то петь нужно все - и припевы к тропарям тоже.
Малая ектения.
Светилен «Ангельских Сил...» (дважды), СЛАВА И НЫНЕ: глас 2-й: «Еже от века днесь...»
Стихиры на хвалитех на 4: подобен «Небесных чинов».
Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и читаемое славословие (ради стиховных стихир из Триоди).
Просительная ектения (можно постовым напевом).
Стиховна Триоди. СЛАВА И НЫНЕ: праздника «Да веселятся Небеса...»
«Благо есть...» (единожды).
Трисвятое. «Отче наш...»
Тропарь праздника.
Сугубая ектения.
Молитва Ефрема Сирина с тремя поклонами, без отпуста.
1-Й ЧАС с кафизмой.
Тропарь праздника «Днесь спасения нашего главизна...»
«Стопы моя...» читается.
Кондак праздника «Взбранной Воеводе...»
Молитва Ефрема Сирина с тремя поклонами и полный отпуст.
УТРОМ: 3-й, 6-й, 9-й часы и вечерня, переходящая в Литургию Иоанна Златоуста, что является уникальным случаем.
3-Й, 6-Й, 9-Й ЧАСЫ с кафизмами, но без поклонов. Тропарь и кондак праздника.
На 6-м часе - обычная вставка из Триоди (прокимен, паремия, прокимен). Ради праздника настоятель может отменить все постовые напевы и поэтому прокимен придется петь на указанный глас. А это может стать предметом ковыряния. Прокимены Триоди незнакомые и поэтому если чувствуете, что певчие спеть на глас не смогут, то лучше пойте на обычный 4-й глас утрени. «Лучше хороший двурушник, чем плохой треножник» J.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫ читаются «Блаженна скоро без пения и без поклонов»:
«Помяни нас, Господи...»
«Лик Небесный...»
СЛАВА: «Лик святых Ангел...»
И НЫНЕ: «Ослаби, остави...» («Верую...» будет петься на Литургии).
«Отче наш...»
Кондак праздника «Взбранной Воеводе...»
40 раз «Господи, помилуй».
СЛАВА И НЫНЕ: «Честнейшую...» «Именем Господним...»
Молитва Ефрема Сирина с тремя поклонами.
Молитва «Всесвятая Троице...»
Отпуст с «Достойно есть...» на 2 возгласа (обычным 8-м гласом).
ВЕЧЕРНЯ
Эта вечерня предваряет следующий день, это уже вечерня следующего дня - Собор Архангела Гавриила.
103-й псалом читается.
Великая ектения.
(Кафизмы нет, поклонов нет - по Уставу).
На «Господи, воззвах » на 10:
самогласен Триоди дважды
3 подобна Триоди
3 праздника (самогласны стиховны)
3 стихиры Архангела
К 3-й стихире Архангела (она уже 11-я по счету) припев «Творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный».
По традиции, ради праздника, часто то, что дает Минея, то, что положено по Уставу (самогласны со стиховны) заменяют на более известные и яркие стихиры с «Господи, воззвах» - «Совет превечный».
(Проскомидия совершается во время пения стихир).
СЛАВА И НЫНЕ: глас 6-й «Послан бысть...»
Вход с Евангелием. «Свете тихий».
И чтения: прокимен, паремия, прокимен, паремия - Триоди + 2 паремии праздника - Исхода «Вниде Моисей...» и Притчей «Господь созда мя...»
Паремии Минеи напечатаны на вечерне накануне с другими тремя.
J Уставщик, который писал Типикон прошелся довольно сердито по поводу пения «Да исправится...», с эмоциональным отношением: «Обретаем в некиих Типицех, еже петися в сем дни честнаго сего праздника «Да исправится молитва моя...» и сие не вем, киим нравом определися. Неции бо из произволения и неучения многая приложиша; аз же яко мню сие не попущати в Златоустаго совершенной Литургии, и в 6-м часе и проскомидии бывшей....не требствует бо коему плача знамению в сем дни петися, чествуем бо Той яко главизну нашего спасения».
Малая ектения и возглас «Яко Свят еси, Боже наш...» - на Трисвятое.
Прокимен «Благовестите день от дне...» (Литургический).
Аллилуия, глас 1-й.
Евангелие от Луки.
И прочее последование Литургии Иоанна Златоуста.
(Если Литургия попадает на воскресенье 3-е, 4-е или 5-е, то Литургия служится Василия Великого).
Богослов Успенский писал о том, что если в храме служится две Литургии (ранняя и поздняя), то поздняя Литургия служится как положено, вытекая из вечерни. Но два раза в день служить одну и ту же вечерню не принято (как Литургию).
Раннюю Литургию служат поскору - без вечерни: 3-й, 6-й часы, Изобразительные антифоны, «Единородный...», Блаженны.
По Уставу Вход происходит во время пения «Свете тихий». А тут Вход - на Блаженствах. А что надо петь на Входе? Это самый критический «левый» эпизод.
«Приидите поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий, поющия Ти: аллилуия».
На Благовещение можно добавить «Молитвами Богородицы», а в Великий Четверг изменяемую часть вообще лучше убрать. Так советует Успенский.
Вместо «Достойно есть...» поется припев и ирмос 9-й песни «Яко одушевленному...» Можно спеть Киево-Печерского распева.
Причастен «Избра Господь Сиона, и изволи его в жилище Себе». В нотах есть только положенный на напев «Архангельский глас...» Е. Кустовским.
НЕДЕЛЯ 5-Я - Марии Египетской. Вся седмица перед этой Неделей была насыщена праздниками - в среду вечером покаянный канон, в субботу - Похвала Богородице.
СЕДМИЦА 6- Я - вся фоновая, не выделяющаяся, на ней нет праздников, это некая передышка перед Страстной седмицей. Эта седмица не называется 6-й седмицей, а называется седмицей ваий. Тематика Триоди всех седмичных дней - о грядущем событии, о Недели ваий.
В пяток вечера содержание уже субботы Лазаревой. Но мы еще находимся в 1-й части Триоди. После вечерни пятка в этой Триоди есть замечательный «довесок» - канон Великого Повечерия. Иногда ради этого канона Андрея Критского служат Великое Повечерие. Канон читается перед 3-м Трисвятым. На этом каноне заканчивается 40-ца. Это последняя служба Великого поста.
Вся седмица ваий не нагружена никакими особыми событиями. И поэтому чаще всего регенты нагружают эту седмицу репетициями.
Эта книга (Триодь Постная, часть 1-я) - это весь период Четыредесятницы, это время подготовки к Страстной седмице.
Здесь заканчивается время очищения души и начинается особое время, когда в служении наступает хронологическая тематика.
ТРИОДЬ ПОСТНАЯ II
Мы входим во время, когда церковная жизнь на прямую связана с Евангельскими событиями, буквально почасовое следование Евангелию. Евангелие становится главным текстом Священного Писания. С субботы Лазаревой Евангелие становится главным элементом служб. Все гимны, тропари, стихиры, седальны комментируют Евангельскую ситуацию. В текстах почти перестает быть тематика того, когда мы обращаем внимание внутрь себя - «Душе моя, востани, что спиши?» И теперь, наконец, мы из себя выглядываем, есть уже не «я» со своей греховной душой, а есть «мы», которые смотрим в тексты и события Евангелия. Это содержательно совершенно новая концепция служения.
Но и структурно это тоже совершенно новая концепция служения.
Уже с пятка вечера седмицы ваий оставляется Минея до понедельника Фоминой седмицы. Исключение - Благовещенье, которое соединяется с любым днем страстной седмицы и Светлой (до среды). Великомученик Георгий аще случится в Великий пяток, Субботу или на саму Пасху, служится в понедельник Светлой седмицы (о соединении смотри Маркову главу).
Октоих во время 40-цы явно присутствует в субботу и воскресенье. В седмичные дни он обозначает себя через Троичны, седальны по 1-м стихословии и светилен, а также дает тематические привязки к дням (например, в четверг - апостолам). С прекращением 40-цы Октоих прекращает свою жизнь как система. Октоих перестает существовать, он умирает. Не наступает новый глас (он наступит только на Пасху, всегда с 1-го гласа), нет тематических привязок к дням седмицы (остается только одна тематика - Евангельская, Господская).
За границей Четыредесятницы - новая норма, новое качество, новый этап. Евангельские события усиливают значение Триоди в службе и она остается фактически одна - нет Минеи (она не умерла, но отложена), нет Октоиха (он умер). Остается только Триодь.
Триодь, часть 2-я. Исторически было так, что мы входили в новую Триодь, Триодь Цветную, потому что Неделя ваий - это Неделя цветоносия. Страстная седмица называлась Пасхой Крестной, а Светлая седмица называлась Пасхой Красной. Как можно праздновать Пасху, не пережив Крест Господень? Поэтому оно и составляло единую книгу, одну Триодь.
Суббота Лазарева и Неделя ваий уже разрушают ставшие традиционными стереотипы как и что нам нужно служить в субботу и как и что нам нужно служить в воскресенье. Все это перемешивается.
СУББОТА ЛАЗАРЕВА
Суббота Лазарева и Неделя ваий - это праздник-тандем, это один праздник. И по смыслу, и по структуре они объединены. И первое, что их объединяет - это один и тот же тропарь «Общее воскресение...»
Суббота Лазарева трактуется как служба воскресная. Воскрешение Лазаря - прообраз воскресения Христова. Вся служба подчеркивает воскресность этой службы.
УТРЕНЯ
Шестопсалмие. Великая ектения.
«Бог Господь», глас 1-й.
Тропарь «Общее воскресение» трижды (через Славу и ныне). В словах «смерти вопием» мелодический подъем чаще всего делают на слоге «во». Слова «осанна в вышних» - с мелодическим подъемом наверх.
2 кафизмы по Уставу (одну из них могут сократить):
по 1-й кафизме (16-й) - малая ектения, седален;
по 2-й кафизме (17-й) без всяких «Слава и ныне: аллилуия» (они будут в конце тропарей по Непорочных), сразу поются воскресные тропари по Непорочны «Ангельский собор...»
Малая ектения.
Седален (по 2-м стихословии).
И сразу поем «Воскресение Христово видевше...» J Второй повод удивиться: мы в субботе или где?
50-й псалом.
КАНОН
Их два. Оба 8-го гласа. Нет никаких соединений, все по Триоди. Ирмосы свои, своя катавасия.
По Уставу положены библейские стихи «Поим Господеви...» (по Уставу библейские стихи прекращаются с Великого понедельника). По традиции к тропарям канона припев «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
С 6-й песни отменяется канон Лазаря и остается один Четверопеснец.
По 3-й песни - малая ектения, седален.
По 6-й песни - кондак «Всех радость Христос...», икос.
По 8-й песни «Честнейшую...» НЕ ПОЕМ. Нет никаких возгласов, нет никаких припевов, нет ничего. Сразу по закрытии 8-й песни - ирмос 9-й песни.
«Честнейшую...» не поется до понедельника Фоминой седмицы.
Иногда диакон или священник берет на себя пение первой строки ирмоса 9-й песни, а хор начинает петь со 2-й строчки. Диакон этим как бы восполняет несуществующую «Честнейшую...» И так всю седмицу.
Ирмос 9-й песни «Чистую славно почтим...» становится задостойником Субботы Лазаревой.
По закрытии 9-й песни - малая ектения.
«Свят Господь Бог наш », глас 1-й, трижды. Это уже 3-й воскресный элемент в этой службе.
Ексапостиларий.
Хвалитные стихиры на 8:
Стихи начинаются с «Сотворити в них суд написан...» + 2 стиха добавочных.
СЛАВА: глас 2-й: «Велие и преславное чудо...»
И НЫНЕ: «Преблагословенна еси, Богородице Дево...» - 4-й воскресный элемент.
Великое славословие.
Тропарь по славословии «Общее воскресение...»
Обычные ектении и отпуст.
Часы обычные.
ЛИТУРГИЯ Иоанна Златоуста. Антифоны Изобразительные.
Блаженна от канона песнь 3-я, 6-я, на 8:
В Типиконе никак не отражено, как петь на Входе «Приидите, поклонимся...» С каким припевом петь: «во святых Дивен Сый» или «воскресый из мертвых»?
Следуя логике воскресности этой службы, по традиции поют «воскресый из мертвых». Но лучше взять благословение у настоятеля.
Тропарь «Общее воскресение...»
СЛАВА И НЫНЕ: кондак «Всех радость Христос...»
Вместо Трисвятого - «Елицы...»
Когда раньше готовились ко крещению, крестили именно в этот день (чтобы уже крещеными войти в Евангельскую эпоху, встретить Пасху) и все тексты, все было направлено на это.
Прокимен: «Господь Просвещение мое...»
Аллилуия, глас 5-й.
Вместо «Достойно...» (оно не поется до отдания Пасхи) - ирмос 9-й песни «Чистую славно почтим...»
В нашей книжке есть самые разные распевы - знаменного, Киево-Печерского распевов, их обработки.
Причастен: «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу».
В этот день разрешается есть икру.
НЕДЕЛЯ ВАИЙ
Вербное воскресение
Октоих воскресный всегда умолкает, если на воскресение попадает двунадесятый Господский праздник, а здесь его вообще нет, не будет и обычных воскресных песнопений.
Неделя ваий продолжает Субботу Лазареву.
ВЕЛИКАЯВЕЧЕРНЯ
103-й псалом поется, Великая ектения.
«Блажен муж...» кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихир на 10:
СЛАВА: «Днесь благодать...»
И НЫНЕ: «Днесь благодать...»
Стихира «Днесь благодать...» становится лейтмотивом в этой службе. Текст короткий, выразительный, 6-го гласа. Очень хорош для пения с народом.
Но на И НЫНЕ: эта стихира становится классически коварной. Стихира короткая, а ведь на И НЫНЕ: совершается Вход. Поэтому стихиру нужно либо растягивать, либо брать протяженные мелодии, например, Зосимовой пустыни (по стилю - как Киево-Печерский).
«Свете тихий...»
Прокимен «Господь воцарися...»
Паремии.
«Рцем вси...», «Сподоби...», «Исполним вечернюю...»
Лития
На стихиру «Всесвятый Дух...» есть Киево-Печерский распев. Это бодрая и яркая стихира.
И НЫНЕ: «Прежде шести дней бытия Пасхи...» Стихира выпуклая, радостная по тексту.
Конец стихиры «Лазаре гряди вон» очень хорошо ложатся на заключительную фразу 3-го гласа.
Стиховна
Можно (с благословения настоятеля) стихиры 8-го гласа заменить на стиховные стихиры с малой вечерни, которые даны на подобен «Доме Евфрафов...» Напев - выразительный, яркий, сочный, в нем много радостной энергии.
«Ныне отпущаеши...»
Трисвятое. «Отче наш...»
Тропарь «Общее воскресение...» дважды + 1 раз ин тропарь «Спогребшеся Тебе крещением...»
1-й тропарь - 1-го гласа, в котором мелодия уходит наверх. 2-й тропарь - 4-го гласа и петь его в том же тоне - низко. На 2-й тропарь от тона первого тропаря тон дать на кварту выше (по отношению к 1-му тропарю - это S). В этом случае тропарь прозвучит не задавлено, а нормально, торжественно.
УТРЕНЯ
«Общее воскресение...» дважды, СЛАВА И НЫНЕ: «Спогребшеся...»
Кафизмы 2-я и 3-я.
По каждой - малая ектения и седален.
ПОЛИЕЛЕЙ («Ангельского собора...» НЕТ)
Величание, степенна 4-го гласа.
Прокимен 4-го гласа «Из уст младенец...»
Евангелие, сразу 50-й псалом («Воскресение Христово видевше...» НЕТ). 50-й псалом обычно не пропускают даже там, где его принято сокращать потому что во время него выносится бак с вербами, кропило...
Священник: «Господу помолимся» - хор: «Господи, помилуй».
Идет молитва. И происходит освящение верб.
Глас 2-й: Слава: «Днесь Христос входит во град Вифанию...»
И ныне: тойже.
«Помилуй мя, Боже...»
Глас 6-й: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра...»
(Пока идет кропление ваий, стихира может петься несколько раз. Регент должен «косить»).
КАНОН
Канон очень маленький, по 2 тропаря в песне.
Полностью канон (и ирмосы, и тропари) расписан в Киево-Печерском обиходе.
Иногда этот канон поют целиком (на напев ирмосов), чтобы как-то увеличить канон.
Ирмосы канона входят в краегранесие.
Известен ирмос 5-й песни «На гору Сион взыде благовествуяй...», который связан с восхождением архиерея на кафедру во время архиерейского служения.
По 3-й песни - ипакои.
По 6-й песни - кондак «На престоле на Небеси...» и икос.
«Честнейшую...» не поем, нет припевов на 9-й песни.
Ирмос 9-й песни «Бог Господь...» становится задостойником.
Ектения малая.
Светильна нет, но есть «Свят Господь Бог наш...» на 4-й глас.
Хвалитные стихиры на 6:
Слава и ныне: «Прежде шести дней бытия Пасхи...»
Великое славословие.
Тропарь один «Общее воскресение...»
Ектении и отпуст.
Часы обычные.
ЛИТУРГИЯ Иоанна Златоуста.
Антифоны праздничные.
Входный стих возглашает священник «Благословен Грядый...» («Приидите, поклонимся...» не поется).
Поется ТРИСВЯТОЕ.
Прокимен «Благословен Грядый во Имя Господне, Бог Господь и явися нам».
Вместо «Достойно есть» поется ирмос 9-й песни канона «Бог Господь, и явися нам, составите праздник...» У Чеснокова очень красивый.
Причастен «Благословен Грядый во Имя Господне...» В нотах дана мелодия стихиры «Днесь благодать...»
Перед причастием поется «Благословен Грядый во Имя Господне, Бог Господь и явися нам». Эти слова звучали во Входном стихе, причастне и прокимене. Поэтому их можно спеть как-то особо - на мелодию прокимена.