Визуализация и техника ментальной локации




Многие известные гипнотизеры и суггестологи утверждают, что прежде, чем внушить какой-то образ, какую-то вещь окружающим, они должны "увидеть" ее сами, то есть представить ее себе настолько отчетливо и ярко, словно видят ее наяву. Только тогда они могут успешно внушать этот образ другим. В современной парапсихологической практике это называется визуализацией. Зачем же нужна визуализация при гипнозе и внушении, какую роль она играет в ментальном взаимодействии людей? Об этом мы поговорим позже. А сейчас мы рассмотрим, что такое визуализация и какую роль она может играть в жизни человека.

Первое, с чего следует начинать, - это развитие силы представлений. Техники развития силы представлений были известны уже в глубокой древности и отрабатывались в течение тысячелетий. Как и во всех психоэнергетических упражнениях, это упражнение начинается с правильного положения тела.

Положение - сидя. Ноги в данном случае могут быть расположены произвольно, но обязательно симметрично друг другу. Позвоночник, шея и голова должны быть расположены на одной прямой линии, строго перпендикулярно поверхности земли. С виду эта инструкция может показаться очень простой, однако мы плохо осознаем свое тело, положение различных его частей и работу различных мышечных групп. Поэтому в большинстве случаев, чтобы расположить тело правильно, требуется кропотливая работа с инструктором.

Грудную клетку нужно раскрепостить и расправить, чтобы дыхание было легким и свободным. Для этого необходимо опустить плечи вниз и назад и расправить их. При этом будет хорошо, если расстояние между лопатками по возможности увеличится. Чтобы легче поддерживать грудную клетку расправленной, поясницу можно слегка прогнуть вперед.

Поупражнявшись некоторое время и освоив правильное положение тела, можно переходить к начальным упражнениям по формированию и развитию представлений. Согласно современной европейской психологии, "представление (в психологии) - наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или в воображении. В связи с этим различают представления памяти и представления воображения". Примем это определение за исходный пункт наших рассуждений и добавим, что представления по существу являются, с одной стороны, строительным материалом для мышления и, с другой стороны, - формой взаимодействия нашего "Я" с внешней реальностью. Мы рекомендуем начинать развитие потенциала представлений, используя зрение, так как для европейцев оно является главным анализатором.

Для работы вначале следует использовать светящиеся, но не слишком яркие объекты. Может подойти тлеющий уголек, восходящее или заходящее солнце, луна, фосфоресцирующие объекты и т.д. Классическим объектом для развития силы представлений является пламя свечи.

Болгарский автор В. Евтимов так описывает это упражнение: "Пламя зажженной свечи должно располагаться на уровне глаз на расстоянии от 50 см до 1 м. Вглядывайтесь широко открытыми глазами точно в центр пламени до тех пор, пока глаза не начнут слезиться. Закройте глаза. После продолжительного взглядывания в яркий объект перед закрытыми глазами останется его светлый "след", который должен возбуждать зрительные центры в мозге. Попытайтесь "спроектировать" этот светлый "след" точно в межбровный промежуток: сначала он будет ярким, а потом постепенно побледнеет и исчезнет. Повторите упражнение. Проделывайте так ежедневно, пока не достигнете способности смотреть на пламя в течение 10-15 минут, не мигая. Тогда вы обнаружите, что центр светлого "следа" окружен множеством других более слабых световых пятен. Не отводите взгляда от центрального пятна. Когда же, наконец, вы не будете видеть ничего, кроме светлого пятна на месте свечи, то это будет означать, что вы овладели упражнением".

Однако такой вариант упражнения больше рассчитан (как указывает и сам В. Евтимов) на профилактику и развитие самого процесса зрения и меньше способствует непосредственно развитию зрительных представлений. Для формирования и развития мощных зрительных представлений и увеличения на этой основе потенциала мышления необходимо выполнять это упражнение следующим образом.

Вначале сосредотачиваем свой взгляд и все свое внимание на пламени свечи в течение одной минуты. Пламя должно быть неподвижным. Следует рассматривать его как можно пристальней, во всех подробностях. Например, внимательно рассмотреть контур пламени, изменения цвета в центре и по краям, окраску фона рядом с краями пламени, более светлые и темные формы в самом пламени и т. д. Затем следует закрыть глаза, однако, в отличие от описанного выше варианта упражнения, следует не просто наблюдать за светящимся следом на фоне закрытых век, а представить себе пламя как можно ярче и отчетливей, во всех деталях и подробностях.

Этот мыслительный образ следует расположить в точке между бровями и стараться удерживать его как можно дольше, сохраняя его ярким и со всеми подробностями. Условная плоскость нашего лба - это естественный экран нашего внутреннего взора, на котором мы видим все образы, всплывающие в нашем сознании. Поэтому, помещая образ пламени свечи в центр этой плоскости - в точку между бровями, мы можем удерживать его дольше и отчетливей. Однако через какое-то время образ теряет свою яркость, становится смутным, наше внимание начинает непроизвольно отвлекаться на другие объекты. Тогда следует снова открыть глаза и снова в течение минуты сосредотачиваться на пламени. Затем вновь закрываем глаза, отрабатываем удержание образа, то есть свое представление пламени.

Постепенно, по мере тренировки, наше восприятие и представление пламени становится все более четким и ярким. К зрительным ощущениям добавляются другие. Мы приобретаем способность не только вызывать зрительный образ пламени, но и ощущать запах тающего воска, тепло пламени, его потрескивание и т.д. Представление становится все более насыщенным, аккумулирует в себе все больший энергоинформационный потенциал. Развивается способность все дольше удерживать это представление с закрытыми глазами, В зависимости от индивидуальных особенностей и ряда других обстоятельств, у одних людей эта работа идет более успешно, у других медленнее, однако при систематической практике рано или поздно наступает такой момент, когда человек может с закрытыми глазами отчетливо видеть пламя свечи сколько угодно долго. Появляется также способность воспроизводить этот образ через несколько дней и более после созерцания самого пламени. При этом яркость и отчетливость воспроизводимого мысленно образа такая же или даже выше, чем воспринимаемого объекта. Таким образом формируется представление, обладающее мощным психоэнергетическим потенциалом.

Такое развитие представления пламени свечи или любого другого светящегося объекта порождает ряд сопутствующих положительных эффектов. Среди этих эффектов следует прежде всего отметить общее повышение психоэнергетического потенциала мышления и формирование эйдетической памяти. Характерной особенностью эйдетической памяти является то, что человек сначала воспроизводит объект в своем сознании, а затем может рассматривать и воспринимать этот объект так же, как если бы он реально находился перед глазами. Так, например, бросив взгляд на какой-нибудь пейзаж или на страницу книги, человек запечатлевает воспринятое в памяти, не вникая в содержание, а затем, спустя сколь угодно долгое время, он может воспроизвести этот пейзаж или страницу в своем сознании и начать рассматривать или читать. Элементами эйдетической памяти обладают все дети в младшем дошкольном возрасте, однако затем эта способность (как и многие другие) утрачивается. Развитие потенциала представлений позволяет восстанавливать эту способность, независимо от возраста.

Достижение эйдетических способностей по отношению к светящимся объектам можно считать первой ступенью развития пеихоэнергетического потенциала представлений. Когда этот уровень достигнут, можно переходить к упражнениям с другими классами объектов. Однако, к выбору объектов для концентрации и ментального воспроизведения следует относиться осторожно. Неправильно подобранные объекты могут привести к ухудшению самочувствия и деградации психики. В древности считалось, что только опытный духовный наставник может рекомендовать конкретному человеку с учетом его индивидуальных особенностей именно ему подходящий объект для психологических упражнений. Имеются в виду простые и социально нейтральные объекты. Работа с объектами, имеющими социальный смысл (например, деньги, символы власти и социального статуса), биоэнергетический потенциал (амулеты, талисманы, обереги и другие), а также работа с образами ситуаций и событий прошлого и будущего требуют особых методов и специальной подготовки.

Здесь мы может привести перечень классических объектов для психологических упражнений, которые могут подойти человеку, независимо от его индивидуальных особенностей: цветные круги диаметром 9 см. пяти цветов (синий, желтый, красный, белый и черный (четыре стихии природы - земля, вода, воздух, огонь; четыре возвышенных состояния - любовь к живым существам, сострадание, радость за успехи окружающих, погруженность в свое внутреннее "Я"; четыре бесформенных объекта - бесконечность пространства, бесконечность сознания, пустота, ничто).

В то же время, правильный выбор объекта для психологических упражнений позволяет даже человеку с небольшими способностями достичь феноменальных результатов. Так, например, известна история о первых попытках медитации великого индийского духовного мастера и учителя Шри Чайтаньи, жившего в XV в. Он был пастухом и отличался невежественностью и весьма ограниченным мышлением. Однажды он пришел к учителю Рам Ачарье и стал просить, чтобы учитель обучил его духовным упражнениям.

Рам Ачарья сказал:

- О, Чайтанья! Размышляй о Кришне, сидящем, скрестив ноги, с флейтой в руках, поместив его образ в центре солнечного диска, находящегося в лотосе твоего сердца. При этом повторяй известную мантру Кришны; - Ом намо вхага - ватэ васу-девайм.

- О, Гуру, я такой тупоголовый. Мне это не под силу. Это слишком трудно для меня. Эта мантра очень длинная для меня. Я не смогу ее запомнить. Пожалуйста, посоветуй мне что-нибудь другое.

Рам Ачарья сказал;

- О, Чайтанья, не беспокойся. Я дам тебе более простой способ. Слушай же. Помести красивую маленькую статуэтку Шри Кришны перед собой. Сядь в позу лотоса. Смотри внимательно на нос статуэтки, на ее руки, ноги. Внимательно разглядывай каждую часть тела.

- О, Гуру! Это для меня еще труднее. Если я приму такую позу, то у меня начнут болеть суставы, и я уже не смогу смотреть на статуэтку. Кроме того, мне, во-первых, нужно будет сидеть неподвижно, а во-вторых, внимательно смотреть на различные части статуэтки, а я совершенно не могу делать два дела сразу и помнить одновременно больше, чем об одной вещи. Великий Гуру, дай мне что-нибудь очень легкое!

Тогда Рам Ачарья сказал:

- О, Чайтанья, помести портрет своего отца перед собой и сядь в любую удобную для тебя позу. Просто смотри некоторое время на этот портрет.

- О, Гуру, мой покровитель ! Это тоже очень трудно, так как я очень боюсь своего отца. Он ужасный человек. Он часто бил меня. Меня одолевает дрожь при одной мысли о нем. Мои ноги дрожат. Этот метод не подойдет мне. Мне кажется, что он еще труднее, чем два предыдущих метода. Умоляю тебя, Гуру, придумай для меня что-нибудь совсем легкое. Я уверен, что на этот раз, Рам Ачарья, ты дашь мне упражнение, которое будет мне по силам. Рам Ачарья сказал:

- О, Чайтанья, скажи мне, что ты любишь больше всего?

- О, Гуру, - ответил Чайтанья, - у меня есть дома корова, которая дает молоко. Из молока я делаю творог и топленое масло. Я люблю эту корову больше всего. Я постоянно думаю о ней.

Иди сейчас к себе домой, - сказал Рам Ачарья, - закройся в своей комнате, сядь на подстилку в углу и постоянно думай и медитируй над образом этой коровы, отключаясь от всего другого. Делай это без промедления.

На этот раз Чайтанья остался очень доволен. Он пришел домой в веселом, жизнерадостном настроении, уединился в своей комнате и сделал все точно так, как сказал ему гуру. Он начал медитировать над образом коровы так сосредоточенно, что три дня подряд не выходил из комнаты. Он забыл о еде и перестал осознавать свое тело и все окружающее. Он всецело был поглощен мыслями о корове.

Через три дня учитель Рам Ачарья пришел к нему, чтобы посмотреть, как идут дела, и застал его погруженным в медитацию.

Так Шри Чайтанья достиг прорыва в своем духовном развитии и достиг сверхсознания, благодаря тому, что учитель помог ему найти подходящий объект для сосредоточения.

Научившись воспроизводить зрительные представления (именно на это направлена в первую очередь работа со светящимися объектами), следует дополнять их воспроизведением слуховых, осязательных и других представлений. При этом можно рекомендовать следующую технику.

Сядьте в описанную выше позу для психологических упражнений. Теперь начинайте как бы "трогать" взглядом различные предметы, например, книгу, а затем - свою руку. "Погладьте" их взглядом и уловите разницу ощущений. Затем точно так же "коснитесь" взглядом какого-либо предмета окружающей обстановки, "погладьте" его и опять сравните разницу ощущений. Если вы не улавливаете, о чем идет речь, потрогайте предмет рукой, а потом попробуйте воспроизвести это ощущение в уме, не касаясь предмета. "Трогаете" предметы вы, конечно, не взглядом, а умом, но вначале это легче получается с привлечением взгляда или рук "тонкого тела", то есть мысленно трогая предмет рукой. Освоив "касание взглядом", закройте глаза и "потрогайте" его опять. Теперь, мысленно воспроизведя предмет, вы должны учиться не только видеть его отчетливо и реально, но и воспринимать его всеми органами чувств. При этом воспроизводимые образы предметов становятся эйдетическими не только зрительно, но и по отношению ко всем другим органам чувств.

Достижение таких результатов имеет для человека ряд важных последствий, среди которых прежде всего следует отметить формирование сверхнормальных способностей саморегуляции и изменения в структуре личности. Человек становится более сознательным. Разрушаются многие привычки, предрассудки и стереотипы. А поскольку большинство привычек человека европейской цивилизации - вредные, то наблюдается общее повышение жизнедеятельности организма и психики. Раскрепощаются душевные силы и происходит душевный подъем, прилив уверенности и оптимизма.

Однако этот период таит в себе и определенные опасности. Начиная работать в соответствии с приводимыми здесь указаниями, следует помнить, что вы вступаете в неизвестные сферы человеческого сознания. Если вы заблудитесь в этих сферах, то никто из ваших знакомых или близких не будет знать, где вас искать. Бесполезно также надеяться на врачей и других известных вам специалистов. Они так же беспомощны в бескрайних океанах нашего сознания, как и все остальные. Поэтому начинать работу лучше, заручившись поддержкой опытного наставника. Но даже и в этом случае спешить не следует. Прежде чем делать шаг вперед, нужно посмотреть, куда мы собираемся поставить ногу.

Когда способность мысленного воспроизведения и удержания в сознании различных объектов развита до уровня эйдетизма, можно переходить к следующей ступени развития потенциала представлений - к визуализации. Скажем так: визуализация - это такое мысленное воспроизведение объектов внешнего мира, при котором воздействие этих мысленных образов, этих сверхъярких представлений на органы чувств, организм и психику человека не отличается от воздействия самих предметов. То есть, по существу, с помощью визуализации человек создает для себя новую реальность.

Если в предыдущих упражнениях мысленное воспроизведение объектов осуществлялось с закрытыми глазами, то техника визуализации заключается в том, чтобы мысленно воспроизводить в сознании объекты с открытыми глазами. При этом возможны два варианта. Во-первых, при визуализации даже с открытыми глазами человек не видит вокруг себя ничего, кроме визуализируемых объектов. При втором варианте человек видит вокруг себя как реальные, так и визуализируемые объекты. Однако, если при воспроизведении объектов с закрытыми глазами решающую роль играют внутренние процессы и способности человека, то при визуализации он включается в сложные энергоинформационные взаимодействия с внешним миром, и именно они определяют успешность визуализации. Эти взаимодействия оказывают определенные влияния и на начальных этапах развития потенциала предстаелений, однако именно при визуализации они становятся решающим фактором.

При достижении комплексных эйдетических представлений человек приобретает возможность изменять свое собственное восприятие реальности, структуру своей реальности. При достижении визуализации человек приобретает способность изменять мировосприятие окружающих людей, влиять на энергоинформационные процессы значительных масштабов. Чем больше объем и яркость визуализации, тем с большим количеством явлений и событий в окружающем мире она оказывается связанной, и все эти объекты, в свою очередь, оказывают воздействие на процесс визуализации. Здесь параметры представлений как бы развертываются по двум осям координат. Первая координата - соответствие представлений реальности; вторая - объем представлений, насколько большой круг явлений оно в себя включает. Третий параметр - психоэнергетический потенциал представлений. По психоэнергетическому потенциалу представления могут быть подразделены на обычные (обыденные) представления, эйдетические представления и визуализации. Легче увеличивать потенциал представлений и приближаться к эйдетическому уровню, а затем - и к уровню визуализации, если представления максимально соответствуют имеющейся реальности или нейтральны по отношению к ней. Например, сравнительно легко представить себе черную точку или пламя свечи и гораздо труднее представить улыбку своего соседа, если вы с ним постоянно ссоритесь.

Первое, что вытекает отсюда, - это работа по определению степени реальности событий, в том числе и событий, отстоящих от нас на значительном расстоянии в пространстве и времени. Попрактиковавшись несколько месяцев, человек обучается чувствовать и точно оценивать те усилия и тот уровень концентрации, которые необходимы, чтобы мысленно воспроизводить те или иные представления. Он знает свой номинальный уровень психоэнергетических затрат для создания мысленных образов. Предположим, он захотел разыскать своего знакомого. Для этого человек устраивается в спокойном и уединенном месте, сосредотачивается и пробует представлять себе своего знакомого последовательно в различных местах. Представлять знакомого в тех местах, где его нет, трудней. Но если представление совпадают с действительным местонахождением знакомого, то, во-первых, воспроизвести такое представление легче и, во-вторых, оно дает больший всплеск эмоций. Человек, обладающий достаточным практическим опытом работы со своими представлениями, способен четко почувствовать эту разницу между адекватными и неадекватными представлениями и точно определить местонахождение нужного человека. Подобным же образом можно "зондировать" события и явления, происходящие не только в настоящее время, но и относящиеся к прошлому или будущему. Эту практику, по аналогии с биолокацией, можно назвать ментальной локацией. По сравнению с биолокацией такая форма ясновидения, как ментальная локация, может быть более разнообразной и допускать более информативные интерпретации.

Существенной закономерностью ментальной локации является зависимость ее успешности и психоэнергетических затрат от степени включенности в жизнь человека, осуществляющего ментальную локацию (назовем его условно ментальным оператором). Сознание человека, мышление и психика в целом связаны мириадами зримых и незримых нитей, энергоинформационных связей с неисчислимым количеством объектов и событий во Вселенной. Благодаря этим связям человек может "снимать" информацию с различных энергоинформационных пространств, используя свои представления в качестве своеобразного индикатора. Чем слабее эти связи, тем дальше стоит исследуемое явление от привычных представлений и стереотипов мышления оператора, тем труднее оно поддается локации. Таким образом, успешность ментальной локации может определяться следующими факторами: потенциалом представлений оператора, соответствием этих представлений исследуемому объекту, значимостью исследуемого объекта для оператора. Кроме того, следует учитывать возможность искусственных препятствий, когда опытный мастер "закрывает" для посторонних те или иные области энергоинформационного пространства.

Наличие энергоинформационных взаимосвязей между осознаваемыми мыслями и представлениями человека и явлениями окружающего мира позволяет не только осуществлять ментальную локацию этих явлений, но и оказывать на них определенное воздействие. Однако, если при локации психическая энергия затрачивается только на создание представлений - индикаторов, то для воздействия на события психоэнергетический потенциал оператора должен соответствовать энергоинформационным параметрам объекта воздействия. При этом он оказывается на несколько порядков выше того, который необходим для локации.

Если практика ментальной локации может быть доступна любому человеку после трех-четырехмесячной тренировки воспроизведения представлений, то практика ментальных воздействий требует уникального психоэнергетического потенциала. Тем не менее, такой потенциал, правда в исключительно редких случаях, может быть врожденным или неосознанно приобретенным. Такой человек нередко с удивлением обнаруживает, что стоит ему иногда задаться какой-то мечтой - и эта мечта сбывается самым неожиданным образом. Однако это получается не всегда, и человек, не понимая закономерностей этих явлений, становится суеверным и начинает верить во вмешательство сверхъестественных сил.

Такая же ситуация нередко бывает у тех немногих людей, которые сумели развить силу представлений до высокого уровня. При этом нередко бывает, что, развивая свои представления и биоэнергетические возможности, они совершенно не обращают внимания на связи своих развивающихся способностей и качеств с происходящими вокруг них событиями, с развертыванием собственной жизни. В результате они теряют контроль и над своими представлениями и воображением, и над ходом собственной жизни. Как же взять под контроль связь своих представлений с внешними событиями и управлять этой связью в соответствии со своими целями?

Здесь мы представим один из возможных вариантов ментального воздействия на события и опишем его основные этапы и механизмы.

 

 

 

Глава десятая





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!