Требования к условиям реализации программы




Психолого-педагогическое обеспечение:

- учёт актуального уровня психического развития ребенка;

-создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы;

-дифференцированный подход с учётом индивидуальных возможностей, учёт зоны ближайшего развития ребёнка.

-профилактика зрительных, умственных и физических нагрузок.

Программно - методическое обеспечение:

система занятий разработана на основе источников:

1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. Под редакцией Плаксиной Л.И.Просвещение. М.: 1997

2. Основы коррекционной тифлопедагогики. Б.К. Тупоногов, Владос. М.:20003.

3. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения (из опыта работы). Под редакцией Земцовой М.И. Просвещение, М.:1978.

4. Социализация дошкольников с нарушениями зрения средствами игры (из опыта работы). Под редакцией Подколзиной Е.Н. Город детства, М.:2006.

5. Нарушения зрения у дошкольников (развитие пространственной ориентировки) Нагаева Т.И. Феникс, Ростов – на – Дону, 2008.

6. Коррекционно –развивающие занятия с в подготовительной группе. Катаева Л.И. Книголюб. М.:2004.

7. Подбор статей по вопросам тифлопедагогики. Денискина В.З., Полколзина.Е.Н., Мясникова Л.В., Малева З.П., И К П при РАО.

Материально – техническое обеспечение:

-специально подготовленные пособия, компьютер;

- подбор дидактических игр и упражнений, физкультурных минуток, гимнастики для глаз.

При построении программы по развитию умений и навыков пространственной ориентации у детей, как базовые, были выделены 4 блока, составляющие этапы коррекционно-развивающей работы:

1. Развитие навыков ориентировки по «схеме тела».

2. Развитие ориентировки относительно себя.

3. Развитие ориентировки в макропространстве.

4. Ориентировка в пространстве по плану- схеме.

 

Таблица 1

Перспективное планирование специальных коррекционных занятий по разделу: «Ориентировка в пространстве»

Блоки №занятия Февраль Март Апрель
Ориентировка по «схеме тела» 1,5,9. Упражнять в определении, назывании частей тела стоящего впереди ребёнка с точкой отсчёта от себя. Учить определять и называть части тела, отображенные в зеркале. Использовать в речи специальные термины. Совершенствовать умение выделять, словесно обозначать парно противоположные части тела.
Ориентировка «от себя» 2,6,10. Учить определять пространственное расположение предметов, фигур относительно себя, использовать термины пространственного значения Формировать умение определять пространственное расположение предметов относительно себя. Развивать целостное зрительное восприятие. Закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя», учить определять пространственное расположение.
Ориентировка в макро пространстве. 3,7,11. Учить ориентироваться при бросании и ловле мяча, в подвижных играх, развивать координацию движений, ориентировку в пространстве. Совершенствовать умение ориентироваться в помещениях детского сада, находить названный кабинет, опираясь на предметы – ориентиры Совершенствовать умение ориентироваться на территории детского сада, поясняя словесно свой путь.
Ориентировка по плану-схеме 4, 8, 12. Учить ориентироваться на ближайшей к детскому саду улице; выявлять предметы ориентиры, пространственные отношения между ними. Упражнять в умение сооружать постройки из строительного материала в соответствии с предложенной схемой. Учить ориентировке на улице, опираясь на модель «Улица нашего города». Продолжать знакомить с правилами поведения на улице, правилами пешеходов.

 

Таблица 2

Тематическое планирование специальных коррекционных занятий по разделу: «Ориентировка в пространстве»

Месяц Блоки № занятия Тема Цели коррекционной работы
Февраль Ориентировка по схеме тела   Упражнение «Опиши друга» Закреплять умение определять и называть части тела ребенка стоящего впереди с точкой отсчета от себя
Февраль Ориентировка в пространстве «от себя»   Упражнение «Полет птиц». Физкультурная минутка «Птичья полечка» Упражнять в умении определять пространственное положение фигур относительно собственного тела, называть направления летящих птиц: выше-ниже, ближе-дальше, левее -правее, между. Развивать зрительное и слуховое восприятие, ориентировку в пространстве.
Февраль Ориентировка в макро пространстве   Игровое упражнение «Куда пойдешь, что найдешь». Упражнение «Слева –справа» Упражнять в действенном различении и обозначении словами основных пространственных направлений вперед- назад, налево – направо, обозначать местоположение объектов в пространстве (в, над, на, под, за)
Февраль Ориентировка по плану-схеме   Пальчиковая гимнастика «Кулачки». Игра «Сложи узор» Упражнять в умении расслаблять пальцы, выполнять действия по схеме- образцу. Развивать цветовое восприятие, способность к анализу, синтезу, ориентировку в микро пространстве, умение вербально пояснять действия
Март Ориентировка на схеме тела   Игровые упражнения «Свет мой, зеркальце, скажи», «Лед и огонь» Определять и называть части тела, отображенные в зеркале при повороте на 180 градусов. Использовать в речи специальные термины. Развитие навыков самоконтроля, координации движений
Март Ориентировка в пространстве «от себя»   Игровое упражнение «Что, где находится?». Динамическая пауза «Мы рано встали». Формировать умение определять пространственное расположение предметов относительно себя, словесно обозначать, давая характеристику используя в речи предлоги
Март Ориентировка в макро пространстве   Игровое упражнение «Объясни Незнайке как пройти …» Совершенствовать умение ориентироваться в помещениях детского сада; уметь пояснить, как пройти к тому или другому кабинету, опираясь на предметы, являющиеся ориентирами
Март Ориентировка по плану-схеме   Игра с конструктором «Мы строители» Закреплять умение строить постройки из строительного материала в соответствии с предложенной схемой; продолжать учить обозначать расположение деталей соответствующими терминами
Апрель Ориентировка по «схеме тела».   Упражнение «Расскажи о том, кто стоит напротив». Упражнение на релаксацию «Распускается цветок» Развивать умение определять стороны стоящего напротив ребёнка, обозначать их пространственными терминами. Выделять парно противоположные части тела. Развивать воображение, умение расслабляться и отдыхать
Апрель Ориентировка «от себя»   Игровое упражнение «Кто, где стоит» Закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя», определять пространственное расположение детей группы, использовать в речи слова-местоимения (этот, тот, другой)
Апрель Ориентировка в макро пространстве   Игровое упражнение «Экскурсовод» Совершенствовать умение самостоятельно ориентироваться на территории детского сада; словесно описывать свой путь, развивать зрительное восприятие
Апрель Ориентировка по плану-схеме   Игра «Внимательный пешеход» Упражнение «Шагание» Продолжать учить ориентироваться на улице, опираясь на модель «Улица нашего города», закрепить правила дорожного движения и правила для пешеходов». Упражнять в ходьбе с одновременным взмахом руки (левая нога – левая рука, правая нога – правая рука)

 

При реализации данной программы у дошкольников с нарушением зрения должны наблюдаться следующие результаты:

- сформировано умение использовать возможности сохранных анализаторов, восполнены основные пробелы в формировании зрительных образов и впечатлений;

- уточнены представления об окружающей действительности;

- сформированы уровни активной социальной позиции, адекватная самооценка;

- уточнен и активизирован активный словарь, пополнен пассивный;

- предупреждены вторичные нарушения.

Дошкольники приобретут навыки активной познавательной деятельности, научится видеть, слушать, рассуждать, а также сравнивать, анализировать, обобщать. Упорядочение представлений и знаний об окружающем создаст базу для усвоения навыков по развитию зрительного восприятия и пространственной ориентации. На основе выявленных особенностей развития пространственной ориентации и использовании специальных методов и приёмов будет эффективно организован коррекционно-развивающий процесс по обучению дошкольников с косоглазием и амблиопией умению ориентироваться в пространстве.

Нами разработаны и предложены рекомендации по развитию пространственной ориентации педагогами и родителям.

Учителю-дефектологу, так как тифлопедагогическая помощь — это один из способов коррекционного воздействия, направленный на преодоление вторичных недостатков в развитии ребенка, на гармоничное развитие его личности, социальной активности, адаптации, формирование адекватных межличностных отношений:

1. Использовать сенсорные упражнения, различные виды продуктивной деятельности, дидактические игры, характеризующиеся целенаправленностью воздействия на отдельные зрительные функции.

2. Развивать предметно-практическую деятельность как основу качественного формирования перцептивных действий.

3. Развивать пространственные представления как средство совершенствования зрительного восприятия, его полноты и дифференцированности.

4. Использовать сохранные анализаторы в комплексе для формирования полисенсорного восприятия детьми пространства.

5. Оптимизировать процесс коррекции с целью повышения эффективности образовательного процесса и психического развития ребёнка с нарушением зрения.

Рекомендации педагогу - психологу:

1. Использовать в работе с детьми получаемую ими полисенсорную информацию в предметно-практической, познавательной, коммуникативной деятельности.

2. Создавать условия для мотивированной, значимой для ребёнка зрительной и познавательной деятельности, ситуации успеха.

3. Формировать социально-адаптивное поведение, позволяющее ребенку с нарушением зрения быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях.

Логопеду:

1. Учитывать в работе замедление темпа развития отдельных психических функций и их своеобразие у детей с нарушениями зрения.

2. Формировать навыки использования зрительных умений для установления логических причинно–следственных связей при отражении окружающей действительности и развитии активного словаря.

3. Использовать речь как мощный компенсаторный фактор, охватывающий познавательную деятельность.

Работа с родителями:

- проведение практикумов – знакомство с различными играми и упражнениями на развитие пространственной ориентировки;

- создание «Семейной игротеки» (игры, книги, тетради по развитию пространственной ориентировки);

- организация выставок, детских работ и совместных тематических выставок детей и родителей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: