На основании принятой и проанализированной информации оператор принимает необходимое решение по управлению. Процедура принятия решения является центральной на всех уровнях приема и переработки информации.
В самом общем виде процедура принятия решения включает формирование последовательности целесообразных действий для достижения цели на основе преобразования исходной информации.
К основным объективным и субъективным условиям, определяющим реализацию процессов решения в деятельности оператора, можно отнести:
– наличие дефицита информации и времени, стимулирующих «борьбу» гипотез.
– наличие некоторой неопределенной ситуации, определяющей «борьбу» мотивов у субъекта, принимающего решение;
– осуществление волевого действия, обеспечивающего преодоление неопределенности, выбор гипотезы и принятие на себя той или иной ответственности.
Условия принятия решения во многом зависят от степени неопределенности. Различают следующие виды неопределенности:
– неопределенность, обусловленная большим числом объектов, включенных в ситуацию (избыток информации);
–неопределенность, вызванная недостатком информации;
– неопределенность, порожденная слишком высокой «платой» за определенность, вносимую субъектом, принимающим решение.
Процедура принятия решения и его качество в различных ситуациях неопределенности будет иметь разный характер. Поэтому в зависимости от состояния исходной информации могут быть три вида решения:
– детерминированное;
– вероятностное;
– предельное.
Однако в любом случае в процессе принятия решения необходимо разумное снижение неопределенности.
Проблема выработки и принятия решения условно имеет следующие аспекты:
|
– логико-психологический;
– операциональный;
– функционально-динамический;
– формализованный;
– личностный.
С логико-психологической точки зрения процесс переработки информации и принятия решения связан: с формулированием задачи; поиском, накоплением и анализом информации, необходимой для принятия решения; с выявлением и оценкой проблемной ситуации; с построением системы гипотез; с реализацией выдвинутой программы действий.
С операциональной точки зрения процедура принятия решения складывается из информационной подготовки и собственно принятия решения. При этом информационная подготовка принятия решения складывается из внешнего и внутреннегоинформационногообеспечения. Внешнее информационное обеспечение требует решения проблем, связанных с вопросами определения количества и качества информации, необходимой и достаточной для принятия решения и оптимального представления этой информации оператору. Внутреннее информационное обеспечение сводится к процедурам, объединенным в две группы: поиск, выделение, классификация и обобщение информации о проблемной ситуации; построение текущих образов или оперативных концептуальных моделей.
Функционально-динамическийаспект принятия решения связан с реализацией комплекса внутренних психологических механизмов. Организация процесса принятия решения в этом случае достаточно сложна и требует взаимодействия различных психологических механизмов. Что касается самого действия принятия решения, то оно одномоментно и подчиняется, возможно, некоторому универсальному закону.
|
Формализованный аспект описания процедуры принятия решения складывается из двух частных проблем:
количественного описания входных и выходных данных и формализованного описания самих процессов. Для решения первой проблемы используется различный математический аппарат (теория игр, теория массового обслуживания, факторный анализ и т.п.). Решение второй проблемы значительно сложнее. Формальное описание процессов принятия решений возможно лишь на основе использования методов, обладающих определенными лингвистическими возможностями (например, аппарат формальных грамматик).
Личностный аспект связан с влиянием мотивационно-установочной и эмоционально-волевойсфер на протекание информационных процессов.
Принятие решения весьма индивидуально. На основе выявления индивидуальных типологических различий предложена классификация типов решений, при которой учитывается соотношение процессов построения (П) и контроля выдвигаемых гипотез (К). В зависимости от этого различают следующие типы решений:
П>>К – импульсивные решения (процессы построения гипотез резко преобладают над контрольными процессами);
П>К – решения с риском;
П=К – уравновешенные решения;
П<К – осторожные решения;
П<<К – инертные решения (контрольные процессы резко преобладают над процессами построения гипотез, протекающими медленно и неуверенно).
Наиболее эффективными при наличии необходимых знаний оказываются операторы, склонные к принятию решений с риском, но обладающие осмотрительностью.
|
На процессы принятия решения большое влияние оказывает и «эмоциональный феномен », обеспечивающий снятие неопределенности на основе действия механизмов эмоций. Экспериментально показано, что без эмоциональной активации невозможно решение субъективно сложной мыслительной задачи. Эта активация порождается как общей ситуацией, в которой протекает деятельность (ситуационные эмоции), так и результатом интеллектуального процесса (интеллектуальные эмоции). При решении простых задач роль ситуационных эмоций разного знака однозначна. При решении творческих задач отрицательные эмоции могут играть положительную роль. Поэтому можно говорить об управлении процессами решений за счет искусственно создаваемой эмоциональной активации.
Интересными являются также результаты исследований мотивационных основ решения задачи. Эксперименты проводились в группах с разной мотивационной установкой: сделать как можно лучше; сделать не хуже других; лишь бы сделать. Эффективность решения задачи в первой группе оказалась в 1,5 раза выше, чем во второй и в 2 раза выше, чем в третьей.
В заключение необходимо отметить, что структура и механизмы процедуры принятия решения не являются стабильно-универсальными на разных уровнях психического отражения. Они изменяются при переходе от перцептивно-опознавательного уровня к речемыслительному, так как каждый уровень представляет собой качественно новое структурно-системное образование. Главное здесь заключается в переходе от перебора и выбора гипотез к построению гипотез (концептуальных моделей).
Виды ошибок оператора