Активным субъектом обеспечения безопасности, ответственным за функционирование и развитие общества является государство. Государство как политико-социальный институт определяет стратегию и тактику развития данной области, отвечает за формирование системы мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества в целом или его отдельных структурных элементов.
На рубеже веков и тысячелетий государственная политика в сфере безопасности кардинально изменилась. Если раньше «могущество страны определялось военной мощью, сегодня оно измеряется квалификацией ее рабочих, искусством менеджеров и силой технологий».
В зависимости от характера государственной политики в сфере безопасности сегодня можно выделять 3 основных типа государств:
• вестфальские;
• «недостаточные»;
• поствестфальские.
Современные вестфальские государства отличаются хорошо развитой экономической и политической базой, высокой способностью к самоуправлению, самостоятельностью в определении форм правления, принципов внутренней организации, отношений с религиозными конфессиями. Подобное государство обладает монополией на использование средств насилия, не признает над собой верховенство какой-либо власти. Вестфальское государство является государством нацией. Через систему суверенитета оно воздвигает стену между собственным и другими обществами, в сфере безопасности опирается преимущественно на свои военные возможности. Государственную политику вестфальских государств характеризует монополия на использование средств насилия, однако военные силы используется преимущественно в борьбе против внешних врагов.
|
Яркий пример вестфальских государств – Советский Союз и США.
Уклон США на использование военных средств, лидерскую позицию, неприкасаемость и неоспоримость американских взглядов демонстрируют нормативно-правовые акты страны, высказывания и деятельность первых лиц государства. Министр обороны Д. Рамсфельд неоднократно подчеркивал, что если для разгрома террористов потребуется войти на территорию 15 государств, Соединенные Штаты сделают это незамедлительно. На праве США в любой момент начать войну, если будет существовать угроза безопасности нации, настаивают все Президенты данного государства.
«Недостаточную» модель государственной политики в сфере безопасности отличает хорошая подготовленность органов власти для противодействия угрозам, исходящим извне, от других стран. Однако когда государство сталкивается с внутренними проблемами (неконтролируемый поток мигрантов, наркоторговля, бедность и т.д.), вызовами «снизу», исходящими от других несуверенных лиц, ему очень трудно подобрать эффективные инструменты и стратегии противодействия.
К подобному типу государств следует относить Российскую Федерацию в 90-е гг. ХХ века. В данный временной интервал отсутствовало должное регулирование социально-политических и экономических процессов властными структурами. Бедность, безработица, крайняя дифференциация населения по уровню дохода, всплеск конфликтов на политической и национальной почве в Чечне, Северной Осетии, Дагестане, Карачаево-Черкесии и т.п. – вот далеко неполный перечень внутренних проблем того периода, дестабилизировавших российский социум.
|
Современную российскую государственную политику в сфере безопасности можно охарактеризовать как переходную. Большинство внутренних проблем, разрывавших страну в конце прошлого века, ушли на второй план. Однако говорить о том, что Россия процветает пока еще рано. По такому важному показателю, как уровень внешних и внутренних угроз, Россия занимает 81-е место рядом с Кореей и Израилем. Как отмечают специалисты в данной сфере, наша страна обладает способностью справиться со всеми вызовами.
В заключение рассмотрим поствестфальскую или постмодерновую модель обеспечения безопасности. Государства, в которых доминирует подобная система, обычно характеризуются:
• интенсивной вовлеченностью в глобальное экономическое пространство;
• многоуровневым управлением и ослаблением идентичности, связанной с государством-нацией;
• интенсивным сотрудничеством с другими государствами в решении вопросов внутренней и внешней безопасности;
• стремлением руководствоваться международными соглашениями по вопросам безопасности.