Частная собственность на землю




Согласно Кодексу РБ о земле в частной собственности находятся земельные участки, приобретенные гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории Республики Беларусь. Юридически лица Республики Беларусь, в том числе предприятия с иностранными инвестициями, могут приобретать в собственность земельные участки путем приватизации земель государственной собственности (решение принимается Президентом Республики Беларусь).

 

6. Охарактеризуйте права землевладения (понятие, особенности пожизненного владения земельным участком)

Право землевладения - самостоятельный правовой институт, нормы которого регулируют порядок возникновения и прекращения права владения землей, прав и обязанности землевладельца, в защиту их прав и гарантий землевладения.

Законодательством предусмотрен один вид владения землей - пожизненное наследуемое владение землей.

Особенности пожизненного наследуемого владения:

Право владения землей принадлежит владельцу не только на протяжении жизни. После смерти владельца земельный участок передается его наследникам.

Право пожизненного наследуемого владения может возникнуть только на земельный участок, находящийся в государственной собственности.

Субъектами права пожизненного наследуемого владения землей могут быть только граждане Республики Беларусь.

Использование земли только в целях, для которых она предоставлена (например, для ведения личного подсобного хозяйства).

Право землевладения является платным.

Граждане имеют право на получение в пожизненное наследуемое владение земельных участков для целей:

· Ведения крестьянского (фермерского) хозяйства

· Ведения личного подсобного хозяйства

· Дачного строительства

· Коллективного садоводства

· Строительства и обслуж. жилого дома

· Традиционных народных промыслов

7. Опишите основные цели, для которых предоставляются земельные участки в пожизненное наследуемое владение земельным участком

В пожизненное наследуемое владение землей предоставляются земельные участки для след. целей:

ü для ведения крестьянско (фермерского) хозяйства. Размер предоставляемого земельного участка до 100 га, сельскохоз. земель включительно.

ü для ведения личного подсобного хозяйства до 1 га с учетом площади земельного участка, предоставляемого для строительства и обслуживания жилого дома в этом населенном пункте.

ü для строительства и обслуж. жилого дома:

ü в городах от 0,05 до 0,15 га включительно,

ü в поселках городского типа и в сельских населенных пунктах от 0,15 - 0,25 га включительно.

ü для коллективного садоводства до 0,15 га на одного члена товарищества.

ü для дачного строительства до 0,15/^на одного члена дачного кооператива.

ü для традиционных народных промыслов.

ü для обслуживания принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании жилого дома зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме.

8. Охарактеризуйте право землепользования (понятие, виды пользования, отличительные черты права пользования от владения)

Право пользования землей рассматривается как группа норм, определяющих порядок и условие пользования землей, права и обязанности землепользователей, основания возникновения и прекращения землепользования.

Выделяют следующие виды пользования землей по срокам пользования землей:

§ Постоянное (пользование землей без заранее установленного срока);

§ Временное пользование (краткосрочное и долгосрочное)

Отличительные черты права пользования:

v Субъектами права пользования могут быть как физические, так и юридические лица (например, различные организации, предприятия)

v Право пользования не может быть передано по наследству

v Земельный участок используется только в конкретных целях (например, для огородничества, для сенокоса и выпаса скота и т.д.)

9. Охарактеризуйте постоянное пользования земельным участком (понятие права пользования, предоставление земельных участков организациям)

В соответствии c Кодексом Республики Беларусь о земле земельные участки предоставляются в постоянное и временное пользование.

Постоянным, как указано в ст.15 Кодекса Республики Беларусь о земле, признается пользование земельным участком без заранее установленного срока.

Земельные участки предоставляются в постоянное пользование:

ü государственным органам, иным государственным организациям– для осуществления задач и функций, предусмотренных законодательством;

ü негосударственным юридическим лицам Республики Беларусь – для обслуживания объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности;

ü сельскохозяйственным организациям, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, иным организациям – для ведения сельского хозяйства, в том числе крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для ведения подсобного сельского хозяйства;

ü научным организациям, учреждениям образования – для исследовательских или учебных целей в области сельского либо лесного хозяйства;

ü государственным лесохозяйственным учреждениям, организациям местных исполнительных комитетов, в компетенцию которых входит ведение лесопаркового хозяйства, – для ведения лесного хозяйства;

ü религиозным организациям – для строительства культовых строений и мест погребения;

ü гаражным (гаражно-строительным) кооперативам и кооперативам, осуществляющим эксплуатацию автомобильных стоянок, – для строительства и эксплуатации гаражей, автомобильных стоянок для хранения транспортных средств граждан Республики Беларусь – членов таких кооперативов;

ü организациям граждан-застройщиков – для строительства многоквартирных жилых домов (за исключением жилых домов повышенной комфортности согласно критериям, определенным законодательными актами), а также для обслуживания многоквартирных жилых домов;

ü садоводческим товариществам и дачным кооперативам – для ведения коллективного садоводства и дачного строительства (земельные участки общего пользования садоводческих товариществ, дачных кооперативов).

10. Опишите временное пользования земельным участком (понятие и предоставление земельных участков гражданам)

Временным признается пользование землей в течение заранее установленного срока пользования

Временное пользование земельным участком, в соответствии со ст. 16 Кодекса Республики Беларусь о земле, может быть краткосрочным и долгосрочным.

Во временное пользование земельные участки могут предоставляться:

ü для огородничества - во временное пользование – на срок до 10 лет

ü для сенокошения и выпаса скота – на 10 лет

ü для служебного землепользования - на срок до 10 лет

ü для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей – на срок до 10 лет

ü национальным и иностранным инвесторам на основании концессионных договоров – на срок до 99 лет

11. Раскройте содержание аренды земли (понятие аренды земли, формы и сроки аренды)

Аренда земельного участка - это предоставление земельного участка во временное пользование за определенную плату на основе договора.

Существование двух форм собственности предполагает наличие двух разновидностей аренды земли:

Ø Аренды государственных земель

Ø Аренды земель находящихся в частной собственности.

Аренда представляет собой основанное на договоре срочное возмездное владение и пользование имуществом, необходимым арендатору для самостоятельного осуществления хозяйственной и иной деятельности. Основным документом, регламентирующим отношения арендодателя с арендатором, является договор аренды.

Арендаторами земельных участков могут быть граждане РБ, иностранные граждане и государства, белорусские и иностранные юридические лица, международные организации. Арендодателями могут быть только собственники земли.

Срок договора аренды определяется по соглашению сторон. Срок не должен превышать 99 лет. Аренда земельных участков для сельскохозяйственного использования не может быть менее 10 лет.

12. Охарактеризуйте договор аренды (понятие договора аренды земельного участка, стороны договора аренды, основные моменты договора аренды, расторжение договора аренды)

По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение или во временное пользование.

Договор аренды заключается на началах добровольности и полного равноправия сторон.

Договоры аренды земли и других природных ресурсов подлежат регистрации в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Беларусь.

В договоре аренды предусматриваются:

· выполнение договорных обязательств;

· состав и стоимость передаваемого в аренду имущества, порядок его передачи;

· размер и порядок формирования арендной платы, срок аренды;

· распределение обязанностей сторон по полному восстановлению и ремонту арендованного имущества;

· обязанность арендодателя предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора;

· обязанность арендатора пользоваться имуществом в соответствии с условиями договора, вносить арендную плату и возвратить имущество после прекращения договора арендодателю в состоянии, обусловленном договором;

· право арендатора на выкуп арендованного имущества.

Расторжение договора аренды возможно в следующих случаях:

Ø истечение срока аренды;

Ø по согласованию сторон;

Ø по требованию арендодателя либо арендатора (не внесение арендной платы в сроки, установленные договором аренды, не предоставление земельного участка арендодателем и др.)

Типовая форма договора аренды земельного участка утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

13. Охарактеризуйте арендную плату и ее размеры (понятие арендной платы, факторы влияющие на арендную плату)

Арендная плата устанавливается договором как часть материальных затрат арендатора, включаемая в себестоимость продукции (работ, услуг), и как доход арендодателя. Арендная плата может устанавливаться на все арендованное имущество в совокупности или отдельно по каждому объекту.

Местным исполнительным и распорядительным органом при заключении договоров аренды земельных участков, имеет право повышать или понижать базовые ставки ежегодной арендной платы за данные участки, но не более чем в два раза.

При решении вопросов о повышении или понижении базовых ставок арендной платы во внимании принимается следующие факторы:

· срок аренды.

· размеры земельных участков

· стоимость улучшений, произведенных арендаторами этих участков и (или) предусмотренных названными договорами

· наличие аграничений (обременении) в использовании участка

· сезонность, время (дневное, ночное) и вид осуществляемой арендаторами деятельности, источники ее финансирования.

Как правило, арендная плата устанавливается в целом за весь земельный участок, но может устанавливаться отдельно по каждой из его составных частей.

 

14. Перечислите основные формы арендной платы

Арендная плата устанавливается договором как часть материальных затрат арендатора, включаемая в себестоимость продукции (работ, услуг), и как доход арендодателя. Арендная плата может устанавливаться на все арендованное имущество в совокупности или отдельно по каждому объекту.

Гражданским кодексом РБ предусматривает следующие формы арендной платы:

· Определенные в твердой сумме платежи, вносимые периодически или одновременно.

· Установленная доля полученных в результате использования земельного участка продукции, плодов или доходов.

· Предоставление арендатором определенных услуг.

· Передача арендатором арендодателю об условленной договором вещи в собственность или в аренду.

· Возложение на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного зем. участка.

Арендная плата за землю и другие природные ресурсы устанавливается по соглашению сторон в порядке и пределах, определяемых законодательством Республики Беларусь. В соответствии с действующим законодательством арендная плата уплачивается до 15 ноября ежегодно, так как и налог на землю.

15. Перечислите основные категории земель Республики Беларусь

Под категорией земель понимаются земли, выделяемые по основному целевому назначению и имеющие определенный законодательством правовой режим использования и охраны. Режим их использования определяется совокупностью правил эксплуатации, включения в гражданский оборот охраны и учета и мониторинга.

В данном случае согласно ст. 6 Кодекса о земле выделяют:

Ø земли сельскохозяйственного значения

Ø земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных

Ø кооперативов

Ø земли промышленности, связи, транспорта, энергетики, обороны и иного назначения

Ø земли природоохранного, рекреационного, оздоровительного и историко-культурного назначения

Ø земли лесного фонда

Ø земли водного фонда

Ø земли запаса

16. Перечислите основные виды земель

Помимо классификации по категориям, существует подразделение земель на виды по природно-историческим признакам, состоянию и характеру использования. При этом на подразделение земель на виды не влияет их классификация на категории. В данном случае выделяются следующие виды:

Ø пахотные земли

Ø залежные земли

Ø земли под постоянными культурами

Ø луговые земли

Ø лесные земли

Ø земли под древесно-кустарниковой растительностью

Ø земли под болотами

Ø земли под водными объектами

Ø нарушенные земли

Ø неиспользуемые земли

17. Опишите земли сельскохозяйственного назначения (понятие и группы сельскохозяйственных земель)

Землями сельскохозяйственного назначения признаются все земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей

Земли сельскохозяйственного назначения составляют самостоятельную категорию земельного фонда. В соответствии со ст. 6 Кодекса о земле землями сельскохозяйственного назначения являются земельные участки, включающие в себя сельскохозяйственные и иные земли, предоставленные для ведения сельского хозяйства.

В зависимости от характера использования все земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на 2 группы:

сельскохозяйственные угодья - земли, систематически используемые для получения сельскохозяйственной продукции:

· пахотные земли

· залежные земли

· земли под постоянными культурами

· луговые земли

несельскохозяйственные угодья, т.е. земли, обслуживающие сельское хозяйство (земли, занятые дорогами, постройками, защитными насаждениями, мелиоративными сооружениями и тд), и резервные территории (кустарники, болота и тд.).

Районные исполкомы производят изъятие и предоставление земельных участков из земель в границах районов для целей, связанных с ведением сельского хозяйства.

18. Опишите порядок землевладения граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство (категории граждан Республики Беларусь имеющих право вступать в КФХ, размеры допустимого земельного участка для КФХ)

Дееспособные граждане, зарегистрированные по мес­ту жительства или месту пребывания на территории Рес­публики Беларусь, пожелавшие создать крестьянское (фер­мерское) хозяйство, подают в соответствующий район­ный исполнительный комитет заявление о подтверждении возможности размещения крестьянского (фермерского) хозяйства и предполагаемом месте размещения земельно­го участка для ведения крестьянского (фермерского) хо­зяйства.

После государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства земельный участок предоставля­ется по выбору крестьянскому (фермерскому) хозяйству в постоянное пользование или аренду либо главе этого хо­зяйства в пожизненное наследуемое владение или аренду в порядке, установленном Президентом Республики Бе­ларусь.

Преимущественное право на получение земельного уча­стка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства при прочих равных условиях имеют крестьянские (фер­мерские) хозяйства, создаваемые лицами, зарегистриро­ванными по месту жительства или месту пребывания на территории соответствующего сельсовета, а также члена­ми (работниками) реорганизуемых или ликвидируемых сельскохозяйственных организаций.

Земельные участки предоставляются крестьянским (фермерским) хозяйствам либо их главам, как правило, единым массивом и в первую очередь из фонда перерас­пределения земель. Размер земельного участка, предостав­ляемого гражданину Республики Беларусь для ведения кре­стьянского (фермерского) хозяйства на праве пожизнен­ного наследуемого владения, не может превышать 100 гек­таров сельскохозяйственных земель включительно.

Размер земельного участка, предоставляемого кресть­янскому (фермерскому) хозяйству для ведения крестьян­ского (фермерского) хозяйства на праве постоянного поль­зования или аренды, определяется проектом отвода зе­мельного участка до 100 га.

19. Опишите права крестьянского (фермерского) хозяйства

В соответствии с Законом РБ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», крестьянское хозяйство имеет право:

· самостоятельно хозяйствовать на земле;

· право собственности на посевы, посадки сельскохо­зяйственных культур и насаждений, на произведен­ную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации;

· исключительное право распоряжаться произведенной им продукцией и реализовывать ее по собственному усмотрению государственным заготовительным орга­низациям, на колхозных рынках, в государственную и кооперативную торговую сеть и другим потребителям; заключать хозяйственные договоры с государствен­ными, кооперативными и общественными организа­циями на реализацию производимой продукции;

· использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке обще­распространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, а также эксплуатировать дру­гие полезные свойства земли;

· в установленном порядке возводить жилые, произ­водственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения, проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить гидротехнические сооружения;

· участвовать в решении вопросов мелиорации и в раз­работке других мероприятий, влияющих на эффек­тивность использования его земель;

· в случае изъятия земли или добровольного отказа от земельного участка получать полную компенсацию затрат на повышение ее плодородия;

· на добровольных началах объединяться и вступать в кооперативы, общества, ассоциации и другие объе­динения по производству, переработке и сбыту про­дукции, материально-техническому снабжению, стро­ительству, техническому, водохозяйственному, ветери­нарному, агрохимическому, консультационному и иным видам обслуживания.

 

20. Раскройте сущность материально-технического обеспечения крестьянского (фермерского) хозяйства (использование и распределение материальных средств участниками КФХ)

В соответствии со ст. 17 Закона Республики Бе­ларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» обес­печение крестьянского (фермерского) хозяйства трак­торами, грузовыми автомобилями, горюче-смазочными и строительными материалами осуществляется целе­вым назначением, для чего в органах материально-технического обеспечения создаются специальные фонды. Распределение материально-технических ре­сурсов указанных фондов осуществляется местными исполнительными комитетами. Полученные кресть­янским (фермерским) хозяйством такие материаль­но-технические ресурсы должны быть использованы строго по целевому назначению. В противном случае виновные лица несут дисциплинарную, администра­тивную или уголовную ответственность.

Приобретение для ведения крестьянского (фермер­ского) хозяйства тракторов, автомобилей, запасных ча­стей к ним, минеральных удобрений, концентрирован­ных кормов, газа, электроэнергии, строительных, горю­че-смазочных материалов, молодняка скота и птицы, сортовых семян, а также другой продукции через сис­тему государственного материально-технического снаб­жения производится в порядке и по ценам, установ­ленным для государственных сельскохозяйственных организаций. Ремонт и техническое обслуживание сельскохозяйственной техники также производятся в порядке и на условиях, предусмотренных для произ­водственных кооперативов (колхозов) и государствен­ных сельскохозяйственных организаций.

21. Опишите порядок землевладения и землепользования кооперативов граждан, занимающихся коллективным садоводством (категории граждан Республики Беларусь и размеры допустимого земельного участка для садоводческих товариществ)

Дееспособные граждане, зарегистрированные по месту жительства на территории Республики Беларусь, пожелавшие создать садоводческое товарищество, дачный кооператив, подают в соответствующий районный исполнительный комитет заявления о подтверждении возможности размещения садоводческого товарищества, дачного кооператива и предполагаемом месте размещения земельных участков для коллективного садоводства, дачного строительства с приложением соответствующего протокола собрания учредителей, содержащего решение о создании садоводческого товарищества, дачного кооператива.

Ведение коллективного садоводства предполагает объединение граждан в составе определенно коллектива — садоводческого товарищества. Численность членов садоводческого товарищества должна быть не менее чем три человека. Размер земельного участка, предоставляемого в частную собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду для коллективного садоводства, не может превышать 0,15 гектара на одного члена садоводческого товарищества.

После государственной регистрации садоводческого товарищества, дачного кооператива земельные участки общего пользования садоводческого товарищества, включающие в себя земли общего пользования садоводческого товарищества, предоставляются этим садоводческому товариществу в постоянное пользование или аренду по их выбору, а членам садоводческого товарищества, являющимся гражданами Республики Беларусь, – в частную собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду, иностранным гражданам и лицам без гражданства, зарегистрированным по месту жительства или месту пребывания на территории Республики Беларусь, – в аренду в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь. Для коллективного садоводства предоставляются земельные участки, пригодные для их использования в указанных целях, как правило, из фонда перераспределения земель и вблизи автомобильных и железных дорог.

22. Раскройте содержание земель населенных пунктов (понятие земель населенных пунктов, виды территориальных зон в пределах границ населенных пунктов)

Земли населенных пунктов составляют пространственно-территориальную основу для размещения и функциони­рования населенных пунктов. Специфика земель населенных пунктов заключается в том, что они используются в различ­ных целях — жилых, административных, культурно-бытовых, промышленных (производственных), природоохранных, рекреационных, сельскохозяйственных и иных требуемых для нормального функционирования населенного пункта, обеспечения благоприятного проживания населения.

К землям населенных пунктов относятся земли, земель­ные участки, расположенные в границах городов, посел­ков городского типа, сельских населенных пунктов, за исключением земель, отнесенных к иным категориям в этих границах. Земли населенных пунктов имеют свои гра­ницы, которые устанавливаются и изменяются в порядке, определенном законодательством.

Установлены следующие виды территориальных зон в пределах границ (черты) населенных пунктов:

v жилые зоны;

v общественно-деловые зоны;

v производственные зоны;

v зоны транспортной и инженерной инфраструктуры;

v рекреационные зоны;

v сельскохозяйственные зоны;

v зоны специального назначения.

Данный перечень не является закрытым. Местные ис­полнительные и распорядительные органы наделены компетенциеи устанавливать иные территориальные зоны ис­ходя из сложившейся практики использования земель и иных объектов недвижимости конкретного населенного пункта.

 

23. Охарактеризуйте понятия земель пригородов и зеленых зон (понятие и характеристика земель пригородов и зеленых зон)

Пригородная зона — это земли за пределами городской черты, служащие резервом для расширения территории города, местом размещения и строительства необходимых сооружений, связанных с благоустройством и нормальным функционированием городского хозяйства.

Зеленой зоной является часть пригородной зоны, занятая лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющими защитные, санитарно-гигиенические и оздо­ровительные функции, и являющаяся местом отдыха насе­ления.

Земли указанных зон используются согласно утвержден­ным проектам их планировки. Проект планировки приго­родной зоны подлежит согласованию с Государственным комитетом по имуществу, а также с исполнительными и распорядительными органами, земли которых включают­ся в эту зону.

В состав пригородной зоны могут входить различные ка­тегории земель:

v земли сельскохозяйственного назначения;

v земли лесного фонда;

v земли водного фонда;

v земли рекреационного назначения;

v земли промышленности, транспорта, связи и иного назначения.

Земли зеленых зон подлежат особой охране. На этих землях не допускается возведение строений и сооружений, не совместимых с защитными, санитарно-гигиенически­ми, оздоровительными функциями и целями организации отдыха населения.

24. Охарактеризуйте предоставление земель для нужд обороны (понятие и общая характеристика земель, предоставленных для нужд обороны)

Землями для нужд обороны являются земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности войсковых частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций, Вооруженных сил Республики Беларусь, пограничных, внутренних и железнодорожных войск.

Воинские части как субъекты пользования вправе возводить жилые, производственные и иные строения и сооружения. Они вправе использовать имеющиеся на участках общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты.

Земли обороны могут быть предоставленные во временное пользование юридическим лицам, в том числе фермерским хозяйством, для сенокошения, выпаса скота, иных сельскохозяйственных целей. Но земли обороны запрещено передавать в пользование гражданам.

При государственной регистрации землепользовании войсковых частей предоставляются сведения лишь о размерах и внешних границах земельных участков, без раскрытия их внутренней структуры. На землях, предоставленных для нужд обороны, а также на смежных (внешние зоны) и иными землях могут быть установлены запретные зоны, имеющие особый правовой режим.

Запретные зоны в пределах участков (внутренние зоны) устанавливаются командованием воинских частей и Министерством обороны, которое определяет обязательный для всех режим этих зон (запрещение прохода и проезда для посторонних либо разрешение для определенного круга лиц).

Запретные зоны на смежных землях (внешние зоны) могут быть установлены по решению соответствующего исполнительного и распорядительного органа. Территории внешних запретных зон не изымаются у землепользователей, но используются с соблюдением специального режима (например, может запрещаться производство строительных работ, рубка деревьев, кустарников, разработка полезных ископаемых).

25. Изложите понятие земель лесного фонда, особенности управления лесным хозяйством (состав земель лесного фонда)

В соответствии со ст. 6 Кодекса о земле землями лесного фонда являются лесные земли, а также нелесные земли, рас­положенные в границах лесного фонда, предоставленные для нужд лесного хозяйства.

Согласно ст. 4 Лесного кодекса Республики Беларусь лесной фонд образуют леса и покрытые ими земли, а также лесные земли, не покрытые лесами, и нелесные земли. Земли лесного фонда выполняют важные экономические и экологические функции. Данные земли служат главным средством производства в лесном хозяйстве, поддерживают экологический баланс, являются резервом для расширения хозяйственной деятельности.

В состав земель лесного фонда входят лесные и нелес­ные земли. Лесными землями являются земли, покрытые лесами, а также не покрытые лесами, но предназначенные для его восстановления (вырубки, гари, пустыри, прога­лины, площади, занятые питомниками, и т. д.), предос­тавленные для нужд лесного хозяйств. К нелесным отно­сятся земли, не покрытые лесом (земли, используемые для сельскохозяйственных целей, занятые просеками, до­рогами, противопожарными разрывами, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, водоемами, и другие неудобные для выращивания леса земли), предоставлен­ные для нужд лесного хозяйства.

Земли лесного фонда являются государственной собст­венностью и не подлежат передаче в частную собственность.

Земли лесного фонда в основном используются для ведения лесного хозяйства.

Проведение в лесах работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, осуществляется на основании разрешения областных тер­риториальных органов Министерства лесного хозяйства по согласованию с областными органами Министерства при­родных ресурсов и охраны окружающей среды.

 

26. Изложите понятие и состав земель водного фонда

Согласно ст. 6 Кодекса о земле к землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, а также земельные участки, предоставленные для ведения водно­го хозяйства, в том числе для размещения водохозяйст­венных сооружений и устройств. Основным нормативным актом, определяющим правовой режим земель данной кате­гории, является Водный кодекс Республики Беларусь.

В составе земель этой категории выделяют:

1) водопокрытые земли (участки земли под водоемами и другие участки, которые постоянно или большую часть года находятся под водой);

2) прилегающие к водоемам земельные участки;

3) земельные участки, которые имеют своим назначением обслуживание водохозяйственных сооружений и обеспечение нормальной эксплуатации и охраны водных объектов (береговые полосы вдоль внутренних водных путей; полосы отвода магистральных межхозяйственных и коллекторных
каналов и т. д.).

Основное целевое значение этих земель — обслуживание деятельности по использованию и охране вод.

Водные объекты предоставляются в пользование в целях удовлетворе­ния питьевых, хозяйственно-бытовых, лечебных, курортных, оздоровитель­ных и других нужд населения, а также сельскохозяйственных, промышлен­ных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных целей.

Пользование водными объектами связано с использованием земли: бе­реговой полосы, территории водохранилища. В настоящее время в Водном кодексе Российской Федерации поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматривают­ся как единый водный объект.

27. Охарактеризуйте порядок разрешения земельных споров (понятие, предмет, стороны и виды земельных споров)

Земельными спорами называются споры между участниками земельных отношений в связи с действительными или предполагаемыми нарушаемыми их земельных прав и законных интересов.

В процессе земельного спора ведется обсуждение и доказывание своих прав на землю с соблюдением установленной законом процессуальной процедуры и равноправия перед законом всех участников земельных отношений. Предметом земельных споров являются земельно-правовые отношения, связанные с использованием и охраной земель, а также любая конфликтная ситуация, связанная с земельным участком, его границами, размерами и др.

Сторонами в споре выступают землевладельцы, землепользователи, собственники земельных участков, арендаторы, а также граждане, юридические лица, нарушившие их интересы, органы государственной власти и управления, органы местного управления и самоуправления, принимающие решения как по предоставлению и изъятию земельных участков, так и по земельным спорам.

Земельные споры можно классифицировать в зависимости от порядка их рассмотрения на административные и судебные.

Законодательство выделяет преимущественно два вида земельных споров:

1) земельные споры между землепользователями по поводу пользования и владения землей;

2) имущественные споры, связанные с земельными отношениями.
Помимо земельных споров по поводу пользования и владения землей и имущественных споров, связанных с земельными отношениями субъектов права РБ, на практике существует и третий вид земельных споров - между землепользователями и землевладельцами РБ и других государств.

28. Изложите порядок предоставления льгот по земельному налогу для отдельных категорий граждан (плательщики земельного налога, отдельные категории граждан, которым предоставляется льгота по земельному налогу)

Плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, которым земельные участки предоставлены во владение, пользование либо в собственность

Льготы по налогам и сборам устанавливаются Президентом Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

Земельным и налоговым законодательством предусмотрены льготы по земельному налогу.

От платы за землю освобождаются:

Ø участники Великой Отечественной войны.

Ø пенсионеры по возрасту, инвалиды I и II группы и другие нетрудоспособные граждане при отсутствии трудоспособных лиц. совместно проживающих или числящихся согласно данным похозяйственного учета или домовых книг.

Ø граждане эвакуированные отселенные самостоятельно выехавшие с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения) зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения.

Ø граждане, постоянно (преимущественно) проживающие на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения или в зоне с правом на отселение,

Ø военнослужащие срочной службы

Ø многодетные семьи (имеющие трех и более несовершеннолетних детей).

29. Перечислите основания прекращения права частной собственности граждан и юридических лиц на земельные участки (добровольный и принудительный порядок прекращения споров)

Основания прекращения права частной собственности граждан и юридических лиц могут быть добровольными и принудительными. Право собственности может быть прекра­щено по воле самого собственника (в добровольном порядке), и связи с доб



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: