Кейнсианская модель рассматривает функционирование экономики в краткосрочном периоде.
Анализ совокупного предложения базируется на следующих предпосылках:
- экономика функционирует в условиях неполной занятости факторов производства;
- цены, номинальная заработная плата и другие номинальные величины – относительно жесткие, медленно реагируют на рыночные колебания;
- реальные величины (объем выпуска, занятость, реальная заработная плата и др.) более подвижны, быстрее реагируют на рыночные колебания.
С кейнсианской точки зрения совокупный спрос нестабилен, цены и заработная плата неэластичны в направления понижения. Падение совокупного спроса не оказывает воздействия на уровень цен. Более того, реальный объем производства снижается и может оставаться на этом равновесном уровне неопределенно долго.
8. Классическая экономическая теория исходит из двух основных положений.
Во-первых, утверждается, что, вряд ли возможна ситуация, в которой уровень совокупных расходов будет недостаточен для закупки продукции, произведенной при полной занятости ресурсов (то есть, вряд ли возможна ситуация, когда совокупный спрос не равен совокупному предложению).
Во-вторых, даже если эта ситуация возникнет, то немедленно изменятся заработная плата, цены и рыночная ставка процента, и вслед за спадом совокупного спроса произойдет быстрый и крайне незначительный спад производства, что стабилизирует ситуацию. «Регулятором» равновесия в классической модели выступает денежный рынок, гарантирующий равенство инвестиций и сбережений и, следовательно, полную занятость ресурсов. Возможна лишь «добровольная» безработица в пределах так называемого естественного уровня. Это означает, что в точке равновесия объем производства всегда равен потенциальному. Неоклассики полагают главным фактором стабильного экономического развития совокупное предложение.
|
9. В 1936 году появилась книга Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», изменившая всю экономическую науку.
Кейнсианская экономическая теория оспаривает существование механизма саморегулирования экономики. На основе эмпирических данных, полученных в период Великой депрессии, Дж. Кейнсу удалось доказать, что полная занятость в нерегулируемой экономике может возникнуть только случайно. Равновесие спроса и предложения, как правило, не совпадает с полной занятостью ресурсов.
Одной из причин такого несовпадения является несоответствие планов инвестиций и сбережений, которые осуществляются разными экономическими агентами по различным мотивам и определяются различными факторами.
Главными «сберегателями» являются домохозяйства. При этом, мотивы, которыми они руководствуются при принятии решения о необходимости сбережений, самые различные:
1) покупки дорогостоящих товаров;
2) обеспечение в старости;
3) страхование от непредвиденных обстоятельств (болезнь, несчастный случай и т.д.);
4) обеспечение детей в будущем и т.д.
Основные факторы, которые влияют на принятие фирмами решения об инвестировании следующие:
1) максимизация нормы чистой прибыли;
2) реальная ставка процента – плата за приобретение денежного капитала для инвестирования.
Если домохозяйства и бизнес при принятии решений о сбережениях и инвестициях руководствуются разными мотивами, то и их величины могут не совпадать.
|
Кроме того, кейнсианцы считают, что цены не эластичны в области понижения, так же как и не эластична в области понижения заработная плата.
Следовательно, по мнению кейнсианцев, весьма проблематично утверждение классиков о том, что гибкость цен и зарплаты позволит устранить диспропорции в экономике.
4. Теория общественного выбора описывает, каким образом правительство принимает решения относительно налогов, расходов, регулирования и других политических вопросов.Общественный выбор представляет собой процесс объединения частных предпочтений в коллективное решение.Коллективные решения являются принудительными, по сравнению с частными решениями.
Коллективные решения могут быть разделены на три основных категории – вредоносные, перераспределяющие и эффективные.
Общественные решения могут быть приняты на основе принципа единодушия или принципа большинства.
Единодушие: При этом подходе необходимо, чтобы все и каждый были согласны с принятым коллективным решением.
Ни одно решение не может быть принято без согласия каждого члена общества, что означает, что все решения должны повышать доход каждого члена общества.
Правило большинства предполагает, что решение считается принятым только тогда, когда за него проголосовало больше 50% избирателей. Свойства правила большинства:
1) правило большинства не гарантирует эффективности;
2) правило большинства может привести к «тирании большинства». Большинство может вынуждать меньшинство принять его политическую волю с помощью дискриминации, перераспределения дохода или жестоких законов. В условиях единодушия такая тирания невозможна.
|
Парадокс голосования иллюстрирует ситуацию, в которой не смотря на голосование – приоритетность выбора не выявляется.
1-й избир | 2-й избир | 3-й избир | |
1-й товар | |||
2-й товар | |||
3-й товар |
В зависимости от того, в каком порядке избирателям предстоит сделать выбор, может произв-ся общ.благо №1 или №3.
3.. Общественные блага и побочные эффекты
К общественным благам относятся такие блага, которые неделимы, то есть они состоят из таких крупных единиц, которые не могут быть проданы индивидуальным покупателям. Полезность общественных благ в отличие от частных товаров имеет внешний потребительский эффект и распространяется больше чем на одного человека.
У частного сектора нет стимулов производить такие блага, поскольку положительным эффектом от их создания могут воспользоваться любые лица, независимо от того, платили они за эти блага или нет.
К общественным благам относятся: национальная оборона, вакцинация населения, дорожная разметка и знаки, маяки, уличное освещение и т д.
Государственный сектор должен финансировать их производство с помощью системы принудительных взысканий в форме налогов.
Принято различать чистые общественные блага и смешанные общественные блага.
В случае чистых об.благ – все затраты на их производство полностью несёт продавец, а все выгоды достаются только непосредственному покупателю.
Их свойства: неделимость, неисключаемость из потребления, не соперничество в потреблении.
У смешанных общ.благ одно или оба свойства могут быть выражены слабее.
Пример смешанного блага – автодороги. В некоторых случаях вводится плата при въезде на отдельные участки. Другие пример – полицейская и пожарная охрана, библиотеки и музеи, профилактическое медицинское обслуживание. Эти услуги вполне могут подпадать под действие принципа исключения, то есть на них можно устанавливать цены.Источником финансирования общ.благявл-сяналогообложение.
Внешние эффекты - Влияние деятельности одного человека на благосостояние другого. Положительное влияние оценивается как положительный внешний эффект (реставрация исторических зданий, развитие новых технологий и др.), а если оно неблагоприятно – как отрицательный внешний эффект (загрязнение окружающей внешней среды, шум, помехи хозяйственной деятельности и т. д.).