МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИЯМ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ




ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Понятие консультативной беседы

Консультативная беседа - это личностно ориентированное общение, в котором осуществляется общая ориентировка в личност­ных особенностях и проблемах клиента, устанавливается и поддержи­вается партнерский стиль отношений (на равных), оказывается необхо­димая психологическая помощь в соответствии с потребностями, про­блематикой и характером консультативной работы (А.Ф. Бондаренко, 1997).

Три позиции, которые может занимать консультант в процессе сессии (Г.И. Колесникова, 2006)

• позиция «сверху» - авторитарная;

• позиция «снизу» - либеральная;

• позиция «на равных» - демократическая или партнерская.

Специфика консультирования предполагает преобладание вто­рой позиции. Однако специалист должен обладать поведенческой гибкостью и уметь менять позиции в зависимости от всей совокуп­ности специфики ситуации (особенности клиента, стадии процесса консультирован ия).

Отличие консультативной беседы от бытового разговора (Н.Д. Линде, 2009)

• профессионал получает за свою работу деньги;

• время консультации точно определено;

• профессионал играет роль ведущего, а клиент - ведомого;

• профессионал использует большой объем теоретических знаний;

• в ходе беседы он использует профессиональные приемы, предназначенные для решения проблемы;

• он нацелен на решение проблемы, а не на сочувствие и одобрение;

• он не дает советов, но помогает клиенту понять самого се­бя и изменить самого себя.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Консультирование как отношения Идеальные терапевтические отношения по Фидлеру (Fiedler, 1950)

• взаимная эмптия;

• хорошее взаимопонимание между клиентом и консультан­том;

• консультант близко подходит к проблемам клиента;

• клиент чувствует себя вправе говорить о том, о чем он хо­чет говорить;

• наличие атмосферы взаимного доверия;

• взаимопонимание имеет весьма важное значение.

«Необходимые и достаточные условиями для того, чтобы имело место терапевтическое изменение» по К. Роджерсу (Rogers, 1957)

• два человека находятся в психологическом контакте;

• один человек - клиент, находится в состоянии неконгру­энтности, уязвимости и тревоги;

• другой человек - консультант, конгруэнтен или интегри­рован во взаимоотношения;

• консультант относится с эмпатическим пониманием к сис­теме личных взглядов клиента и пытается сообщить клиенту об этом;

• отношение консультанта к клиенту ничем не обусловлено;

• сообщение консультанта о наличии эмпатического пони­мания и безусловного позитивного отношения - это тот мини­мальный уровень, который должен быть достигнут.

Примеры ситуаций, в которых можно использовать консультирование по Фидлеру

• Служащий большой компании договаривается о встрече со старшим менеджером, желая обсудить с ним возможное карь­ерное продвижение.

• Студент пытается встретиться со своим руководителем для того, чтобы обсудить возникшие эмоциональные проблемы, которые, как ему кажется, негативно сказываются на успевае­мости.

• Молодая девушка рассказывает социальному работнику об имеющемся у нее страхе перед возможной анорексией.

• Социальный работник беседует с молодым человеком, проблема которого заключается в боязни стать жертвой расо­вого насилия.

• Семейная пара пытается получить совет в отношении сво­его очевидно неудачного брака.

• Женщина среднего возраста, работавшая администрато­ром, сталкивается с безработицей и в настоящий момент хочет узнать о том, на что она может рассчитывать, а на что - нет.

Наиболее частые ситуации обращения клиентов за психологической помощью (Г.И. Колесникова, 2006)

Ситуации Отношение клиента к проблеме
Кризисная ситуация • не знают, как поступить в данной ситуации • знают, как решить проблему, но ищут поддержки
«Хронический» тяжелый период • не знают, как поступить в данной ситуации ♦ знают, как решить проблему, но ищут поддержки
Состояние эмоционального срыва («последняя капля») • не знают, как поступить в данной ситуации
Психологическое одиночество • стремление к общению • любопытство • желание «бросить вывоз»

Сравнительная характеристика направлений психологической помощи

Направление(вид) психологической по­мощи Основная цель направления Состояние пси­хики, с которым работают Кто работает С кем рабо­тают
1. Психотерапия (ме­дицинская, врачебная) клинически- ориентированная Ликвидация (устранение), или смягчение (ослабление), или частичная компенсация симптомов психического заболевания или патологиче­ских нарушений психики в целом Болезнь (патологические психические явления) Врач-психиатр, (психотерапевт) Больной, пациент
2. Психотерапия (ме­дицинская. врачебная) личностно- ориентированная Личностные и межличност­ные изменения; содействие пациенту в изменении его отношения к себе и своему социальному окружению; повышение качества жизни Болезнь, пограничная норма (началь­ное отклонение в психике или крайний вариант нормы), норма Врач-психиатр, психолог, социальный работник Больной, клиент, группа
3. Психокоррекция Исправление тех или иных психических расстройств, отклонений; нормализация психической деятельности; развитие пси­хических процессов Пограничная норма Врач-психиатр, психолог Больной, клиент, группа
 
4. Неврачебная (немедицинская, пси­хологическая) психоте­рапия Улучшение качества жизни; восстановление вкуса к жиз­ни; оптимизация взаимоот­ношений: содействие лично­стным изменениям; достижение целостности личности Пограничная норма, норма Психолог Клиент, группа
5. Консультирование (психологическое) Адаптация к жизни, нахождение выхода из труд­ной жизненной ситуации; помочь лучше понять проис­ходящее в жизненном про­странстве и осмысленно дос­тичь поставленной цели на основе осознанного выбора за счет активизации лично­стных ресурсов, резервов личностного роста клиентов, т.е. собственными силами человека; улучшение качества жизни; содействие личностному росту, процессу самосовер­шенствования, самореализа­ции Норма Психолог (консуль­тант), социальный ра­ботник - в службах помощи, в брачных агентствах, молодеж­ных центрах; консультанты- энтузиасты, добро­вольцы; использую­щие элементы кон­сультирования в своей работе - врачи, мед. сестры, учителя, священнослужители, профсоюзные деятели, инспектора, работники соц. обеспечения, со­циологи и др. Клиент, группа

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Проанализируйте определения консультирования. Определите подход к определению и перечислите аспекты или категории, которые в них затрагиваются.

1. Беркс, Стефлр (Н. Burks и В. Stefflre (1979»:

«Консультирование - это профессиональные отношения между

специально подготовленным (квалифицированным) консультантом и клиентом, которые обычно представляются как "личность - лич­ность"».

2. Комиссия по лицензированию частнопрактикующих консуль­тантов Американской Ассоциации руководства и персонала, вы­дающая разрешения на частную практику (1980):

«Консультирование - это совокупность процедур, направлен­ных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершен­ствования личности и межличностных отношений».

3. Р. Нельсон-Джоунс (2000):

«Психологическое консультирование - психологический про­цесс, поскольку все консультационные подходы фокусируют внима­ние на "...изменении чувств, мыслей и действий людей таким образом, чтобы они могли жить более эффективно"».

4. Словарь психолога-практика под редакцией С.Ю. Головина (1998):

Психологическое консультирование - «... форма оказания практической психологической помощи в виде советов и рекомен­даций на базе предварительного изучения проблем, беспокоя­щих клиентов, а также изучения самих клиентов и их взаимоотноше­ний с окружающими людьми».

5. Г.И. Колесникова, С.В. Стародубцева (2006):

«Психологическое консультирование - область практической

психологии, цель которой заключается в оказании консультантом психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание клиентом сути проблемы и спо­собов ее решения».

6. Робинсон (1949):

«Консультирование - это психологическая помощь здоровым людям для улучшения их навыков адаптации, что проявляется в по­вышении у них зрелости, самостоятельности, личностной цельности и ответственности».

7. Психотерапевтической энциклопедия под, редакцией К.Д. Карвасарского (1998):

Консультирование - «... профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемных ситуации», где в качестве пациентов «... могут выступать здоровые или больные люди, предъявляющие про­блемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, се­мейных затруднений или профессионального выбора».

8. Словарь А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского (1990):

Консультирование - один из видов оказания психологической

помощи «... в ситуациях преодоления различного рода психологиче­ский затруднений».

9. Ф. Бурнард (2002):

• «Консультирование - это способ, посредством которого один человек оказывает помощь другому, используя для этого целена­правленную беседу. Консультирование подразумевает под собой се­рию сессий, направленных на решение проблемы».

• «Консультирование - это процесс, в ходе которого два че­ловека собираются вместе для исследования личных проблем и поиска их решений».

• «Консультирование - это метод поиска практических решений проблем, связанных с работой, или же проблем личного характера».

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Выберите номера только гех утверждений, которые отно­сятся к консультированию, характеризуют этот процесс.

1. В этом процессе предполагается личностный рост и измене­ния со стороны клиента и консультанта.

2. С помощью этого процесса невозможно решать все пробле­мы, преподносимые жизнью.

3. Для реализации этого процесса необходимо присутствие двух человек.

4. Консультант - человек, который прежде всего воздействует, приводит к изменениям.

5. Это обучение клиента (в смысле систематической подачи знаний).

6. Этот процесс существует в равной степени и для клиента, и для консультанта

7. Клиенту можно доверить самостоятельный поиск решений имеющихся у него проблем.

8. Это устранение симптомов психических заболеваний.

9. Это поиск «решения» в своей уникальной жизненной ситуации.

10. Этот процесс разворачивается, существует для клиента.

11. Обычно этот процесс сопровождается личностным ростом клиента.

12. Это процесс, в котором предполагается практическое за­вершение.

13. Это обязательный процесс для всех людей.

14. Этот процесс способствует решению жизненных проблем.

15. В этом процессе изменения происходят только со стороны клиента.

16. Это решение всех возникающих в жизни проблем.

17. Консультант - человек, который прежде всего слушает.

18. Этот процесс приводит к определенным действиям клиента.

19. Является одним из видов психологической помощи.

20. Данная помощь носит практический процессуальный ха­рактер.

21. Данная помощь оказывается специалистом, имеющим со­ответствующую квалификацию.

22. Для реализации помощи наличие клиента не всегда являет­ся необходимым.

23. Эта помощь возникает, если в жизни клиента присутствует психологический дискомфорт.

24. Для реализации этого процесса необходимо желание кли­ента решить свою проблему.

25. Консультант совершает целенаправленные действия, на­правленные на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения.

26. При оказании данной помощи консультант делает акцент на имеющиеся у клиента ресурсы.

27. Проводится по договоренности в любой удобной для участ­ников обстановке.

28. В тот момент, когда человек не способен сам решать свои проблемы, ему необходимо консультирование.

29. Предполагается, что при завершении процесса жизнь чело­века изменилась, проблема решена.

30. Восприимчивость клиента к воздействиям консультанта - главное условие успеха консультации.

31. Каждая встреча клиента с консультантом происходит по по­воду новых проблем.

32. Встречи клиента с консультантом происходят тогда, когда возникает обоюдное желание и готовность, складываются удобные обстоятельства.

33. Каждая встреча клиента с консультантом длится столько, сколько клиент этого желает или пока его проблема не будет решена.

34. Данный процесс приводит к определенным действиям, про­изводимым клиентом.

35. Клиенту можно доверить самостоятельный поиск решений имеющихся у него проблем.


36. Консультант - человек, который прежде всего дает советы и рекомендации.

37. Это лечение различных психических заболеваний.

38. Для реализации этого процесса достаточно наличие одного человека самого по себе.

39. Является одним из видов духовной и материальной помощи человеку.

40. Этот процесс проводится в конфиденциальной обстановке.

41. Активность клиента - одно из основных условий успеха это­го процесса.

42. Этот процесс длится, как правило, очень долго.

43. Это душевный, приятный разговор симпатичных друг дру­гу людей.


Психическое здоровье:

норма (критерий) - отсутствие патологии (симптомов, ме­шающих адаптации человека в обществе);

ненорма - психическая болезнь.

Психологическое здоровье - психологические аспекты пси­хического здоровья, необходимое условие полноценного функцио­нирования и развития человека как личности в процессе его жизне­деятельности (И.В.Дубровина).

Психологическое здоровье:

Норма (критерий):

- присутствие определенных личностных характеристик, по­зволяющих не только адаптироваться в обществе, но и, развиваясь самому, содействовать его развитию; это образ, ориентир для орга­низации психолого-педагогических условий ее достижения, необхо­дим для психологической поддержки;

- это динамическая совокупность психических свойств чело­века, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на вы­полнение своей жизненной задачи;

- это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и пси­хическими и т. п.; между человеком и окружающими людьми, приро­дой, космосом; между умением человека адаптироваться к среде и уме­нием адаптировать ее в соответствии со своими потребностями (при этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс);

- центральная характеристика психологически здорового че­ловека - саморегулируемость, т.е. возможность адекватного приспо­собления субъекта как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям, воздействиям;

- сохранность функций внешней и внутренней регуляции (М.С. Роговин);

- личностно-смысловое здоровье, индивидуально-психоло- гичеекое здоровье как способность строить адекватные способы смысловых устремлений, и уровень психофизиологического здоро­вья как особенности нейрофизиологической организации психиче­ской деятельности (Б.С. Братусь);

- способность поддерживать динамический баланс между приспособлением и приспособляемостью при сохранении акцента на преобладании самоизменений как предпосылок изменения внешней ситуации (О.В. Хухлаева).

Ненорма - отсутствие возможности развития в процессе жизне­деятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.

Уровни психологического здоровья (О.В. Хухлаева)

Высший уровень - креативный - устойчивая адаптация к сре­де, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций, стой­кость к средовым воздействиям, активное творческое отношение к действительности, наличие созидательной позиции, осознанность и целенаправленность предпринимаемых усилий.

Средний уровень - адаптивный - адаптированность к социу­му в целом сопровождается повышенным уровнем тревожности, это группа риска, поскольку не имеет запаса прочности психологическо­го здоровья.

Низший уровень - дезадан гивный (или ассимилятивно- аккомодативный) - с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации; внутренние проблемы не решаются; используются для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо ак- комодативные средства.

Ассимилятивный стшь поведения характеризуется прежде всего стремлением человека приспособиться к внешним обстоятель­ствам в ущерб своим интересам, желаниям, возможностям. Неконст­руктивность его проявляется в его ригидности, в попытках человека полностью соответствовать желаниям окружающих.


Человек, избравший аккомодативный стиль поведения, наобо­рот, использует активно-наступательную позицию, стремится подчи­нить окружение своим потребностям в ущерб интересам других. Не­конструктивность такой позиции заключается в негибкости поведен­ческих стереотипов, преобладании экстернального локуса контроля, недостаточной критичности. Люди, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной психоло- I ической помощи.


ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Признаки результативности консультирования (по Р.С. Немову, 1999)

1) субъективное совместное чувство удовлетворения после сес­сии как у психолога, так и у клиента;

2) данная субъективная удовлетворенность подтверждается объективными данными (изменением отношения к проблеме у кли­ента, результатами психологического исследования);

3) наличием положительных изменений, которые и были целью психологической помощи;

4) влияние на один аспект изменило другой (например, поло­жительные изменения на личностном плане в положительную сторону изменили межличностные отношения).

Факторы успешности процесса консультирования (по Г.И.Колесниковой, 2006)

Субъективные факторы:

• кто оценивает (консультант, клиент, вовлеченные лица: родственники, лечащий врач, педагог, социальный работник);

• позиция оценивающего (понимание сути проблемы, ее скрытых механизмов; желание решить данную проблему или призна­ние возможности ее решения);

• наличие у клиента реальной, а не выдуманной проблемы;

• присутствие у клиента искреннего желания решить предъ­явленную проблему;

• ощущение клиентом безопасности во время сессии.

Объективные факторы:

• профессионализм специалиста (образование, опыт, адекват­ность психологического диагноза

• методам психологического воздействия);

• следование специалистом правилам ведения психологической сессии.

Факторы, снижающие результативность консультативного процесса

(по Г.И. Колесниковой,2006)

I. Фактор времени - клиент в силу объективных причин мо- жсг не располагать достаточным временем для решения проблемы (несовпадение свободного времени клиента с режимом работы цен- Iра, ненормированный рабочий день клиента, состояние его здо­ровья).

II. Пространственный фактор - удаленное место прожива­ния клиента от консультации, смена места жительства.

III. Экономический фактор - отсутствие свободных денеж­ных средств у клиента.

IV. Личностный фактор - когда клиент и консультант «не совпадают» как люди, когда мелодии их душ не звучат в унисон, им не только можно, но и должно обходиться друг без друга.

Позиции клиента, приводящие к снижению результативности и их причины (по Г.И. Колесниковой, 2006)

Позиции клиента, снижающие результативность консультационного процесса Причины, обусловливающие данные позиции в процессе консультирования
1. Предъявление выдуманной проблемы. 2. Отсутствие искреннего намере­ния решить существующую про­блему • Стремление привлечь внимание • Желание получить психологи­ческое «поглаживание» • Вторичная выгода • Одиночество • Страх перемен

 

Возможные ошибки консультанта и причины данных ошибок (по Г.И.Колесниковой, 2006)

Ошибки консультанта в процессе кон­сультирования Возможные причины дан­ных ошибок
1. Неправильный вывод о причинах и ме­ханизмах развития проблемы клиента. 2. Непонимание специфики структуры личности клиента и/ или его ресурсов. 3. Алгоритм разрешения проблемы не учитывает личностные особенности кли­ента и/или специфику его жизненного ук­лада. 4. Некорректное поведение консультанта в процессе консультирования • Низкий уровень профес­сиональной компетенции • Ошибочные психодиагности­ческие данные (клиент что-либо скрывает или психодиаг­ностические средства выбраны неверно) • Контрперенос

 

Виды некорректного поведения консультанта

Морализирование - консультант - «всеведающий гуру».

Контрперенос - отсутствие «видения» клиента, консультант тем самым «обезличивает» его.

Самолюбование - игнорирование исповеди клиента и его мне­ния по поводу причин возникновения проблемы и способов ее раз­решения.

Демонстрация негативных реакций - является нарушением профессиональной этики и отсутствия элементарной воспитанности.


Правила ведения психологической сессии (по Г.И. Колесниковой, 2006)

1. Уделять до восьмидесяти процентов времени на сбор ин­формации.

2. Перед тем как исследовать способы решения проблемы, не­обходимо изучить индивидуальные особенности клиента, систему ценностей и убеждений, социальные условия его жизни.

3. Специалист должен помнить: никогда в процессе психоло­гической помощи перед ним не стоит задача «расколоть» или «пере­играть» клиента.

4. Психолог должен встретиться с клиентом в его, а не своем мире.

5. Предложение клиенту истолкования его исповеди специали­стом должно происходить в предположительной, а не безапелляци­онно-утвердительной форме.

6. Возражения клиента на высказывания специалиста о сути его проблемы, способы ее решения не всегда являются сигналом неверного толкования.

7. Разделение личных и профессиональных отношений.

Факторы, определяющие готовность к консультированию (по Э. Ш острому, Л. Брам меру)

1. Мотивация клиента для получения помощи.

2. Представления клиента о консультировании.

3. Интеллект клиента, его способность к переосмыслению, уровень понимания своих проблем и самого себя.

4. Ожидания клиента относительно роли консультанта.

5. Общая гибкость защитной системы клиента.


ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Стадии консультирования

Г. Хэмбли Р. Мэй Г.С. Абрамова В.Ю. Менов­ Ю.А. Алешина Ф. Бурнард Э. Шостром,
    щиков   М. Браммер
1. Установле­ 1. Установле­ 1. Установле­ 1. Установле­ 1. Знакомство с 1.Начало ра­ 1. Осознание
ние раппорта ние контакта с ние контакта ние контакта и клиентом и боты жалобы, про­
(взаимного клиентом   первичная начало беседы 2. Вводная блемы или
чувства бли­ (раппорта)   диагностика (5-10 мин) беседа симптома и
зости, отно­           потребности
шений дове­           обратиться за
рия):           помощью.
выслушива­           2. Установле­
ние.           ние взаимоот­
Рефлексия           ношений: а) формулиров­ка потребности б)преодоление резистентности (сопротивле­ния)

 

планирование действий 8. Экстернали- зация (актив­ные действия) и завершение взаимоотноше­ний
  7. Реализация плана
  4. Завершение беседы (5-Юмин)
тие решения) 4. Обобщение результатов взаимодейст­вия и выход из контакта
  5. Обобщение (резюме, пе­реход от обу­чения к дей­ствию)
тивные вари­анты избавле­ния от его проблемы, внушение, а не совет)  
  3. Решение о действии - подтолкнуть клиента пред­принять ка­кие-то дейст­вия

 

2. Исследова­ 2. Исповедь 2. Сбор ин­ 2.Сбор инфор­ 2. Расспрос кли­ 3. Определе­ 3. Выражение
ние - анализ (клиента) и формации мации и осоз­ ента, формули­ ние имею­ чувств(катар­
чувств, прояс­ чтение харак­ 3. Осознание нание желае­ рование и про­ щихся про­ сис) и разра­
нение про­ тера (у клиен­ желаемого мого результа­ верка консульта­ блем ботка пробле­
блем, обсужде­ та) (дать кли­ результата та (исследова­ тивных гипотез 4. Совлада- мы (ее прояс­
ние возмож­ енту выгово­   ние, осознание (25-35 мин) ние с эмоция­ нение)
ных подходов риться и под­вести его к главной про­блеме, пер­вичная диаг­ностика)   проблемы, задачи. Вто­ричная диаг­ностика)   ми  
  3. Толкование 4. Выработка 3. Перебор 3. Психокоррек- 5. Определе­ 4. Анализ
  (интерпрета­ альтернатив­ гипотез и при­ ционное воздей­ ние возмож­ чувств, изуче­
  ция и дача ных решений нятие решения ствие ных решений ние установок
  информации)   (выдвижение и (10-15 мин) 6. Согласова­ по отношению
  4. Трансфор­   перебор гипо­   ние плана к себе
  мация лично­   тез, решающих   действий 5. Выражение
  сти (интер­   задачу, т.е.     глубоких
  претации.   возможных     чувств, их ана­
  консультант   альтернатив­     лиз
  излагает кли­   ных путей ре­     6. Проработка
  енту возмож­   шения про­     чувств
  ные конструк-   блемы, приня-     7. Инсайт и


 

Примеры открытых вопросов

С чего Вы хотели бы начать сегодня?

Что Вы теперь чувствуете?

Что Вас опечалило?

Что ты имеешь в виду?

Что произошло в тот момент?

Что вы говорили себе тогда?

Каким вы ощущали себя в той ситуации?

Как тогда изменилось ваше отношение (состояние) и т.п.

Пример ошибки техники вопросов

Клиент. Мы с мужем дружим с детства и после окончания университета поженились. Я думала - какой замечательной будет супружеская жизнь! Но все оказалось совсем не так. Консультант: Сколько лет Вы в браке?

Вводные выражения при перефразировании

Правильно ли я вас понял, что__

Верно ли я понимаю.... То есть....

Т.е., Вы хотите сказать... Другими словами, Вы говорите... Ты хочешь сказать, что... Ты говоришь, что..

Таким образом, ты имеешь в виду, что....

Вы имеете в виду....

Верно лия вас понял...

Так ли вы понимаете, как я услышал...

Поправьте меня, если я не правильно вас понял...

Я прихожу к выводу, что...

Как я понял...

..... это так?

...... не так ли?

Примеры перефразирования

Клиент: Я не знаю, как жить дальше. Иногда думаю, что надо все бросить и идти работать, а порой кажется, что следует дальше учиться, но я не знаю, что выбрать.

Консультант: У Вас происходит внутренняя борьба за даль­нейшее самоопределение в жизни, и Вам трудно решить, какой из двух путей сегодня более правильный.

Клиент: В этом году несчастья следуют одно за другим. Болела жена, а потом та авария, которая переполнила чашу, ну а теперь эта операция сына. Мне кажется, что неприятности никогда не кончатся.

Консультант: Вам кажется, что проблемы никогда не закон­чатся, и Вы спрашиваете себя, всегда ли так будет.


Примеры техники отражения чувств

Эпизод 1.

Клиент: Об этом трудно не только говорить, но даже думать: уже давно я не имею никаких отношений с мужчинами, а теперь не знаю, как отнестись к появившейся возможности.

Консультант: Грустно смотреть, как Вы боитесь и избегаете того, чего, по Вашим словам, хотелось бы.

Клиент: Без сомнений. Я не знаю, подходит ли он мне. Он ка­жется очень милым и имеет все, чего мне хотелось бы. Я не знаю...

Консультант: Ваши чувства теперь в смятении. Вы не можете решить, действительно ли хотите этого мужчину.

Клиент: Да. И так бывает всегда, когда я думаю об этом. Если кто-то заботится обо мне и всем хорош, я бегу от него, когда некто не хочет меня, я хочу его. Что за каша! Смогу ли я когда-нибудь из­менить положение?

Консультант: Вы чувствуете себя растерявшейся, думая, все­гда ли должны стараться убежать, когда кто-либо заботится о Вас.

Эпизод 2.

Консультант: Вы, по-видимому, чувствуете, что вам пора принять решение, однако вам трудно это сделать.

Эпизод 3.

Консультант: Кажется, Вы сейчас смущены.


ПРИЛОЖЕНИЕ 11 Пример техники самораскрытии

Консультант: Иногда, вот как сейчас, мне трудно выбрать, как реагировать на Ваши слова, чтобы это имело смысл для Вас; мне грустно и тревожно, что Вы постоянно спотыкаетесь и занимаетесь самоуничижением.

Пример ошибки техники самораскрытия

Клиент: Мой отец умер, и я уехал из этого района. Мне было сложно обосноваться на новом месте, и я переходил с работы на ра­боту. Мне всегда было нелегко устроиться на хорошую работу.

Консультант'. Да, я знаю, как это бывает. Мне самому пона­добилось много времени на то, чтобы прийти в себя после смерти отца. Я считаю, что когда умирает кто-то из близких, мы должны быть готовы встретиться с самыми разными чувствами...

Клиент: Да нет, все было совсем не так. Я никогда не был особенно близок со своим отцом... На самом деле сложно мне было из-за того, что у меня не было никакого формального образования. Я смог по-настоящему хорошо устроиться лишь после того, как попал в университет.

Пример техники молчания (Rogers, 1951)

«Джоан была одной из первых моих клиентов, когда я начал еженедельно консультировать в местной среднеобразовательной школе. Школьному консультанту девочка сказала: «Я так стесняюсь, что даже не смогу говорить о своих трудностях. Вы не могли бы са­ми это сделать?» Итак, перед встречей с Джоан консультант расска­зала мне, что самая большая проблема девушки - это отсутствие дру­зей. Консультант еще добавила, что Джоан очень одинока.

Когда я впервые увидел девушку, она почти не говорила о сво­ей проблеме и лишь упомянула о родителях, которых, казалось, лю­бит. Наша беседа прерывалась очень долгими паузами. Четыре сле­дующие беседы уложились бы слово в слово на маленьком клочке бумаги. В середине ноября Джоан сказала, что «все идет совсем не­плохо». И ничего более. Однако консультант рассказала, что препо­даватели отмечают непривычную для них дружелюбную улыбку на лице Джоан при встречах в коридоре. Прежде она почти не улыба­лась. Сама консультант редко видела Джоан и ничего не могла ска­зать о ее контактах с другими учениками. В декабре состоялась бесе­да, во время которой Джоан свободно общалась. На остальных встречах она только молчала, присев на корточки, и казалась задум­чивой, иногда поглядывала с улыбкой. Еще большее молчание воца­рилось в следующие два с половиной месяца. После этого я узнал, что Джоан выбрана «девушкой месяца» в своей школе. Критериями выбора всегда являлись спортивность и популярность. Одновремен­но я получил весточку: «Думаю, мне больше не нужно Вас посе­щать». Да, конечно, ей не нужно, однако почему? Что произошло за эти часы молчания? Так была проверена моя вера в возможности клиента. Я счастлив, что не сомневался».


Примеры техники конфронтации

Эпизод 1.

Клиент: Я так ждал сегодняшнюю встречу, потому что должен многое рассказать.

Консультант: Да, но Вы опоздали на пятнадцать минут, и те­перь уже некоторое время сидите со скрещенными руками.

Эпизод 2.

Клиент: Мой муж нашел работу, связанную с длительными командировками, потому что не любит меня.

Консультант: Вы говорили, что раньше часто ругались с му­жем по поводу того, что он мало зарабатывает.

Эпизод 3.

Консультант: Мы уже дважды встречались, но Вы ничего не говорите о сексуальной жизни, хотя во время первой встречи выде­лили ее как свою важнейшую проблему. Всякий раз, когда мы при­ближаемся к основной теме, Вы уходите в сторону. Я раздумываю, что бы это могло означать.

Эпизод 4.

Консультант: Я заметил, что Вы изменили тему. Специально ли Вы сделали это?

Эпизод 5.

Консультант: Сейчас Вы переходите уже к другой теме, мне еще не совсем понятно...., Давайте остановимся здесь подробнее.

Примеры высказываний клиентов

Клиент 1: Меня преследует депрессия и я одинока, однако во­обще все не так уж плохо.

Клиент 2: Я думаю, что люди должны сами принимать реше­ния, но своих детей я постоянно осыпаю советами, как им жить.


Клиент 3: Мне кажется, что у меня лишний вес, но другие го­ворят, что я выгляжу совсем неплохо.

Клиент 4: Я хотела бы слушать других, но почему-то всегда говорю больше всех.


Примеры техники интерпретации

Эпизод 1.

К: Распространяется ли этот ваш страх оказаться критиканкой еще на каких-то людей? (Выявление невротического паттерна.)

Кл: Не на всех.

К: Как насчет меня? (Попытка выяснить, распространяются ли ее критические чувства на меня.)

Кл: (пауза, слезы на глазах): Это так глупо. Я боюсь, что вы сочтете меня глупой (плачет). (Факт появления такой эмоционачь- ной реакции может указывать на наличие переноса.)

К: Вы боитесь оказаться критиканкой по отношению ко мне. (Авторитетная интерпретация ее реакции на выражение критики по отношению ко мне.)

Кл: (сквозь рыдания): Вы сказали несколько таких вещей, ко­торые задели мои чувства (плачет).

Эпизод 2.

Кл: Я ненавижу своего отца. И этому нет никаких причин. Из-за этого я ужасно себя чувствую, ведь это грех — ненавидеть своего отца, тем более, если для этого нет никаких причин.

К: Вы ощущаете, что человек просто не должен ненавидеть своих родителей, особенно, если для этого нет никаких причин?

Кл: Да, а



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: