ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Понятие консультативной беседы
Консультативная беседа - это личностно ориентированное общение, в котором осуществляется общая ориентировка в личностных особенностях и проблемах клиента, устанавливается и поддерживается партнерский стиль отношений (на равных), оказывается необходимая психологическая помощь в соответствии с потребностями, проблематикой и характером консультативной работы (А.Ф. Бондаренко, 1997).
Три позиции, которые может занимать консультант в процессе сессии (Г.И. Колесникова, 2006)
• позиция «сверху» - авторитарная;
• позиция «снизу» - либеральная;
• позиция «на равных» - демократическая или партнерская.
Специфика консультирования предполагает преобладание второй позиции. Однако специалист должен обладать поведенческой гибкостью и уметь менять позиции в зависимости от всей совокупности специфики ситуации (особенности клиента, стадии процесса консультирован ия).
Отличие консультативной беседы от бытового разговора (Н.Д. Линде, 2009)
• профессионал получает за свою работу деньги;
• время консультации точно определено;
• профессионал играет роль ведущего, а клиент - ведомого;
• профессионал использует большой объем теоретических знаний;
• в ходе беседы он использует профессиональные приемы, предназначенные для решения проблемы;
• он нацелен на решение проблемы, а не на сочувствие и одобрение;
• он не дает советов, но помогает клиенту понять самого себя и изменить самого себя.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Консультирование как отношения Идеальные терапевтические отношения по Фидлеру (Fiedler, 1950)
• взаимная эмптия;
• хорошее взаимопонимание между клиентом и консультантом;
|
• консультант близко подходит к проблемам клиента;
• клиент чувствует себя вправе говорить о том, о чем он хочет говорить;
• наличие атмосферы взаимного доверия;
• взаимопонимание имеет весьма важное значение.
«Необходимые и достаточные условиями для того, чтобы имело место терапевтическое изменение» по К. Роджерсу (Rogers, 1957)
• два человека находятся в психологическом контакте;
• один человек - клиент, находится в состоянии неконгруэнтности, уязвимости и тревоги;
• другой человек - консультант, конгруэнтен или интегрирован во взаимоотношения;
• консультант относится с эмпатическим пониманием к системе личных взглядов клиента и пытается сообщить клиенту об этом;
• отношение консультанта к клиенту ничем не обусловлено;
• сообщение консультанта о наличии эмпатического понимания и безусловного позитивного отношения - это тот минимальный уровень, который должен быть достигнут.
Примеры ситуаций, в которых можно использовать консультирование по Фидлеру
• Служащий большой компании договаривается о встрече со старшим менеджером, желая обсудить с ним возможное карьерное продвижение.
• Студент пытается встретиться со своим руководителем для того, чтобы обсудить возникшие эмоциональные проблемы, которые, как ему кажется, негативно сказываются на успеваемости.
• Молодая девушка рассказывает социальному работнику об имеющемся у нее страхе перед возможной анорексией.
• Социальный работник беседует с молодым человеком, проблема которого заключается в боязни стать жертвой расового насилия.
• Семейная пара пытается получить совет в отношении своего очевидно неудачного брака.
|
• Женщина среднего возраста, работавшая администратором, сталкивается с безработицей и в настоящий момент хочет узнать о том, на что она может рассчитывать, а на что - нет.
Наиболее частые ситуации обращения клиентов за психологической помощью (Г.И. Колесникова, 2006)
Ситуации | Отношение клиента к проблеме |
Кризисная ситуация | • не знают, как поступить в данной ситуации • знают, как решить проблему, но ищут поддержки |
«Хронический» тяжелый период | • не знают, как поступить в данной ситуации ♦ знают, как решить проблему, но ищут поддержки |
Состояние эмоционального срыва («последняя капля») | • не знают, как поступить в данной ситуации |
Психологическое одиночество | • стремление к общению • любопытство • желание «бросить вывоз» |
Сравнительная характеристика направлений психологической помощи
Направление(вид) психологической помощи | Основная цель направления | Состояние психики, с которым работают | Кто работает | С кем работают |
1. Психотерапия (медицинская, врачебная) клинически- ориентированная | Ликвидация (устранение), или смягчение (ослабление), или частичная компенсация симптомов психического заболевания или патологических нарушений психики в целом | Болезнь (патологические психические явления) | Врач-психиатр, (психотерапевт) | Больной, пациент |
2. Психотерапия (медицинская. врачебная) личностно- ориентированная | Личностные и межличностные изменения; содействие пациенту в изменении его отношения к себе и своему социальному окружению; повышение качества жизни | Болезнь, пограничная норма (начальное отклонение в психике или крайний вариант нормы), норма | Врач-психиатр, психолог, социальный работник | Больной, клиент, группа |
3. Психокоррекция | Исправление тех или иных психических расстройств, отклонений; нормализация психической деятельности; развитие психических процессов | Пограничная норма | Врач-психиатр, психолог | Больной, клиент, группа |
4. Неврачебная (немедицинская, психологическая) психотерапия | Улучшение качества жизни; восстановление вкуса к жизни; оптимизация взаимоотношений: содействие личностным изменениям; достижение целостности личности | Пограничная норма, норма | Психолог | Клиент, группа |
5. Консультирование (психологическое) | Адаптация к жизни, нахождение выхода из трудной жизненной ситуации; помочь лучше понять происходящее в жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора за счет активизации личностных ресурсов, резервов личностного роста клиентов, т.е. собственными силами человека; улучшение качества жизни; содействие личностному росту, процессу самосовершенствования, самореализации | Норма | Психолог (консультант), социальный работник - в службах помощи, в брачных агентствах, молодежных центрах; консультанты- энтузиасты, добровольцы; использующие элементы консультирования в своей работе - врачи, мед. сестры, учителя, священнослужители, профсоюзные деятели, инспектора, работники соц. обеспечения, социологи и др. | Клиент, группа |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Проанализируйте определения консультирования. Определите подход к определению и перечислите аспекты или категории, которые в них затрагиваются.
|
1. Беркс, Стефлр (Н. Burks и В. Stefflre (1979»:
«Консультирование - это профессиональные отношения между
специально подготовленным (квалифицированным) консультантом и клиентом, которые обычно представляются как "личность - личность"».
2. Комиссия по лицензированию частнопрактикующих консультантов Американской Ассоциации руководства и персонала, выдающая разрешения на частную практику (1980):
«Консультирование - это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений».
3. Р. Нельсон-Джоунс (2000):
«Психологическое консультирование - психологический процесс, поскольку все консультационные подходы фокусируют внимание на "...изменении чувств, мыслей и действий людей таким образом, чтобы они могли жить более эффективно"».
4. Словарь психолога-практика под редакцией С.Ю. Головина (1998):
Психологическое консультирование - «... форма оказания практической психологической помощи в виде советов и рекомендаций на базе предварительного изучения проблем, беспокоящих клиентов, а также изучения самих клиентов и их взаимоотношений с окружающими людьми».
5. Г.И. Колесникова, С.В. Стародубцева (2006):
«Психологическое консультирование - область практической
психологии, цель которой заключается в оказании консультантом психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов ее решения».
6. Робинсон (1949):
«Консультирование - это психологическая помощь здоровым людям для улучшения их навыков адаптации, что проявляется в повышении у них зрелости, самостоятельности, личностной цельности и ответственности».
7. Психотерапевтической энциклопедия под, редакцией К.Д. Карвасарского (1998):
Консультирование - «... профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемных ситуации», где в качестве пациентов «... могут выступать здоровые или больные люди, предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора».
8. Словарь А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского (1990):
Консультирование - один из видов оказания психологической
помощи «... в ситуациях преодоления различного рода психологический затруднений».
9. Ф. Бурнард (2002):
• «Консультирование - это способ, посредством которого один человек оказывает помощь другому, используя для этого целенаправленную беседу. Консультирование подразумевает под собой серию сессий, направленных на решение проблемы».
• «Консультирование - это процесс, в ходе которого два человека собираются вместе для исследования личных проблем и поиска их решений».
• «Консультирование - это метод поиска практических решений проблем, связанных с работой, или же проблем личного характера».
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Выберите номера только гех утверждений, которые относятся к консультированию, характеризуют этот процесс.
1. В этом процессе предполагается личностный рост и изменения со стороны клиента и консультанта.
2. С помощью этого процесса невозможно решать все проблемы, преподносимые жизнью.
3. Для реализации этого процесса необходимо присутствие двух человек.
4. Консультант - человек, который прежде всего воздействует, приводит к изменениям.
5. Это обучение клиента (в смысле систематической подачи знаний).
6. Этот процесс существует в равной степени и для клиента, и для консультанта
7. Клиенту можно доверить самостоятельный поиск решений имеющихся у него проблем.
8. Это устранение симптомов психических заболеваний.
9. Это поиск «решения» в своей уникальной жизненной ситуации.
10. Этот процесс разворачивается, существует для клиента.
11. Обычно этот процесс сопровождается личностным ростом клиента.
12. Это процесс, в котором предполагается практическое завершение.
13. Это обязательный процесс для всех людей.
14. Этот процесс способствует решению жизненных проблем.
15. В этом процессе изменения происходят только со стороны клиента.
16. Это решение всех возникающих в жизни проблем.
17. Консультант - человек, который прежде всего слушает.
18. Этот процесс приводит к определенным действиям клиента.
19. Является одним из видов психологической помощи.
20. Данная помощь носит практический процессуальный характер.
21. Данная помощь оказывается специалистом, имеющим соответствующую квалификацию.
22. Для реализации помощи наличие клиента не всегда является необходимым.
23. Эта помощь возникает, если в жизни клиента присутствует психологический дискомфорт.
24. Для реализации этого процесса необходимо желание клиента решить свою проблему.
25. Консультант совершает целенаправленные действия, направленные на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения.
26. При оказании данной помощи консультант делает акцент на имеющиеся у клиента ресурсы.
27. Проводится по договоренности в любой удобной для участников обстановке.
28. В тот момент, когда человек не способен сам решать свои проблемы, ему необходимо консультирование.
29. Предполагается, что при завершении процесса жизнь человека изменилась, проблема решена.
30. Восприимчивость клиента к воздействиям консультанта - главное условие успеха консультации.
31. Каждая встреча клиента с консультантом происходит по поводу новых проблем.
32. Встречи клиента с консультантом происходят тогда, когда возникает обоюдное желание и готовность, складываются удобные обстоятельства.
33. Каждая встреча клиента с консультантом длится столько, сколько клиент этого желает или пока его проблема не будет решена.
34. Данный процесс приводит к определенным действиям, производимым клиентом.
35. Клиенту можно доверить самостоятельный поиск решений имеющихся у него проблем.
36. Консультант - человек, который прежде всего дает советы и рекомендации.
37. Это лечение различных психических заболеваний.
38. Для реализации этого процесса достаточно наличие одного человека самого по себе.
39. Является одним из видов духовной и материальной помощи человеку.
40. Этот процесс проводится в конфиденциальной обстановке.
41. Активность клиента - одно из основных условий успеха этого процесса.
42. Этот процесс длится, как правило, очень долго.
43. Это душевный, приятный разговор симпатичных друг другу людей.
Психическое здоровье:
норма (критерий) - отсутствие патологии (симптомов, мешающих адаптации человека в обществе);
ненорма - психическая болезнь.
Психологическое здоровье - психологические аспекты психического здоровья, необходимое условие полноценного функционирования и развития человека как личности в процессе его жизнедеятельности (И.В.Дубровина).
Психологическое здоровье:
Норма (критерий):
- присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться в обществе, но и, развиваясь самому, содействовать его развитию; это образ, ориентир для организации психолого-педагогических условий ее достижения, необходим для психологической поддержки;
- это динамическая совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи;
- это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т. п.; между человеком и окружающими людьми, природой, космосом; между умением человека адаптироваться к среде и умением адаптировать ее в соответствии со своими потребностями (при этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс);
- центральная характеристика психологически здорового человека - саморегулируемость, т.е. возможность адекватного приспособления субъекта как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям, воздействиям;
- сохранность функций внешней и внутренней регуляции (М.С. Роговин);
- личностно-смысловое здоровье, индивидуально-психоло- гичеекое здоровье как способность строить адекватные способы смысловых устремлений, и уровень психофизиологического здоровья как особенности нейрофизиологической организации психической деятельности (Б.С. Братусь);
- способность поддерживать динамический баланс между приспособлением и приспособляемостью при сохранении акцента на преобладании самоизменений как предпосылок изменения внешней ситуации (О.В. Хухлаева).
Ненорма - отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.
Уровни психологического здоровья (О.В. Хухлаева)
Высший уровень - креативный - устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций, стойкость к средовым воздействиям, активное творческое отношение к действительности, наличие созидательной позиции, осознанность и целенаправленность предпринимаемых усилий.
Средний уровень - адаптивный - адаптированность к социуму в целом сопровождается повышенным уровнем тревожности, это группа риска, поскольку не имеет запаса прочности психологического здоровья.
Низший уровень - дезадан гивный (или ассимилятивно- аккомодативный) - с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации; внутренние проблемы не решаются; используются для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные, либо ак- комодативные средства.
Ассимилятивный стшь поведения характеризуется прежде всего стремлением человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим интересам, желаниям, возможностям. Неконструктивность его проявляется в его ригидности, в попытках человека полностью соответствовать желаниям окружающих.
Человек, избравший аккомодативный стиль поведения, наоборот, использует активно-наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям в ущерб интересам других. Неконструктивность такой позиции заключается в негибкости поведенческих стереотипов, преобладании экстернального локуса контроля, недостаточной критичности. Люди, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной психоло- I ической помощи.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Признаки результативности консультирования (по Р.С. Немову, 1999)
1) субъективное совместное чувство удовлетворения после сессии как у психолога, так и у клиента;
2) данная субъективная удовлетворенность подтверждается объективными данными (изменением отношения к проблеме у клиента, результатами психологического исследования);
3) наличием положительных изменений, которые и были целью психологической помощи;
4) влияние на один аспект изменило другой (например, положительные изменения на личностном плане в положительную сторону изменили межличностные отношения).
Факторы успешности процесса консультирования (по Г.И.Колесниковой, 2006)
Субъективные факторы:
• кто оценивает (консультант, клиент, вовлеченные лица: родственники, лечащий врач, педагог, социальный работник);
• позиция оценивающего (понимание сути проблемы, ее скрытых механизмов; желание решить данную проблему или признание возможности ее решения);
• наличие у клиента реальной, а не выдуманной проблемы;
• присутствие у клиента искреннего желания решить предъявленную проблему;
• ощущение клиентом безопасности во время сессии.
Объективные факторы:
• профессионализм специалиста (образование, опыт, адекватность психологического диагноза
• методам психологического воздействия);
• следование специалистом правилам ведения психологической сессии.
Факторы, снижающие результативность консультативного процесса
(по Г.И. Колесниковой,2006)
I. Фактор времени - клиент в силу объективных причин мо- жсг не располагать достаточным временем для решения проблемы (несовпадение свободного времени клиента с режимом работы цен- Iра, ненормированный рабочий день клиента, состояние его здоровья).
II. Пространственный фактор - удаленное место проживания клиента от консультации, смена места жительства.
III. Экономический фактор - отсутствие свободных денежных средств у клиента.
IV. Личностный фактор - когда клиент и консультант «не совпадают» как люди, когда мелодии их душ не звучат в унисон, им не только можно, но и должно обходиться друг без друга.
Позиции клиента, приводящие к снижению результативности и их причины (по Г.И. Колесниковой, 2006)
Позиции клиента, снижающие результативность консультационного процесса | Причины, обусловливающие данные позиции в процессе консультирования |
1. Предъявление выдуманной проблемы. 2. Отсутствие искреннего намерения решить существующую проблему | • Стремление привлечь внимание • Желание получить психологическое «поглаживание» • Вторичная выгода • Одиночество • Страх перемен |
Возможные ошибки консультанта и причины данных ошибок (по Г.И.Колесниковой, 2006)
Ошибки консультанта в процессе консультирования | Возможные причины данных ошибок |
1. Неправильный вывод о причинах и механизмах развития проблемы клиента. 2. Непонимание специфики структуры личности клиента и/ или его ресурсов. 3. Алгоритм разрешения проблемы не учитывает личностные особенности клиента и/или специфику его жизненного уклада. 4. Некорректное поведение консультанта в процессе консультирования | • Низкий уровень профессиональной компетенции • Ошибочные психодиагностические данные (клиент что-либо скрывает или психодиагностические средства выбраны неверно) • Контрперенос |
Виды некорректного поведения консультанта
Морализирование - консультант - «всеведающий гуру».
Контрперенос - отсутствие «видения» клиента, консультант тем самым «обезличивает» его.
Самолюбование - игнорирование исповеди клиента и его мнения по поводу причин возникновения проблемы и способов ее разрешения.
Демонстрация негативных реакций - является нарушением профессиональной этики и отсутствия элементарной воспитанности.
Правила ведения психологической сессии (по Г.И. Колесниковой, 2006)
1. Уделять до восьмидесяти процентов времени на сбор информации.
2. Перед тем как исследовать способы решения проблемы, необходимо изучить индивидуальные особенности клиента, систему ценностей и убеждений, социальные условия его жизни.
3. Специалист должен помнить: никогда в процессе психологической помощи перед ним не стоит задача «расколоть» или «переиграть» клиента.
4. Психолог должен встретиться с клиентом в его, а не своем мире.
5. Предложение клиенту истолкования его исповеди специалистом должно происходить в предположительной, а не безапелляционно-утвердительной форме.
6. Возражения клиента на высказывания специалиста о сути его проблемы, способы ее решения не всегда являются сигналом неверного толкования.
7. Разделение личных и профессиональных отношений.
Факторы, определяющие готовность к консультированию (по Э. Ш острому, Л. Брам меру)
1. Мотивация клиента для получения помощи.
2. Представления клиента о консультировании.
3. Интеллект клиента, его способность к переосмыслению, уровень понимания своих проблем и самого себя.
4. Ожидания клиента относительно роли консультанта.
5. Общая гибкость защитной системы клиента.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Стадии консультирования
Г. Хэмбли | Р. Мэй | Г.С. Абрамова | В.Ю. Менов | Ю.А. Алешина | Ф. Бурнард | Э. Шостром, |
щиков | М. Браммер | |||||
1. Установле | 1. Установле | 1. Установле | 1. Установле | 1. Знакомство с | 1.Начало ра | 1. Осознание |
ние раппорта | ние контакта с | ние контакта | ние контакта и | клиентом и | боты | жалобы, про |
(взаимного | клиентом | первичная | начало беседы | 2. Вводная | блемы или | |
чувства бли | (раппорта) | диагностика | (5-10 мин) | беседа | симптома и | |
зости, отно | потребности | |||||
шений дове | обратиться за | |||||
рия): | помощью. | |||||
выслушива | 2. Установле | |||||
ние. | ние взаимоот | |||||
Рефлексия | ношений: а) формулировка потребности б)преодоление резистентности (сопротивления) |
планирование действий | 8. Экстернали- зация (активные действия) и завершение взаимоотношений |
7. Реализация плана | |
4. Завершение беседы (5-Юмин) | |
тие решения) | 4. Обобщение результатов взаимодействия и выход из контакта |
5. Обобщение (резюме, переход от обучения к действию) | |
тивные варианты избавления от его проблемы, внушение, а не совет) | |
3. Решение о действии - подтолкнуть клиента предпринять какие-то действия |
2. Исследова | 2. Исповедь | 2. Сбор ин | 2.Сбор инфор | 2. Расспрос кли | 3. Определе | 3. Выражение |
ние - анализ | (клиента) и | формации | мации и осоз | ента, формули | ние имею | чувств(катар |
чувств, прояс | чтение харак | 3. Осознание | нание желае | рование и про | щихся про | сис) и разра |
нение про | тера (у клиен | желаемого | мого результа | верка консульта | блем | ботка пробле |
блем, обсужде | та) (дать кли | результата | та (исследова | тивных гипотез | 4. Совлада- | мы (ее прояс |
ние возмож | енту выгово | ние, осознание | (25-35 мин) | ние с эмоция | нение) | |
ных подходов | риться и подвести его к главной проблеме, первичная диагностика) | проблемы, задачи. Вторичная диагностика) | ми | |||
3. Толкование | 4. Выработка | 3. Перебор | 3. Психокоррек- | 5. Определе | 4. Анализ | |
(интерпрета | альтернатив | гипотез и при | ционное воздей | ние возмож | чувств, изуче | |
ция и дача | ных решений | нятие решения | ствие | ных решений | ние установок | |
информации) | (выдвижение и | (10-15 мин) | 6. Согласова | по отношению | ||
4. Трансфор | перебор гипо | ние плана | к себе | |||
мация лично | тез, решающих | действий | 5. Выражение | |||
сти (интер | задачу, т.е. | глубоких | ||||
претации. | возможных | чувств, их ана | ||||
консультант | альтернатив | лиз | ||||
излагает кли | ных путей ре | 6. Проработка | ||||
енту возмож | шения про | чувств | ||||
ные конструк- | блемы, приня- | 7. Инсайт и |
Примеры открытых вопросов
С чего Вы хотели бы начать сегодня?
Что Вы теперь чувствуете?
Что Вас опечалило?
Что ты имеешь в виду?
Что произошло в тот момент?
Что вы говорили себе тогда?
Каким вы ощущали себя в той ситуации?
Как тогда изменилось ваше отношение (состояние) и т.п.
Пример ошибки техники вопросов
Клиент. Мы с мужем дружим с детства и после окончания университета поженились. Я думала - какой замечательной будет супружеская жизнь! Но все оказалось совсем не так. Консультант: Сколько лет Вы в браке?
Вводные выражения при перефразировании
Правильно ли я вас понял, что__
Верно ли я понимаю.... То есть....
Т.е., Вы хотите сказать... Другими словами, Вы говорите... Ты хочешь сказать, что... Ты говоришь, что..
Таким образом, ты имеешь в виду, что....
Вы имеете в виду....
Верно лия вас понял...
Так ли вы понимаете, как я услышал...
Поправьте меня, если я не правильно вас понял...
Я прихожу к выводу, что...
Как я понял...
..... это так?
...... не так ли?
Примеры перефразирования
Клиент: Я не знаю, как жить дальше. Иногда думаю, что надо все бросить и идти работать, а порой кажется, что следует дальше учиться, но я не знаю, что выбрать.
Консультант: У Вас происходит внутренняя борьба за дальнейшее самоопределение в жизни, и Вам трудно решить, какой из двух путей сегодня более правильный.
Клиент: В этом году несчастья следуют одно за другим. Болела жена, а потом та авария, которая переполнила чашу, ну а теперь эта операция сына. Мне кажется, что неприятности никогда не кончатся.
Консультант: Вам кажется, что проблемы никогда не закончатся, и Вы спрашиваете себя, всегда ли так будет.
Примеры техники отражения чувств
Эпизод 1.
Клиент: Об этом трудно не только говорить, но даже думать: уже давно я не имею никаких отношений с мужчинами, а теперь не знаю, как отнестись к появившейся возможности.
Консультант: Грустно смотреть, как Вы боитесь и избегаете того, чего, по Вашим словам, хотелось бы.
Клиент: Без сомнений. Я не знаю, подходит ли он мне. Он кажется очень милым и имеет все, чего мне хотелось бы. Я не знаю...
Консультант: Ваши чувства теперь в смятении. Вы не можете решить, действительно ли хотите этого мужчину.
Клиент: Да. И так бывает всегда, когда я думаю об этом. Если кто-то заботится обо мне и всем хорош, я бегу от него, когда некто не хочет меня, я хочу его. Что за каша! Смогу ли я когда-нибудь изменить положение?
Консультант: Вы чувствуете себя растерявшейся, думая, всегда ли должны стараться убежать, когда кто-либо заботится о Вас.
Эпизод 2.
Консультант: Вы, по-видимому, чувствуете, что вам пора принять решение, однако вам трудно это сделать.
Эпизод 3.
Консультант: Кажется, Вы сейчас смущены.
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 Пример техники самораскрытии
Консультант: Иногда, вот как сейчас, мне трудно выбрать, как реагировать на Ваши слова, чтобы это имело смысл для Вас; мне грустно и тревожно, что Вы постоянно спотыкаетесь и занимаетесь самоуничижением.
Пример ошибки техники самораскрытия
Клиент: Мой отец умер, и я уехал из этого района. Мне было сложно обосноваться на новом месте, и я переходил с работы на работу. Мне всегда было нелегко устроиться на хорошую работу.
Консультант'. Да, я знаю, как это бывает. Мне самому понадобилось много времени на то, чтобы прийти в себя после смерти отца. Я считаю, что когда умирает кто-то из близких, мы должны быть готовы встретиться с самыми разными чувствами...
Клиент: Да нет, все было совсем не так. Я никогда не был особенно близок со своим отцом... На самом деле сложно мне было из-за того, что у меня не было никакого формального образования. Я смог по-настоящему хорошо устроиться лишь после того, как попал в университет.
Пример техники молчания (Rogers, 1951)
«Джоан была одной из первых моих клиентов, когда я начал еженедельно консультировать в местной среднеобразовательной школе. Школьному консультанту девочка сказала: «Я так стесняюсь, что даже не смогу говорить о своих трудностях. Вы не могли бы сами это сделать?» Итак, перед встречей с Джоан консультант рассказала мне, что самая большая проблема девушки - это отсутствие друзей. Консультант еще добавила, что Джоан очень одинока.
Когда я впервые увидел девушку, она почти не говорила о своей проблеме и лишь упомянула о родителях, которых, казалось, любит. Наша беседа прерывалась очень долгими паузами. Четыре следующие беседы уложились бы слово в слово на маленьком клочке бумаги. В середине ноября Джоан сказала, что «все идет совсем неплохо». И ничего более. Однако консультант рассказала, что преподаватели отмечают непривычную для них дружелюбную улыбку на лице Джоан при встречах в коридоре. Прежде она почти не улыбалась. Сама консультант редко видела Джоан и ничего не могла сказать о ее контактах с другими учениками. В декабре состоялась беседа, во время которой Джоан свободно общалась. На остальных встречах она только молчала, присев на корточки, и казалась задумчивой, иногда поглядывала с улыбкой. Еще большее молчание воцарилось в следующие два с половиной месяца. После этого я узнал, что Джоан выбрана «девушкой месяца» в своей школе. Критериями выбора всегда являлись спортивность и популярность. Одновременно я получил весточку: «Думаю, мне больше не нужно Вас посещать». Да, конечно, ей не нужно, однако почему? Что произошло за эти часы молчания? Так была проверена моя вера в возможности клиента. Я счастлив, что не сомневался».
Примеры техники конфронтации
Эпизод 1.
Клиент: Я так ждал сегодняшнюю встречу, потому что должен многое рассказать.
Консультант: Да, но Вы опоздали на пятнадцать минут, и теперь уже некоторое время сидите со скрещенными руками.
Эпизод 2.
Клиент: Мой муж нашел работу, связанную с длительными командировками, потому что не любит меня.
Консультант: Вы говорили, что раньше часто ругались с мужем по поводу того, что он мало зарабатывает.
Эпизод 3.
Консультант: Мы уже дважды встречались, но Вы ничего не говорите о сексуальной жизни, хотя во время первой встречи выделили ее как свою важнейшую проблему. Всякий раз, когда мы приближаемся к основной теме, Вы уходите в сторону. Я раздумываю, что бы это могло означать.
Эпизод 4.
Консультант: Я заметил, что Вы изменили тему. Специально ли Вы сделали это?
Эпизод 5.
Консультант: Сейчас Вы переходите уже к другой теме, мне еще не совсем понятно...., Давайте остановимся здесь подробнее.
Примеры высказываний клиентов
Клиент 1: Меня преследует депрессия и я одинока, однако вообще все не так уж плохо.
Клиент 2: Я думаю, что люди должны сами принимать решения, но своих детей я постоянно осыпаю советами, как им жить.
Клиент 3: Мне кажется, что у меня лишний вес, но другие говорят, что я выгляжу совсем неплохо.
Клиент 4: Я хотела бы слушать других, но почему-то всегда говорю больше всех.
Примеры техники интерпретации
Эпизод 1.
К: Распространяется ли этот ваш страх оказаться критиканкой еще на каких-то людей? (Выявление невротического паттерна.)
Кл: Не на всех.
К: Как насчет меня? (Попытка выяснить, распространяются ли ее критические чувства на меня.)
Кл: (пауза, слезы на глазах): Это так глупо. Я боюсь, что вы сочтете меня глупой (плачет). (Факт появления такой эмоционачь- ной реакции может указывать на наличие переноса.)
К: Вы боитесь оказаться критиканкой по отношению ко мне. (Авторитетная интерпретация ее реакции на выражение критики по отношению ко мне.)
Кл: (сквозь рыдания): Вы сказали несколько таких вещей, которые задели мои чувства (плачет).
Эпизод 2.
Кл: Я ненавижу своего отца. И этому нет никаких причин. Из-за этого я ужасно себя чувствую, ведь это грех — ненавидеть своего отца, тем более, если для этого нет никаких причин.
К: Вы ощущаете, что человек просто не должен ненавидеть своих родителей, особенно, если для этого нет никаких причин?