Научно-техническая революция 1 глава




Ефим Семенович Лихтенштейн

Слово о науке. Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты. Книга первая.

 

 

 

«Слово о науке. Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты.»: Знание; Москва; 1976

Аннотация

 

В сборнике предоставлено слово корифеям науки всех времен и народов и нашим выдающимся современникам. Приведены также высказывания о науке писателей и общественных деятелей.

 

Слово о науке

Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты

Книга первая

 

ОБ ЭТОЙ КНИГЕ

 

Наука — нервная система нашей эпохи. Эта горьковская формула не только образна и изящна, она глубоко и точно отображает действительность. Программа партии предусматривает всемерное содействие дальнейшему усилению роли науки в строительстве коммунистического общества, и на наших глазах наука проникает во все сферы жизни, становится, как этого требовал В. И. Ленин, элементом быта «вполне и настоящим образом», превращается в непосредственную производительную силу.

Люди XX века увидели появление самолета и электронного микроскопа, электронно-счетной машины и радиолокации, телевидения и ядерной энергетики, искусственных веществ тверже алмаза и прозрачней стекла; люди открыли и широко применили антибиотики, разгадали механизм передачи наследственности, широко распахнули двери в космос, послали своих роботов на Луну, Марс и Венеру…

Советские ученые считают, что в ближайшем будущем можно ожидать полную и комплексную автоматизацию всех основных операций, во всех основных отраслях производства. Достижения медицины и молекулярной биологии приведут к уничтожению инфекционных и наследственных заболеваний и к управлению наследственностью, достижения физики и химии — к получению необходимых веществ из недефицитных, легкодоступных ресурсов, достижения технических наук — к рациональному использованию отходов индустрии и очищению и сбережению окружающей среды на пользу человеку, ныне живущему, и будущих поколений и т. д.

В речи на торжественном заседании, посвященном 250-летию АН СССР, Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев сказал: «Животворный источник технико-экономического и социального прогресса, роста духовной культуры народа и его благосостояния — вот что такое для нас наука сегодня». Наука, ее достижения; ее идеи, ее проблемы касаются сейчас каждого. Это относится и к тому, что вчера открыто в лаборатории, а сегодня применяется в заводской практике, и к тому, что, казалось бы, вызывает чисто теоретический интерес. Строение вещества — теоретическая проблема, атомная энергия, ее мирное или военное применение затрагивают жизненные заботы всех.

Когда в начале нашего века Константин Эдуардович Циолковский в захолустной Калуге конструировал реактивные аппараты для межпланетных путешествий и писал превосходные научно-фантастические очерки «Грезы о Земле и небе», он представлялся окружающим беспочвенным мечтателем, «чудаком», тратящим свой скудный заработок провинциального учителя на никем не признанные изобретения. Куда более удивительно то, что за 10 лет до космического полета Юрия Гагарина находились критики, которые советовали авторам научно-фантастических произведений не увлекаться проблемами, далекими от насущных вопросов современной жизни, «не витать в межпланетных пространствах». Для истории науки последних десятилетий весьма поучительно сравнение таких рассуждений о «космических далях» с тем восторженным вниманием всей планеты к завоеваниям космоса от первого советского искусственного спутника Земли до памятной встречи на космической орбите экипажей «Союз» и «Аполлон». Определяя сущность этого блестящего эксперимента в космосе, Л. И. Брежнев говорил: «…советские и американские космонавты полетят в космос, чтобы осуществить первый в истории человечества крупный совместный научный эксперимент. Они знают, что оттуда, из космоса, наша планета выглядит еще более прекрасной, хотя и небольшой. Она достаточно велика, чтобы мы могли жить на ней в мире, но слишком мала, чтобы подвергать ее угрозе ядерной войны».

Эти слова ярко подчеркивают, что проблемы науки затрагивают каждого человека в отдельности и все человечество в целом.

Раздел «Развитие науки» в утвержденных XXV съездом КПСС «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976–1980 годы» начинается со следующих слов: «Основной задачей советской науки является дальнейшее расширение и углубление исследований закономерностей природы и общества, повышение ее вклада в решение актуальных проблем строительства материально-технической базы коммунизма, ускорения научно-технического прогресса и роста эффективности производства, повышения благосостояния и культуры народа, формирования коммунистического мировоззрения трудящихся». Естественно, что наука, ее проблемы, ее достижения, ее фундаментальные открытия и технические воплощения привлекают пристальное внимание всех, кто творчески относится к своему труду, и всех, кому дороги успехи Родины.

Всеобщий интерес к науке можно проиллюстрировать такими убедительными цифрами. Лекторы Всесоюзного общества «Знание» читают 25 миллионов лекций в год перед аудиторией, насчитывающей более миллиарда слушателей, а телепередача «Очевидное — невероятное», которую ведет профессор С. П. Капица, привлекает каждый раз около 30 миллионов зрителей. Причем, как справедливо замечено, ведущий эти передачи видит в своей аудитории не сосуд, который надо заполнить различными знаниями, а факел, который зажигается от увлекательных животрепещущих фактов, проблем, мыслей современной науки.

Мир науки и техники так сложен и разнообразен, что никто не может считать свое образование завершенным с окончанием средней школы и даже вуза. Скорее с этого оно только начинается. Никакой диплом не освобождает современного человека от насущной потребности постоянно и зорко следить за новым в науке и технике. «Наука и ее практическое применение в жизни развиваются сейчас такими темпами, — говорил на Всесоюзном слете студентов Л. И. Брежнев, — что многое из даже недавно найденного, открытого нередко устаревает прежде, чем попадает в учебники и курсы лекций. Справедливо говорят: если бы человек, окончивший вуз пятнадцать-двадцать лет назад, не продолжал заниматься самообразованием, он был бы в наши дни безнадежно отсталым работником».

Как показывает опрос слушателей и зрителей, переписка с ними, наибольший интерес вызывают, во-первых, глубинные процессы нынешней грандиозной научно-технической революции, во-вторых, проблемы экологии, охраны окружающей человека природной среды. И, в-третьих, проблема так называемого «демографического взрыва».

Естественное стремление цивилизованного человека: «хочу все знать» или более скромное: «хочу знать необходимое, чтобы правильно действовать», сталкивается, однако, с явлениями еще одного «взрыва» — с лавинообразным потоком информации. На самом деле, активно читающий человек может за свою жизнь прочесть 3–5 тысяч книг. Но ведь только у нас, в нашей стране, ежегодно выходит в свет более 80 тысяч наименований книг и брошюр.

Еще Вольтер говорил: «Многочисленность фактов и сочинений растет так быстро, что в недалеком будущем придется сводить все к извлечениям и словарям». Это было сказано около 200 лет назад. В XVIII веке вышло примерно 1,6 миллиона книжных изданий, в XIX веке — 6,1 миллиона; XX век, по-видимому, подарит человечеству около 50 миллионов новых книжных изданий. Сейчас во всем мире ежегодно выпускается не менее 500 тысяч названий.

Недавно на заседании ученого совета Всесоюзной книжной палаты один доктор биологических наук говорил примерно так: «Я должен предупредить, что люди находятся сейчас в таком же положении, в каком оказались динозавры миллионы лет назад. Тогда обстановка на земле резко изменилась, поступал огромный поток новой информации, а голова у динозавров была маленькая, информация не помещалась в их головах, и динозавры погибли. Сейчас мы в положении динозавров — мы не в состоянии переварить все огромное количество поступающей информации».

Это шутка. К счастью, человеку хватит ума справиться и с этой задачей. Учет, отбор, обработка и передача информации недаром стали сейчас одной из главенствующих и бурно растущих отраслей человеческой деятельности.

В произведениях великих мыслителей, ученых, писателей, поэтов содержится множество изречений, метких характеристик, остроумных заметок о науке и знаниях, о теории и практике, о поисках и находках, о научном творчестве, о гуманизме науки и этике ученого, об образовании и просвещении, об информации и научной популяризации и т. д. Это как раз те искры, которые могут зажечь факел в сердцах миллионов, это те строки, о которых говорил Гёте: «каждый день следует… прочитать хоть какое-нибудь мудрое изречение».

В коротких, ярких, легко запоминающихся фразах, в этих средоточиях «лучей ума и знаний» мы находим ответы на волнующие нас сегодня вопросы, находим вдохновение для решения новых задач. Ибо, как заметил Ленин, «бывают такие крылатые слова, которые с удивительной меткостью выражают сущность довольно сложных явлений».

Дидро говорил: «…глубокие мысли — это железные гвозди, вогнанные в ум так, что ничем не вырвать их». Замысел книги — «круглый стол» мудрости всех времен и народов, форум знатоков, собранный для обсуждения интересующей нас темы. Этот источник настойчиво ищущей, настойчиво бьющейся человеческой мысли не только обогащает арсенал фактов и красок, но и служит катализатором творчества.

Идея такой антологии принадлежит академику С. И. Вавилову. Об этом вкратце рассказано во введении к одной из глав сборника «Слово о книге». Мне хочется здесь посвятить несколько строк светлой памяти этого удивительного человека, замечательного ученого, президента Академии наук СССР, первого председателя общества «Знание».

Лауреат Ленинской и Нобелевской премий академик И. М. Франк справедливо говорит, что четверть века, ушедшие со дня кончины Сергея Ивановича, нисколько не убавили широкой известности его как ученого и общественного деятеля. Действительно, труды и открытия С. И. Вавилова, труды и открытия его учеников и последователей принесли славу советской науке. К этому следует добавить, что ушедшие годы увенчали имя Сергея Ивановича Вавилова лаврами классика научной популяризации. И тут дело не только в том, что Сергей Иванович сочетал редкую по масштабу и всесторонности эрудицию ученого с талантом литератора. Дело еще и в том, что он возродил в Академии древнюю ломоносовскую традицию сочинения и издания учеными популярных произведений, традицию, после Ломоносова отброшенную кастовыми предрассудками «императорской» академии, возродил и дал ей размах, достойный нашей эпохи, и одухотворил самыми прогрессивными идеями.

Наука и литература были для Сергея Ивановича нераздельны, слиты воедино. Он был страстным книголюбом. И это была не эгоистичная любовь собирателя редкостей, а постоянный источник духовного обогащения. Каждое воскресенье он проводил в книжной лавке, обшаривал полки букинистов, разрозненные листы пожелтевшего древнего трактата радовали его больше, чем золотой оклад или сафьяновый переплет иной пустопорожней книги. Книги отбирались не только для себя, но и откладывались по его просьбе, а иногда отсылались коллегам, ученикам, друзьям, знакомым.

В библиотеке автора этих строк самое почетное место занимает атлас «Образцы славяно-русского книгопечатания с 1491 года». Удивительная книга, в которой документально воспроизведены заглавные листы, заставки, буквицы и гравюры изданий Краковской, Пражской, Московской, Несвижской, Черниговской, Виленской типографий, образцы письма и даже тайнописи. Эту книгу в одно из воскресений 1946 года принес мне продавец букинистического магазина. Он вручил ее со словами: «Книгу просил Вам отослать Сергей Иванович Вавилов. Я решил доставить ее лично: уж очень книга хороша!»

Мне посчастливилось почти 20 лет заниматься изданием научной литературы под непосредственным руководством С. И. Вавилова — вначале в качестве ученого секретаря редколлегии научно-популярной литературы АН СССР, затем главного редактора Издательства АН СССР (ныне — «Наука»).

Первая моя встреча с С. И. Вавиловым состоялась в начале тридцатых годов. В это время важно было пафос строительства, охвативший всю советскую молодежь, подкрепить научно-техническими знаниями. ЦК ВЛКСМ выступил инициатором создания главной редакции юношеской и научно-популярной литературы. Необходимо было привлечь ученых. Руководители Академии наук А. П. Карпинский, В. Л. Комаров, Г. М. Кржижановский, В. П. Волгин единодушно называли академика С. И. Вавилова: он идейный вдохновитель и практический руководитель всех начинаний Академии в области популяризации науки.

С. И. Вавилов трудился сверхчеловечески много, но всегда был свободен для самого детального разбора любого, большого или малого, предложения, касающегося пропаганды научных знаний, издательского дела. От его внимательных глаз ничего не ускользало, он никогда не забывал поощрить за издательскую удачу и сказать «стыдобушка» за список опечаток.

Однажды — это было 30 лет назад — Сергей Иванович, просматривая корректуру и издательскую почту, сказал: нужна кунсткамера, кунсткамера мудростей и курьезитетов. Доводы были так убедительны, примеры так увлекательны, что тут же в тетради, озаглавленной «Кунсткамера», появились первые записи. С тех пор систематически в тетради и на карточки записывались разысканные в старых и новых книгах и журналах афоризмы и изречения в похвалу книге и чтению, науке и знанию, а также поучительные, а порой и забавные эпизоды редакторской практики.

Собирательство, а затем и отбор шли по двум направлениям: «Слово о книге» и «Слово о науке». С первым сборником читатели познакомились в 1969 году. Сейчас мы предлагаем вниманию его продолжение, непосредственно с ним связанное логически и по замыслу.

В предисловии к «Слову о книге» мы напомнили древнюю мудрость: «В начале было слово». Действительно, в слове — первый проблеск сознательности, слово — главный инструмент общения людей, общения поколений, накопления духовных богатств. Д. И. Менделеев экстраполировал это изречение на историческую роль науки: «Если в слове — начало, то в числе — продолжение сознательности, просвещения и всего успеха или прогресса человечества». Та же мысль в несколько ином, но близком нашей теме аспекте была высказана Гёте: «Говорят, что цифры управляют миром; нет сомнения в том, что цифры показывают, как он управляется». Само собой разумеется, что «число» и «цифра» здесь метафоры: подразумевается не только математика или статистика, но и гораздо шире — вся наука, во всей ее многогранности. Наука — связующий элемент между мыслями людей, рассеянных во времени и пространстве, и в этом одно из самых высоких ее достоинств.

По примеру «Слова о книге» в «Слове о науке» афоризмы, высказывания, цитаты сгруппированы в тематические рубрики:

Наука в веках. Разум. Истина. Наука. Строки истории. Наука на кострах. Наше время. Торжество науки.

Наука и современность. Оптимизм марксистско-ленинского научного мировоззрения. Научно-техническая революция. Теория и практика. Будущее науки.

Гуманизм науки. Наука и человечество. Наука и природа. Охрана окружающей среды. Наука и борьба за мир.

Лаборатория ученого. Идея. Гипотеза. Поиск, опыт, эксперимент. Эвристика.

Наука и знание. Образование. Просвещение. Популяризация. Наука и искусство.

Кунсткамера. Курьезитеты. Шутки. Улыбки.

В сборник вошли не все разделы этой темы. Часть из них дело будущего.

К. А. Тимирязев утверждал: «Предисловие — это откровенный обмен мыслей автора с читателем». Это верно, но предисловие — еще и прошение о снисхождении за погрешности. Мы просим помилования по крайней мере за недостаточную полноту: никогда нельзя быть уверенным, что, даже непрерывно ныряя в глубину океана, можно извлечь все жемчужины; за то, что некоторые изречения могут, по мнению читателей, оказаться не в том тематическом разделе — тут оправдание в том, что некоторые крылатые фразы так многоемки по содержанию, что с одинаковым основанием могут быть отнесены к нескольким главам; и, наконец, за повторение некоторых мыслей и фраз, уже приведенных в «Слове о книге», но то, что справедливо в суждении о книге, порой не менее важно и в суждении о науке, и хотя у читателя «Слова о науке» не обязательно на руках имеется «Слово о книге», мы стремились довести эти повторения до единичных, неизбежных, по нашему убеждению, случаев.

Большая доля труда по созданию этой книги принадлежит Марии Григорьевне Малковой. Приятно выразить признательность академику Александру Леонидовичу Яншину и другим товарищам по работе за дружеские советы, принятые с благодарностью.

 

Глава I

НАУКА В ВЕКАХ

 

Взять всю науку…

В. И. Ленин

 

 

РАЗУМ•ИСТИНА•НАУКА•СТРОКИ ИСТОРИИ•НАУКА НА КОСТРАХ•НАШЕ ВРЕМЯ• ТОРЖЕСТВО НАУКИ

 

Строки истории науки, звучащие в изречениях ее виднейших представителей всех веков, согласно утверждают, что слова И. Ньютона: «Если мы видели дальше других, то это потому, что стояли на плечах гигантов» справедливы и весьма поучительны. Мысли предшественников как ракетоносители; корабли сбрасывают их, когда выходят в космос, но нельзя забывать: без ракетоносителя самый лучший межпланетный корабль не может подняться в заоблачную высь и выйти на орбиту.

Н. Винер отметил: «Научные традиции, как рощи секвойи, могут существовать тысячи лет; древесина, которую мы потребляем сейчас, — результат вложений, сделанных солнцем и дождем много веков тому назад».

В первой главе суждения о предмете науки, о ее целях и средствах. В отличие от других глав, разделенных на тематические параграфы, здесь пришлось прибегнуть к хронологической рубрикации. Каждая эпоха по-своему отводит роль и место науке. Каждый социальный перелом неизбежно влечет за собой изменение роли и места науки в жизни общества, изменение характера и направленности научных интересов, изменение темпов ее развития и приложения ее результатов. Перелистывая страницы истории, обращаясь к мудрым строкам, оставленным нам в наследство, мы можем видеть поступательный ход науки, сравнивать, сопоставлять мысли корифеев античных и средних веков, ярких представителей новой истории и нашего времени.

До XVIII столетия естествознание было преимущественно наукой, собирающей факты. XVIII век дал миру просветителей и энциклопедистов: Вольтера, Руссо, Дидро, Гельвеция, Гёте, Шиллера, Лессинга, основоположника русской науки М. В. Ломоносова. Гуманистическое подвижничество этих гениев дало право следующим поколениям назвать XVIII век веком разума.

В XIX веке, как говорил Ф. Энгельс, естествознание стало наукой, упорядочивающей накопленные факты о явлениях природы, наукой о происхождении и развитии предметов и о связи, соединяющей явления в одно великое целое.

В XX веке наука становится непосредственной производительной силой.

Дж. Бернал в своей книге «Наука в истории общества» пишет: «Наука, как нечто существующее и завершенное, является чем-то наиболее объективным из известного человеку. Но в своей деятельности как цель, к которой мы стремимся, наука так же субъективна и психологически обусловлена, как и любая другая область человеческих устремлений, причем настолько субъективна, что на вопрос, какова цель и значение науки, в различные времена и от разных людей мы получаем совершенно различные ответы».

В этой главе приведены дефиниции — определения предмета науки. Оказывается, нет ничего сложнее, чем определение, раскрытие содержания таких общеупотребительных, кажущихся само собой разумеющимися понятий, как, например, «Литература», «Искусство», «Книга». К этим понятиям относится и «Наука». Много перьев, много копий сломано в баталиях по этим вопросам. И это не удивительно. «…Понятия, — как записал Ленин в „Философских тетрадях“, — высший продукт мозга, высшего продукта материи», причем «человеческие понятия не неподвижны, а вечно движутся, переходят друг в друга, переливают одно в другое, без этого они не отражают живой жизни».

Мы приводим высказывания о предмете науки в хронологической последовательности, и это дает возможность проследить, как со временем, с накоплением знаний понятие о таком сложном, многогранном предмете, каким является наука, углубляется, уточняется, совершенствуется, а с наступлением новых эр и существенно изменяется.

Одно из авторитетных определений предмета науки, относящееся к нашему времени, принадлежит А. Эйнштейну: «Наука — это неустанная многовековая работа мысли свести вместе посредством системы все познаваемые явления нашего мира». Именно мысли. Читатель найдет в этой главе изречения, посвященные мысли, разуму, истине, понятиям, которые с достаточным основанием рассматриваются авторами как синонимы понятия наука. Некоторые ученые утверждают даже, что нет истины, кроме научной, что вне науки нельзя, не злоупотребляя, применять слово истина. Точно сказал Галилей: «Никто из нас не обладает всей истиной, но каждый из нас приближается к ней, внося свой вклад в сумму достоверного знания». Эти слова связывают крепким узлом истину и знания и подчеркивают неразрывную преемственную связь времен.

Достижение истины, подлинной, научной, объективной, человечной истины нелегко дается людскому роду. Читая строки истории науки, мы видим и науку на кострах, и титанов мысли на эшафотах. Тернист был путь науки в веках. К. А. Тимирязев писал: «Костер задушил голос Бруно, исторг отречение Галилея, вынудил малодушие Декарта». О трагических судьбах Джордано Бруно и Галилео Галилея написано много популярных произведений. Менее известно, как Рене Декарт, родоначальник философского рационализма, основатель аналитической геометрии, человек, пытавшийся в первой половине XVII века создать научный метод познания мира и поставить разум, знание на место слепой веры, человек, оставивший потомкам для раздумья знаменитое «я мыслю, следовательно, я существую», вынужден был бежать из родной Франции от жестоких преследователей. На кострах инквизиции погиб в возрасте 34 лет Джулио Чезаре Ванини, осмелившийся написать книгу «Об удивительных тайнах природы — царицы и богини смертных». Книга вышла в 1616 году, в 1619 автор и его книга были сожжены. Другой прогрессивный ученый, по характеристике Ф. Энгельса, замечательный деятель революционного естествознания эпохи возрождения, врач, математик и философ Мигель Сервет также был сожжен инквизиторами вместе с его книгами.

В средневековье, как утверждает Гельвеций, были времена, когда надо было доказывать, что великие гении античного мира — Гомер, Вергилий, Демокрит, Эмпедокл — «никогда не были колдунами». Но еще много раньше в Афинах и Риме в пору их расцвета не всегда над головами ученых небо было безоблачным. 400 лет до нашей эры великий Сократ был приговорен к самоубийству. Платон — восторженный ученик Сократа, основатель знаменитой платоновской Академии — под конец своей жизни потерпел полный крах в попытках вступить в контакт с власть имущими для поддержки своей «лаборатории мысли». Ученик Платона, самый яркий участник платоновской Академии, мыслитель, олицетворяющий вершину древнегреческой философии, ученый, оказавший громадное влияние на развитие философской мысли в течение двух тысячелетий, — Аристотель умер в 322 году до н. э. в изгнании, преследуемый по обвинению в преступлении против религии.

Не лишена исторического интереса следующая цитата из «Двенадцати цезарей»: «Грамматика в Риме, — повествует Гай Светоний, — не пользовалась не только почетом, но даже известностью, потому что народ, как мы знаем, был грубым и воинственным, и для благородных наук не хватало времени», и далее: «…приведу старинное постановление Сената — обсудив вопрос о философах и риторах, постановили об этом, чтобы претор Марк Помпоний позаботился и обеспечил, как того требуют интересы государства и его присяга, чтобы их больше не было в Риме».

Вернемся, однако, к более близкому времени. Вот что можно прочесть в предисловии к первому изданию «Истории моего дирижабля» К. Э. Циолковского: «Человек, предлагающий обществу изобретение, встречается целой армией рутинеров… Фултон предлагает директории свое изобретение, его не слушают… и такие научные величины, как Лаплас, Монж и Вольней, ставят над Фултоном и его идеями могильный крест, а Бонапарт лишает великого изобретателя своей протекции… Араго совершил такую же ошибку, как Лаплас и Наполеон: знаменитый астроном отрицал железные дороги… Вспомним затем, например, мытарства по кабинетам и по департаментам великого Морзе, знаменитого Эдисона, вспомним гонения ученой касты на Ломоносова, „великого недоучку“ Галилея, кошмарную трагедию Роберта Майера, вспомним Дженнера и поведение его противников — ученых, врачей, великомученика от науки Петра Рамуса. История показала, что все эти замученные Фултоны, Морзе, Майеры и пр. и пр. были правы, что истина была на их стороне».

В царской России в XIX веке не был допущен в академию смелый новатор математики, творец неэвклидовой геометрии Н. И. Лобачевский. Академиками не были крупнейшие физики Столетов и Лебедев, биологи Сеченов, Мечников и Тимирязев, Менделеев, открывший один из самых фундаментальных законов современного естествознания — периодический закон химических элементов. Блестящий математик и писатель редкого таланта — Софья Васильевна Ковалевская повествует: «Несмотря на то, что и проф. Давыдов и ректор Тихонравов лично обращались к министру с просьбой допустить меня к магистерскому экзамену, министр решительно отказал и даже… выразился так, что и я, и дочка моя успеем состариться прежде, чем женщин будут допускать в университеты». Допуск женщин в «большую науку» и сейчас весьма затруднен даже в наиболее развитых буржуазных странах. Но не только такие предрассудки сковывают творчество ученых в мире капитала. Н. Винер уже после выхода в свет знаменитой «Кибернетики» должен был заявить: «К сожалению, прием, который ожидает в научном мире ту или иную работу, зависит не только от ценности ее содержания…»

В заключительном разделе этой главы — суждения ученых наших дней. Высказывания современников убеждают в том, что Великий Октябрь был вторым рождением науки, что, как предвидел Ленин, «только социализм освободит науку от ее буржуазных пут, от ее порабощения капитализму, от ее рабства…»

Мы видим, что существуют черты, которые принципиально отличают науку эпохи социализма и построения коммунизма от старой науки и науки капиталистических стран. Конечно, дело обстоит не так, что в новом обществе появляется какая-то неведомая сила, искусственная наука, некая чудодейственная научная методика и техника эксперимента, не доступные ученым капиталистических стран. Наши ученые пользуются тем же микроскопом и телескопом, что и ученые на Западе, исследуют те же тайны природы, что и их зарубежные коллеги. Разница не в предмете и методике научных открытий, а в социальных условиях, в которых эти открытия совершаются и используются.

По сравнению с предшествующими общественными формациями для социализма и коммунизма характерна прежде всего их более глубокая и органическая взаимосвязь с наукой.

Коммунизм — это общество, строящееся на строго научных основах, и науке в этом обществе отводится все возрастающая роль. Коммунизм закладывает в фундамент строительства, берет на вооружение все богатства науки, добытые человечеством во все века, синтезирует их, развивает дальше, ибо достижения науки — не сцепление случайных открытий ученых-одиночек, а в конечном счете результат сложения и умножения усилий всего человечества.

«Наука — народу» — эти слова начертаны на знамени советской науки. После победы Октября вождь революции Владимир Ильич Ленин провозгласил: «Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации».

Ленин творчески разработал фундаментальное положение марксизма о роли науки в коммунистическом преобразовании общества и обосновал принципы развития науки на новых началах.

Основополагающим принципом науки в социалистическом обществе является ее глубокая народность. Советская наука — это прежде всего наука, служащая интересам народа. В этом ее главная особенность и важнейшая черта. Из этого, собственно говоря, вытекают все другие ее особенности. Под непосредственным руководством Ленина в первые годы Советской власти были заложены основы того грандиозного научно-технического прогресса, который осуществляется сейчас. Советская наука внесла величайший вклад в решение кардинальных проблем нынешнего века. Всему миру известно, что первая страна социализма открыла эру проникновения человека в космос, проложила пути мирного использования энергии атомного ядра.

В архиве академика Ивана Петровича Павлова не так давно обнаружена запись его публичного выступления в 1917 году: «От одного американского астронома я получил статейку, в которой он, обратившись от небесных явлений к земным, занялся вопросом: в каком отношении ко всему народонаселению стоит научная производительность (специально в области положительного знания) каждого из современных государств?» Как следует из дальнейших слов Павлова, статистические выкладки привели автора заметки к выводу, что Россия занимает одно из последних мест.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: