Диагностическое направление
Коррекционное направление
Консультативно-просветительское и профилактическое направление
Организационно-методическое направление
Педагоги, работающие с детьми с речевыми нарушениями, решают совместно следующие коррекционно-воспитательные задачи:
· Формирование положительных навыков речевого поведения, умение пользоваться вербальными способами общения;
· Исправление ошибок в речи воспитанников;
· Стимулирование речевой активности, формирование навыков пользования самостоятельной речью;
· Развития восприятия речи на занятиях и в повседневной жизни;
· Обеспечение овладения программным материалом с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей.
· Консультирование родителей;
Учитель-логопед является организатором и координатором коррекционно-развивающей работы.
Функции учителя-логопеда и воспитателя группы для детей с ТНР вам хорошо известы, останавливаться на них не будем, только напомним что у каждого они свои.
И именно такое единство в основных направлениях работы, целях и задачах и четкое разграниченность функций учителя-логопеда и воспитателей, позволяет эффективно проводить коррекционно-образовательный процесс
Преемственность в работе логопеда и воспитателя предполагает совместное планирование, обмен информацией, обсуждение достижений детей, как в речи, так и на других занятиях и реализуется посредством продуманных форм взаимодействия между воспитателями и учителем логопедом.
Такими как:
Ø Совместная организация предметно-развивающей среды. Во всех группах оборудованы речевые центры, где имеется материал (в соответствии с возрастом) для развития
|
мелкой и артикуляторной моторики, воздушной струи,
звуковой стороны речи детей, обогащения словаря,
овладения грамматическим строем речи, элементами грамоты,
формирования связной речи,
приобщения к культуре чтения художественной литературы,
а также игры на развитие детского словотворчества.
Подбор игрового и дидактического материала осуществляется логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным. Материал, содержащийся в коррекционном уголке, носит многофункциональный характер, используется в разных целях. Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи и внеречевых психических процессов, составляющих психологическую базу речи.
Содержание определяется в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи детей с ОНР.
Ø В начале года логопед знакомит воспитателей с перспективным планированием коррекционно-образовательной работы на год.
Воспитатель планирует свою работу с учетом тем и задач планируемых логопедом, речевых возможностей детей и их продвижения в освоении коррекционной программы, реализуемой логопедом в соответствии с характером речевого нарушения.
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений.
|
В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.
Знание коррекционно-образовательных задач решаемых учителем-логопедом, помогает воспитателям запланировать работу по закреплению у детей сформированных логопедом знаний, умений и навыков при организации НОД и самостоятельной деятельности детей. Что отражено в планах воспитателей.
Ø Взаимопосещение занятий необходимое условие приемственности в работе учителя- логопеда и воспитателя. Воспитатели присутствуют на занятиях логопеда, а логопед в свою очередь посещает отдельные занятия воспитателей с целью контроля за качеством речи детей, оказания методической помощи, исключение дублирования коррекционного материала.
Ø Работа связанная с информатизацией родителей по вопросам обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями проявляется в совместном оформление стенда «Дошкольная логопедия», выпуске журнала для родителей о детях «Речецветик», буклетов, папок передвижек. В них мы рассказываем родителям некоторые теоретические аспекты развития и воспитания детей, помещаем интересные высказывания детей, рассказы о жизни детей в группе.
Ø Взаимодействие логопедов и воспитателей в разработке тем по самообразованию- еще одна форма преемственности в работе учителя- логопеда и воспитателя. Выбирая тему самообразования связанную с приоритетным направлением нашей деятельности мы решаем две задачи:
|
· Деятельность педагогов в процессе самообразования будет способствовать решению задач коррекционно-образовательного процесса;
· Педагогам не надо будет распылять свои усилия, решая отдельно задачи ДОУ и задачи собственного развития, они сконцентрируются на одной проблеме, и результатом этой деятельности в дальнейшем смогут воспользоваться все педагоги ДОУ
Ø Одной из форм взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей логопедических групп мы считаем планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы или большого блока тем.
Таки как
Логопедический досуг «Мы пешеходы», или КВН «Правила Дорожного Движения», Квест «В поисках животных»,
Викторины - «Наш город, улица, дом», «Ток бежит по проводам»,
Выставка и презентация памяток и рукописных книг «Моя Родина Кузбасс», «Мое здоровье », «Книга полезных советов», «Мир вокруг нас», «Пословицы о дружбе» Игры- Драматизации «Федорино горе», «Озорник помидор».
Данный вид работы, отраженный в перспективном плане итоговых мероприятий, позволяет аккумулировать знания детей по одной лексической теме или целому блоку тем.
Ø Важным пунктом в вопросе взаимодействия мы считаем организацию и проведение ежемесячных мероприятий логопеда и воспитателей “Логопедическая беседка”, направленных на консультирование, обсуждения новинок литературы, интересных методических находок, апробации новых пособий или форм работы.
Тематика “Логопедических беседок” разнообразна это Коррекция речи дошкольников в условиях ДОУ и семьи «Создание коррекционно-развивающей среды в группе для детей с речевыми нарушениями» Приемы в работе воспитателя по автоматизации поставленных звуков в ходе образовательно-воспитательного процесса. «Сказка как средство развития связной речи у дошкольников» И многое другое
Темы “Логопедических беседок” продиктована годовыми задачами ДОУ, запросами педагогов или выявленными трудностями и охватывает все стороны коррекционно-педагогического процесса.
Ø В второй половине дня выделяются часы для работы воспитателя с подгруппами и отдельными детьми по коррекции речи в соответствии с заданием учителя-логопеда.
Эта формы работы носит название «Коррекционный час».