Профессиональной деятельности учителя- дефектолога




Рекомендации по подготовке

К экспертизе результативности практической деятельности учителя-дефектолога, (олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога)

 

(подготовлены Л. И. Загляда, методистом кафедры психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специального (коррекционного) образования КРИПКиПРО. Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры 23 марта 2010 г.)

 

Содержанию деятельности учителя-дефектолога

(олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога)

 

Направление деятельности Содержание Формы и методы
1. Диагностическая деятельность Комплексное изучение особенностей познавательного и психического развития ребёнка, что предполагает выявление внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения. Проведение комплексного медико-психолого-педагогического исследования каждого ребёнка с проблемами в развитии в целях квалификации соматического, социального, психологического и образовательного статуса и определения направленности абилитационных мероприятий. Индивидуальная первичная диагностика (полная углубленная), динамическое (повторное) обследование; групповая, метод включенного наблюдения (при посещении уроков).
2. Учебно-воспитательная Формирование у детей системы знаний и общественных представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности; решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребёнка и его семьи, на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении школьника, а также воспитание у него положительных качеств. Индивидуальная, групповая работа, урок, внеурочная деятельность, разработка программ, проектов, информационных тематических материалов, методических рекомендаций.
3. Коррекционно-развивающая Формирование способов усвоения социального опыта у детей и подростков с проблемами в развитии. Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка с проблемами в развитии; Преодоление и предупреждение у обучающихся вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом; формирование у обучающихся способов ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое применение, зрительная ориентировка). Развитие необходимого уровня психофизических функций. Индивидуальная, подгрупповая, групповая.
4. Консультативная Оказание педагогической помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям, педагогическим работникам, администрации в вопросах развития, воспитания и обучения; обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его возможности Индивидуальные, групповые
5. Культурно-просветительная работа Формирование психологической культуры субъектов образовательного процесса. Своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности Проблемно-обучающие семинары, выступление на педсовете, МО, родительском собрании, психолого-медико-педагогические конференции
6. Социально-педагогическая Создание условий для успешной адаптации обучающихся в социуме Участие в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях по принятию каких-либо решений
7. Научно-методическая работа Анализ и планирование деятельности, прохождение курсов повышения квалификации, анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ; участие в научно-практических семинарах, конференциях; посещение совещаний, методических объединений, оформление кабинета и др.

 

Материально-техническое обеспечение

профессиональной деятельности учителя- дефектолога

(олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога)

 

1. Специально оборудованный кабинет с выделенными секторами для проведения индивидуальных и групповых форм работы (диагностической, развития и коррекции, организационно-методической). Основные характеристики:

- площадь кабинета – около 20 кв.м.;

- удаленность кабинета от источников шума, оптимальная влажность и температура, отсутствие сквозняков;

- звукоизоляция;

- различные источники освещения;

- гармоничное сочетание отделки и цветовой гаммы;

- раковина;

- зеркало;

- демонстрационная доска;

- мебель для дидактического материала и методических пособий;

- компьютер с принтером для печати;

- магнитофон;

- сейф или шкаф с ключом для конфиденциальной информации;

- мягкая мебель;

- озеленение кабинета.

2. Комплекты необходимого диагностического инструментария:

- методики диагностики;

- ключи для обработки результатов;

- бланки.

3. Комплекты дидактического материала и методических пособий для проведения коррекционно-развивающей работы:

- коррекционные и развивающие программы;

- методические пособия по игровой терапии, с упражнениями для развития и коррекции;

- настольные игры;

- набор мелких игрушек для песочной терапии;

- набор мягких игрушек для социально-ролевых и сюжетных игр;

- различное оборудование и средства для сенсорного развития детей;

- видеоматериалы (видеокассеты, лазерные диски, слайды);

- аудиоматериалы (аудиокассеты, лазерные диски).

 


Документация учителя- дефектолога

(олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: