Полонец Артем 7.1.01
1.Основные проблемы изучения личности
· Соотношение биологического и социального в личности.
· Соотношение индивидуального и общественного.
· Филогенез и онтогенез личности.
· Структура личности.
· Движущие силы развития личности.
· Методы исследования и развития личности.
· И, пожалуй, самая главная проблема состоит в том, что практическая каждая школа в психологии, философии, социологии отвечает на вопрос, что такое личность, по-своему
2.Аспекты целостно-личностного подхода
1)ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ- Личность рассматривается исходно как ценность и самоценность, ни из чего не выводимая и ни к чему не сводимая. С рождения ребенка и далее его психологические функции развиваются через общение со взрослым. Эта идея, сформулированная Л. С. Выготским, впоследствии получила разностороннюю разработку в исследованиях М. И. Лисиной, А. А. Бодалева и других. Среди современных зарубежных работ данная проблема интересно рассматривается в книге К. Джеймс и др. Можно сказать, что вся психика человека является личностной. С. Л. Рубинштейн писал, что все психические процессы могут рассматриваться как процессы личности. Данный аспект шутя обозначается как «культ личности». В исследованиях показана определяющая роль личности по отношению к восприятию, памяти, мышлению, а также к разным формам функционирования человека: игре, учению, творчеству, профессиональной деятельности и т.д
2 )ЦЕЛОСТНЫЙ АСПЕКТ -целостный подход к человеку предполагает рассмотрение его в аспекте включенности во всеобщую взаимосвязь, тождество человека и Природы (Н. А. Бердяев), человека и Мира (С. Л. Рубинштейн), человека и Универсума — «человека как микрокосма» (П. Флоренский). Это «внешнее» основание целостности человека реализуется во «внутренней» целостности, т. е. во взаимосвязи психологических явлений. При этом учитывается, что личностный и целостный аспекты взаимосвязаны.С одной стороны, целостность психики человека реализуется через ее личностную обусловленность, с другой — важнейшей характеристикой личности является ее целостность. Иными словами: личность целостна, а целостность человека — личностна. В то же время нельзя не учитывать
3)СУБЪЕКТНЫЙ АСПЕКТ -Психика личностно обусловлена. Психика рассматривается не как «висящая в воздухе», когда психические процессы, деятельность и т. д. берутся без их носителя (мыслит мышление, запоминает память, действует деятельность и т. д.), а как принадлежащие субъекту.
4)СУЩНОСТНЫЙ АСПЕКТ -Данный аспект характеризуется тем, что в основу конкретных исследований личности положено представление о сущности человека. Мы берем на себя смелость утверждать, что понимание сущности человека остается мало проработанным в психологии. Большинство психологических исследований вообще не ставят вопрос о сущности человека. Это связано, прежде всего, с тем, что психология, длительное время существовавшая внутри философии, как экспериментальная наука оформилась на основе естественнонаучной методологии.
5) АСПЕКТ ВЫДЕЛЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМЫОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ОСНОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ- Реализация целостного подхода связана с выделением фундаментальных, ведущих, определяющих оснований психики и личности
6) УРОВНЕВЫЙ АСПЕКТ- Важнейшим аспектом целостно-личностного подхода к человеку является учет его уровневой структуры. Сформулированный Н. А. Бернштейном принцип уровневого построения в области физиологии движений имеет непосредственное отношение и к психологии.
7) КОНСТРУКТИВНЫЙ АСПЕКТ- Конструктивный аспект предполагает Максимальную реализацию сущностных свойств Человека, достижение высших уровней базовых оснований личности (что при организации специальных условий развития оказывается доступным большинству людей).
8) ПОЛУПРОЖЕКТИВНЫЙ АСПЕКТ- Многие сконструированные нами методики носят полупрожективный характер, при котором определенная мера заданности ситуации исследования, диагностики и интерпретации результатов сочетается с возможностью свободы проявления отношений, поведения, реакций, ответов и т. д. испытуемых, что требует от исследователя вчувствования, интуиции, понимания. Данный аспект среди прочих способствует эмпирическому схватыванию целостности душевного мир
9) УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АСПЕКТ- выделенные базовые основания личности и их система определяют многообразие психологических свойств, качеств личности, особенности разных сфер функционирования человека, его взаимоотношений с окружающими и т. д.Эти основания характеризуются устойчивыми чертами, обусловливающими индивидуально-типическую специфику личности на разных этапах жизни человека.
3. Целостность психики в понимании В. Дильтея.
Описательная психология В. Дильтея:
объект – сознание; предмет – сознание; эмпирия – метод интроспекции, самонаблюдения за процессами протекания сознания.
В. Дильтей обращает внимание на целостность сознания. Оговаривая один раз. Что «природа этой целостности остается неизвестной, в другой раз, подчеркивая духовную природу целостности сознания. Методологическая трудность данного подхода состояла в том, что здесь сливались, полностью отождествлялись объект, предмет и эмпирия – изучение сознания.
4. Целостность психики в понимании гештальтпсихологии.
Гештальтпсихология (Коффка, Кёлер, Вертгеймер и др). Ее объектом являлась исходная
целостность психики. Были выделены эмпирические соответствующие целостному подходу
Фи – феномен М. Вертгеймера. Опыты Кёлера с обезьянами – целостное решение
проблемной ситуации, опыты М. Вертгеймера с курами, где показано, что реакция
обусловлена не отдельным раздражителем, а отношением между ними: т.е. первично –
отношение.
5.Личность в понимании С.Л.Рубинштейна.
С. Л. Рубинштейн предложил рассматривать личность в трех основных аспектах:
1) Подструктура направленности личности: установка, интересы, потребности, мировоззрение, идеалы, убеждения, интересы, склонности, самооценка и др;
2)Задатки и способности: интеллект (мыслительные способности), частные способности (музыкальный слух, хороший глазомер, любой другой талант), природно- индивидуальные проявления уровня развития психических процессов (ощущения и восприятия, память, мышление и воображение, чувства и воля)
3)Темперамент и характер: особенности нервной деятельности и адаптационных структур,
сформировавшихся в ходе развития в социуме.
6.Личность в понимании К.К.Платонова:
К.К.Платонов предложил 4 основных подструктуры личности:
1.направленность и моральные качества личности: влечения, желания, интересы, склонности,
идеалы, убеждения, мировоззрение;
2.опыт: знания, навыки, умения и привычки, приобретаемые в личном опыте путем обучения, но уже с влиянием и биологических и даже генетически обусловленных свойств личности;
3.индивидуальные особенности психических процессов: ощущения, восприятие, память,
мышление и др.;
4.биопсихические свойства личности: темперамент, половые и возрастные особенности личности.
7.Личность в понимании К.Роджерса:
Карл Роджерс выдвинул идею «Я-концепции». Этот образ состоит из трех частей:
1.Когнитивной — образа своих качеств, способностей, внешности и социальной значимости
(самосознание);
2.Эмоциональной — аффективной оценки "Я"-образа, которая проявляется в самоуважении,
себялюбии или самоуничижении;
3.Поведенческой — потенциальной поведенческой реакции, т.е. конкретных действий, которые
могут быть вызваны образом "Я" и самооценкой.
В Я-концепции можно выделить следующие образы: "Я"-реальное, и "Я"-идеальное.
8.Личность в понимании В.Франкла:
Личность – это единое целое трех аспектов: соматического, психического и духовного;
Личность может понята лишь изнутри, а не со стороны (феноменология);
Человек склонен к целеполаганию, т.е. к поискам смысла жизни;
Человек сам отвечает за то, что он есть и чем становится, формируя собственную личность.
Семинар 2
На мой взгляд, наиболее удачной моделью является подход Рубенштейна. Его схема весьма лаконична, однако, на мой взгляд, наиболее просто и понятно отражает главную суть понятия личности человека