Во времена Великой Отечественной войны (1941- 1945)




ВВЕДЕНИЕ

 

Единственная женщина Герой Советского Союза (рис. 1) – летчица Магуба Гусейновна Сыртланова.

Вкладе в Великую Победу 46-го женского авиаполка ночных бомбардировщиков знают вся страна, Европа и мир, но все равно не перестаешь восхищаться уникальным подвигом летчиц-женщин. Давайте, положа руку на сердце, спросим себя: возможно ли нечто подобное в другой стране? Нет, нет и нет!

 

А они смогли, наши хрупкие девушки-красавицы, стать хозяйками ночного неба (в немецком толковании – «ночные ведьмы» (рис. 2)). Ох, как не хотели фашисты «свиданий» с ними! Тяжелейшую мужскую работу они выполняли пусть не легко, но изящно и результативно. И после войны они оставались яркими звездами, по которым ориентировалось не одно поколение российских девушек (и юношей!). Я расскажу о женщине с упорным характером, которая однажды зажглась мечтой о небе и не только осуществила ее, но и пошла дальше – покорила её.

 

На фронтах Великой Отечественной войны — с декабря 1942 года. Сражалась на Северном Кавказе, Таманском полуострове, в Крыму, Белоруссии, Польше и в Восточной Пруссии. В боях проявляла исключительную смелость, мужество и отвагу, совершила 780 боевых вылетов с боевым налётом 928 часов, сбросила 190 тонн бомбового груза. В самых сложных метеорологических условиях Сыртланова с большой точностью выводила группы самолётов в заданные районы

 

 

ЖИЗНЬ ДО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

 

Магуба Гусейновна Сыртланова родилась 15 июля 1912 года в Белебее (Башкортостан). По национальности татарка. Происходит из старинного башкирского дворянского рода Сыртлановы. Окончила в Белебее татаро-башкирскую школу (семилетку), предшественницу средней школы № 2. И здесь же она посмотрела на небо как на свою судьбу. Шел 1928 год, и как далеко было до достижения намеченной цели! Но с той поры каждый ее шаг, где бы она ни жила и ни работала, вел к мечте. Вместе с несколькими подругами Магуба уезжает в Узбекистан, благо там жил ее старший брат. В этой среднеазиатской республике девушка устроилась на работу в одну из изыскательских партий по определению будущих воздушных линий, оборудованию земных ориентиров для самолетов. Пусть земная работа, но все-таки связана с небом.

А с 1932 года по направлению комсомола (очередной его съезд бросил клич о шефстве над воздушным флотом) Магуба поступает в Балашовскую летную школу. И не было в ней курсанта старательнее М. Сыртлановой. Усвоена материальная часть знаменитого У-2, получены теоретические знания, даже удалось чуточку полетать – два круга над аэродромом. Магуба поняла: ее зовет небо, оно – ее стихия и смысл жизни. Но.… Ох уж эта жизненная антитеза! Свыше поступил приказ, повелевающий отчислить из школы девушек.

Что, мечта рухнула? Только не для Магубы. Она поехала в г. Тбилиси и окончила там курсы аэроклуба. А тем временем началась война..

 

Во времена Великой Отечественной войны (1941- 1945)

 

В Тбилиси открылась военно-авиационная школа. М. Сыртлановой присваивают звание младшего лейтенанта и назначают в школе командиром звена. Магуба Гусейновна показала себя с наилучшей стороны. Начальник штаба Тбилисского отряда специальных применений (санитарная эскадрилья) Ю. Курочкина дала ей блестящую характеристику, в которой отмечаются высокий профессионализм, заслуженный авторитет, организаторские способности, ответственность за порученное дело. Хорошо служила младший лейтенант, но на душе у нее было неспокойно. На фронт! И ведь добилась своего! Ее уговаривали, пугали опасностями, но ничто не могло остановить М. Сыртланову. Тем более, что она знала о создании полка ночных бомбардировщиков под командованием подполковника Е.Бершанской. Была новая авиационная часть в составе 325-й авиадивизии 4-й воздушной армии.

Настойчивая летчица добилась приема у командующего 4-й армией генерал-полковника К. А. Вершинина, он с трудом согласился, «сдавшись» под ее напором, аргументами, поняв, что ее просьба не блажь.

С декабря 1942 года 46-й полк дислоцировался в станице Ассиновская. М. Г. Сыртланова прибыла туда на «перекладных» и сразу же оказалась в атмосфере военных будней, героических дел. Летчицы уже имели боевой опыт, у некоторых были даже награды. Магубе нужно было адаптироваться к обстановке. Она рассказала командиру о себе. В небе – с 1935 года, последняя должность – командир звена. Но разве сравнишь полеты в тылу с заданиями через линию фронта? Е. Бершанская ввела нового офицера в жизнь полка. И начались они, дни и ночи, ночи и дни далеко не женской работы.

М. Г. Сыртланова стала готовиться к полетам. Прежде всего нужно было досконально изучить тактико-технические характеристики самолета.

 

Полк летал на ПО-2, приспособленных к военным условиям самолетах У-2. «ПО-2 вмещает два человека. Взлетный вес 890 кг, дальность полета –450 км, скорость 156 км/час, вооружение – турельный ШКАС – 7,62, бомбометание 200–250 кг», – запоминает Магуба. А еще нужно изучить инструкции, приказы, всевозможные технические условия.

Зачеты сданы, начались полеты. Вот и первое боевое задание. Штурманом у М. Сыртлановой была опытная Женя Руднева. Самолет в числе других поднялся в воздух и взял курс в район Батайска, где была собрана боевая техника немцев для броска на Кубань, в Краснодар. Летчица довольно быстро и легко обнаружила объект – по вспышкам, прожекторным лучам. Бомбы летели в цель. Боевого опыта у Магубы было еще недостаточно, поэтому она слишком близко опустилась вниз и попала под обстрел. Когда

она вернулась на аэродром, выяснилось, что у самолета простреляны

плоскости. В целом же первый полет за линию фронта прошел успешно. Молодая летчица доложила: «Пилот Сыртланова боевое задание выполнила! В районе цели – два очага пожара».

Летать на ПО-2 было большим искусством. Хотя он и носит громкое название бомбардировщика, он был небольшим, фанерным, с двумя открытыми кабинами – для летчика и штурмана. Рации не было, естественно, связи с землей – никакой. Экипаж переговаривался живым голосом – через примитивное устройство.

Днем на ПО-2 летать было опасно, ночь для самолета – идеальные условия. Все операции на нем выполнялись вручную, ориентировались или по местности (при лунном свете или если она была достаточно хорошо известна), по компасу и звездам. Даже бомбометание производилось вручную – дергали за тросик. Осветительные бомбы выбрасывали всегда руками. Если подобьют – верная смерть, в первый период войны летали без парашютов. Так что без лишних слов – каждый вылет летчиц был подвигом.

 

Магуба Гусейновна Сыртланова оставила воспоминания: «Закрою глаза, и…замирает сердце. Над головой – звезды и звезды…высота – полторы тысячи метров. Приближаемся к цели. С приглушенным мотором иду на снижение. Высота – триста метров. Где-то здесь, по данным разведки, – склады горючего.»

Пока летчица и штурман минут 5-6 сидели в кабинах после прилета на базу или выходили, чтобы размяться, аэродромная команда подвешивала бомбы, и вновь – в ночное небо. ПО-2 мог брать за один полет, как написано выше, до 200–250 кг бомб, с весны 1944 года на него грузили еще столько же. Как справлялся с таким весом скромный труженик войны – загадка.

«ПО-2 в руках Сыртлановой и ее боевых подруг была грозной машиной. Шум ее мотора почти не слышен, и прежде чем немцы успевали что-нибудь сделать, она засыпала землей траншеи, выводила из строя орудия, пулеметные гнезда… Редко ее бомбы не попадали в цель. Куда только не летала Магуба на своей маленькой машине! Она порхала, словно птица, в горах Северного Кавказа, облетела вдоль и поперек долины Дона, делала за ночь до 10-15 вылетов, когда брали Тамань. В одном из боев немцы подбили самолет. Он загорелся. Поврежден мотор, не работает один цилиндр. Голову сверлила мысль: смерть или плен? Летчица приняла решение: лучше смерть. Впереди – Черное море. Мотор работает с перебоями. Магуба осторожно разворачивает самолет, глазами ищет полоску земли. Самолет удалось посадить. Летчик и штурман ударились головой о приборы. Но главное остались живы».

Ночь на 12 сентября, когда эскадрилья М. Г. Сыртлановой (она уже старший лейтенант и заместитель командира эскадрильи) громила мотомехчасти фашистов под Новороссийском. Этот вылет стоит того, чтобы описать его подробнее. Немцы встретили «ночных ведьм» зенитным огнем. Самолет

гвардии капитана Поповой (на задании были три ПО-2) был подбит. Магуба заметила беду и бросила свой самолет прямо под огонь немцев, желая отвлечь их от «раненого» самолета подруги.

Сбросив свой смертоносный груз, М. Сыртланова повернула назад, искусно маневрируя, она избежала попаданий и догнала еле «ковыляющий «самолет Поповой. Вместе с экипажем гвардии майора Амосовой взяли поврежденный самолет в середину и довели его до своего аэродрома.

 

15 мая 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР М. Г. Сыртлановой присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: