ЛАОССКОЙ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ




КОНСТИТУЦИЯ

(14 августа 1991 года)

 

--------------------------------

<*> Перевод Н.А. Головановой.

 

Преамбула

 

В течение тысячелетий многонациональный лаосский народ жил и развивался на нашей земле В середине XIV столетия, во времена Короля Фа Нгума, наши предки основали единое и процветающее государство Лане Ксанг. Начиная с XVIII века Лаосская земля постоянно подвергалась угрозам и вторжениям со стороны внешних врагов. Наш народ, поддерживая героические и несгибаемые традиции предков, непрерывно и упорно боролся за независимость и свободу.

Начиная с 1930 года под верным руководством Коммунистической партии Индокитая, а затем Лаосской народно-революционной партии многонациональный лаосский народ бесстрашно и с полным самоотречением вел тяжелую, неослабевающую борьбу до тех пор, пока не сбросил гнет колониального и феодального режимов, окончательно освободив страну. Провозглашение 2 декабря 1975 года Лаосской Народно-Демократической Республики отрыло новую эпоху страны - эпоху истинной независимости и свободы народа.

В период, последовавший после освобождения страны, наш народ в целях сохранения народно-демократического строя и создания условий для строительства социализма одновременно выполняет две стратегические задачи, связанные с обороной и становлением государства, и в первую очередь по осуществлению реформ, направленных на мобилизацию всех ресурсов общества.

Сегодня, в новый период жизни, общество требует от государства принятия Конституции. Эта Конституция является народно-демократической Конституцией, закрепляющей великие достижения нашего народа в деле борьбы за национальное освобождение, защиту и построение нового государства, определяющей политический, социально-экономический строй, принципы национальной обороны и безопасности, ведение иностранных дел и устанавливающей фундаментальные права и обязанности граждан, а также систему устройства государственного аппарата в новых условиях. Впервые в истории нашей страны право народа на самоопределение было закреплено в основном законе страны.

Данная Конституция является плодом всенародного обсуждения. Она отражает многовековые чаяния и правильный выбор национального общества, направленные на достижение цели созидания Лаоса как мирного, независимого, демократического, единого и процветающего государства.

 

Глава I. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ

 

Статья 1

 

Лаосская Народно-Демократическая Республика является независимым государством, обладающим суверенитетом и территориальной целостностью в отношении территориальных вод и воздушного пространства, и представляет собой единое и неделимое государство, принадлежащее всему многонациональному народу.

 

Статья 2

 

Лаосская Народно-Демократическая Республика является народно-демократическим государством. Вся власть в нем принадлежит народу, исходит от него и осуществляется в интересах всех слоев общества многонационального народа, основную часть которого составляют рабочие, крестьяне и интеллигенция.

 

Статья 3

 

Право многонационального народа быть хозяином своей страны осуществляется и обеспечивается функционированием политической системы, ядром которой является Лаосская народно-революционная партия.

 

Статья 4 (новая)

 

Для выражения своих властных полномочий и интересов народ избирает представительный орган - Национальное собрание.

Избрание депутатов Национального собрания осуществляется на принципах всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.

Избиратели вправе отзывать своих собственных представителей в случае недостойного поведения и утраты ими доверия народа.

 

Статья 5

 

Национальное собрание и иные государственные органы учреждены и действуют на основе принципа демократического централизма.

 

Статья 6

 

Государство защищает свободы и демократические права народа, которые не могут быть кем-либо нарушены. Все государственные органы и должностные лица обязаны распространять знания о политике государства и разъяснять народу все предписания и законы в целях обеспечения реализации законных прав и интересов народа. Какие-либо акты бюрократического или устрашающего характера, способные причинить ущерб чести народа, физический вред населению, жизни, чувствам и имуществу народа, запрещаются.

 

Статья 7

 

Лаосский фронт национального строительства, Лаосская федерация профсоюзов, Лаосский народно-революционный молодежный союз, Союз лаосских женщин и другие общественные организации являются организациями, предназначенными для объединения и сплочения всех слоев многонационального народа в целях выполнения задач защиты и созидания государства, развития у народа понимания своих прав как хозяина страны и защиты законных прав и интересов своих членов.

 

Статья 8

 

Государство осуществляет политику, обеспечивающую единство и равенство всех этнических групп. Все этнические группы вправе защищать, сохранять и поддерживать возвышенные обычаи и традиции, а также культуру своих собственных родов и всего народа в целом. Запрещаются любые действия, направленные на разделение и дискриминацию отдельных этнических групп.

Государство использует все меры, направленные на постепенное развитие и повышение общественно-экономического уровня любых этнических групп.

 

Статья 9 (новая)

 

Государство уважает и защищает любую законную деятельность буддистов и последователей иных религий, осуществляет социальную интеграцию и поддерживает буддистских монахов и послушников, как и священнослужителей иных религиозных культов, в целях их участия в деятельности на благо государства и народа. Государство запрещает любые действия, направленные на раскол общества по религиозным и классовым мотивам.

 

Статья 10 (новая)

 

Государство управляет обществом посредством Конституции и законов. Партия, государственные органы, Лаосский фронт национального строительства, массовые и общественные организации, а также все граждане обязаны строго соблюдать Конституцию и законы и действовать в соответствии с ними.

 

Статья 11 (новая)

 

Государство проводит в жизнь политику национальной обороны и безопасности при полном участии всего народа; создает и укрепляет силы национальной обороны и безопасности, преданные стране и народу; выполняет свои обязанности по защите завоеваний революции, жизни, имущества и труда народа; способствует на государственном уровне благополучию и укреплению нации.

 

Статья 12

 

Лаосская Народно-Демократическая Республика проводит внешнюю политику мира, независимости, дружбы и сотрудничества, поддерживает отношения и взаимодействие со всеми странами на основе принципа мирного сосуществования, уважения независимости, суверенитета и территориальной целостности других государств, невмешательства во внутренние дела других государств, на основе равенства и соблюдения взаимных интересов.

Лаосская Народно-Демократическая Республика поддерживает борьбу всех народов за мир, национальную независимость, демократию и социальный прогресс.

 

Глава II. ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ

 

Статья 13 (новая)

 

Национальная экономика Лаосской Народно-Демократической Республики представляет собой прочное многоукладное хозяйство, предназначенное для роста производительных сил, расширения производства, сферы предпринимательской деятельности и услуг, превращения натурального хозяйства в товарное, индустриализации и модернизации производства, в целях стабилизации и дальнейшего развития, улучшения материальных и духовных условий жизни народа национальная экономика функционирует во взаимосвязи с региональной и мировой экономикой.

Все экономические уклады равны перед законом и действуют на основе механизмов рыночной экономики, в условиях конкуренции и взаимопомощи, в целях расширения производства, предпринимательства и под контролем государства на пути к социализму.

 

Статья 14 (новая)

 

Государство поддерживает все внутренние экономические уклады путем инвестирования в производство, предпринимательство и сферу услуг, способствует индустриализации и модернизации национальной экономики в целях ее неуклонного роста.

 

Статья 15 (новая)

 

Государство содействует иностранным инвестициям в Лаосскую Народно-Демократическую Республику, создает благоприятные условия для импорта капитала, технологий и внедрения современных методов управления в сфере производства, предпринимательства и услуг.

Имущество и капиталы иностранных инвесторов, действующих на законной основе в Лаосской Народно-Демократической Республике, не подлежат конфискации, изъятию или передаче в собственность государства.

 

Статья 16

 

Государство защищает и развивает все формы имущественных прав на государственную, коллективную и личную собственность, а также частную собственность лаосских граждан и иностранцев, вкладывающих инвестиции в Лаосскую Народно-Демократическую Республику.

 

Статья 17 (новая)

 

Государство защищает имущественные права (такие, как право владения, пользования, узуфрукт и право распоряжения) и право наследования собственности организациями и отдельными лицами. Земля принадлежит национальному сообществу, и государство обеспечивает право пользования, передачи и наследования земли в соответствии с законом.

 

Статья 18 (новая)

 

Государство управляет экономикой на основе использования рыночных механизмов, регулируемых государством, сочетая централизованное единообразное управление в основных отраслях производства с делегированием ответственности на местах в соответствии с законами и постановлениями.

 

Статья 19

 

Все органы и граждане обязаны защищать окружающую среду и природные ресурсы: землю, недра, леса, животный мир, водные ресурсы и атмосферу.

 

Статья 20 (новая)

 

Лаосская Народно-Демократическая Республика придерживается политики расширения экономического сотрудничества с иностранными государствами различными путями, на многосторонней основе, с использованием многообразных форм экономических отношений, исходя из принципа взаимного уважения независимости, суверенитета, равенства и общей выгоды.

 

Статья 21 (новая)

 

Государство учитывает важность экономического развития в сочетании с культурным и общественным развитием, отдавая приоритет человеческим ресурсам.

 

Статья 22 (новая)

 

Государство обращает внимание на развитие образования, внедряя обязательное начальное образование в целях воспитания лаосских граждан в духе добропорядочности, с революционной нравственностью, знаниями и навыками.

Государство и все общество в целом уделяют внимание развитию высококачественного национального образования, созданию более широких возможностей и благоприятных условий для получения образования всем населением, особенно людьми, проживающими в отдаленных местностях, представителями национальных меньшинств, женщинами и детьми, у которых такая возможность отсутствует.

Государство поддерживает инвестиции частного сектора в развитие национального образования в соответствии с законом.

 

Статья 23 (новая)

 

Государство помогает сохранению уникальной культуры и высоких традиций нации в целом и отдельных этнических групп, в сочетании с избирательной адаптацией достижений прогрессивной мировой культуры.

Государство способствует развитию культуры, искусства, литературы, творчества, охраняет и управляет культурным, историческим и природным наследием, поддерживает древности и памятники истории.

Государство уделяет внимание поддержке и распространению средств массовой информации, призванных служить защите и развитию государства.

Запрещаются все виды культурной деятельности или использование средств массовой информации в целях причинения вреда национальным интересам, высоким традициям культуры или чести лаосского народа.

 

Статья 24 (новая)

 

Государство поддерживает интеллектуальную деятельность и творчество в области проведения научных исследований и применения научных технологий, защищает право интеллектуальной собственности, одновременно занимаясь подготовкой научных кадров в целях дальнейшей индустриализации государства и модернизации производства.

 

Статья 25 (новая)

 

Государство заботится о совершенствовании и расширении услуг публичного здравоохранения в целях поддержания здоровья граждан.

В целях сохранения здоровья нации государство и общество заботятся о создании и совершенствовании системы профилактики заболеваний и лечения пациентов, условий, позволяющих всему населению получать необходимое лечение, особенно матерям и детям, нуждающимся и лицам, проживающим в отдаленных местностях.

Государство поддерживает и поощряет инвестирование со стороны частного сектора в расширение сферы медицинских услуг в соответствии с законом.

Запрещается предоставление любых незаконных медицинских услуг.

 

Статья 26 (новая)

 

Государство и общество уделяют внимание поддержке, обеспечению и инвестициям в сферу массовой физической культуры, в том числе развитию традиционных и международных видов спорта, в целях повышения спортивного мастерства, укрепления силы и здоровья народа.

 

Статья 27 (новая)

 

Государство и общество уделяют внимание развитию квалифицированного труда, соблюдению норм трудовой дисциплины, освоению профессиональных навыков, защищают законные права и льготы трудящихся.

 

Статья 28 (новая)

 

Государство и общество уделяют внимание социальному обеспечению, особенно в отношении национальных героев, солдат, должностных лиц, пребывающих в отставке, инвалидов, семей, утративших кормильцев, погибших в борьбе за дело революции, и лиц, имеющих заслуги перед нацией.

 

Статья 29 (новая)

 

Государство, общество и семья уделяют внимание поддержке женщин, защите законных прав и льгот матери и ребенка.

 

Статья 30 (новая)

 

Государство и общество поддерживают, развивают и способствуют распространению культурного, исторического и экологического туризма.

Запрещается туристическая деятельность, причиняющая вред национальной культуре или противоречащая законодательным нормам Лаосской Народно-Демократической Республики.

 

Глава III. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА И БЕЗОПАСНОСТЬ

 

Статья 31 (новая)

 

Ответственность за поддержание национальной обороны и безопасности возложена на силы национальной обороны и безопасности. Защита независимости, суверенитета, территориальной целостности государства; защита жизни людей и имущества, обеспечение стабильности и прочности народно-демократического строя - обязанность всех органов и всех лаосских граждан.

Деятельность, направленная на обеспечение национальной обороны и безопасности, должна неизменно соответствовать задачам социально-экономического развития.

 

Статья 32 (новая)

 

Силы национальной обороны и безопасности заботятся о совершенствовании и наращивании своих рядов, воспитании верности нации. Являясь вооруженными силами народа, имеющего революционные традиции, силы национальной обороны и безопасности поддерживают строгую дисциплину и высокую боеспособность своих рядов, имея своей главной задачей защиту национальной безопасности, мира и общественного спокойствия.

Государство заботится об оснащении сил национальной обороны и безопасности самым современным вооружением, техникой, технологиями, транспортом; о повышении профессиональных знаний сил национальной обороны и безопасности в области стратегии и тактики военного искусства.

 

Статья 33 (новая)

 

Государство и общество заботятся о проведении в жизнь политики, направленной на поддержку материальной и духовной жизни представителей сил обороны и безопасности; повышает их способности к выполнению обязанностей, связанных с защитой национальной обороны и общества.

Силы обороны и безопасности обязаны стремиться к поддержанию морального духа и созданию боеспособных подразделений с целью исполнения своих обязанностей и вклада в национальное развитие.

 

Глава IV. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН

 

Статья 34

 

Лаосскими гражданами являются лица, имеющие на основании закона лаосское гражданство.

 

Статья 35

 

Лаосские граждане равны перед законом независимо от их пола, социального статуса, образования, вероисповедания и этнической принадлежности.

 

Статья 36 (новая)

 

Лаосские граждане в возрасте 18 лет и старше имеют право голосовать; лаосские граждане в возрасте 21 года и старше имеют право быть избранными. Исключение составляют лица, являющееся умалишенными, лица с психическими расстройствами и лица, лишенные права голосовать и быть избранными по судебному решению.

 

Статья 37

 

Все граждане независимо от пола имеют равные права в сфере политики, экономики, культуры, общественной жизни и в семье.

 

Статья 38

 

Лаосские граждане имеют право на образование и продвижение по службе.

 

Статья 39 (новая)

 

Лаосские граждане имеют право на труд и профессиональную деятельность, не запрещенную законом. Трудящиеся имеют право на отдых, получение медицинской помощи во время болезни, получение помощи в случае потери трудоспособности и инвалидности, в старости и в иных случаях, предусмотренных законом.

 

Статья 40 (новая)

 

Лаосские граждане имеют право на свободный выбор места жительства и передвижения в порядке, установленном законом.

 

Статья 41 (новая)

 

Лаосские граждане имеют право на обращение с жалобами, обращениями и предложениями в соответствующие государственные органы по вопросам, касающимся публичного интереса, а также своих прав и интересов.

Жалобы, обращения и предложения граждан подлежат рассмотрению и разрешению в установленном законом порядке.

 

Статья 42 (новая)

 

Лаосские граждане обладают неотъемлемым правом на неприкосновенность личности, достоинства и жилища. Лаосские граждане не могут быть арестованы или подвергнуты обыску без санкции государственной прокуратуры или народного суда, за исключением случаев, установленных законом.

 

Статья 43 (новая)

 

Лаосские граждане имеют право на свободу вероисповедания либо право не исповедовать никакую религию.

 

Статья 44

 

Лаосские граждане имеют право и свободу слова, печати и собраний; имеют право на объединение в ассоциации и проведение демонстраций, которые не противоречат закону.

 

Статья 45

 

Лаосские граждане имеют право и свободу в проведении научных исследований и применении достижений науки, техники и технологий, право создания художественных и литературных произведений и право заниматься культурной деятельностью, не запрещенной законом.

 

Статья 46

 

Государство защищает законные права и интересы лаосских граждан, проживающих за границей.

 

Статья 47

 

Лаосские граждане обязаны уважать Конституцию и законы, соблюдать правила трудовой дисциплины, предписания, регулирующие общественный порядок, и иные нормы, регламентирующие порядок в стране.

 

Статья 48

 

Лаосские граждане обязаны платить налоги и сборы, установленные на основании закона.

 

Статья 49

 

Лаосские граждане обязаны защищать Родину, поддерживать национальную безопасность и выполнять воинскую повинность в случаях, предусмотренных законом.

 

Статья 50

 

Права и свободы иностранцев и лиц без гражданства защищаются законами Лаосской Народно-Демократической Республики. Они имеют право на обращение в суды и иные органы Лаосской Народно-Демократической Республики, они обязаны уважать Конституцию и законы Лаосской Народно-Демократической Республики.

 

Статья 51

 

Лаосская Народно-Демократическая Республика предоставляет политическое убежище иностранцам, преследуемым в связи с их борьбой за свободу, справедливость, мир и научные достижения.

 

Глава V. НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

 

Статья 52 (новая)

 

Национальное собрание представляет права и интересы многонационального народа. Национальное собрание является законодательными органом, обладающим правом принимать решения по основным вопросам жизни страны, осуществлять надзор и контроль над деятельностью административных органов, народных судов и органов государственной прокуратуры.

 

Статья 53 (новая)

 

Национальное собрание:

1) подготавливает, одобряет и изменяет Конституцию;

2) рассматривает, одобряет, изменяет или отменяет законы;

3) вводит, изменяет или отменяет налоги и сборы;

4) рассматривает и одобряет стратегические планы общественно-экономического развития и бюджета страны;

5) избирает или отстраняет от должности Председателя, заместителя Председателя и членов Постоянного комитета Национального собрания;

6) по представлению Постоянного комитета Национального собрания избирает или отстраняет от должности Президента и Вице-президента страны;

7) по представлению Президента страны рассматривает вопрос о назначении или отставке Премьер-министра; рассматривает и одобряет состав Правительства, по представлению Премьер-министра назначает, передвигает или отправляет в отставку членов Правительства;

8) по представлению Президента страны избирает или отстраняет от должности Председателя Верховного народного суда и Верховного государственного прокурора;

9) по представлению Премьер-министра решает вопросы, связанные с созданием или упразднением министерств и иных приравненных к ним ведомств, органов исполнительной власти провинций и городов, определением границ провинций и городов;

10) объявляет амнистию;

11) решает вопросы по ратификации и денонсации договоров, подписанных в соответствии с законом с другими государствами;

12) принимает решения по вопросам войны и мира;

13) следит за соблюдением Конституции и законов;

14) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом.

 

Статья 54 (новая)

 

Срок полномочий Национального собрания составляет пять лет.

Депутаты Национального собрания избираются лаосскими гражданами в соответствии с законодательством.

Выборы новых депутатов Национального собрания должны быть проведены не менее чем за 60 дней до истечения срока полномочий прежнего созыва Национального собрания.

В случае войны или иных обстоятельств, препятствующих проведению выборов, Национальное собрание может продлить срок своих полномочий, однако выборы новых депутатов Национального собрания должны состояться не позднее чем через шесть месяцев после нормализации обстановки.

В случае необходимости Национальное собрание до истечения срока своих полномочий проводит выборы нового созыва при наличии согласия двух третей от общего числа депутатов Национального собрания, присутствующих на сессии.

 

Статья 55

 

Национальное собрание избирает Постоянный комитет, в состав которого входит Председатель, заместитель Председателя и несколько депутатов.

Председатель и заместитель Председателя Национального собрания также являются Председателем и заместителем Председателя Постоянного комитета Национального собрания.

 

Статья 56 (новая)

 

Постоянный комитет Национального собрания является постоянным органом Национального собрания, исполняющим обязанности от имени Национального собрания в промежутке между его сессиями.

Постоянный комитет Национального собрания:

1) подготавливает сессии Национального собрания и обеспечивает выполнение плана его деятельности;

2) дает толкование и разъяснение положений Конституции и законов,

3) осуществляет надзор над деятельностью исполнительных органов власти, народных судов и государственной прокуратуры в период между сессиями Национального собрания;

4) назначает, передвигает или отстраняет от должности судей народных судов всех уровней и судей военных судов;

5) созывает Национальное собрание на сессии;

6) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом.

 

Статья 57

 

Постоянный комитет созывает Национальное собрание на обычные сессии два раза в год.

В случае необходимости Постоянный комитет может созвать Национальное собрание на внеочередную сессию.

 

Статья 58

 

Сессии Национального собрания проводятся только при наличии кворума более чем половины общего числа депутатов Национального собрания.

Резолюции Национального собрания имеют силу только тогда, когда за них проголосовало более половины от общего числа депутатов Национального собрания, присутствующих на сессии, за исключением случаев, подпадающих под действие статей 54, 56 и 97 Конституции.

 

Статья 59 (новая)

 

Правом законодательной инициативы наделены следующие органы и лица:

1) Президент страны;

2) Постоянный комитет Национального собрания,

3) Правительство;

4) Верховный народный суд,

5) Верховная государственная прокуратура,

6) Лаосский фронт национального строительства и высшие органы массовых организаций.

 

Статья 60

 

Президент страны вводит в действие законы, принятые Национальным собранием, не позднее 30 дней после их одобрения. В течение этого периода Президент страны имеет право обратиться к Национальному собранию с требованием пересмотреть эти законы. В случае подтверждения закона при повторном рассмотрении Национальным собранием Президент обязан ввести его в силу в течение 15 дней.

 

Статья 61

 

Вопросы, затрагивающие судьбу страны и жизненные интересы народа, подлежат одобрению Национальным собранием или в промежутках между сессиями Национального собрания - Постоянным комитетом Национального собрания.

 

Статья 62 (новая)

 

Национальное собрание учреждает собственные комитеты для подготовки законопроектов и иных проектов государственных актов, передаваемых для рассмотрения Постоянному комитету Национального собрания и Президенту страны, а также в помощь Постоянному комитету Национального собрания для осуществления надзора над функционированием административных органов, народных судов и органов народной прокуратуры.

 

Статья 63 (новая)

 

Депутаты Национального собрания имеют право запроса Премьер-министру и иным членам Правительства, Председателю Верховного народного суда и Верховному государственному прокурору. Лица, получившие запрос, обязаны дать устный или письменный ответ на сессии Национального собрания.

 

Статья 64

 

Депутаты Национального собрания не могут быть подвергнуты судебному преследованию или подвергаться ограничению свободы без согласия Национального собрания или, в промежутках между сессиями Национального собрания, - Постоянного комитета Национального собрания.

В случаях задержания депутата Национального собрания на месте преступления орган, осуществивший такое задержание, обязан для принятия решения незамедлительно представить сообщение об этом Национальному собранию или, в промежутках между сессиями Национального собрания, - Постоянному комитету. Депутат Национального собрания, в отношении которого проводятся следственные действия, не лишается права присутствовать на сессиях Национального собрания.

 

Глава VI. ПРЕЗИДЕНТ СТРАНЫ

 

Статья 65

 

Главой государства Лаосской Народно-Демократической Республики является Президент, представляющий многонациональный лаосский народ внутри страны и за границей.

 

Статья 66 (новая)

 

Президент страны избирается Национальным собранием двумя третями от общего числа депутатов Национального собрания, присутствующих на сессии.

Срок полномочий Президента страны равен сроку полномочий Национального собрания.

 

Статья 67 (новая)

 

Президент страны:

1) вводит в действие Конституцию и законы, принятые Национальным собранием;

2) издает указы и декреты;

3) вносит на рассмотрение Национального собрания предложения о назначении и отставке Премьер-министра;

4) после одобрения Национального собрания назначает или освобождает от должности Премьер-министра, назначает, передвигает или освобождает от должности членов Правительства;

5) по представлению Председателя Верховного народного суда назначает или освобождает от должности заместителя Председателя Верховного народного суда, по представлению Верховного государственного прокурора - заместителя Верховного государственного прокурора;

6) по представлению Премьер-министра назначает, передвигает и освобождает от должности губернаторов провинций и мэров городов;

7) является Главнокомандующим Народными вооруженными силами,

8) по представлению Премьер-министра решает вопрос о присвоении звания или лишении звания военнослужащих вооруженных сил и органов безопасности в чине генерала;

9) созывает Правительство и председательствует на его заседаниях;

10) решает вопрос о награждении национальными золотыми медалями, орденом "За заслуги", медалью "Победа" и о присвоении высших почетных званий страны;

11) принимает решения о помиловании,

12) объявляет всеобщую или частичную мобилизацию и чрезвычайное положение на территории всей страны или на отдельных территориях,

13) ратифицирует и денонсирует все договоры и соглашения с другими странами;

14) по представлению Премьер-министра назначает и отзывает полномочных представителей Лаосской Народно-Демократической Республики за рубежом, принимает полномочных представителей иностранных государств, аккредитованных в Лаосской Народно-Демократической Республике;

15) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом.

 

Статья 68 (новая)

 

Президент страны может иметь Вице-президента, избираемого Национальным собранием по решению, принятому более чем половиной депутатов, присутствующих на сессии.

Вице-президент страны исполняет обязанности Президента страны по его поручению и в период отсутствия Президента действует от его имени.

 

Глава VII. ПРАВИТЕЛЬСТВО

 

Статья 69

 

Правительство является исполнительным органом государства.

Правительство осуществляет коллегиальное руководство во всех сферах жизни страны: политической, экономической, культурной, социальной, национальной обороны и безопасности и иностранных делах.

 

Статья 70 (новая)

 

Правительство:

1) применяет Конституцию, законы и резолюции Национального собрания, а также указы и декреты Президента страны;

2) представляет Национальному собранию проекты законов, Президенту страны - проекты указов и декретов;

3) подготавливает стратегические планы социально-экономического развития и ежегодный государственный бюджет и представляет их на рассмотрение и одобрение Национального собрания;

4) представляет Национальному собранию, а в период между сессиями - Постоянному комитету Национального собрания и Президенту страны отчет о своей деятельности;

5) издает постановления, распоряжения по вопросам управления государством в социально-экономической, научной и технической сфере, в области национальной обороны и безопасности и в иностранных делах;

6) организует, руководит и контролирует деятельность всех отраслевых ведомств и местных органов исполнительной власти;

7) организует и проверяет деятельность сил национальной обороны и безопасности;

8) подписывает договоры и соглашения с иностранными государствами и контролирует их применение;

9) приостанавливает и отменяет действие решений, инструкций министерств, приравненных к ним ведомств, а также органов, подведомственных правительству, органов местной власти, противоречащих закону;

10) осуществляет иные полномочия, возложенные на него по закону.

 

Статья 71 (новая)

 

Правительство состоит из Премьер-министра, заместителей Премьер-министра, министров и председателей комитетов, приравненных к министерствам.

Срок полномочий Правительства равен сроку полномочий Национального собрания.

 

Статья 72 (новая)

 

Премьер-министр назначается или отстраняется от должности Президентом страны с согласия Национального собрания.

 

Статья 73 (новая)

 

Премьер-министр является главой Правительства, он руководит и контролирует работу Правительства, направляет работу министерств, приравненных к ним ведомств, департаментов и других органов, подчиненных Правительству, руководит работой исполнительных органов власти в провинциях и городах.

Премьер-министр назначает, перемещает и отправляет в отставку заместителей министров и заместителей председателей приравненных к ним комитетов, глав департаментов и иных органов, заместителей губернаторов, мэров, продвигает по службе и отправляет в отставку военнослужащих сил национальной обороны и безопасности в звании полковника и иных лиц, указанных в законе.

Заместители Премьер-министра являются его помощниками, ответственными за любую работу, порученную им Премьер-министром. В отсутствие Премьер-министра назначенный им заместитель действует от его (ее) имени.

 

Статья 74 (новая)

 

Национальное собрание на основании представления Постоянного комитета Национального собрания либо решения, принятого одной четвертью голосов от общего числа депутатов Национального собрания, может рассмотреть вопрос о вотуме недоверия Правительству или одному из его членов.

В течение 24 часов после выражения Национальным собранием вотума недоверия Правительству Президент страны вправе потребовать от Национального собрания повторно рассмотреть этот вопрос. Повторное рассмотрение проводится в течение 48 часов с момента первого рассмотрения. Если при новом голосовании по вопросу о недоверии Правительству или его членам Правительство не получит вотум доверия, оно уходит в отставку.

 

Глава VIII. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫВЛАСТИ

 

Статья 75 (новая)

 

В административно-территориальном отношении Лаосская Народно-Демократическая Республика разделена на три уровня: провинциальный, районный и сельский.

Провинциальный уровень состоит из провинций и городов.

Районный уровень состоит из районов и муниципалитетов.

Сельский уровень состоит из деревень.

Во главе провинций стоят губернаторы, городов - мэры, муниципалитеты возглавляются префектами, деревни - старостами.

Губернаторы, мэры, префекты и старосты имеют заместителей, помогающих им в работе.

В необходимых случаях Национальное собрание имеет право установить специальную зону. Специальная зона приравнивается к провинции.

 

Статья 76 (новая)

 

Губернаторы, мэры и префекты.

1) обеспечивают применение Конституции и законов, строгое исполнение решений и инструкций, прин



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: