«По дорогам сказок»
Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками. Нечеткая речь негативно отражается на качестве общения. В дальнейшем от правильности устной речи зависит грамотность письма. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически.
В ряду проблем речевого развития особо выделяется проблема развития культуры устной речи, а именно её интонационной выразительности. Важными средствами интонационной выразительности речи детей являются тон, тембр, паузы, ритм, темп, разные типы ударений. Необходимо учить детей правильно пользоваться интонацией, строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое значение, но и эмоциональные особенности. Параллельно с этим идет формирование умений правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения.
С целью развития речи детей в ноябре – декабре 2020 года с детьми подготовительной группы был реализован проект по речевому развитию «По дорогам сказок».
Чтение сказок родители часто заменяют просмотром мультфильмов сомнительного содержания, забывая о том, что сказки – историческое, литературное наследие, имеющее воспитательное значение. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку развивать речь. На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема является актуальной.
Тема проекта: «По дорогам сказок»
Тип проекта: информационно-творческий
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: краткосрочный с 1.11.2020 г. по 03.12.2020 г.
Участники проекта: дети подготовительной группы 6-7 лет, воспитатели, родители.
Цель: Развитие коммуникативно-речевых способностей дошкольников через русскую народную сказку в условиях специально организованной образовательной деятельности через актуализацию собственного личностного опыта в процессе понимания и формирования интереса к речевому общению; воспитание у детей любви к русским народным сказкам, как к произведению искусства, возобновление традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации проекта и дальнейшей совместной деятельности.
Задачи: расширить представление детей о сказках; формировать умение детей рассуждать; формировать умение выразительно читать стихи, инсценироватьэпизоды сказок; обогащать и расширять словарный запас детей; развивать умения применять свои знания в беседе, добиватьсясвязных высказываний; развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности; развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях; воспитывать чувства дружбы и коллективизма; воспитывать культуру речи; способствовать созданию в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду; развивать творческий потенциал ребенка; показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Ожидаемый результат: Активизация связной речи детей, расширение словаря, совершенствование звукопроизношения.
Появление познавательного интереса к сказке и русскому народному творчеству.
Появление умения связно, последовательно и выразительно пересказывать сказки.
Высокие стабильно положительные результаты в коррекционной педагогической работе в процессе формирования связной речи.
Творческие, партнёрские отношения между всеми участниками образовательного процесса.
Пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки»
В ходе реализации проекта с ребятами было проведено множество различных мероприятий.
В ходе реализации проекта «По дорогам сказок» прошла интеграция содержания всех образовательных областей.
Социально-коммуникативное развитие: С/р игры «Библиотека», «Больница для книг», «Театр», «Ателье».
Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи». Кубики и пазлы по разным сказкам.
Сюжетно-ролевые игры по сказкам. Беседа о роли сказки в жизни человека. Беседы о бережном отношении к книге, театральным атрибутам.
Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Из какой я сказки?», «Волшебный мешочек», «Сказки», «Исправь ошибку художника».
Развивающие игры «Что не так», «Из какой это сказки», «Мои любимые сказки». Проблемные ситуации: что может служить персонажем для театра, что делать, если у сказки потерялось начало (окончание)?
Познавательное развитие: НОД по ФЭМП «Теремок».
Чтение, просмотр и прослушивание русских народных, авторских сказок, проведение викторины по сказкам. Беседа «Различные виды театров и театральных кукол» на основе презентации. Беседы с детьми: «Моя любимая сказка», «Правила общения с книгой».
Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
Речевое развитие: Расширение словарного запаса детей старинными словами, названиями различных видов театра, материалов для изготовления декораций и кукол. Совместное обсуждение сказок и выводы о морали сказки. Отгадывание и придумывание загадок про сказки; заучивание пословиц и подбор подходящей сказки к этой пословице. Заучивание слов к пальчиковым и подвижным играм. Беседы с детьми о прочитанных сказках.
НОД по сказкам «Лиса, заяц и петух», «Репка», НОД по сказке «У страха глаза велики».
Ознакомление с художественной литературой: Пересказ разных сказок. Чтение и обсуждение прочитанных сказок
Театрализованная деятельность: Драматизация сказок «Теремок», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят»
Художественно – эстетическое развитие: Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация любимой сказки, сказочного персонажа.
Слушание и пение музыки Леньков Русские народные сказки.
НОД «Мой любимый сказочный герой»
Работа с родителями: Выставка творческих работ «Моя любимая сказка». Консультации «Приемы обучения детей рассказыванию», «Знакомство со сказками».