Принципы конструирования и передачи информации.
2. Формы дисфункциональных коммуникаций.
3. Желания и страхи, приводящие к дисфункциональной коммуникации.
Принципы конструирования и передачи информации.
Мы передаем, получаем и вновь передаем информацию двумя путями – вербальным и невербальным. И у каждого из этих путей есть свои особенности. Определенные сложности и непонимание может возникать в ходе простой вербальной коммуникации. Во–первых, одно и то же слово может иметь разный смысл и (или) разный смысловой оттенок. Во-вторых, сам отправитель информации часто не может четко и конкретно передать необходимую информацию.
Рассмотрим несколько наиболее характерных примеров дисфункциональных (син. неясных) вербальных коммуникаций. Отправителя информации можно считать неконкретным, например, в случаях, когда:
• используются местоимения типа «кто», «что», «где» и «когда»,
• предполагается, что другие люди разделяют их чувства, мысли, образы,
• считается, что существуют только 2 возможных варианта (либо....,либо),
• подразумевается, что можно проникнуть «под кожу другого» или «читать его мысли»,
• посылаются незаконченные сообщения,
• пропускаются целые смысловые связки в своих сообщениях,
• отправляются два или более сообщения с противоположным смыслом (Я счастлива...., но мне грустно),
• сообщение не посылается, а поведение «отправителя» таково, будто он это сделал.
В этих случаях следует попросить отправителя уточнить (именно пояснить, расшифровать, а не еще раз уйти от ответа) сообщение и оценить, насколько он сумел конкретизировать свое сообщение.
Когда мы говорим о коммуникации, необходимо иметь в виду, что люди общаются множеством способов, а не только при помощи слов. Человек активно использует невербальные способы передачи информации: жесты, мимику, положение тела, движения, интонации, частоту дыхания и даже стиль одежды. Каждый раз мы можем выделять «сообщение о сообщении». Только при получении вербального и невербального сообщения получатель создает целостное представление о сообщении. Получатель находится в сложном положении, когда видит, слышит и чувствует несоответствие между вербальным и невербальным уровнями. Такие сообщения называют противоречивыми (син. неконгруэнтными или с «двойным дном»). Хорошо, если существует возможность проверить или уточнить полученное сообщение, но, когда это не принято или не осуществимо, возрастает вероятность непонимания. Можно легко попасться в ловушки при общении, используя методы «чтения мыслей» (предполагаемое понимание смысла послания без какой-либо проверки) и составления «сложных равенств» (выделение ошибочной части послания из целого). Вот мы и подошли к трудностям, которые возникают у получателя неясной и противоречивой коммуникации.
|
В. Сатир (Virginia Satir) различает 4 формы коммуникаций.
Эти формы - квази-реакции на стресс, которые в случае угрозы люди бессознательно более или менее интенсивно используют. Противоречивая и неясная коммуникация часто воспринимаются как опасность. Ее невозможно однозначно интерпретировать. Постепенно в семье формируется навык общения, помогающий ориентироваться и реагировать в ситуации, ставшей опасной из-за такой коммуникации. Для анализа семейной картины и планирования интервенций знание этих форм коммуникаций может быть очень полезным.
|
2.1. Первая форма коммуникации – угодливая (примирительная, смягчающая, умиротворяющая, успокаивающая). Попробуем перечислить признаки (маркеры) этого типа коммуникации:
· Слова произносятся, соглашаясь («Как ты хочешь», «все в порядке»; «решай ты»), извиняясь, доброжелательно, никогда требовательно.
· Голос: тихий, плаксивый, осторожный, подавленный.
· Манера себя держать: большей частью осторожная, тихая, вплоть до робкой, чуткая, тактичная.
· Тело: плечи опущены, одна рука открыто лежит на колене, дыхание тихое.
· Синтаксис: частое употребление ограничений (когда, если, только, совсем, как раз) и частое использование сослагательного наклонения (мог бы, стал бы и т.д.)
Характеристика личности: личность, облекающая свою коммуникацию преимущественно в примирительную форму, отличается чувством беспомощности и малоценности. Она (личность) пытается чувствовать себя нужной, делая что-то для других и живя для других. Без кого-либо другого она чувствует себя Ничем, и потому постоянно боится быть другому в тягость, рассердить его своей ошибкой, быть оставленной или отвергнутой им. Находясь в постоянном поиске своей вины, испытывает страх перед сильными эмоциями.
Реакция реципиента: существует большая вероятность, что тот, кто получает сообщения, сделанные в примирительной форме коммуникации:
- чувствует себя виноватым
- ощущает сочувствие
- хотел бы помочь или защитить
- начинает (очень) злиться
- реагирует требовательно
- выражает презрение
По этим реакциям видно, какое сильное влияние может оказывать примирительная форма на других людей (манипуляция через «нечистую» совесть). Терапия: Рекомендуется работать с чувствами недовольства и обиды, следует подчеркивать различия, обучать признавать изменения, принимать решения, рисковать, говорить «нет», выставлять требования и выражать желания. От консультанта требуется терпение, отказ от полной ответственности за процесс и результат терапии, медленное продвижение. Терапевт должен быть моделью в способности говорить «нет», устанавливать границы, рисковать и тем не менее быть расположенным, восприимчивым. Негативная фаза здесь - первый успех. Состояние терапевта, в случае, если потеряна дистанция по отношению к системе: усталость, боли в желудке, поза – сутулая. Терапевт много делает за семью и жалеет самого себя.