Таким, образом, искусство в широком понимании этого слова — чувственное, образное познание мира.




Если отталкиваться от этой способности человека, то можно определить искусство как свойство человека мыслить образами.

 

Создавая ОБРАЗ, человек решает сразу несколько проблем:

 

- таким образом он изучает и познает окружающий мир

- присваивает себе тот объект, который он рисует. Обозначает, что этот объект теперь ему принадлежит

- создает комфортную для себя среду

- сохраняет и передает информацию потомкам

- осуществляет связь с миром духов (позже с божественным миром).

 

Таким, образом, искусство в широком понимании этого слова — чувственное, образное познание мира.

Как у любой познавательной деятельности, у искусства есть свой язык и своя «письменность». Язык изобразительного искусства — это тот способ, которым создано изображение. То общее, что объединяет наскальную живопись, икону, светскую картину, глиняную фигурку и статуи Микеланджело.

 

Именно благодаря знанию языка искусства, мы понимаем то, что нам хотели сказать художники прошлого и настоящего.

 

«Письменность», т. е. ЗНАКОВАЯ система искусства — это сочетание линий и пятен, создание форм, которые являются образами, ЗНАКАМИ предметов и явлений.

 

Кроме ЗНАКОВ, которые понимаются однозначно (например, волнистая линия — знак воды, ломаные линии — знак горы, круг — знак солнца) в искусстве используются СИМВОЛЫ.

 

СИМВОЛ — это ОБРАЗ, который указывает на предмет или явление не прямо, а косвенно, через ассоциацию, сравнение, аллегорию. Так, например, мыльный пузырь может быть символом легкомыслия, хвастовства, мимолетности жизни, синий цвет — символ неба, чистоты, высоких устремлений, духовности.

 

 

СИМВОЛ, в отличие от ЗНАКА, может иметь несколько значений. Не все значения символа могут быть понятны всем. Понимание символики искусства зависит от степени развития зрителя. Иногда, простая на первый взгляд, картина оборачивается сложной и полной символического значения.

 

Это относится, например, к голландскому натюрморту Адриана ван Утрехта «Ванитас». Ванитас – так назывался жанр живописи с изображением черепа.

 

 

Здесь ландыши, фиалки, незабудки в окружении роз, гвоздик, анемонов -символы скромности и чистоты;

крупный цветок в центре композиции - «венец добродетели»;

осыпавшиеся лепестки или цветы возле вазы – знаки бренности;

увядший цветок - намек на исчезновение чувства;

ирисы - знак Богородицы;

красные розы – символ страстной любви и символ Богородицы;

красные цветы – символ искупительной жертвы Христа;

чертополох - символ зла;

тюльпаны - символом быстро уходящей красоты, разведение этих цветов считалось одним из самых суетных и тщетных занятий; тюльпан также символизировал любовь, сочувствие, взаимопонимание;

белый тюльпан – ложная любовь,

красный тюльпан – страстная любовь (в Европе и Америке тюльпан ассоциируется с весной, светом, жизнью, красками и считается уютным приветливым цветком, в Иране, Турции и других странах Востока тюльпан связан с чувством любви и эротикой).

стекло – символ хрупкости;

кувшин и чаша - напоминание о Тайной вечере;

перевернутый или пустой бокал может обозначать пустоту или смерть, бокал, наполненный наполовину, означает умеренность;

нож – символ предательства, орудие пыток; напоминает об уязвимости человека и о его смертности; кроме того, это скрытое изображение мужской сексуальности;

серебряные сосуды - олицетворение богатства.

заморские экзотические раковины - предмет коллекционирования, намекали на неразумную трату денег, так же символ Венеры, символ паломничества; раковина моллюска является останками когда-то живого животного, она так же обозначает смерть и бренность.

часы механические или песочные – напоминание о быстротечности жизни;

череп - напоминание о неизбежности смерти, символизирует бренность человеческой жизни;

колосья пешеницы, плюща или лавра - символы возрождения и круговорота жизни;

книги и географические карты, писчее перо — символы наук;

кошельки с монетами, шкатулки с драгоценностями — напоминание о женской красоте и привлекательности, одновременно они связаны с тщеславием, самовлюбленностью и смертным грехом высокомерия;

ключи - символизируют власть, дом;

курительная трубка - символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений.

Символическое значение картины может быть утрачено со временем, поэтому одной из задач искусствоведения является разгадка символики художественного произведения.

 

Рисунков, картин, фресок, скульптур человеком оставлено великое множество. Но совсем не все они считаются искусством. Тут слово «искусство» выступает в другом, более узком значении.

 

Можно рассмотреть, например, 2 картины.

 

 

На первой — знаменитая Мона Лиза кисти Леонардо да Винчи. На втором — работа современного иллюстратора Lius Lasahido. Можно по-разному относиться к Моне Лизе. Она может нравиться или не нравиться. Но мир после Моны Лизы стал немножко другим.

 

А вот после очень красивой девушки с иллюстрации Lius Lasahido ничего не изменилось. Она — одна из многих таких же одинаковых, клонированных красавиц со стандартным набором знаковых средств — полуобнаженное тело, не очень понятно как держащиеся на фигуре элементы одежды, где много кожи и металла, эротизированная внешность, обязательное присутствие рядом какого-нибудь монстра или брутального воина.

 

Здесь есть мастерство. Но искусством это назвать сложно. Возможно, к этой девушке больше подойдет определение «массовое искусство». Оно тоже имеет право на существование.

 

Это все равно что классическая симфония и простая песенка. Одну нужно слушать в специальном зале, стараться понять голоса разных инструментов. Под другую можно танцевать, ее мелодию может напеть каждый. Нельзя сказать, что лучше, что хуже. Просто высокое искусство остается навсегда, а массовое исчезает, когда меняется время.

 

Мона Лиза — это искусство высокое. Не потому что она какая-то необыкновенная красавица. А потому что после Моны Лизы другие художники, а за ними и зрители стали видеть мир и картины по-другому. Научил их этому Леонардо. Он понял и изобразил то, что до него НИКТО НЕ ПОНИМАЛ И НЕ РИСОВАЛ.

 

Никто до Леонардо не понял, что можно передать на плоскости не только объемное изображение человека, но даже воздух, который его окружает. Можно передать свет, который рассеян в этом воздухе. Можно передать движение мускулов под кожей, тончайшие переживания души.

 

Он изобрел метод, которым достигается необыкновенная живость изображения. Он первым понял, кожа и одежда отражают лучи падающего на них света. Лучи эти немного окрашивают воздух, который касается человека в едва видимые тона. Каждая частица воздуха отражает свет солнца и цвет предметов. Эти отражения смешиваются, создают вибрирующий тонкий слой, как бы соединяющий, растворяющий границы предметов в воздухе.

 

Он понял, что у предметов не может быть жестко очерченного контура. Этот контур размыт, он состоит как раз из этой смеси отражений в воздухе.

 

Для того, чтобы передать такое явление, Леонардо изобретает особую технику живописи — СФУМАТО, окружая фигуру, лицо, пейзаж вдали легкой дымкой.

 

На переднем плане эта дымка теплая, вдали она голубоватая. Так создается ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА.

 

И еще одни прием, которым достигается знаменитая улыбка Джоконды (второе название картины). Леонардо первым изображает НЕПОЛНОТУ ДВИЖЕНИЯ в разных временных фазах.

 

В одном изображении он соединяет 2 момента времени. Глаза Джоконды уже улыбнулись. А губы только-только складываются в улыбку. Именно этот прием позволяет добиться той необыкновенной жизненности, которая и создала славу этому портрету.

 

Леонардо писал свою Джоконду целых 16 лет. До самой смерти. Он постоянно что-то поправлял в ней и дорисовывал.

 

Таким образом, в узком смысле слова ИСКУССТВО — это то, что отражает НОВУЮ точку зрения на мир, какой-то свежий взгляд, новый нюанс, то, что заставляет нас лучше понять и почувствовать окружающий мир и нас самих.

 

1. Дайте свое определения слову ИСКУССТВО. Вы можете согласиться или не согласиться с текстом.

2. Приведите несколько примеров, которые подтверждают вашу мысль.

3. Как вы понимаете значение слова ОБРАЗ?

4. Что такое сфумато?

5. Что такое воздушная перспектива?

6. Разберитесь с символикой такого ванитаса

 

Францискус Гейсбрехтс, 2-я пол. XVII в.

 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Vanitas#mediaviewer/File:Franciscus_Gysbrechts_-_Vanitas.JPG

 

Что можно посмотреть?

 

https://www.youtube.com/watch?v=_5YkOFDjTqc

 

Что почитать?

 

Можно почитать Гнедича «История искусства», Ильинскую, Бенуа. Много еще чего. В группу я выложу 2 книги Ильинской по отечественному и зарубежному искусству.

 

Это не обязательно. Но желательно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: