ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ




 

Правовая характеристика отдельных видов административных наказаний включает анализ признаков отдельных видов административных наказаний, а также содержит указания на порядок исполнения конкретного вида административных наказаний.

Предупреждение как мера административного наказания состоит в официально выраженном порицании (отрицательной оценке) поведения нарушителя со стороны государственного органа или полномочного должностного лица. Наряду с этим наказание служит и предостережением о недопустимости совершения правонарушений в будущем. Предупреждение применяется к лицам, совершившим малозначительные административные нарушения.

Оно является административным наказанием, применение которого влечет для правонарушителя последствия не только морального, но и правового характера. Лица, подвергнутые предупреждению, при совершении в течение года нового аналогичного нарушения считаются совершившими проступок повторно с вытекающими отсюда последствиями (применение к ним более строгих административных наказаний).

В ст. 3.4 КоАП РФ определены правовые формы применения предупреждения: оно, выносится в письменной форме, то есть должно оформляться постановлением полномочного органа. В предусмотренных законодательством случаях оно может фиксироваться и иным установленным способом.

Предупреждение как административное наказание отличается от устного замечания (см. ст. 3.4 КоАП РФ), которое применяется при малозначительности правонарушения (а это позволяет освободить нарушителя от административной ответственности) и имеет лишь воспитательно-предупредительное воздействие. Устное замечание не влечет за собой отрицательных юридических последствий, которые имеют место при предупреждении. В плане экономии принудительных средств борьбы с правонарушениями предупреждение является эффективной мерой административного наказания.

Производство по исполнению постановления о наложении административного наказания в виде предупреждения предусмотрено главой 32 КоАП. Исполняет предупреждение орган или должностное лицо, вынесшее постановление, путем объявления постановления после окончания рассмотрения дела, если иной способ не установлен законодательством.

Административный штраф как мера административного наказания представляет собой денежное наказание, налагаемое полномочным органом на лицо, совершившее административное правонарушение. Его особенностью является воздействие на материальные интересы нарушителя посредством получения (наказания) с него в доход государства определенной суммы денежных средств.

Штраф налагается за большинство административных правонарушений. Он может устанавливаться актами высших органов государственной власти и государственного управления России, а также актами местных представительных органов субъектов федерации.

Ст. 3.5 КоАП РФ дает понятие штрафа, порядок определения его размера. Штраф есть денежное наказание, налагаемое за административные правонарушения в случаях и пределах, предусмотренных Кодексом, выражающееся в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному законодательством Российской Федерации на момент окончания или пресечения правонарушения, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения.

Штраф устанавливается в пределах от одной десятой до ста минимальных размеров оплаты труда, равно до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения.

Следует иметь в виду, что кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность индивидуальных субъектов. Размер штрафа в отношении юридических лиц устанавливается в значительно больших размерах. В соответствии с законодательством такой штраф устанавливается в пределах до 1000 минимальных размеров оплаты труда.

В исключительных случаях в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законами Российской Федерации может быть установлен штраф в большем размере, чем предусматривается в части второй настоящей статьи.

Размеры штрафов и способы их установления особенно в последние годы, достаточно подвижны. Прежде размеры штрафов определялись законодательством путем указания на конкретный размер, минимальный и максимальный размеры, на максимальный размер при том, что минимальный размер определяется ко всем такого рода случаям.

Таким образом, штраф может быть выражен:

а) в пределах кратных размеров по отношению к минимальному размеру оплаты труда;

б) в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного поврежденного имущества либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения;

в) по отношению к определенным суммам стоимости предметов, ставших объектом правонарушения. Так, сокрытие (занижение) фактически полученных доходов налогообложения влечет полное изъятие сокрытых (заниженных) доходов и назначение штрафа в размере сокрытой (заниженной) суммы дохода).

В законодательных актах об административных правонарушениях, как правило, содержатся относительно определенные размеры налагаемых штрафов, и полномочным органам предоставляется право определять размеры штрафа в установленных пределах с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела об административном правонарушении. Штраф является основным, наиболее распространенным видом административного наказания. Он может также применяться в качестве замены других наказаний.

В случаях, предусмотренных законодательством, штраф может налагаться в сочетании с дополнительными административными наказаниями (возмездное изъятие или конфискация предмета, аннулированием действия специального разрешения (лицензии).

Исполнение постановления о наложении административного наказания возлагается на лицо, в отношении которого вынесено данное постановление. В соответствии с гл. 32 КоАП штраф должен быть внесен в срок до 15 суток через учреждение Сберегательного банка на специальный расчетный счет, о чем в орган или должностному лицу представляется квитанция об оплате штрафа.

В случае неуплаты штрафа нарушителем в срок постановление исполняется в порядке, предусмотренном гражданско-процессуальным кодексом РФ через службу судебных приставов. Удержание производится в принудительном порядке из заработка, а в случае его отсутствия, удержание обращается на личное имущество правонарушителя и иную принадлежащую ему собственность.

Возмездное изъятие предмета, являющегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Суть этой меры наказания состоит в принудительном изъятии соответствующего предмета с последующей его реализацией. Данное наказание является мерой административной ответственности имущественного характера и может применяться лишь в отношении собственника предметов, использовавшихся в качества орудия совершения правонарушения или явившихся непосредственным объектом совершения правонарушения или явившихся непосредственным объектом правонарушения.

Следует отграничивать изъятие в порядке обеспечения производства по делу об административном правонарушении (например, изъятие водительского удостоверения при нарушении правил дорожного движения) от возмездного изъятия как меры административного наказания. Как мера наказания возмездное изъятие применяется лишь на основании постановления пол делу административного правонарушения.

Изъятие предмета законом допускается при совершении общественно опасных деяний с применением специальных орудий и средств или таких действий, непосредственным объектом которых служит запрещенный предмет.

По содержанию возмездное изъятие предметов состоит из трех взаимосвязанных действий. Во-первых, принудительное изъятие предмета у правонарушителя, во-вторых, реализации этого предмета, в-третьих передачи вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Возмездное изъятие предмета может применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного наказания.

Производство по исполнению постановления о возмездном изъятии предмета регулируется главой 32 КоАП. Постановление исполняется органом, вынесшим постановление о возмездном изъятии.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в собственности нарушителя. Однако ст. 3.7 КоАП РФ предусматривает, что из этого общего правила может быть сделано исключение. В соответствии с Таможенным кодексом РФ обнаруженные предметы контрабанды подлежат конфискации независимо от того, кому они принадлежат.

Конфискацию как административное наказание следует отличать от конфискации как меры уголовной ответственности. Первая применяется за административный проступок, а не за преступление. Кроме этого в собственность государства обращается лишь предмет, явившийся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, а не вообще имущества нарушителя. Конфискация при совершении уголовного преступления назначается только судом, а за административные правонарушения ее могут применять административная комиссия, судья, органы внутренних дел и другие специально уполномоченные на то органы. Конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Производство по исполнению постановления о конфискации по постановлениям судей исполняют судебные приставы. Все иные органы, вынесшие постановление о конфискации, исполняют постановление самостоятельно.

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину. Эта мера наказания состоит в лишении правонарушителя на срок до 2 лет предоставленного ему права заниматься определенной деятельностью, выполнять определенные виды работ или пользоваться определенными благами за грубые или систематические нарушения. Несоблюдение (нарушение) порядка пользования предоставленным гражданину определенным правом может создавать угрозу жизни, здоровью и имуществу самого нарушителя и окружающим, объектам собственности и природе. Поэтому к нарушителям и применяется такая серьезная по своим последствиям мера административного наказания.

Органы внутренних дел применяют лишение прав управления транспортными средствами как меру наказания к водителям автомобилей, тракторов, иных самоходных машин, трамваев, троллейбусов, а также мотоциклов других механических транспортных средств в таких предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях случаях:

- управления транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ);

- нарушения водителями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшие причинение легких телесных повреждений или материального ущерба (ст. 12.24 КоАП РФ);

За грубые и систематические нарушения правил охоты органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением правил охоты, могут лишать граждан и должностных лиц прав охоты на срок до 2 лет (ст. 8.37 КоАП РФ).

В Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрены максимальные и минимальные сроки для лишения специального права, предоставленного данному гражданину. Оно применяется на срок до 2 лет за грубые и систематические нарушения порядка пользования этим правом.

Срок лишения такого права не может быть менее 30 дней, если иное не установлено законодательством России.

По своим последствиям очень близко примыкает к лишению специального права такая мера наказания, сочетаемая со штрафом, как приостановление действий специального разрешения (лицензии) или ее аннулирование. Правом ее применения наделены некоторые инспекции. Органы Госгортехнадзора России, осуществляющие лицензирование отдельных видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, в случаях выявления нарушений условий действий лицензий, а также когда возникает опасность аварий, угрозы гибели людей или нанесения ущерба их здоровью могут приостанавливать действие или аннулировать (изымать) выданные лицензии.

Исполнение постановлений о лишении специального права регулируется главой 32 КоАП. Как правило постановления исполняются тем органом, который вынес данное постановление. Исполнение состоит в изъятии правоустанавливающего документа, подтверждающего наличие данного права у субъекта.

Административный арест как мера административной ответственности устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях. Сущность этого наказания состоит в краткосрочном (до 15 суток) лишении свободы, влекущем за собой определенные материальные последствия для арестованного, связанные с особым режимом его отбывания, (ст. 32).

По действующему законодательству административный арест устанавливается только за проступки, которые по своей опасности приближается к преступлениям: незаконное приобретение и хранение наркотических средств в небольших размерах (ст. 3.9 КоАП РФ); мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ).

Административный арест назначается судом (судьей). Он не может применяться к беременным женщинам, женщинам имеющим детей, в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам первой и второй групп.

Применение административного ареста не влечет за собой судимости, не является основанием для увольнения с работы и не прерывает трудовой стаж. Однако время пребывания под арестом не включается в стаж, дающий право на ежегодный отпуск. Постановление судьи о применение административного ареста органы внутренних дел приводят в исполнение немедленно.

Постановление об административном аресте исполняются в порядке, установленном главой 30. Административный арест исполняется органами внутренних дел. Административно арестованные содержатся в специальных учреждений закрытого типа - изоляторах временного содержания (ИВС) в режиме строгой изоляции.

В ст. 3.10 Кодекса об административных правонарушениях указано, что законодательством может быть предусмотрено административное выдворение за пределы страны иностранных граждан и лиц без гражданства. В законе СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР", принятом Верховным Советом СССР 24 июня 1981 года в редакции от 15.08.1996 года, установлен рассматриваемый вид административного наказания. Этот закон действует на территории России по настоящее время. Применение его закон связывает с совершением правонарушения, грубо нарушающих правопорядок. Субъектами этого вида ответственности могут быть иностранные граждане, прибывшие в страну в качестве туристов, по частным, служебным, торговым, общественным делам, на учебу, для прохождения учебной или производственной практики, на работу по межправительственным соглашениям, а также лица без гражданства.

Административное выдворение представляет собой официальное прекращение дальнейшего пребывания иностранного гражданина на территории России, сочетаемое с обязанностью покинуть ее пределы в установленный срок в добровольном контролируемом или принудительном (в сопровождении) порядке.

В ст. 31 указанного Закона установлено, что иностранный гражданин может быть выдворен из пределов страны в случаях:

1) если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;

2) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защите прав и законных интересов российских граждан и других лиц;

3) если он грубо нарушил законодательство о правовом положение иностранных граждан, таможенное, валютное или иное законодательство.

Решение о выдворении принимается компетентными органами. Иностранный гражданин обязан покинуть территорию России в срок, указанный в этом решении. Уклоняющийся от выезда в таких случаях подлежат санкции прокурора задержанию и выдворению органами внутренних дел в принудительном порядке.

Наряду с этим в ст. 3.10 упомянутого Закона предусмотрена такая мера административного наказания, как сокращение срока пребывания в стране. Она применяется по решению органов внутренних дел к иностранному гражданину нарушающему законодательство о правовом положение. Эта принудительная мера не относится к административным наказаниям, выступает как мера административного пресечения.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

В О П Р О С N 2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: