История и теория религии.




Подходы к религии.

Конфессиональное религиоведение- религия полагается необходимым явлением, остается все это постичь. Отношение между человеком и богом: 2 тенденции: 1) религия над обществом, отделена от общества; 2) религия присутствует в мире постоянно, но мы это не очень понимаем

Светские концепции религии: психологические, философские и т. д. Иногда они могут смыкаться с теологическими (Шлейермахер есть изначальная психическая данность, чувство). Немецкие классические философы уделяли много внимания религии. Э. Кант: подходил к идее бога с точки зрения гносеологии. Религия – иллюзия разума. Идея бога связана прежде всего с нравственностью, моральным законом. Сущность религии как идеала – познание нравственных обязанностей. Истинная религия отличается от религии исторической. Гегель: Бог- абсолютная идея, абсолютный дух. Религия проявляется не внешне, а внутренне, это единый процесс развития и природы, и духа. История религии – процесс восхождения человеческого духа. Фейербах: религия, как и другие формы сознания – проявление, раскрытие человечской сущности. Человек может выступать как я и как ты, он может одновременно осознавать себя и свою родовую сущность, сущность – это разум. Бог – это откровение, открытие внутренней сущности человека. Мы можем постичь Бога, так как это мы. Религия исторически прогрессирует, религия – процесс самопознания человека. Форма, которую принимает содержание религии, - чувственная.

Марксизм: нет никакой раз и навсегда заданной абстрактной сущности человека, сущность человека – совокупность общественных отношений, человек всегда принадлежит к общественной форме. Сущность человека не обладает действительностью. В религии отражается не то, что случается редко. Каждый день мы ощущаем давление на себя внешних сил, которые над нами господствуют. Религия – отражение тех сил, которые каждый день на нас давят.

Фрейдизм: подходил к религии с точки зрения психоанализа. Религия возникает от необходимости самозащиты человека от грозных сил, страданий, внутренних инстинктивных сил. Религия – коллективный невроз, религия создает арсенал представлений, которые помогают легче переносить страдания. Индивидуальный невроз – мы попадаем в какую-то ситуацию, вырабатываем механизм, который позволяет нам преодолеть, легче перенести эту ситуацию. Представления – наследие опыта поколений, он предстает нам как данность. Религия защищает человека от индивидуального невроза. Религия коренится в эдиповом комплексе. Религия – иллюзорное воплощение желаний. Религия выполняет 3 задачи: 1) удовлетворяет человеческую любознательность, дает на все универсальный ответ; 2) утешает человека, уменьшает страхи; 3) создает нравственные ограничения, скрепляет об-во. Постепенно, когда об-во повзрослеет, религия должна исчезнуть. Юнг: Есть некий архетип, который есть выражение нашего бессознательного. Коллективное бессознательное – то, что принадлежит всем людям, оно безлично, оно одинаково для всех. Религия создает механизмы защиты от проявлений бессознательного. Религия – и предохранение от индивидуального контакта.

Социологические концепции: Э. Дюркгейм: религия – важнейшая социальная сила, которая выступает как коллективный дух определенной социальной группы. Религия – система верований и обрядов, объединяющая тех, кто их признает. Религиозные знаки и символы - выражение социальной жизни на понятном языке. М. Вебер: религия встроена в систему взаимоотношений, предпосылка религии – проблема смысла, зачем мы живем. Религия задает смысл, придает рациональность нравственности, объясняет мир, создает цель, от которой зависят другие цели, формирует нравственность. Изучал, как различные верования стимулируют человеческое поведение. Считал, что протестантизм повлиял на формирование капитализма: человек должен работать, но богатым быть нельзя, значит, нужно вкладывать деньги в дело.

Религиозная деятельность: культовая и некультовая (сочинение религиозных произведений, миссионерская, управленческая деятельность). Культовая – обряды и т.п., выражение божественного текста. Смысл таинства – реально осуществить присутствие бога.

Религиозные отношения: культовые и некультовые. Культовые отношения – в них всегда присутствует сверхъестественное.

Носители религии – не только индивиды, но и религиозные объединения Первичная ячейка – община. Типы религиозных объединений: церковь, секта, деноминация, мистерио. Церковь – крупное объединение, традиционное, очень спокойное отношение к появлению новых верующих, вопрос численности верующих – не самое главное, устойчивая структура, налаженная система воспроизводства клира. Секта – нечто возникшее недавно, важно количество новых членов, учет численности, напряженные отношения к внешнему миру (мы настоящие, мы спасемся, а остальные – нет), очень выражены психологические настроения (конца света и т. д.), харизматические лидеры, которые могут вести за собой верующих. Секта и церковь взаимосвязаны. Все церкви когда-то возникли из сект. Бывает и обратный процесс.

Функции религии:

Социальные функции религии: 1) религия задает мировоззрение, предоставляет верующим возможность вырваться за пределы своей ограниченности, избавиться от страданий; 2) компенсаторная: религия восполняет ограниченность человека (напр., в исламе обязательно перераспределение средств внутри общины), психологическая компенсация – есть психологические механизмы, которые являются защитой от травмирующего события (подавление проблемы, вытеснение, замещение, сновидения, проекция – нечто неприемлемое в себе приписывается внешним субъектам); 3) функция коммуникации и регуляции: религия формирует поведение человека таким образом, чтобы оно отвечало интересам об-ва, создает образцы поведения, устанавливает систему наказаний (напр., изгнание из касты); 4) влияет на развитие культуры: какие-то культурные явления принимает, какие-то нет.

История религий.

Неандертальские захоронения позволяют судить о наличии предрелигиозных представлений. На ранней стали развития мировоззрение было мифологическим: ощущение тесной связи человека с природой, невыделенность человека из группы, не разъединяется единоличное и общее (даже в Ветхом завете говорится о коллективном наказании в случае несоблюдения заповедей Моисея). Основная функция мифа – функция объяснения, миф исходит от противного (в такие-то времена все было не так, как сейчас, совершается какое-то событие и становится так, как сейчас). Не все первобытные мифы религиозны, но

17.09.2011

Исторически первая форма сознания – мифологическое сознание. Миф (от греч. Миф, рассказ), мифы начали изучать в 19 веке. В 60-70 е гг. 19 в. начали также изучать мифы древней Америки. Натуралистическая теория мифа: миф – олицетворение природы. Эфгемерическая теория – в основе мифа – реальные события, реальные люди. У мифа есть ряд важных функций: объяснительная – почему мир устроен так; миф отличается антропоморфизмом. Наиболее распространенные сюжеты мифа: 1) как возник наш мир; 2) теогонические мифы – происхождение богов; 3)астрогонические мифы – происхождение звезд, солнца; 4) происхождение человека; 5) происхождение рода; 6) мифы о конце света – эсхатологические; 7) мифы о всемирном потопе; 8) мифы о душе; 9) мифы о непорочном зачатии (объясняют тем, что людям долгое время не была понятна связь между половым актом и рождением ребенка); 10) мифы о культурных героях, культурный герой – персонаж, который дал людям огонь, научил чему-то; 11) календарные мифы – смена времен года и т. д.; 12) мифы о близнецах. Миф всегда антропоморфен, человек осознает себя как часть природы, не как индивидуальность. Мифологическое сознание очень консервативно, боится перемен. Мир в мифологическом сознании мыслится очень маленьким, космос – это не что-то упорядоченное, это то, что мы знаем, все остальное – хаос. Тотем (предок) завещал действовать так-то. Мифологическое сознание очень тесно связано с территорией. Время присутствует в виде повторений, рождается ребенок – это возрождается предок; смерть – это переход из одного состояния в другое, относительная легкость ритуальных смертей. Человек – представитель рода и внутриродовых связей, он соответствует определенному статусу внутри данной группы (например, во время войн в традиционном об-ве если враг оказывался в доме врага в статусе гостя, ему полагалось все, что полагается гостю, но как только он оказывается за пределами территории, в него можно стрелять), ритуальность жизни. По мере усложнения жизни меняются мифы.

Ранние формы религии, которые существуют в рамках мифологического сознания. Ранние формы религии – абстракция, в реальной жизни они переплетены. Фетишизм (от португ. Магическая вещь), впервые описан в 15 в., когда португальские моряки прибыли в Африку. Фетиши – амулеты, охранные вещи. Иногда за фетишем ухаживают, иногда наказывают. Так у американских индейцев Дакоты фетишем выступали булыжники, они их раскрашивали. Тотемизм (от слова «ототеман» – его род), лучше всего описан на примере Австралии. Очень большое кол-во объяснений, почему тотемизм возник. Связь между тотемом и людьми – родственная, убийство тотема приравнивается к убийству человека. Тотем-медведь: охотники ловили маленького медвежонка в лесу, откармливали его, затем убивали (с мучениями – тыкали, кололи) со словами – мы тебя кормили, сколько могли, теперь ты отправляйся к нашим предкам, передай им то, что мы скажем. Его кололи, чтобы он лучше запомнил, затем его мясо варилось и распределялось между всеми членами племени, это символизировало связь с предками и связь между членами племени. Затем кости медведя относились в лес, считалось что может родится еще много маленьких медвежат. Через тотем фиксировалась связь группы с территорией, связь внутри группы. Магия – не все считают, что ее можно отнести к форме религии. Первоначально грех – это ошибка в обряде, в молитве, так как это оскорбляет божество. Малиновский писал, что к магии прибегали не всегда, например, когда совершали опасные действия (ехали ловить рыбу в место, где водились опасные животные), то есть магия придавала уверенности в своих силах. Апотропирическая (отгоняющая магия), катартическая магия – омовения, окуривания, кровопускаяния, вербальная магия – произнесение заклинаний, всегда есть отсылка к авторитетам; Малиновский – три части заклинания: 1)обращение к предкам, символизирует легальность; 2); 3) то, что ты хочешь. Человек выражает свои эмоции, желания, человек получает разрядку, неважно, произвел обряд действие или нет. Эмоции – замещающее магическое действие – облегчение- подкрепление веры в действие магии. Магия различается по целям. Военная магия, промысловая магия – приманить животное и ослабить его, попросить хозяина леса не обижаться, что убито так много животных. Лечебная магия – было много и полезных вещей; заговоры. Любовная магия. Метеорологическая магия, Б.А. Рыбаков описывает кувшины и чаши, относящиеся к Черняховской культуре, 4 в., по поверхности чаши нанесены значки, он считает, что это календарь сельскохозяйственной деятельности. Первоначально магией могли заниматься все, какой-то магией могли заниматься только специалисты. Отличие магии от религии: религия занимается фундаментальными вопросами, религия – повседневными (Малиновский). Анемизм (от лат. Душа, дух) – душа, которая существует отдельно от человека. Не путать с аниматизмом – верой в существование безличной силы, которая везде распространена. Египетские фараоны не должны были касаться воды, чтобы не смыть эту силу (поэтому они не мылись). Анемизм – представление о душах, духах, которые могут существовать отдельно от человека, душа дерева, животных. Э. Тейлор «Первобытная культура»: люди задумывались о том, что с ними происходит во сне, в галлюцинациях, они считали, что есть другая реальность. Развитие погребальных культов. Представление о том, что случается с умершим, менялись. Сначала считалось, что душа переселяется в тотем. Умершие могут являться живым, например, во сне. Далее появляются идеи реинкарнации, о живых покойниках, принято было умерших связывать, чтобы они не встали и не пришли. У австралийцев считается, что умерший преобразуется в зародыш и затем рождается. Представления о реинкарнации входят в индуизм, …

24.09.2011

Идея, что на «хороший» тот свет отправляются храбрые воины. Множество форм погребения: воздушное погребение (оставляют на ветках; у зороастрийцев – нельзя осквернять чистые стихии, умершего должны были расклевать птицы). С. А. Токарев – 2 тенденции: избавиться от умершего и с другой стороны сохранить с собой заслуги умершего. У славян в разные периоды разные формы погребения: кремация, захоронение в избушках, в ладьях. Скифский курган. Устанавливались запреты для родственников умершего и траур (цель траура – чтобы умерший не узнал родственников и не забрал на тот свет). Этнологи полагают, что в погребальных обрядах были ритуализованы человеческие эмоции по отношению к смерти – защита от смерти, от мести покойника. Уничтожение имущества покойного, с одной стороны, имущество покойного нельзя трогать, с другой стороны, его нужно уничтожить. У финно-угров и белорусов был обычай, когда на погребальный пир приглашали самого умершего (им наряжался обычно родственник). Похороны, которые сопровождались массовыми убийствами слуг, - протогосударственный период, очень короткий период времени.

Часто бывает, что сама идея каких-то обрядов пропадает, а вот сам обряд сохраняется. Обычай красить яйца на пасху возник гораздо раньше христианства. Красный цвет – цвет жертвоприношения, цвет рождения, яйцо – маленькая вселенная. Представления о живых мертвецах, которые приходят и забирают живых, тоже сохранились. Чаще боялись умерших влиятельных людей.

Постепенно формируется представление, что душа живого и дух умершего – разные вещи. В Древнем Риме душа человека считалась его двойником и умирала в момент смерти человека, а дух человека жил. Дух умершего мог мстить живым, особенно если его не поминать. У папуасов было представление, что души умерших превращаются в некую силу. У восточных славян были духи болезни, их нужно было задабривать, заговаривать. Были духи, которые выбирали себе супруга-живого и обособляли его от других людей. Так, например, шаман становился шаманом, когда он становился супругом духа. С анемистическими представлениями связаны инициации. В определенном возрасте мальчиков отделяли и воспитывали, они жили в отдельных домах, изучали мифологию, ритуальные танцы, хозяйственное что-то, приему охоты, военные приемы, это было образование и воспитание. На обрядах инициации мальчики должны были продемонстрировать, что они умеют терпеть лишения, боль и т. д. Инициация воспринималась как ритуальная смерть и рождение в качестве полноправного члена племени. Постепенно лишения заменяются помазанием каким-либо веществом, купанием. Патрон инициации – обычно дух предка, или дух болезни, или тотем. Постепенно обряд инициации утрачивает свое значение, но отдельные его элементы сохраняются. Смысл ритуального обрезания – люди становятся подчинены своему новому покровителю. Появляются тайные союзы. Мужские дома – мужчины проживали в этих домах отдельно. Во главе тайного союза стоит дух, который раз в год воскресает и умирает. В этот период развивается демонология. Тайные союзы соединяются в системы тайных союзов. В Западной Африке сохраняются тайные союзы. Культивируется идея смерти и воскресения. Культ вождей. Как правило, если в традиционных обществах культ вождя достаточно сильный, роль тайных союзов не такая сильная. Китайский император должен был в определенное время в разные стороны света поворачиваться, иначе в той стороне империи, куда он не повернется, случится беда. История религиозных идей (книга). Культ кузнецов: кузнецы - колдуны, так как обладают специальными знаниями. Кузнецы связаны с почитанием огня. Огонь почитался. Анемистические представления связаны с шаманизмом. Понятие шаманизма возникло в 18 в., но это очень древнее явление. Особенно распространен у народ Средней Азии Шаманизм – вера в то, что особый человек в особом состоянии вступает в общение с духами. Цель – узнать будущее, излечить человека. Бубен – символизирует коня или другое животное, на котором шаман возносится к духам. Он с ними общается или сражается. Могут духи явиться и вселиться в шамана. В шаманизме есть элементы самогипноза и гипноза, это сложное явление. Оценки шаманизма в литературе менялись, они различны. В шаманизме присутствовали медицинские знания. Более сильными шаманами считались женщины, поэтому даже в шаманах-мужчинах было что-то женское. Шаманом может быть человек, имеющий шаманский корень – предрасположенность к тому, чтобы быть шаманом. Душа шамана не такова, как у обычных людей. Обычно после смерти шаман разрубался на части, чтобы часть шаманской души помогала преемнику. Духи-помощники служат шаману так же, как шаман духу-покровителю. Элементы шаманизма впоследствии прослеживаются в Древней Греции, в исламе и т. д.

В период неолитической революции (переход к оседлости, от собирательства к земледелию, от охоты к скотоводчеству) складываются новые социальные отношения. Это время семейно-клановых групп. В группе имеют значения возрастные и социальные ранги. Статус главы группы внутри группы непреложен, а вне группы – в общине – зависит от хозяйственной деятельности группы.

Протогосударства возникают на Древнем Востоке.

 

01.10.2011

Индия

Мохенджа-Даро, Хараппа – древние города, раскопанные. Для индийских цивилизаций характерна развитая городская культура. Найдено большое количество статуэток богинь-матерей. На цивилизационной стадии богиня-мать – не только символ рода, но и символ плодородия. Найдена статуэтка сидящего божества, его окружают различные животные. Возможно, это образ хозяина леса, или это прообраз Шивы. Найдены купальные бассейны, которые очень похожи на те, которые создавались для ритуального омовения. Эти цивилизации исчезли в период завоевания Индии арийцами. Арийцы завоевали Индию и Иран, это одно из племен. 3 тысячелетие до н. э. индоевропейцы начали завоевания. По всей видимости, у индоевропейцев было верховное божество, небесное, верховное, связанное со светом, сиянием. Почиталась земля. У индоевропейцев верховная власть принадлежала жрецам, второй класс – воины, третий – свободные пастухи, земледельцы. Соответственно структура богов определялась структурой общества. Арии – индоевропейцы, они принесли в Индию эту структуру, позднее она переросла в касты. Веды – священные писания. Раннеклассовые государства на арийской основе появляются в 1 тысячелетии до н. э. Веды состоят из 4 частей, 3 из них очень почитаемые. Позднее это священное ядро «обрастает» другими священными текстами, но они менее ценные. Трехчастная структура мира, верховная власть –Митра (дневное божество, божество рациональности, света) и Варуна (ночное божество, божество грозы, ветра). Дъяуст – божество света, Парджамья, Индра – бог наиболее популярный, бог воинов, бог грозы. Количество богов в ведах не всегда понятно, не понятно, речь идет о другом боге или об эпитете, другом названии этого же бога. Воинские боги – Сурья – солнечное божество, Савитри – его функции восстанавливать и оживлять, Вишну. Божества «третьего сословия» - Ашрины – покровители скотоводства, Адити – божества пространства, Бог Сома – бог священного напитка, который имел опьяняющее действие (в ведах есть рецепт этого напитка). Кроме богов (дэвы), есть демоны – ракшисы, асуры – злые божества, есть отцы (питрис). В честь отцов приносились жертвы. Есть божество, которое является богом молитвы, который следит за тем, чтобы молитвы были правильно произнесены. В древнем периоде нет святилищ, храмов. Есть жрецы, которые совершают обряд, жрецы, поющие гимны. Приносились в жертву животные, была градация, высший ранг – бык. Упоминается Пруша – его принесли в жертву, из его частей возник мир. Из пыли под его ногами выросли неприкасаемые. В ведах излагается несколько вариантов происхождения мира. Из яйца появился брахма. Мир возник из огня, который породил ….., из этой смеси возник мир. Погребальные обряды – погребение и сожжение. При захоронении покойника клали головой на юг.

По мере складывания протогосударств эти верования сменяются брахманизмом. В период брахманизма очень усиливается роль жрецов. Жертвоприношения становятся дорогими, обряды «изощренными». Полноценные обряды жертвоприношения заказать могут не многие. Появляются законы Ману, впервые появляется в 12 главе идея реинкарнации. За разные грехи разное наказание, разные перерождения. Идея слова выдвигается на первое место. Появляется бог речи – Ваш. Бог жертвоприношения. То есть Бог отрыватся от жертвоприношения, между ними есть «посредник» - Бог жертвоприношения. Если раньше ритуал – средство общения с богами, теперь брахманы повелевают богами. Появляется упор на внутренний план, не так важно произносит молитву, главное знать его. В Индии у человека огромный потенциал, он может стать наравне с космосом. Бог Брахман выдвигается на первый план, он связывается с атмой – духовной силой. Идея мокши – освобождения. Мокша – выход из Сансары, наиболее желанное состояние. Жрецы – дважды рожденные. Брахман долго учится.

Руда – бог гнева, бог ярости, холодное, северное божество, он лечит людей.

Уже в середине 1 тысячелетия до н. э. появляется альтернативное направление. Меняется ситуация, появляются протогосударства, родовая община сменяется соседской и т. д. Появляются проповедники, которые выдвигают себя как альтернативу брахманизму. Альтернативные ведическим учения – джанизм и буддизм. Появляются ряд школ – йога (4-3 вв. до н. э.), текст Йога-сутра. 8 этапов подготовки встречи с Кишварой: воздержание, гармония поведения, мысли и слов, дисциплина чувств, дисциплина ума, созерцание, транс, позволяет достичь Мокши.

К началу нашей эры брахманизм заменяется индуизмом. В индуизм вошло очень много из брахманизма, сохранился пантеон богов, священные тексты. Санскрит сохраняет свое значение. Индуизм испытал серьезное влияние джанизма, буддизма и позднее ислама. Садхана – ученость, то, что разрабатывают гуру, Дхарама – то, что существует для мирян, свод правил, которые нужно исполнять каждому верующему. Садхана и Дхарма – две стороны, два проявления индуизма. Кураны – мифы, предания с религиозным содержанием. Контроль за соблюдением норм осуществляется домашними и храмовыми жрецами, а также кастовыми организациями. Боги – Брахма, Шиву, Вишну. Брахма – бог-создатель, Шива – один из древнейших культов, образ Вишну вобрал в себя множество богов, у него много воплощений, средин них важное место занимает рыба. Сохраняется культ богинь-матерей. Сохраняется йога, идея манну, учение об ашрамах – стадиях жизни, которые проходит каждый человек. Помимо профессиональных жрецов существуют предписания выполнять обряды каждый день, обряды регулируются сутрами. Глава семьи выполняет ритуал при огне, который никогда не тухнет. Огонь предназначается для жертвенной пищи. Каждый человек должен родить ребенка, учиться, следовать предписаниям дхарм, иначе он совершает грехи перед предками, гуру, богами. Фуджа, идея – разделить трапезу с богами.

Мантры – священные звуки, набор священных слов. Произнесение этих слов – привлечение высшей силы в мир.

08.10.2011

15.10.2011

Буддизм. Первая по времени мировая религия. Религии бывают родоплеменные, национальные и мировые. Тип религии связан с образом жизни. Мировые религии охватывают большое количество разных народов, поэтому они не могут быть очень тесно связаны с национальным образом жизни. Мировая религия предполагает, что спастись могут все, бог мировой религии гораздо более общ.

Буддизм возник в 6 в. до н. э., это период кризиса в Индии – экономического, социального, культурного. В это время еще господствует брахманизм. В числе учений, являющихся альтернативой брахманизму, джанизм и буддизм. Буддизм провозглашает себя альтернативной идеей брахманизму, но берет много понятий из брахманизма, затем придает им новый смысл, новое звучание. Ранний буддизм – о нем отрывочные сведения, это период, когда под покровительством царя Ашоки (государство Магадха) укрепляется буддизм и становится государственной религией. Об историческом Будде мы практически ничего не знаем, все это очень мифологизировано, так как все легенды имеют вероучительный смысл, там меньше заботы о правде, больше о поучении. Будда родился в городе Капилаваста, он был сыном царя, его маму звали Майя (в индийской традиции это имя значит мираж, видимость бытия). Легенда говорит, что он умер в возрасте 80 лет, а родился также необычным образом. Легенда о 7 шагах маленького Будды. Имена Будды очень говорящие. Сидхартха означает достигший цели, Гаутама – родовое имя. На теле новорожденного мудрецы нашли признаки великого человека, к нему по воздуху прилетел великий Риши и плакал от того, что он не увидит, как Будда станет великим человеком. Будда женится, у него рождается сын. Царевич Сидхартха, выйдя из дворца, сталкивается с негативными явлениями, после чего он уходит из дворца и ищет путь избавления от страданий для многих людей. Учился он у брахмана, затем идет в столицу Магадхи, царь предлагает ему часть своего царства, но Будда отказывается. Он становится аскетом. Гаутама находит дерево (дерево в Индии тоже обладает священной силой), под деревом он долго размышляет, проходит 3 бодрствования. Затем ему является демон Мара, искушает его, предлагает ему уйти в нирвану одному. Но Будда отвергает это предложение. Затем дочери демона Мары соблазняют его, он не поддается искушению. Просыпается, спускается вниз, в долину, Единорезские проповеди. Термин «Будда» - на санскрите означает просветленный. В буддизме Будда – понятие, относящиеся к Гаутаме; есть идея, что просвещение было предопределено в момент рождения, под термином Будда понимается абсолют – всепроникающее, всеобъемлющее, пребывающее в нирване. Учение о телах Будды. Будда – цель освобождения, каждый человек в идеале должен достичь состояния Будды.

Единорезские проповеди: 3: 1) в этой сутре говорится о том, что люди мыслятся разные пути по жизни, один путь – путь удовольствий, но это крайность и этого необходимо избегать; другая крайность – аскеза; третий, срединный путь – путь к знанию, к миру, к нирване. 4 истины, открытых Буддой: жизнь – есть дукха, в буддизме это понятие шире, чем обычно его трактуют, это всяческое неустроение, суета; у дукхи есть причина, эта причина – желание, чтобы уничтожить дукху, нужно уничтожить желание (восьмеричный путь спасения – нравственность, дисциплина ума, обретение мудрости; 1 этап – праведная вера – вера в учение Будды, 2 – истинная решимость, 3 – праведная речь – всякая ложь увеличивает беспорядок в мире поэтому в буддизме осуждается ложь, празднословие; 4 – праведные дела – нельзя никому и ничему вредить; 5 – праведная жизнь; 6 – праведная мысль – человек должен изгонять из своих мыслей все злое; 7 – праведные помыслы; 8 – истинное созерцание, углубление в поисках истины. 2 проповедь – доказывается, что то, что человек принимает за себя самого, не является таковым. Тело не имеет души, так как если бы у тела была душа, она бы устраивала тело по своему усмотрению. То, что изменчиво, не может быть нашим я, поэтому благородно обученный испытывает отвращение к своему телу и чувствам. 3 проповедь – закон зависимого происхождения. Еще в предшествующей жизни колесо сансары приводится в движении нашим невежеством, это поглощение суетой жизни. Уже в новой жизни предшествующими этапами формируются элементы, создающие традиционное сознание. Это сознание скрепляет материальное и духовное и появляется новый субъект. Появляются основы для восприятия. На следующем этапе они становятся объектами для органов, появляется соединение сознания с этими основами. 7 этап – появляются чувства приятного и неприятного, 8 тап – на основе этих чувств появляются влечения, чувства порождают стремления к желаниям, желания порождают жажду жизни, 11 этап – жажда жизни ведет к новым рождениям, рождения несут смерть. Все это порождает бесконечное колесо перерождений, колесо бытия.

В буддизме сохраняется понятие карма – злые и добрые дела.

Буддийское понятие дхармы – увязано с понятием сканхи – это то, что удерживает нас в сансаре, то, что мы принимаем за свое я. Ф. И. Щербацкий: картина Вселенной – бесконечное число отдельных мгновенных сущностей в состоянии духовного волнения. В буддизме материальное и психическое не разделены. Розенберг: человек, видящий солнце, это не отдельно солнце и человек, а это именно человек, видящий солнце. Мир – постоянно сменяющиеся дхармы. Дхармы как элементы, которые представляются человеку, делятся на дхармы, омраченные бытием и не омраченные бытием. Важно дхарму успокаивать, чтобы ее успокоить, разрабатываются специальные техники.

Просвещения можно достичь неожиданно, необязательно для этого изучать тексты и т. д.

Ученики Будды образовали общину – санху. Они странствовали все время, кроме 4 сезонов дождей.

Правила монашеского бытия были сообщены одним из учеников Будды, монахом становятся не сразу, попадая в монастырь, дают 5 обетов. Одежда у буддийских монахов – желто-красная (так как монахи – бедные, они одеваются в одежды, выжженные солнцем). Два раза в месяц обязательна исповедь монаха, монахи обязаны трудиться и изучать тексты. На рубеже нашей эры складывается Пипитака (3 корзины).

Ранний буддизм весьма неопределенен. Спор Будды с мудрецами, его спрашивали, что представляет собой мир, что такое смерть, бог, он ответил, что мое учение имеет только один вкус- вкус спасения. Поэтому в последующем буддизм дополняется, это большой потенциал для учения.

В начале нашей эры возникает разновидность учения махаяна. Яны – пути. Махаяна возникла на основе принципа монизма. Правитель Кушанского царства способствовал распространению махаяны. Появился пантеон будд. Бахтисахтры – те, кто достиг состояния Будды, но не ушли в нирвану, а остались помогать другим. Воплощение бахтисахтры – Далай Лама. Появляется понятие рая и ада.

После того, как разгромили Магадху, буддизм угасает, но он успел распространиться на другие территории.

05.11.2011

Иудаизм – национальная религия, не мировая. Иудаизм как религия прошел целый ряд этапов в своем становлении. Около 2 тыс. лет до н. э. предки евреев - скифские племена (занимались скотоводством, кочевали, пришли из Северной Аравии, жили патриархальным родоплеменным бытом), у них был культ предков, превратившихся после смерти в духов, они воплощены в идолах –статуэтках; родственное жертвоприношение; почитание патриархов – Авраам, Исаак, Иаков, погребальный культ, не очень понятно, как выглядело загробное царство; скотоводческий культ, скорее всего праздник Пасхи восходит к тому времени; лунный культ. В иудаизме были табу, но смысл их не всегда понятен. Обрезание – древний обычай, в Библии: оно было введено Авраамом как знак избранности, посвящения Богу. Почитание деревьев, гор, источников. Культ Яхвы - скорее всего первоначально это племенной Бог иудеев, потом он становится государственным культом. Функции Яхвы – много версий: бог пустыни, бог грозы, бог инициации. В Библии прослеживается сходство древнееврейских и древневавилонских преданий. Часть племен остается и смешивается с аравийцами, часть уходит в Палестину. Завоевание Палестины начинается в 15-14 вв. до н. э. Появляется патриархальное государство. Евреи переходят к оседлому образу жизни и земледелию. Моисей – биография его сильно мифологизировано; само имя Моисея египетского происхождения. Влияние египетских мифов на иудаизм. Появляются земледельческие праздники. Святилища, они строились на высотах. В честь бога Иеговы делались статуи в виде быка. После смерти Соломона царство распалось на иудеев и Израиль. У иудеев власть светская и жреческая разделены. Была секта назареев – те, кто посвящены Богу. С 8 в. появились пророки – оппозиция храмовому жречеству. Наиболее крупный храм – храм Соломона, построенный в 10 в. После смерти Соломона царство разделяется на две части. Давид, предшественник Соломона, объединил еврейские племена. Соломон продолжал деятельность по укреплению еврейского государства. Начиная с 9в. усиливается Ассирия, она завоевывает Вавилонию. Израиль заключает союз с Дамаском, чтобы противостоять военной угрозе. Но Израиль был завоеван. Миф о 10 коленах израилевых. Но затем Вавилония усилилась и свергла Ассирию. В 609 г. Египет вторгается в Палестину, царем иудеев назначен египетский ставленник. Но затем туда вторгается Вавилония и захватывает иудеев. В середине 4 в. до н. э. в Иране образуется государство, оно захватывает Вавилонию, иудеям разрешено вернуться на родину. В пророческих сочинениях появляется индивидуальная ответственность за грех. Реформа царя Иосии (621 г. до н. э.) – запрещались все иные культы, кроме культа Яхвы, фактически утвержден монотеизм. После плена, когда евреи вернулись из вавилонского плена, произошло деление на чистых и нечистых. Те, кто были в плену, - правильные, самаритяне – неправильные. Нет государственной власти, усиливается жречество, оно становится закрытой кастой. Усиливается институт жертвоприношения. Устанавливается монотеизм, появляется идея бога избранности. В 446 г. правителем Иудеи назначен Ниемия, он проводит вторую крупную реформу иудаизма – запрещаются смешанные браки, ограничивается общение с нечистыми язычниками, появляются книжники, которые разрабатывают реформы и кодифицирует священные книги. Книги до 5 в. (Летопись царей израильских и иудейских, Книга песен и т. д.). Устанавливается строгий монотеизм. Библейский текст. До 18 в. исследования Библии рассматривались как богохульство, сомнения высказывались осторожно. В 1711 г. Виттер высказывает предположение, что в основе книги Бытия лежит два источника – они названы Илахист и Яхвист. В 1798 г. выделятся два источника внутри Илахиста. Септуагинта – книга 70 переводчиков – 3 в. до н. э. греческий перевод книг, который лег в основу православной веры. Бульгата – латинский перевод, лег в основу католической и православной религии. Масаринская Библия. Канон Ветхого завета – Танах (Тора – Небиим – Хетубим).

Дальнейшая история иудаизма связана с периодом диаспоры. Общины появляются на других территориях Средиземноморья. Полноценный культ был возможен только в иерусалимском храме. Синагога выполняла роль молитвенного дома и общественного центра, жертвы там не приносились, они были возможны только в иерусалимском храме. Первое упоминание о синагоге – 3 в. до н. э. С 3 в. до н. э. иудейский язык используется только в богослужении, в диаспорах используется греческий язык, для этого и понадобился перевод Библии на греческий язык. Филон Александрийский попытался толковать Библию с учетом греческой философии. Затем в иудейскую общину входят выходцы из других религий. Празилетизм. Идея Мессии – спасителя, он должен быть царем, потомком Давида и Соломона. Затем идея Мессии меняется – тот, на кого бог возлагает особую миссию спасения народа. В Палестине наблюдается две линии – одна линии связана с тем, что они хотят участвовать в общем потоке, другая линия – национальная, они стремятся к отделению, национальной самостоятельности. Со 167 по 169 гг. идут освободительные войны, иудеи на 100 лет обретают независимость. Появляются три партии – сатукеи, фарисеи, иссеи. Независимая иудея продержалась недолго, она была завоевана римлянами и в качестве провинции Сирии вошла в состав Римской империи. В качестве светской власти правят прокураторы. Зелоты – террористы, которые воют с римлянами. Восстания против римлян были разгромлены, в 135 г. Иерусалим разрушен полностью, евреи изгнаны из Палестины. Руководство религиозной жизнью осуществляется раввинами, раввин – светское лицо. Как сохранить свою религиозную самостоятельность в этих условиях? Принимается ряд мер. Все праздники связаны с историей народа. Необходимо приспособить свою религиозную практику к новым условиям жизни. Появляются лица, которые трактуют рели



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: