Эволюция концепции проектирования от архитектурного дела к инжинирингу




Управление проектами в первую очередь появилось в строительстве. Возведение сложные объектов требовало особых управленческих подходов и стандартов качества, как на этапе проектирования, так и на этапе возведения.

Но для того чтобы проект был воплощен, изначально он должен был быть задуман, то есть спроектирован. Изначально проектирование понималось в первую очередь как архитектурное дело. Поскольку при замысле проекта наиважнейшее значение отдавалось его внешнему виду.

В 15-18 веках интерес к декору привёл к тому, что строитель сопоставлял каждый свой шаг с дизайнерским решением. Архитектор, передавая художнику, точные рисунки и чертежи будущей постройки, передавал эстафету создания связующего звена в таком деле, как строительство. В это же время начинаются разработки сферы «проектирование» уже по отношению к другим областям. Выяснилось, что эту стадию должны проходить многие виды производства. Например – строительство военного транспорта. Первая половина 18 века ознаменовалась обособлением дизайна как самостоятельной сферы. Начали появляться альбомы с рисунками вариантов творческого оформления постройки.

Элементы теории и практики проектного подхода в управлении прослеживаются в истории России с XVI - XVII веков. Так еще при Иване Грозном в строительстве и в «военном деле» применяются первые стандарты, что ныне относится к элементам управления качеством. Далее, в «Уставе ратных, пушечных и других дел...», написанном в 1607-1621 гг., имелись первые указания по «управлению запасами», где говорилось «... да доведется всякие запасы, которые к такому градскому делу згожаются, наперед дела запасти и изготовити, чтоб во время дела ни в чем скудности не было...».

Позднее, в начале XIX века, элементы управления проектами стали использоваться в строительном производстве. Для управления проектами строительства зданий и сооружений в 1806 г. учреждаются Строительный Комитет в составе Министерства внутренних дел и Строительный департамент в Морском Министерстве. На Строительный Комитет возлагались обязанности «свидетельствовать постройки и разрешать непосредственно на месте затруднения, встречающиеся у архитекторов и производителей работ». Это были элементы «управления качеством » в проекте.

Постепенно в управлении проектами на возведение особо сложных и крупных сооружений включалась организационно-технологическая документация по управлению производством, трудовыми ресурсами. Например, при строительстве Казанского собора в 1787 г. и позже в 1818 –1858 годах - Исаакиевского в проектах имеются тщательно, до мельчайших подробностей, проработанные как подготовка и технология возведения колонн, так и управление рабочей силой. В библиотеке Санкт-Петербургского Государственного Архитектурно-Строительного Университета до настоящего времени хранится достаточно интересный проект по управлению возведением колонны на Дворцовой площади Санкт-Петербурга в XIX веке, разработанный под руководством архитектора Монферана О.

На развитие элементов системы управления строительными проектами в России XIX века повлияло и издание ряда справочников и нормативных документов. В 1811 году издан первый справочник на строительные работы – «Урочный реестр», в котором на основе статистических данных составлена нормативная база для расчета количества рабочих, утверждена сезонность строительства. Производственный цикл принят равным 120-ти рабочим дням или «одно лето», то есть появился элемент «управления временем». Исходя из этого, дана методика расчета примерного количества ежедневного выхода на работу «мастеровых каждого рода», применения инструментов и приспособлений. Здесь впервые приведен расчет «низового трудового коллектива, специализированной бригады».

У истоков научных принципов управления инвестиционно-строительными проектами стоял и русский инженер, генерал-майор Воронов В., который в 1813 году впервые в истории строительного дела применил хронометражные наблюдения при нормировании рытья траншей и перевозке грунта. Тем самым в России были заложены научные основы управления производственными процессами при возведении зданий и сооружений. Эти правила нормирования были использованы в последствии и в промышленном производстве.

Несколько позднее на основании накопленного опыта нормирования и составления таблиц потребности материалов и рабочей силы были изданы: «Положение о количестве материалов» 1825 г., затем «Урочный реестр», «Урочное положение» и «Строительный устав», изданный в 1832 году. В этих нормативных документах приводились нормы расхода материалов, рабочей силы, определялись методы организации и приемки работ. Все это позволило наблюдать за постройками и оценивать их качество. Следует отметить, что качество разработки, указанных выше документов, было столь высоким, что они действовали на протяжении длительного времени. Так, например, «Урочное положение» выдержало несколько изданий и применялось до 1930 года почти сто лет.

В начале 20 века Эрнст Нойферт (Германия) выпускает книгу «Строительное проектирование». Эту книгу немного позже решили перевести на 18 языков мира. Справочник стал учебным пособием в разных странах – включая СССР. В 1961 году граждане СССР смогли ознакомиться с наработками архитектора. Сроки оставались главным показателем правильного проектирования.

В начале 20 века (1905 – 1915 г.г.) в России стали применяться планы работ и календарные графики. При этом предлагались и внедрялись совершенно новые модели. Так, для строительства моста через р. Оку у г. Мурома в 1910 – 1912 г.г. была разработана модель календарного плана, отличная от модели Ганта.

В 1918 году, в целях разработки и внедрения научных методов управления в промышленности и строительстве, был создан научно-исследовательский институт путей сообщения, который вскоре был переименован в научно-исследовательский комитет (НКПС). В 20-х годах открываются ряд специализированных учреждений, в частности Центральный институт труда (ЦИТ), бюро научной организации труда при Госстрое, проектно-консультативная организация «Оргстрой» и др. Издаются около 20 журналов по вопросам управления производством и организации труда.

Так, в XX веке создавалась база, и делались первые шаги для развития управления инвестиционными проектами в России, элементы которой внедрялись в промышленное и другие виды производства, а также сферу услуг.

На всех этапах промышленного строительства в СССР Коммунистическая партия и Советское правительство существенное внимание уделяли вопросам проектирования производственных зданий и сооружений. В царской России фактически не было отечественной школы проектирования, а архитектурно-строительный опыт по сооружению промышленных зданий был весьма ограничен.

После Октябрьской революции передовые архитекторы и их ученики (В. Веснин, А. Кузнецов, Г. Борхин, А. Самойлов, Е. Попов, Г. Орлов, И. Николаев, В. Мовчан, А. Фисенко, В. Мыслин и ряд других) в своей деятельности подчеркивали определяющее и организующее значение архитектуры в промышленном строительстве, категорически отвергая мысль, что функции архитектора должны сводиться лишь к художественному оформлению. Критически оценивая и совершенствуя метод проектирования промышленно-заводских зданий и сооружений, они подчеркивали, что стремление перенести на архитектуру промышленных сооружений приемы, свойственные монументальным зданиям гражданского характера, стоит в явном противоречии с функциональным содержанием промышленных сооружений, их положением в пространстве, современными технологиями производства и материалами и конструкциями.

В. Веснин считал, что архитектор-промышленник должен быть объединяющим и организующим началом в проектировании сложного комплекса разнородных и разнообразных по назначению, объему и планировке сооружений, предназначенных для производственного процесса.

Архитектор создает единый, целесообразный объемно-пространственный комплекс промышленного предприятия, на технолога и конструктора возложена разработка отдельных важных задач этого комплексного процесса.

Эти обстоятельства сказались в архитектуре многих промышленных предприятий и комплексов, построенных уже значительно позже, например при проектировании и сооружении Волжского и Камского автомобильных заводов, капитальной реконструкции Московского автомобильного завода им. И. А. Лихачева и ряда других предприятий.

Впервые в СССР в основу промышленного строительства и архитектуры был положен социалистический принцип сочетания научной организации труда с решением важных социальных задач и заботой об условиях труда и обслуживания работающих.

При подготовке специалистов архитекторов-промышленников особое внимание уделялось вопросам научной организации и планирования производственно-технологических процессов, конструктивной логике в сочетании с архитектурной выразительностью проектируемых промышленных зданий и сооружений. В качестве ведущих принципов были приняты целесообразная организация внутреннего пространства и отвечающая ему объемная композиция, т. е. полное единство формы и содержания объекта промышленной архитектуры.

После Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны восстановление хозяйства страны во многом зависело от капитального строительства. 9 мая 1918 г. был опубликован декрет Совета Народных Комиссаров за подписью В. И. Ленина об учреждении Комитета государственных сооружений ВСНХ. На Комитет возлагалась задача создать в стране государственное строительство, которое основывалось бы на рациональном использовании всех достижений науки и техники, эксплуатации естественных богатств страны.

В первые же годы Советской Власти начинают создаваться новые направления научно-исследовательских работ. Так, до революции в России почти не было систематических исследований в области градостроительства, районной планировки, типологии промышленных, жилых и общественных зданий. Некоторые работы проводились кафедрами Института гражданских инженеров, Технологического института и Академии художеств в Петрограде. Исключение может составить только книга В. Н. Семенова «Благоустройство городов», изданная в 1912 г.

Крупнейшим организационным событием в области строительной науки следует считать создание в 1927 г. Государственного института сооружений (ГИС), в составе которого были все основные профилирующие направления теоретических и прикладных исследований в области методов и конструктивных форм строительства. К концу 20-х годов была создана довольно обширная сеть научных центров, работающих по основным направлениям капитального строительства: в области промышленных, жилищно-гражданских и сельскохозяйственных зданий и сооружений, гидротехнического, энергетического и транспортного строительства, строительных материалов, конструкций и методов их расчета.

В годы первых пятилеток зарождается тесная связь науки со строительством и архитектурой, что привело к повышению их общего уровня. Одной из основных задач предвоенных пятилеток было создание мощной индустриальной базы как в центральных районах, так и на востоке страны. В стране с января 1929 по июнь 1941 г. было введено в действие более 9 тыс. новых крупных государственных предприятий. Были построены такие гиганты социалистической индустрии, как Днепрогэс, Магнитогорский и Макеевский металлургические комбинаты, Уральский завод тяжелого машиностроения. Новокраматорский машиностроительный, Горьковский и Московский автомобильные заводы, Ростовский завод сельскохозяйственных машин, Луганский паровозостроительный завод, нефтеперерабатывающие комбинаты в Уфе, Ишимбае, Горьком и введены десятки других мощностей предприятий в других областях народного хозяйства.

В годы первых пятилеток, в условиях бурного развития промышленного строительства, в том числе металлургических предприятий, заводов тяжелого машиностроения, автомобильных и тракторных заводов, возникает потребность в разработке научных основ решения генеральных планов промышленных предприятий.

Все эти работы выполнялись проектировщиками институтов Промстройпроект, Гипромез и др. Научно-исследовательских организаций этого профиля в то время не было.

В 1932 г. на базе ГИСа после нескольких его реорганизаций был образован Центральный научно-исследовательский институт промышленных сооружений (ЦНИИПС), который до 1956 г. являлся ведущей организацией страны в области промышленного строительства.

Достижения архитектурно-строительной науки в предвоенные годы подтвердили, что при социализме создаются наиболее благоприятные условия для использования достижений науки. Это нашло подтверждение во время войны.

Несмотря на трудности военного времени, развитие прикладных исследований в области строительства подкрепляется организационными мероприятиями. Так, уже в 1942 г. создается специальная Контора типового и экспериментального проектирования и технических исследований (КТИС), а в 1943 г. — Контора по проектированию предприятий строительной индустрии.

Особенно интенсивное развитие получила строительная наука в послевоенный период в связи с восстановлением разрушенных районов. Быстро растет сеть отраслевых и специализированных научно-исследовательских организаций, расширяется объем их работ.

В конце 40-х — начале 50-х годов заложен фундамент научно-исследовательских центров по основным видам промышленного строительства. Завершающим этапом в этом процессе можно считать создание в 1955 г. в системе Академии архитектуры СССР Центрального научно-исследовательского и проектно-экспериментального института промышленных зданий и сооружений (ЦНИИ промзданий), который с этого времени возглавляет работу по типологии и унификации промышленных зданий, формированию генеральных планов предприятий, а также по системам отопления, вентиляции и кондиционирования. В 1956 г. была создана Академия строительства и архитектуры СССР, на которую были возложены задачи разработки важнейших научных проблем в области строительства, архитектуры, производства и применения строительных материалов, изделий, конструкций, а также в области экономики строительства.

В 1950 г. были разработаны типовые проекты зданий и сооружений для ряда отраслей промышленности (в том числе доменных и сталеплавильных печей, многоэтажных зданий химической промышленности, универсальных одноэтажных зданий механосборочных цехов и др.). Полученный опыт проектирования и строительства позволил в 1954 г. выпустить в свет «Строительные нормы и правила» (СНиП) — единый строительный кодекс по технической политике в области капитального строительства.

В 1957 г. впервые был составлен каталог унифицированных сборных железобетонных конструкций для массового промышленного строительства, ставший важнейшей предпосылкой для организации промышленного высокомеханизированного производства конструкций и деталей из сборного железобетона.

В 1960 г. на основе постановлений Совета Министров СССР «Об улучшении проектного дела в строительстве» (1959) и «О повышении технического уровня и снижении сметной стоимости строительства промышленных предприятий, электростанций и транспортных сооружений» (1960) были разработаны основные направления повышения технического уровня и снижения сметной стоимости строительства зданий и сооружений промышленности и транспорта.

В 1961 г. были утверждены габаритные схемы одноэтажных зданий межотраслевого назначения и номенклатура сборных железобетонных конструкций для них, что позволило значительно сократить число типоразмеров сборных железобетонных конструкций и деталей.

В 1963-1964 гг. были разработаны унифицированные типовые секции (УТС) и пролеты (УТП) одноэтажных производственных зданий, создавшие новые возможности для перехода к наиболее экономичным крупным (блокированным) зданиям и более компактному решению генеральных планов предприятий.

Одним из важнейших направлений совершенствования методологии планирования промышленных районов является объединение проектируемых предприятий в промышленные узлы. Это объединение основано на создании единых объектов вспомогательных производств и хозяйств, инженерных сооружений и коммуникаций. При групповом размещении предприятий по-новому решаются архитектурно-планировочные и градостроительные задачи, обеспечивается организационная связь промышленной и селитебной застройки, а также одновременно решаются вопросы рационального использования земель и источников водоснабжения, очистки водных и воздушных бассейнов от загрязнений.

В 80-90-е гг. активно развивается нормативная база строительства, принимается большое количество СНиПов.

Помимо собственно архитектурно-строительного дела, предметная область инжиниринга в Советском Союзе все же была «охвачена» соответствующими специалистами и структурами, сосредоточенными в большинстве своем в трех основных блоках:

o проектно-изыскательские, научно-исследовательские отраслевые институты;

o управления (отделы) капитального строительства министерств, ведомств, промышленных предприятий и объединений, а также дирекции строящихся объектов;

o производственно-технические отделы строительно-монтажных и наладочных организаций.

Разными методами были успешно реализованы как колоссальные проекты общенационального масштаба (строительство крупнейших АЭС, ГЭС, трансрегиональных ЛЭП), так и более мелкие, — и зачастую гораздо эффективнее, чем за рубежом.

Как следует из вышеизложенного, благодаря общим экономическим тенденциям в бывшем СССР и России 90-х гг. развитие межотраслевого проектного комплекса «Строительство» шло за счет создания крупных проектных организаций, проводящих государственную политику и способных реализовать намеченные планы.

Такой подход имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Несмотря на громоздкость структуры и отсутствие стимулов к ее совершенствованию, в данной базе были сконцентрированы информация, материальные ресурсы, профессиональные кадры, осуществлялась их подготовка, повышение квалификации и переобучение.

Сложившаяся в то время система типового проектирования вообще не имела аналогов в мире.

К сожалению, на протяжении последнего десятилетия прошлого века в условиях перестройки, общего упадка в инвестиционно-строительной сфере проектные организации России оказались в столь сложном положении, что из-за отсутствия заказов их численность по стране сократилась в среднем в 4 раза. В это время методология разработки документации все больше отставала от мирового уровня, в частности оказалась невостребованной автоматизированная система управления проектами. Очевидная идея перехода к принятым в большинстве стран современным стандартам у нас в силу ряда причин (по крайней мере, в проектных институтах) воплощается крайне медленно. Почти все проектные организации России сохранили структуру — функциональную либо матричную. В итоге осталась прежней и практика многопроектного управления, или, по новой терминологии, управления портфелем проектов.

К началу наметившегося с 2005 г. бума строительства ТЭС, вызванного реализацией крупномасштабной инвестиционной программы РАО «ЕЭС России», энергостроительный инжиниринг западного образца у нас находился в зачаточном состоянии, поскольку чрезвычайно малый объем вводов новых мощностей в предшествующие годы не позволял серьезно задумываться о качественном развитии этого вида бизнеса.

При этом большинство проектных организаций не могли контролировать все этапы строительства крупного энергоблока в комплексе ввиду отсутствия ряда узких специалистов по таким направлениям, как гидротехнические сооружения, системы топливоподачи угольных ТЭС, автоматизация систем управления технологическими процессами и т. п. Аналогичное положение сложилось в пусконаладочных фирмах и на монтажных предприятиях. Крайне остро ощущался дефицит опытных руководителей комплексного строительства и главных инженеров проектов. Спрос на специалистов такого уровня на рынке труда значительно превышал предложение.

Данная ситуация была обусловлена и рядом факторов, не зависящих напрямую от количества заказов. Среди них можно выделить:

o отсутствие эффективной корпоративной стратегии с четкими приоритетами и механизмами взаимодействия в рамках корпорации;

o острый дефицит квалифицированных кадров, который может быть покрыт лишь в ближайшие 5—10 лет, учитывая сроки обучения и получения необходимого производственного опыта;

o большой возрастной разрыв между сотрудниками, достигающий в ряде проектно-изыскательских институтов 30—40 лет;

o низкая производительность труда и культура производства, слабое техническое оснащение;

o недостаточный уровень автоматизации производства;

o серьезное отставание предлагаемых технологий и решений от мировых аналогов (котлы с ЦКС, ГТУ, ПГУ и т. д.);

o отсутствие ориентированного на клиента подхода и гибкости при заключении контрактов, получении исходных данных и выполнении дополнительных работ.

На раннем этапе развития современного российского рынка инжиниринговых услуг, в 2004—2008 гг., наиболее приемлемым было признано слияние и поглощение компаний с образованием крупных инжиниринговых холдингов и корпораций. По мнению аналитиков, этому способствовали следующие объективные причины:

o расширение предприятий и увеличение объемов единичных заказов требовало соответствующего усиления подрядных организаций;

o клиенты инжиниринговых компаний все больше склонялись к централизации ответственности;

o ужесточилась конкуренция со стороны зарубежных инжиниринговых структур;

o обязательными условиями участия в масштабных проектах все чаще называли предоставление финансовых гарантий и страхование рисков;

o возникла необходимость в разработке и внедрении новых технологий в энергетике.

Еще одной важной особенностью рассматриваемого периода стало создание мощными отраслевыми компаниями собственных крупных инжиниринговых организаций:

o «Газпром» — «Газпромстройинжиниринг»;

o РУСАЛ — «Русская инжиниринговая компания»;

o «Базовый Элемент» — «ЕвроСибЭнерго-инжиниринг»;

o КЭС-Холдинг — «КЭС-ЭнергоСтройИнжиниринг»;

o Росатом — «Атомэнергопром»;

o ЛУКОЙЛ — «Глобалстрой-Инжиниринг».

Финансовый кризис, разразившийся в 2008 г., сильно ударил по рынку инжиниринговых услуг в целом и негативно повлиял на содержание самого бизнеса, имеющего даже в гораздо лучших условиях венчурный характер. Снижение капитализации активов, нехватка ликвидности и неопределенность дальнейших перспектив вынудили энергокомпании скорректировать принятые еще в бытность РАО «ЕЭС России» инвестпрограммы и отказаться от строительства отдельных объектов новой генерации. Теперь их проблемы концентрировались вокруг пересмотра объемов ввода энергетических мощностей.

Главной задачей в условиях кризиса и постепенного выхода из него стало сохранение кадрового потенциала и ключевых компетенций в современных технологиях производства, передачи и распределения электроэнергии. Государство также не отступило от своих планов строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов электроэнергетики. Кроме того, дополнительные возможности инжиниринговым компаниям предоставил взятый правительством курс на повышение энергоэффективности.

Итак, на современном этапе проектная деятельность в строительстве осуществляется в рамках следующих организационных форм проектных фирм, которыевесьма разнообразны и могут быть сведены к следующим типам:

· проектно-строительные фирмы, осуществляющие весь комплекс работ по проектированию, комплектации, строительству и вводу объектов в эксплуатацию;

· проектные институты, осуществляющие весь комплекс работ по проектированию объектов, включая все виды инженерных и архитектурных задач, а нередко и задачи по планировке районов застройки. Обычно такие институты специализируются по отраслевому признаку;

· проектные институты, специализированные по технологическому (функциональному) признаку. Такие институты могут специализироваться, например, на проектировании фундаментов, металлических или железобетонных конструкций, специальных видов оборудования и др.;

· вычислительные центры (фирмы), специализирующиеся на подготовке проектной документации на машинных носителях — смет, чертежей, календарных планов;

· консультационные (консалтинговые) фирмы, оказывающие весьма широкий спектр услуг, — экономические обоснования, расчеты стоимости проектов, представление информации, консультации по специальным вопросам. Такие фирмы можно условно разделить на 3 типа:

· специализирующиеся на начальной (прединвестиционной) фазе проекта;

· оказывающие услуги многопланового характера заказчикам, нуждающимся в оказании помощи по сложным специальным вопросам инжиниринга;

· разрабатывающие организацию и технологию строительного производства.

Эта весьма распространенная на Западе структурная разновидность проектных фирм до настоящего времени не нашла в России широкого распространения (за исключением 3-го типа — в форме так называемых оргтехстроев).

Существуют три подхода к выбору заказчиком проектных фирм:

· оказание профессиональных услуг по мере необходимости. В этом случае заказчик прибегает к услугам проектной фирмы на основе специального соглашения без конкурса;

· закрытые переговоры. Если проектная фирма уже выполняет для заказчика работу, то в этом случае он поручает ей подготовить предложения по новому проекту (или подпроекту), проводит экспертизу этих предложений и заключает дополнительное соглашение к контракту — также без конкурса;

· проведение конкурса. В этом случае возможны следующие виды коммерческих соглашений между заказчиком и подрядчиком: оплата по фактическим затратам; оплата с верхним ограничением цены; фиксированная цена.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: