Проведение занятия в формеcase-study




Рекомендации по организации практических занятий в интерактивной форме

 

Внедрение активных и интерактивных элементов в проведение занятий по дисциплине «Эконометрика» может осуществляться разными методами: проблемный семинар с групповым обсуждением, деловая игра, опрос, case-study и др. Представим возможности следующих двух методов на примерах:

1) опрос как метод обучения;

2) проведение занятия в форме case-study.

 

Опрос

Тема 1: «Эконометрика, её задача и метод. Принципы спецификации эконометрических моделей».

В рабочей программе дисциплины «Эконометрика» в технологию проведения практического занятия по данной теме включен опрос. Опрос можно провести как традиционным способом – вопрос-ответная форма, взаимодействие: преподаватель-студент, - так и интерактивным. Как известно, в процессе интерактивного обучения меняются ведущие функции преподавателя: преподаватель выполняет функции организатора и помощника[1]. В данных рекомендациях опишем вариант проведения опроса в интерактивной форме.

Время проведения: 10-15 минут.

Контролируется усвоение следующих понятий и определений: эндогенные переменные, предопределенные переменные, экзогенные переменные, структурная и приведенная формы модели, принципы спецификации.

Предварительная работа: составить спецификации моделей, отличающихся различными характеристиками, например, количеством эндогенных переменных, предопределенных переменных, экзогенных переменных.

Создается раздаточный материал двух видов:

1 вид – содержит все задачи с нумерацией;

2 вид – содержит одну задачу без указания ее номера.

Группа разбивается на две части: 3-4 человека, которые получат только раздаточный материал 2 вида, и остальная часть группы.

Студенты, получающие раздаточный материал 1 вида, могут работать как в малых группах – по 2-3 человека, так и индивидуально.

До или сразу после выдачи задания студентам объясняются «правила игры»: 3-4 человека из контрольной группы вытягивают из общего списка непронумерованных задач (2 вид раздаточного материала) одну и характеризуют ее, указывая количество эндогенных переменных в системе, количество предопределенных переменных, а также количество экзогенных. Называть переменные, входящие в состав той или иной группы, запрещается.

Остальная группа, зная характеристики системы, сопоставляет их со всем перечнем задач (раздаточный материал 1 вида) и определяет, какой номер достался студенту, отвечающему у доски.

Варианты оценивания знаний студентов:

- если характеристики системы были названы правильно и правильно угаданы малой группой, то все студенты этой группы и отвечающий у доски получают положительные баллы к аттестации;

- если студент у доски неправильно записал характеристики системы, но система с такими характеристиками существует и была названа малой группой, то все студенты малой группы получают положительную оценку. Далее может следовать разбор системы, доставшейся отвечающему. Разбор проходит с помощью преподавателя в групповом обсуждении;

- если студент у доски неправильно записал характеристики системы и такой системы не может существовать, группа объясняет, какая ошибка могла быть допущена. В частности, если число эндогенных переменных называется 5, а число уравнений в системе равно 3, то, основываясь на втором принципе спецификации, студенты сразу могут указать на допущенную ошибку (число эндогенных переменных такой системы равно 3 при правильно составленной спецификации). Также очевидной ошибкой может служить превышение числа экзогенных переменных над числом предопределенных (экзогенные переменные являются составной частью вектора предопределенных переменных).

Пример раздаточного материала:

Создан список из 9 задач, обладающих следующими характеристиками:

№ задачи Количество переменных в системе
эндогенных предопределенных экзогенных
Задача 1.      
Задача 2.      
Задача 3.      
Задача 4.      
Задача 5.      
Задача 6.      
Задача 7.      
Задача 8.      
Задача 9.      

 

Перечень задач [2] - раздаточный материал 1 вида для работы в малых группах:

Задача 1.

Сt – объем потребления, It – объем инвестиций,

Yt – национальный доход, Gt – государственные расходы.

Перечисленные переменные связаны между собой следующими закономерностями:

Задача 2.

Сt – объем потребления, St – величина заработной платы,

Pt – прибыль, Rt – общий доход.

Домашнее хозяйство следует следующим правилам при планировании своих расходов:

 

 

Задача 3.

Сt – объем конечного потребления, It – объем инвестиций,

Yt – ВДС региона, Qt – объем реализованной продукции,

Kt – запас капитала предприятия.

Спрос на продукцию предприятия в регионе зависит от следующих закономерностей:

 

 

Задача 4.

It – объем внутренних инвестиций, Yt – национальный доход,

rt – процентная ставка, Mt– объем денежной массы,

Gt – государственные расходы.

Взаимодействие перечисленных переменных подчиняется следующим закономерностям:

 

 

Задача 5.

Сt – объем потребления, It – объем чистых инвестиций,

Rt – доход предприятия.

Перечисленные переменные связаны между собой следующими закономерностями:

 

 

Задача 6.

Сt – объем личного потребления, Рt – индекс стоимости жизни,

It – объем чистых инвестиций, Yt– национальный доход.

Перечисленные переменные связаны между собой следующими закономерностями:

 

 

Задача 7.

Mt – доля импорта в ВВП,

Nt– количество поданных прошений об освобождении от таможенных пошлин,

St – количество удовлетворенных прошений об освобождении,

Yt – реальный ВВП, Xt – реальный объем чистого экспорта.

При оценке возможностей получения освобождений от таможенных пошлин принимаются во внимание следующие моменты:

 

 

Задача 8.

Сt – объем потребления, It – объем чистых инвестиций, Yt – национальный доход, Мt – денежная масса, Tt – налоги, Rt – размер процентной ставки.

Перечисленные переменные связаны между собой следующими закономерностями:

 

Задача 9.

It – объем внутренних инвестиций, Yt – национальный доход,

rt – процентная ставка, Mt– объем денежной массы,

Gt – государственные расходы.

Перечисленные переменные связаны между собой следующими закономерностями:

 

Пример раздаточного материала 2 вида:

Задача.

Сt – объем потребления, It – объем инвестиций,

Yt – национальный доход, Gt – государственные расходы.

Перечисленные переменные связаны между собой следующими закономерностями:

 

Проведение занятия в формеcase-study

 

Темы: 4, 5, 9, 12.

Признаками метода case-study являются: наличие модели экономической системы, коллективная работа над решениями задач, принципиальное отсутствие единственного решения, единая цель в поиске решения, наличие системы группового оценивания деятельности, наличие управляемого эмоционального напряжения студентов[3].

Опишем один из возможных вариантов проведения занятия в форме case-study.

Конечная цель данного занятия - выработать у студентов умение создавать эконометрические модели, описывающие реальные явления или процессы.

Предварительная работа: из статистических сборников или с сайта Росстата (https://www.gks.ru) выбираются исходные данные: эндогенная переменная и потенциальные регрессоры.

Например, для создания модели, описывающей число родившихся в Российской Федерации, были собраны следующие данные:

 

  Номер потенциального регрессора
Родившихся, тыс.чел – эндогенная переменная  
Все население, млн. человек на начало года (1)
Возрастная структура населения, тыс.чел. 15-19 (2)
20-24 (3)
25-29 (4)
30-34 (5)
35-39 (6)
40-44 (7)
45-49 (8)
Браки Единиц (9)
На 1000 человек населения (10)
Разводы Единиц (11)
На 1000 человек населения (12)
Число больничных учреждений, тыс (13)
Число больничных коек всего, тыс. (14)
на 10 000 человек населения (15)
Число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, тыс (16)
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (на конец года) - всего, м2 (17)
Безработные, тыс.чел. (18)
Индекс потребительских цен на конец периода, % (19)
МРОТ на начало года, руб/мес (20)
Среднедушевые доходы, руб/мес (21)
Реально располагаемые денежные доходы, % (22)
Среднемесячная номинальная зарплата, руб/мес (23)
Реальная начисленная заработная плата (24)
Величина прожиточного минимума, на начало года все население, руб/мес (25)
Соотношение среднедушевых денежных доходов с величиной прожиточного минимума, % (26)
Средний размер назначенных пенсий, руб/мес (27)
Коэффициент дифференциации доходов, в разах (28)
Численность пенсионеров, тыс.чел (29)
Основные показатели образования Число дошкольных образовательных учреждений, тыс (30)
В них детей, в % от численности детей соответствующего возраста (31)
Число гос. общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений), тыс. (32)
ВВП, всего, млрд.руб (33)
ИФО ВВП,% (34)
Инвестиции в основной капитал, млн.руб (35)
ИФО инвестиций,% (36)
Основные фонды, млн.руб (37)
ИФО основных фондов (38)
Денежная масса М2 (на конец года), млрд. руб. (39)
       

 

Представленная таблица может служить раздаточным материалом.

Построение эконометрических моделей проходит следующие этапы:

1) спецификация модели;

2) сбор статистической информации;

3) оценка параметров модели;

4) проверка адекватности модели (верификация).

На первом этапе проводится априорный анализ содержательной сущности моделируемого явления, который состоит в формировании и формализации имеющейся информации об этом явлении в виде ряда гипотез и исходных допущений. В итоге должен быть получен общий вид модельных соотношений, связывающих между собой входные и выходные переменные. Для реализации этого этапа перед студентами ставится задача выбора из множества представленных показателей только тех, которые, по их мнению, могут повлиять на формирование значений эндогенной переменной (т.е. в данном случае на число родившихся).

Данный этап характеризуется коллективной работой над выработкой итоговой спецификации и принципиальным отсутствием единственного решения.

В итоге создается набор регрессоров, которые входят в предварительную модель.

Второй этап – сбор статистической информации – также рекомендуется проводить как предварительную работу. В частности, студентам может быть растиражирован файл Excel с уже имеющимися значениями исходных показателей. Из этого перечня отбираются для дальнейшего анализа только те показатели, список которых создан в результате группового обсуждения на первом этапе.

Пример такого файла, соответствующий исходному раздаточному материалу, представлен на рисунках.

 

 

 

 

На следующем этапе происходит уточнение спецификации на основе анализа имеющихся данных. Задача данного этапа – научить студентов методам, позволяющим выявить и устранить мультиколлинеарность в модели.

Например, можно осуществить отбор показателей согласно анализу матрицы коэффициентов корреляции, методом последовательного присоединения или методом дополнительных регрессий и т.д. С выбранным методом можно ознакомить студентов с помощью раздаточного материала. Также возможно групповое обсуждение существующих методов, выявление их достоинств и недостатков с целью выбора одного, который и будет применен на занятии.

На основе полученных при отборе факторов составляется множественная или парная линейная регрессионная модель и проводится полное ее исследование, а именно: оценка параметров полученной модели; оценка качества спецификации; проверка условий теоремы Гаусса-Маркова, анализ экономического смысла полученных оценок коэффициентов модели; анализ среднего коэффициента эластичности факторов с результатом; проверка адекватность модели. Если case-study проводится в теме 4, то с перечисленными этапами идет предварительное знакомство, т.к. выработка навыков по их проведению – это задачи последующих практических занятий.

На основе проведенного исследования формулируется комплексный вывод по использованию эконометрической модели для прогнозирования.

 

 


[1] Мухина Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие. – Н.Новгород:ННГАСУ, 2013. – 97 с.

[2] Эндогенная переменная в каждом уравнении системы стоит слева, данное условие сообщается студентам до начала работы

[3] Метод case-study и перспективы его использования при подготовке специалистов финансово-экономического профиля: Учебно-методическое пособие: в 2 ч. / Под общ. ред. Н.Н. Комисаровой. Ч.1. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2006.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: