Основные страны-импортеры




Составители: профессор кафедры «ПромЭко» к.т.н., доцент

Старикова Г.В.,

Ассистент Машкина О.В.

 

 

© Тюменский государственный нефтегазовый университет

 

2003 г.

 

Цель работы: познакомиться с маркировкой продуктов питания.

 

1. Теоретическая часть

Маркировка пищевых продуктов

С помощью маркировки сообщается следующая информация:

· Наименование продукта и его вида;

· Страна, фирма - производитель;

· Основные ингредиенты, входящие в состав продукта, включая пищевые добавки;

· Пищевая ценность (калорийность, витамины – для продуктов предназначенных для детского и диетического питания);

· Условия хранения (для продуктов, имеющих ограниченный срок годности или требующих специального хранения);

· Срок годности (два варианта: либо конечная дата использования, либо дата изготовления и срок хранения);

· Рекомендации по использованию (для пищевых добавок);

· Условия применения, включая возможные противопоказания.

Маркировка –это комплекс сведений о товаре, включающий не только текст, но и

разнообразные графические символы. И если с текстом все более или менее ясно(если он полный, четкий и правильный), то с символами(или знаками) рядовому потребителю разобраться порой очень непросто.

Символов много, и производители зачастую наносят их на свою продукцию, не слишком задумываясь об их значении и смысле, считая, что чем больше на упаковке всевозможных знаков и рисунков, тем «солиднее» выглядит товар. А ведь специалисты однозначно рекомендуют избегать излишней или не являющейся необходимой маркировки, поскольку ее чрезмерное количество мешает нормальному восприятию покупателем. Более того, в результате человек может элементарно пропустить имеющуюся на этикетке жизненно необходимую ему информацию, и товар вместо пользы и удовольствия принесет ему вред.

Например, если товар содержит биологически активные добавки, обладающие тонизирующим эффектом (элеутерококк, женьшень, радиола розовая), производитель обязан предупредить, что его нельзя использовать людям с нервными расстройствами, повышенным давлением, больным сердцем, беременным, кормящим матерям и детям до 12 лет.

Все чаще при производстве кондитерских изделий или напитков используются заменители

сахара, в том числе аспартам. Но далеко не всегда при этом этикетка предупреждает, что печенье или лимонад с аспартамом опасны для больных фенилкетонурией. А информацию о том, что продукт содержит молоко или яичный белок и потому противопоказан людям с индивидуальной непереносимостью к ним, производитель, вообще, как правило, забывает указать. Хотя есть перечень противопоказаний утвержден Главным государственным врачом РФ и должен обязательно соблюдаться.

В других странах так трепетно относятся к своему здоровью, что используют знаки, сигнализирующие, что продукт не содержит (или содержит очень мало) потенциально вредных компонентов – например животных жиров. Это знак американской ассоциации сердца (рис. 1) и «Знак здорового питания» (рис. 2), помещаемый на некоторые продукты в Великобритании.

 

 

Рис.1


 

Рис.2

У нас основными и важными для потребителя знаками остаются пока знаки соответствия, применяемые в системе ГОСТ Р, которые говорят о том, что продукт отвечает установленным требованиям. Таких знаков у нас четыре (рис. 3). На первый взгляд они очень похожи, но есть и отличия. Первый – знак соответствия при обязательной сертификации (рис. 3.1). Под значком – код органа, проводившего сертификацию и давшего разрешение на производство и продажу продукта. Второй (рис. 3.2) используется, если производитель сам, добровольно решает официально подтвердить кроме обязательных и дополнительные характеристики продукта, говорящие о его улучшенном качестве. Если же продукт соответствует всем (и обязательным и рекомендуемым) требованиям государственных стандартов, то он может быть промаркирован третьим знаком (рис. 3.3). четвертый знак (рис. 3.4) означает, что система качества на предприятии соответствует требованиям международных стандартов ИСО 9 000.

Если продукт прошел гигиеническую оценку, он может быть дополнительно маркирован и знаком (рис. 4).

Рис.3.1 Рис.3.2 Рис.3.3 Рис.3.4 Рис.4

 

Знаки экологической маркировки можно условно разделить на 3 большие группы:

1. Знаки, обозначающие экологичность предмета в целом или его отдельных свойств. К их

числу относятся различные экосимволы, применяющиеся в ФРГ, Скандинавских странах и Японии (рис. 5, 6, 7). Эти же знаки могут применяться для обозначения предметов и устройств, используемых для сбережения природы (рис. 8).

Вместе с тем, страны Европейского сообщества предпринимают усилия, чтобы ввести единый экознак (рис. 9).

 

 

 

Рис.5 Рис.6 Рис.7 Рис.8 Рис.9

 


Изделия из полимеров, не причиняющих значительного ущерба природе при их утилизации, обозначаются различными знаками и подписями (рис. 10, 11).

 


Рис.10

 

 

Рис.11

 

2. Знаки и надписи, призывающие к охране окружающей среды, и знаки для обозначения предметов, поддающихся вторичной обработке (рисайклингу), и продукции, полученной в результате переработки вторичного сырья, к тому же они могут указывать соответствующие баки и контейнеры для отходов.

Часто встречается сейчас на наших продуктах немецкий знак «Der Grune Punkt” («зеленая точка»), введенный компанией DSD (рис. 12). Почему-то принято считать, что он означает экологическую чистоту продукта, потому-то и используют его некоторые наши производители в рекламных целях. На самом деле, этот знак говорит о том, что производитель позаботился о том, чтобы упаковка продукта могла быть использована повторно или переработана. Есть и другие подобные знаки (рис. 13, 14, 15, 16).

 

 

Рис.12 Рис.13

 


Рис.14 рис.15

 

 

Рис.16

 

К этой же группе знаков относятся:

· Упаковка для повторного или многократного использования (рис. 17);

· Восстанавливаемая или поддающаяся вторичной переработке (рис. 18, 19);

· Упаковка, частично или полностью произведенная из вторичного сырья с указанием его процентного содержания (рис. 20);

· Упаковка из бумаги, полученная из вторичного сырья, применяется в США (рис. 21).

 

 

Рис.17 Рис.18 Рис.19

Рис.20 Рис.21


К этой же группе относятся знаки, призывающие не загрязнять окружающую среду, то есть сдавать ненужные предметы (банки из-под напитков, бумагу, некоторые пластмассовые изделия и др.) для вторичной переработки (рис. 22, 23)

Рис.22.

 

Рис.22

3. К этой группе экосимволов относятся знаки, отображающие опасность предметов для окружающей среды и человека.

 

Рис.24 Рис.25

 

· Знак, которым в морских перевозках отмечаются опасные для флоры и фауны вещества, принят в Финляндии (рис. 24);

· Знак «Опасно для окружающей среды» используется в соответствии с законодательством ЕС о классификации, упаковке и маркировке опасных веществ и препаратов (рис. 25).

 

А вот маркировка «Экологически чистых» продуктов питания дело довольно сложное и запутанное, тем более что в мире нет единых правил и договоренностей, что же все-таки считать такой продукцией. Очевидно, что производитель хочет этим сказать, что предельно-допустимое содержание вредных веществ в продукте соответствует нормативным стандартам. В этом случае необходимо указать нормативный или технический документ изготовителя, устанавливающий метод контроля характеристик качества товара.

По словам Ю. Веретенникова, ведущего специалиста отделения защиты растений Россельхозакадемии: «Есть данные, что как минимум 1 миллион гектаров наших сельхозугодий загрязнен тяжелыми металлами, в 16 регионах страны – основных производителей сельхозпродукции – обнаружено превышение ПДК мышьяка, а в почвах 36 регионов до сих пор содержаться остатки таких опасных пестицидов, как ДДТ, метафос, трихлорацетат натрия, давным-давно снятых с производства.

И остатки этого «добра» обнаруживаются в продуктах питания, в воде. Когда загрязнения окружающей среды стали фоновыми, фраза «экологически чистые продукты» - не более чем рекламный трюк.

Вот закон запрещает при производстве детского и диетического питания использовать сырье, изготовленное с применением кормовых добавок, стимуляторов роста животных (в том числе гормональных). Отлично. Но дальше читаем: не допускается использование «отдельных видов лекарственных средств, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений».

Что же это за отдельные виды? А есть ли неопасные? Исследования Национальной академии США показали, что 90% всех фунгицидов, 60% гербицидов и 40% инсектицидов способны вызвать у человека рак. Какие же химикаты имели в виду законодатели? Те, которые вызывают «всего лишь» аллергию? И это будут называться «экологически чистый продукт для детского питания»?

Таким образом, термин «экологически чистый продукт» является слишком общим и неопределенным. Вот почему, увидев подобную надпись на продукте, покупателю стоит поинтересоваться, что, собственно, стоит за этой фразой. А производителю, желающему подчеркнуть особые свойства своего продукта (например, «выращено без использования агрохимикатов», «выращено в благополучной и экологическом отношении местности», «не содержит консервантов» и др.), можно рекомендовать использовать подобные пояснения вместо или вместе с заявлением «экологически чистый продукт».

На упаковке должны стоять знаки соответствия стандартам, которыми обозначают изделия, отвечающими установленным требованиям качества изготовления и безопасности для людей. У каждой страны свой знак соответствия (рис. 26).

 

«Проверено на безопасность»

(Германия) Великобритания Канада

Корея Россия Австрия Италия

 

 

Франция Япония Европейское Украина

сообщество

 

 

Болгария Чили Дания Финляндия Венгрия

 

 

Индия Израиль Пакистан Польша Португалия

 

 

Таиланд Норвегия Испания Швеция Бельгия

 


Сингапур Турция Нидерланды Исследован на пригодность для

пищевых продуктов

 

 

Рис. 26. Знаки соответствия стандартам.

Перечень основных стран-импортеров дан в приложении 1.

 

Штриховое кодирование.

В настоящее время практически 100% продукции, выпускаемой в развитых странах мира для потребительского рынка, имеет на упаковке (либо на ярлыках, сопровождающих товар) штриховой код EAN (European Articie Numbering), разработанный Международной Ассоциацией EAN, находящейся в Брюсселе, который определяет производителя и товар. В экономическом отношении нанесение штрихового кода способствует повышению конкурентноспособности, увеличению спроса на данную продукцию и соответствует современным нормам торговли и внешнеторгового обмена. Экономический эффект от внедрения такой системы автоматической идентификации заключается в том, что она дает возможность отказаться от многочисленных бумажных документов (накладных, отчетов и т.п.) и позволяет оперативно, с помощью автоматического считывания получать информацию о производителе продукции, ее технических характеристиках, цене и других показателях (если, конечно, производитель посчитал целесообразным «загрузить» такую информацию в код). Внедрение системы кодирования позволяет получать оперативную информацию о движении товаров, снизить коммерческие издержки, а также дает возможность производителям и продавцам наблюдать за реакцией рынка на поступление различных товаров, а покупателю (в случае необходимости) выйти на конкретного поставщика и производителя.

Штриховой код - это чередование темных и светлых полос разной ширины. Информацию несет относительные ширины светлых и темных полос и их сочетания. Темные полосы называют штрихами, а светлые – пробелами (промежутками).

Штриховые коды считываются специальными оптическими считывателями (сканерами) различных типов, включая лазерные, которые воспринимая штрихи, пробелы и их сочетания, декодируют штриховой код в цифровой с помощью микропроцессорных устройств и осуществляют ввод информации о товаре в ЭВМ.

Наличие штриховых кодов на упаковках дает возможность организовать эффективный контроль за прохождением товаров, начиная с упаковочной линии у изготовителя и заканчивая складом магазина.

Основным объектом кодирования является товар. Его конкретная единица, отличающаяся ценой, массой, размером, цветом и т.п., идентифицируется однозначно путем присвоения ей уникального цифрового кода.

В международной торговле широкое распространение получил код EAN. Код EAN – это 13 – или 8 – разрядный цифровой код, представляемый сочетание штрихов и пробелов разной ширины. При этом самый узкий штрих или пробел принимается за единицу толщины (модуль). Другие штрихи и пробелы составляют два или три модуля, т.е. две или три толщины самого узкого штриха или пробела.

Каждая цифра (разряд) кода EAN представляет собой сочетание двух штрихов и двух пробелов.

На рис. 27 представлена структура кода EAN – 13. Цифровой 13 – разрядный код товара включает код страны, предприятие которого произвело товар, код предприятия – изготовителя товара, код самого товара и контрольное число.

 

 

Рис. 27. Структура кода EAN – 13.

 

Код страны выдается каждой стране централизованно Ассоциацией EAN. При этом ряду стран выделены диапазоны кодов, например, Франции 30-37. Некоторым странам представлена возможность детализировать двухразрядный код страны на третьем разряде. Например, код, выданный бывшему Союзу – 46, может быть детализирован на третьем разряде в диапазоне 460 – 469. При этом для предприятия – изготовителя должно использоваться только четыре разряда вместо пяти. Некоторым странам сразу выделены трехразрядные кода. Точный перечень кодов стран представлен в приложении 2.

Цифровой код страны – пожалуй, единственная информация, представленная в штриховом коде, которую можно проверить визуально.

Следующие пять цифр кода присваивает предприятие – изготовитель товара самостоятельно. Этот код может быть в виде регистрационного номера, выданного предприятием, а также может отражать какие-либо признаки продукции, необходимые для решения задач на предприятии – изготовителе.

Последний 13 – й разряд представляет собой контрольное число и используется для проверки правильности считывания штрихового кода сканером. Проверка производится автоматически по алгоритму EAN.

В начале и конце штрихового кода имеются удлиненные краевые штрихи. Они указывают на начало и конец сканирования, т.е. показывают, что луч сканера захватил весь код. Центральные удлиненные штрихи разделяют код на две части, что облегчает визуальную проверку полноты записи кода.

На рис. 28 представлена структура кода EAN – 8, который является как бы укороченной модификацией EAN – 13 и предназначен для товаров, имеющих небольшие размеры, где площадь печати ограничена.

 

 

 

- (А) код страны изготовителя (2е, а иногда и 3и цифры), называется «флаг».

В этом случае код Испании.

- (B) код изготовителя.

- (С) последняя цифра является контрольной.

Рис. 28. Структура кода EAN – 8.

 

Код EAN – 8 включает код страны, код изготовителя и контрольное число. Однако, например, в Финляндии, код EAN – 8 включает код страны и регистрационный номер продукта.

Наличие штрихового кода на товаре позволяет потребителю определить страну-импортера товара, предприятие-изготовитель и конкретный номер товара и предъявить претензии к качеству товара и его безопасности.

На каждой упаковке должен быть только один код EAN.

Обычно код размещают на задней стороне упаковки (если лицевой считать сторону с названием продукта) в правом нижнем углу, причем на расстоянии не менее 20 мм от краев. Если это невозможно, то код ставят справа на лицевой стороне. Стандартизированные варианты размещения штриховых кодов на различных видах упаковки показаны на рис. 29.

 

 


 


 

Рис. 29

 

Печатают штриховой код на упаковке обычно черным, синим, темно-зеленым или темно-коричневым цветом. Красный, светло-коричневый и желтый цвета не применяются, так как оптическое считывающее устройство их не различает. Фон, на котором печатается штриховой код, должен быть светлым, и на нем не должно быть ни рисунков, ни текста, ни перфорации.

При использовании штриховых кодов производитель обязан своевременно информировать торгового партнера (магазин, торговую фирму) о номере производимого товара или об изменениях о нем.

Ответственность за это полностью лежит на производителе товара.

Предварительное извещение о номере товара должно быть направлено в письменной форме. Торговый партнер должен получить его по крайней мере за три недели до поставки самого товара. В предварительном извещении должны содержаться данные о товаре, достаточные для точного описания в банке данных магазина.

Информация о товарах заносится торгующей организацией в ЭВМ, которая затем ее обрабатывает. Эта запись обычно содержит полное название товара с указанием цены и конкретных потребительских характеристик. Например, для одежды – размер, рост, цвет, рисунок ткани и другие признаки, необходимые для изучения спроса на товар. Часто указывается полное название предприятия-изготовителя, его почтовый адрес, средства связи, номер счета и т.п.

При применении штриховых кодов производитель обязан наносить их на производимый товар. Эта процедура практически не увеличивает стоимости товара (или его упаковки), ни времени на его производство и отгрузку.

 

 

Практическая часть

2.1.Контрольные вопросы

1. Какая информация сообщается с помощью маркировки продуктов питания?

2. Что включает в себя понятие «маркировка»? Зачем она нужна на продуктах питания?

3. Чем различаются между собой знаки соответствия государственным стандартам к качеству продукта?

 

 

 

Рис.1 Рис.2 Рис.3 Рис.4

 

4. Какие знаки обозначают возможность переработки и повторного использования упаковки продуктов питания?

5. Что может обозначать маркировка «экологически чистый продукт»?

6. Что обозначают приведенные ниже знаки?

 

Рис.1 Рис.2 Рис.3

 

 

Рис.4 Рис.5 Рис.6

 

7. Зачем нужно штриховое кодирование товаров?

8. Что такое штриховой код? Каким образом он выдает информацию о товаре?

9. Какие существуют виды цифровых кодов?

10. Что обозначают удлиненные краевые штрихи в начале и конце цифрового кода?

11. Какую информацию включает в себя 13 – разрядный цифровой код?

12. Зачем нужен 8 – разрядный цифровой код?

13. Где должен размещаться на упаковках штриховой код?

14. Какие существуют требования к цвету штрихового кода и к фону, на котором он печатается? Почему?

Приложение 1

 

Основные страны-импортеры

   
Australia……………………………… Австралия Pakistan…………………..…..….….. Пакистан
Austria……….…………………..……… Австрия Phillipines…………………..…… Филиппины
Belgium...…………………….……...…... Бельгия Poland…………….……………...…… Польша
Bulgaria…………………………...….… Болгария Portugal…………………………... Португалия
Canada…………………….……..……..… Канада Romania……………………….……. Румыния
Cyprus………..…………….……..…..…….. Кипр Saudi Arabia….…………. Саудовская Аравия
Czechoslovakia……….…………… Чехословакия Singapore……….…………...…….. Сингапур
Denmark…………….…………….….……. Дания Spain………………………………… Испания
Egypt………………………….………...… Египет Sweden…………...................……….. Швеция
Finland…………………..…………… Финляндия Switzerland…….……………..….. Швейцария
France…………………….………..….... Франция Syria…………………………...….……. Сирия
Germany…………………..…….……... Германия Thailand……………………………… Тайланд
Greece………………….…………………. Греция Turkey………………………………… Турция
Hong Kong…………………...……..….... Гонконг UAE/Unated ArabEmirates/UK/ Unat….. ОАЭ/
India……..………………………...………. Индия Объединенные Арабские Эмираты/
Indonesia………………..……….……. Индонезия Kingdom/……………….…...Великобритания
Italy…………………………………….…. Италия USA/United States of America/…………........………….…….. США/
Japan……………………………………... Япония Соединенные Штаты Америки
Malaysia…………………………….…. Малайзия Yugoslavia……………...…………. Югославия
Mexico……………………………...…… Мексика  
Netherlands………………………..... Нидерланды  
New Zealand……………………. Новая Зеландия  
Norway…………………………...……. Норвегия  

 

Приложение 2

 

Код Страна Код Страна
00-09 США и Канада   Норвегия
30-37 Франция   Израиль
  Болгария   Швеция
  Словения   Мексика
400-440 Германия   Венесуэла
460-469 Россия   Швейцария
  Гонконг   Аргентина
45-49 Япония   Чили
  Великобритания   Бразилия
  Греция 80-83 Италия
  Кипр   Испания
  Ирландия   Куба
  Бельгия   Чехия
  Люксембург   Югославия
  Португалия   Турция
  Исландия   Нидерланды
  Дания   Южная Корея
  Польша   Сингапур
  Венгрия 90-91 Австрия
  Финляндия   Австралия
  Китай   Новая Зеландия

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: