Практические задания к зачету




Вопросы к зачету

«Психологическая служба образования»

1. Структура психологической службы образования.

2. Цели и задачи психологической службы образования.

3. Основные направления деятельности психологической службы образования.

4. Ориентировочные нормы выполнения основных направлений деятельности педагога-психолога.

5. Концепция профессиональной деятельности педагога-психолога и договор между психологом и администрацией образовательного учреждения.

6. Этические нормы в работе психолога в образовании.

7. Требования к кабинету психологической службы.

8. Методическое обеспечение кабинета педагога-психолога.

9. Документация педагога-психолога.

10. История развития психологической службы за рубежом.

11. История развития психологической службы в России.

12. Изучение практического запроса клиента и переформулировка его в психологическую проблему.

13. Стратегия и план психологического исследования.

14. Взаимодействие психолога с ребенком во время исследования.

15. Ведение протокола и наблюдение за ребенком во время исследования.

16. Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования. Схема.

17. Профессиональное заключение.

18. Заключение для специалистов смежных профессий.

19. Заключение по результатам психологического исследования для родителей и обратная связь для ребенка.

 

Практические задания к зачету

1. Опираясь на принципы отбора методического инструментария, составьте перечень методик, входящих в «портфель» педагога-психолога.

 

2. Как Вы планируете осуществлять информационный обмен с учителями, представителями администрации, детьми, родителями детей? Какова должна быть степень открытости в информационном обмене?

 

3. Продумайте стратегию организации рекламы психологической службы школы?

 

4. Проанализируйте представленное ниже психологическое заключение.

Психолого-педагогическая характеристика Р. Дмитрия, 1985 года рождения, учащегося 11 класса средней школы №XXX г. Москвы. Р. Дмитрий родился и воспитывается в полной семье. Взаимоотношения в семье ровные. Дмитрий обладает хорошим здоровьем, относится к первой группе здоровья. Серьезно относится к занятиям физкультурой, посещает тренажерный зал. С 1998 года обучается в специализированном биолого-химическом классе. Он являлся неоднократным участником олимпиад по химии, биологии. К учебе относится добросовестно, задания выполняет с интересом, старается найти собственное оригинальное решение. В общественных делах класса активен, ответственен, на Дмитрия всегда можно положиться, часто выполняет роль организатора. Общий уровень интеллектуального развития высокий. Хорошо понимает общую логику и структуру задачи, анализирует отношения между понятиями, находит и использует аналогии. Однако в выполнение новой задачи включается не сразу, темп работы невысок. Характерологические особенности: эгоцентричен, активен, энергичен, практичен. Любознателен, непосредственен, импульсивен. Дмитрию свойственны стремление соучаствовать в совместной деятельности, смелость поступков. Стремится быть в центре внимания, быть заметным, значимым. В классе выполняет роль неформального лидера. Стремится к общению, доброжелателен, но может довольно агрессивно отстаивать свою позицию. Имеет широкий круг друзей, среди которых довольно популярен. Сфера профессиональных интересов сформирована. Психолог Сидоров И.П.

 

Кому может быть адресовано данное заключение? Оцените полноту представленной информации и стиль заключения в соответствии с тем, для кого или для чего оно составлено.

5. В личном деле ребенка содержится следующая психологическая характеристика. Напишите версию этого заключения, предназначенную для ребенка.

Психологическое заключение по результатам индивидуального обследования.

Психологической службы школы было проведено индивидуальное исследование Павла П., 1986 года рождения, учащегося 10 класса.

Были использованы следующие методики:

1 методика: тест-опросник Айзенка.

Цель методики: диагностика уровня экстраверсии-интроверсии и нейротизма.

Результаты: шкала лжи – 2 балла.

Экстраверсия – интроверсия – 15 баллов.

Нейротизм – 8 баллов.

Выводы: по результатам исследования у испытуемого преобладает сангвинический тип темперамента. Такому типу темперамента свойственно: общительность, импульсивность, гибкость поведения, инициативность, высокая эмоциональная приспособляемость и устойчивость. Испытуемый легко загорается новой идеей, готов к сотрудничеству, легко включается в активные группы.

 

2 методика: «Несуществующее животное».

Цель методики: ориентировочная характеристика особенностей личности.

Результаты и выводы:

Рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа, что говорит о нормальной самооценке. Изображение в анфас говорит об эгоцентризме. Большие уши у животного говорят о заинтересованности в информации, значимости мнения окружающих о себе. Акцентуация глаз указывает на переживания и страхи. Испытуемый ценит рациональное начало в себе и окружающих (большая голова животного). Массивные устойчивые ноги свидетельствуют об обдуманности, рациональности принятия решений, формирования суждений, опоре на значимую информацию. Недостаточно четкое соединение ног с телом животного говорит о небрежности контроля за своими суждениями. Форма ног указывает на конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Наличие хвоста, направленного вверх, свидетельствует о положительном отношении к своим мыслям. Отсутствие шипов, когтей и т.д. говорит об отсутствии агрессии по отношению к окружающим. Своеобразный нос выражает тенденцию к скрытности. Название животного («зукопапа») относится к разряду иронически-юмористических, но использовании слова «папа» в названии может быть следствием семейных проблем.

 

 

4 методика: определение направленности личности (автор Б.Басс).

Цель методики: определение направленности личности.

Результаты:

1) направленность на себя (Я) – 22 балла;

2) Направленность на общение – 38 баллов;

3) Направленность на дело – 21 балл.

Выводы: у испытуемого была выявлена направленность на общение, то есть он стремится при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентируется на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям. Также он ориентирован на социальное одобрение, зависит от группы, испытывает постоянную потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

 

Общие рекомендации: так как испытуемый стремится беспрепятственно действовать, то ограничения могут вызывать стресс. Поэтому необходимо провести с испытуемым беседу и попытаться аргументировано разъяснить ему, что в будущем невозможно будет жить, делая только то, что хочется. Также, во избежание дальнейших конфликтов, желательно провести беседу и с классным руководителем. Мальчик ищет спокойствия и гармонии в отношениях, испытывает потребность в доброжелательной обстановке. Прежде всего комфортность ребенок должен испытывать в семье. Поэтому нужно встретиться с родителями и побеседовать по данной проблеме. Также необходимо дальнейшее исследование, целью которого будет изучение семейных отношений испытуемого, так как многие факты указывают на наличие проблем в этой области, в частности при проведении беседы, когда речь заходила о семье, Павел становился немногословным, говорил, что у него «все о’кей» и замыкался в себе.

Психолог школы №ЧЧЧ Иванова А.А.

  1. При написании заключения для родителей и педагогов возникает необходимость переформулировать научные психологические термины и сделать результаты психологического исследования понятными для других. Простыми словами изложите суть следующих психологических терминов: экстраверт, интроверт, фрустрация, агрессивный, аутичный, астеничный, импульсивный, фобия, нейротизм, лабильный, конформный, акцентуация, эгоцентризм, невербальный коэффициент интеллекта.

7. Напишите 50 фраз, выражающих похвалу и поощрение ребенка во время тестирования.

 

 

8. Продумайте и предложите принципы построения контакта в ситуации, когда ребенок тревожен, застенчив.

 

 

9. Продумайте и предложите принципы построения контакта в ситуации, когда ребенок агрессивен, гиперактивен.

 

 

10. Прочитайте предложенные высказывания и сформулируйте все возможные гипотезы о причинах описанных в них проблем:

· Он крадет и раздает украденное в классе (о мальчике 8 лет).

· Он вообще не может говорить на уроке. Встает и мычит, еле слово выдавит из себя (о мальчике 9 лет).

· Она врет и не краснеет (о девочке 7 лет).

· Мне легче лишние два дня отработать, чем с ним уроки делать (о мальчике 10 лет).

 

 

11. Прочитайте предложенный ниже отрывок из «Истории про Энни» австралийского психолога Дорис Бретт и попытайтесь переформулировать описанную в ней проблему в психологическую гипотезу:

«Энни ходила в школу, которая находилась недалеко от ее дома… Школа нравилась и одновременно не нравилась Энни. Нравилась тем, что там можно что-то узнать, научиться делать разные вещи, а то, что не нравилось, было связано с другими ребятами… Каждый раз, когда она попадала в окружение ребятишек, она была абсолютно уверена, что все они ненавидят ее и считают дурой. Она думала, что они никогда не захотят играть или разговаривать с ней… Ей казалось, что люди все время смотрят на нее и думают: «вот страхолюдина-то, да еще в придачу занудлива и неуклюжа». Всякий раз, когда Энни входила в комнату, она старалась быть менее заметной. Она как-то вся сжималась, сутулилась, чтобы казаться ниже ростом. Она никогда не смотрела людям в глаза, и если была вынуждена отвечать, то говорила тишайшим, еле слышным голосом, как будто ее здесь не было вовсе».

 

12. Выделите в высказываниях людей, обратившихся за психологической помощью, те, в которых ответственность перекладывается на психолога:

· Мне так много хорошего о Вас говорят, что Вы всем помогаете…

· Я буду платить столько, сколько Вы скажете, только помогите…

· Вы последняя наша надежда…

· Мы уже были у психологов, но они ничем нам не помогли…

· С ней никто не может справиться…

· Как Вы считаете, если бы отец больше уделял внимания ребенку, то этого бы не произошло…

· Это плохо, когда ребенка воспитывает несколько людей. Мы все время требуем что-то от ребенка, а бабушка все ему разрешает и балует…

· Я не психолог, но понимаю, что с ней что-то происходит…

 

13. Внимательно изучите запросы, предложите программу действий по уточнению запроса и переформулировки его в психологическую проблему:

· Родители обратились с жалобой на неуспеваемость сына, 9 лет. Мать характеризует своего ребенка как «неусидчивый, невнимательный, неаккуратный, не может самостоятельно сделать домашнее задание, часто отвлекается на посторонние занятия».

· Ежегодно в пятом классе резко падает успеваемость учеников, администрация школы обращается к психологу с просьбой выяснить причину этого явления и разработать программу для преодоления данных трудностей.

· Ученику 10 класса хотелось бы быть актером и поступить в театральный ВУЗ, родители считают эту профессию легкомысленной, не подходящей для их ребенка. Юноша просит психолога помочь решить эту проблему.

 

14. Существуют ли моральные, этические или другие ограничения при работе со скрытыми запросами и в ситуациях, когда психолог формулирует запрос самостоятельно?

 

15. Предложите и проанализируйте возможные варианты работы с запросами-манипуляциями.

 

 

  1. Практика показывает, что большую часть рабочего времени педагога-психолога занимает диагностическая работа, в то время как коррекционно-развивающему направлению деятельности уделяется меньше всего внимания. Как вы думаете, в чем причина этого и каким образом можно преодолеть дисбаланс между различными направлениями деятельности психолога?

 

17. Напишите инструкцию к методике «Пиктограмма».

 

 

18. Напишите и проанализируйте наблюдение за одним из одногруппников в течение 10 минут.

 

 

19. Прочитайте описанную ситуацию: «На уроке русского языка Володя И., ученик 7 класса, постоянно отвлекается, пускает самолетики, мешает соседу по парте, вскакивает и выкрикивает с места. Учительница Валентина Сергеевна несколько раз сделала ему замечания, в ответ, на которые Володя огрызался, веселя тем самым весь класс. Учительница не выдержала, взяла ученика за руку и со словами: «Все, мое терпение лопнуло. Пойдем к психологу, пусть она разбирается, что с тобой делать». Втолкнув упирающегося ребенка в кабинет психолога, Валентина Сергеевна сказала: «Он мешал мне весь урок, проверьте его и сделайте с ним хоть что-нибудь». Володя стоит около двери, смотрит в пол, выражение лица напряженное, брови сдвинуты, руки сжаты в кулаки. На вопросы психолога не отвечает».

Ответьте на вопросы: Какие чувства испытывает ребенок? Как он будет себя вести при проведении психологом исследования? Почему? Как с этим ребенком можно простроить контакт?

 

20. Проанализируйте приведенную ниже ситуацию. Почему возникли такие трудности? На каком этапе подготовки психологического исследования ошибся психолог? Как должен быть правильно выполнен этот этап подготовки? Как можно было бы исправить данную ситуацию в процессе исследования?

При проведении группового исследования связанного с определением уровня интеллектуального развития с помощью теста Амтхауэра в 8 классе психолог столкнулся с трудностями: исследование проводилось одновременно со всеми учениками в обычном классном помещении после окончания школьных занятий. Выполнение интеллектуальных заданий в классе воспринималось учениками как ситуация «контрольной работы», что повлекло за собой актуализацию стереотипного паттерна поведения. Дети списывали друг у друга, обменивались полученными результатами. Проведение методики, рассчитанной на 1,5 часа, в конце школьного дня привело к сильному утомлению и потери интереса к тестовым заданиям. В результате даже сильные в педагогическом плане ученики получили очень низкие показатели.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: